Вадим Анатольевич Кузнецов
Вадим Анатольевич Кузнецов
Номинация «Мой наставник».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор филиала НИИ кардиологии Сибирского отделения РАМН «Тюменский кардиологический центр»
Если попытаться составить список учеников Вадима Анатольевича Кузнецова, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора и директора филиала НИИ кардиологии Сибирского отделения РАМН «Тюменский кардиологический центр», то это займет немало времени, и выглядеть он будет внушительно.
Фактически под началом Кузнецова в Тюмени была сформирована научная школа по разработке и внедрению новых высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний сердца, которая сегодня получила признание во всем мире. Его ученики работают не только в Тюмени, но и в зарубежных клиниках, а также в специализированных центрах Тюменской области, Новосибирска, Москвы, других городов.
Вадим Анатольевич – научный руководитель 18 кандидатских и 5 докторских диссертаций, в настоящее время под его руководством выполняется еще 7 кандидатских и 5 докторских работ. Многие его ученики – сегодня сами наставники, но до сих пор помнят свои первые шаги под его руководством.
В чем же заключается роль наставника? Об этом мы беседуем с Вадимом Анатольевичем Кузнецовыми его учениками.
– Ваши ученики выдвинули вас на номинацию «Наставник». Как вы отнеслись к этому?
– Само по себе наставничество – это основное в моей работе. Я уже почти 26 лет работаю в Тюменском кардиологическом центре, и более 23 из них – на посту директора. И думаю, что здесь сложилась школа кардиологов. Наш коллектив – это наши же воспитанники, которые приходили сюда работать молодыми, многие со студенческой скамьи. Эти люди сегодня составляют цвет кардиологии не только нашей области, но и России. У нас в центре работают 14 докторов наук, 50 кандидатов. И если я сумел чему-то их научить, и они сочли меня достойным кандидатом на эту номинацию – это здорово. В целом подготовка, воспитание кадров, обучение молодежи – это важнейшая часть работы в кардиоцентре. Делаем это постоянно, уже не один десяток лет. Останавливаться не планируем.
– А когда вы начинали свой путь в науке и медицине, был ли наставник у вас? И какое влияние оказал?
– Я еще мальчишкой решил, что должен стать ученым, но в медицину не стремился. Очень интересовался биологией, вирусологией. Большое влияние на меня оказали книги. Среди них назову «Открытую книгу» Вениамина Каверина. Потрясающий роман, который он написал о своем родном брате, академике Льве Зильбере, открывшем вирус клещевого энцефалита, создавшем вирусную теорию рака. Этот человек до сих пор является для меня образцом для подражания.
Но так сложилось, что я начал заниматься практическим здравоохранением, а потом снова вернулся в науку, стал заниматься кардиологией, эхокардиографией – и не жалею. Мой учитель, наставник – профессор Олег Сергеевич Антонов, благодаря которому я и приехал в Тюмень более двадцати лет назад. Он даже не столько учил меня профессии, мы с ним почти одновременно начали заниматься ультразвуковой диагностикой. Тогда это только-только начиналось. В большей мере он учил меня жизни. И не так, что читал мне какие-то лекции, я просто смотрел не него и учился – его увлеченности наукой, самоотдаче. Было с кого брать пример.
– Как наставник, что самое ценное сегодня вы стараетесь передать своим ученикам? С чего начинается наставничество?
– Наш центр сам по себе – не простая больница, а лечебно-учебный педагогический комплекс, поскольку мы принадлежим Академии медицинских наук. И такой своеобразный процесс «интеллектуально-профессионального размножения» для нас совершенно естественен. Любой молодой человек, который к нам приходит, получает руководителя, под руководством которого выполняет сначала какую-то небольшую клиническую и научную работу. Потом все это обрастает «мышцами» и превращается в патенты, кандидатские и докторские диссертации.
И мои ученики не исключение, стараюсь учить их профессионализму. Даю молодежи задания, постоянно общаюсь с ними, учу.
– Это в целом в кардиоцентре. А каким образом именно вы, как наставник, выстраиваете отношения с учениками? Много ли требуете от них?
– Я считаю, что всегда достаточно высоко ставлю планку перед своими учениками. А смысл ставить легкие задачи? Да, поначалу не всем бывает легко, но стремиться всегда надо к большему. И подавляющая часть учеников добивается отличных результатов.
А отношения с ними выстраиваю так, как выстраивал бы отец с собственным ребенком. Не в смысле снисходительного отношения – всегда надо направлять тех, кто делает первые шаги в науке и практике. Ты просто объясняешь и рассказываешь, как надо делать. Если требуется, то показываешь своими руками.
Видимо, что-то у меня, как у наставника, получается, потому что мои ученики добиваются успеха и признания, как врачи и как ученые. Многие сами стали профессорами, докторами и кандидатами наук. И я горжусь ими.
– Что для вас означает само понятие «наставник»?
- Наставник в моем понимании – это учитель. И самое главное – профессионализм. Это емкое понятие, оно многое включает в себя – и человеческие качества тоже. Один из важнейших элементов медицинского профессионализма – это толерантность к пациентам. Отношения пациент-врач – это такие отношения, где медик должен уметь принять больного таким, каким он есть. Иногда даже, стиснув зубы, терпеть.
Кроме того, если мы говорим о науке, то в ней очень важно быть честным и порядочным. Ведь никто не контролирует, никто не проверяет – соврал или не соврал. Здесь многое основано на личной порядочности. Это очень важно. Потому что иногда бывает желание, особенно у молодежи, «подправить» окружающую действительность под какие-то свои мысли и гипотезы. На самом деле, и я всегда говорю об этом своим ученикам, сама природа сложна и красива, а те загадки, которые она тебе преподносит, гораздо более интересны, чем те, которые ты сам себе можешь придумать.
– А легко ли быть наставником?
– Непросто быть наставников у талантов. С талантливыми людьми не всегда бывает легко. Например, среди моих учеников есть профессор, доктор наук Александр Осиев, который работает в Новосибирском НИИ патологии кровообращения имени академика Мешалкина. Он создал в структуре института центр эндоваскулярной хирургии и лучевой диагностики. Некоторые предложенные им методы коронарных вмешательств не имели аналогов в мире и были признаны на международном уровне. Очень харизматичный человек, очень волевой, я бы даже сказал, в чем-то «упертый». Мы с ним в свое время много и горячо спорили. Но в целом удавалось находить консенсус – и результат, как говорится, налицо.
– Многие говорят, что сейчас в медицине практически утерян институт наставничества. Вы согласны с этим?
– Мне сложно судить. У нас в клинике все основывается на передаче знаний от поколения к поколению. Мои ученики работают по всей стране, за границей, занимаются высокими технологиями, наукой. Сами учат. Так что то, что я вижу вокруг себя, не позволяет мне утверждать, что что-то потеряно.
– Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает молодым врачам?
– По крайней мере, в последнее время та молодежь, что приходит к нам, очень достойно выглядит. Они даже сильнее в знаниях, в профессиональных аспектах, чем мы были в свое время при выпуске из институтов. Люди уже знают иностранные языки, хорошо умеют работать с научной информацией. Во всем остальном они не очень отличаются от студентов и молодых ученых прошлых лет. Человек во все времена одинаков. Конечно, сегодня они хотят зарабатывать. Мы были большими идеалистами, чем они, но это не мешает им становиться отличными профессионалами. И работать с ними – одно удовольствие. Я сам у них многому учусь. Интеллектуальный процесс в науке редко идет в одиночку.
– У каждого, наверное, есть свой девиз по жизни. Какое выше любимое высказывание?
– Знаете, есть такой детский анекдот. Плывет крокодил по реке. Медленно. Тут его лягушка обгоняет – шлепает по воде: чав-чав. Он схватил ее за лапку, кинул назад, плывет дальше, снова рядом: чав-чав-чав. Рассердился крокодил, вывернул лягушку и кинул назад. Через пару минут рядом: вач-вач-вач. Я всегда говорю коллегам: «Не получится «чав-чав», сделаем «вач-вач». Если не так, то по-другому – но цели своей добьемся. Это не девиз, наверное – скорее, правило. Так что терпение и труд – все перетрут, если выразиться более литературно.
– Какое напутствие тем, кто сегодня приходит в профессию, хочет посвятить себя либо практике, либо науке, вы могли бы дать?
– Уверенность и упорство, но не самоуверенность и упрямство.
О наставнике
Виктор Викторович Тодосийчук, заведующий отделением функциональной диагностики, доктор медицинских наук, врач высшей категории, ведущий научный сотрудник:
– Благодаря Вадиму Анатольевичу я изменил свою судьбу. Я работал в северном городе Нефтеюганске простым врачом, со стажем 20 лет. А потом что-то внутри меня «щелкнуло», и я решил заняться наукой. А до этого уже несколько раз бывал в кардиоцентре и знал Вадима Анатольевича, обратился к нему, объяснил, что хочу попробовать свои силы в науке, и спросил, возьмет ли он меня под свое руководство. Он спросил о наработках, поговорили – и он взял.
Вадим Анатольевич – человек, который всю жизнь в науке, а я был обычным практиком. И для меня занятие наукой было чем-то из разряда занятий для избранных. Но он мне показал, что все возможно. И по его руководством я в течение очень короткого времени защитил кандидатскую диссертацию. И стал первым врачом в Нефтеюганске с кандидатской степенью.
Позже Вадим Анатольевич пригласил меня переехать работать в Тюменской кардиоцентр, где буквально через пять лет я лет защитил докторскую. Он предложил мне очень смелую, интересную, революционную тему по кардиологии, которая вызывала и всегда вызывает массу дискуссий. За этот период мы с ним объездили весь мир, побывали на многих конференциях, конгрессах.
Кузнецов – перфекционист, умеет заразить и воодушевить. Я же пришел к нему уже опытным врачом, а не аспирантом медакадемии, и на многие вещи смотрел со скепсисом. Но он всегда подталкивал меня вперед. Когда я еще только начинал работу над кандидатской, привез первые материалы (были уже практические наблюдения за больными, собрал статистику), он мне сказал: «Так! Садись и пиши статью в журнал «Кардиология». Я был поражен: «Это же самый «крутой» журнал по кардиологии в России! Вот прямо сесть и писать?». «Прям сесть и написать»! Набросал макет статьи, а дальше по деталям я уже работал сам. И написал эту статью. Я тогда еще работал в Нефтеюганске, и когда журнал поступил в научную библиотеку, на меня с удивлением смотрели коллеги: «Врач из малюсенького городишки, а у него статья в «Кардиологии» вышла».
Я всегда смотрел, что он делает, как он делает, и мне хотелось быть таким же, ездить со своими материалами по всему миру, дискутировать с учеными. Я даже английский выучил благодаря ему, потому что когда начали ездить по конференциям – он общается с коллегами, а я не могу. Так что его пример очень заражает.И то, что когда-то казалось мне недосягаемой мечтой, с помощью Вадима Анатольевича стало реальностью. Это и есть настоящее наставничество: показать, что можно сделать, как сделать, и помочь осуществить то, о чем ты едва осмеливался мечтать. Получилось так, что я из простого врача стал ученым. Теперь под моим руководством уже защищаются аспиранты.
Григорий Владимирович Колунин, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения № 2 , врач-хирург, кандидат медицинских наук:
– Вадим Анатольевич – это первый человек, к которому я пришел после института (а точнее, даже еще во время учебы, после пятого курса), можно сказать, с улицы. Тогда было очень сложно устроиться в ординатуру. Он меня принял и дал путевку в «хирургическую жизнь».
В первые годы я, в основном, занимался лечением ишемической болезни сердца. А в какой-то момент в кардиоцентр было куплено оборудование, которое позволяло заниматься нарушениями ритма сердца (им тогда толком никто и не занимался). И Вадим Анатольевич убедил меня взять это направление на себя. Хотя вначале мне не очень хотелось, более интересным казалось то, чем я занимался раньше. Но он сумел меня убедить. Умеет Кузнецов мотивировать! Объяснил, что, взяв на себя это направление, я смогу стать лидером, расставил приоритеты. И я взял на себя ритмологию, стал изучать новые технологии. Это было уже 15 лет назад. Сейчас это мой основной интерес в медицине и науке.
Я могу сказать о Вадиме Анатольевиче, что он совершенно потрясающе чувствует новые направления в науке. Все те инновационные методы, которые у нас есть, были внедрены с его посыла. Сам он занимается не всеми направлениями в кардиологии, но всегда может понять, что будет перспективным. И поставить на это направление людей, которые будут его развивать.
Достаточно посмотреть, как он работает в науке, и можно только восхититься его прозорливостью и желанием этим заниматься. На научных конференциях Кузнецов никогда не будет использовать тот доклад, который делал, например, полгода назад. Всегда посмотрит все, что обновилось по этой теме, всегда внесет корректировки, дополнит, разовьет. Многие ссылаются на недостаток времени, а у него для науки время есть всегда. И здесь есть чему учиться.
Еще важное качество наставника, которое есть у Вадима Анатольевича, – с ним можно спорить. Если есть разумные доводы, он всегда выслушает твою аргументированную точку зрения. И никогда не давит, открыт для восприятия всего нового.