Ответы юристов
10 12 2012
Компания «Гарант» делится своими знаниями
Разработчик информационно-правовой системы и комплекса информационно-правового обеспечения «Гарант» представляет ответы ведущих экспертов в области права на самые актуальные вопросы. Подготовка экспертных заключений службы правового консалтинга «Гарант» осуществляется по самым актуальным темам в сфере налогообложения, трудовогоправа, регулирования предпринимательской деятельности, законодательства о госзакупках и бухгалтерскому учету, правовоого положения субъектов и участников медицинского страхования, лицензирования медицинской деятельности.
О чем и какими способами (согласно законодательству) должен быть проинформирован пациент при оказании ему платных медицинских услуг, чтобы соблюсти его право на надлежащее и достаточное информирование об оказываемых ему услугах?
Статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) закреплено право потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Такая информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Обязанность исполнителя по информированию потребителя конкретизирована в и закона о защите прав потребителей (см. «Информация, предоставляемая потребителю»).
Так, данного закона устанавливает, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, разместив указанную информацию на вывеске. Будучи индивидуальным предпринимателем, он также обязан разместить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа. Поскольку в рассматриваемой ситуации исполнитель осуществляет медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию ( Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), то при оказании потребителям соответствующих услуг до их сведения должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию ( закона о защите прав потребителей).
Кроме того, согласно ст. 10 закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к услугам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг. Перечень необходимой информации установлен в закона о защите прав потребителей. В него входит, в частности, информация о правилах оказания услуг, сведения об основных потребительских свойствах услуги, цена в рублях и условия ее приобретения (в том числе порядок расчетов, которые могут быть произведены либо в самой медицинской организации, либо в учреждениях банка), информация о правилах эффективного и безопасного использования медицинских услуг, о гарантийном сроке, если он установлен, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если результаты работы по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Отметим, что по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ ( закона о защите прав потребителей). На отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, распространяются «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные Правительства РФ от 13.01.1996 № 27» (далее – правила № 27). Так, правил № 27 установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Дополняет данное требование Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации« (далее – закон № 323), который возлагает на медицинские организации обязанность информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и их квалификации.
При бесплатном оказании гражданам медицинской помощи закон № 323 обязывает медицинские организации предоставлять пациентам, помимо информации об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций (об уровне их образования и квалификации), сведения о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ( закона № 323).
К сожалению, в правилах № 27 не изложены правила доведения до потребителя необходимой информации. Как указывают суды, необходимая вышеуказанная информация должна содержаться на информационном стенде или в ином другом удобном для обозрения месте, доступном для потребителей (например, см. Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2010 № Ф09-3948/10-С1 по делу № А60-59928/2009-С9). Кроме того, платные медицинские услуги населению оказываются медицинскими учреждениями на основании письменного договора, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон ( правил № 27), что также является способом доведения необходимой информации до сведения граждан-потребителей. Также возможно отражать все требуемые сведения в памятке-приложении к договору на предоставление платных медицинских услуг, а при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи – во вкладыше к медицинской карте больного, подписываемом пациентом. В этом случае медицинское учреждение будет иметь письменное подтверждение факта ознакомления потребителя с необходимыми ему сведениями, что позволит избежать впоследствии необоснованных претензий пациентов в этой части.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых медицинскими учреждениями услугах влечет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ (например, см. постановление ФАС Северо-Западного округа , Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда ).
Отметим, что все виды вышеперечисленной информации должны быть доверены до сведения потребителей предварительно, до начала оказания медицинских услуг. В то же время закон № 323 предусматривает обязательное полное информирование пациентов в процессе лечения об их правах и обязанностях, состоянии здоровья (); о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (, ); об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях (п. 6 ч. 1 ст. 79).
Стоит ли оплачивать медицинские услуги за период, когда у медучреждения не было лицензии?
Страховая компания (ответчик) отказалась оплатить услуги за период, когда у медицинского учреждения (истца) отсутствовала лицензия на оказание медицинских услуг. По мнению ответчика, медицинское учреждение, не имеющее лицензию на медицинскую деятельность, не имеет права на получение оплаты оказанных им услуг. Кроме того, отсутствие лицензии указывает на некачественное оказание услуг.
Суд удовлетворил требование истца, исходя из того, что факт оказания медицинской помощи застрахованным гражданам подтвержден письменными доказательствами.
Была также дана оценка приведенным доводам ответчика. По мнению суда, в период, за который ответчик не оплатил услуги, больница функционировала в условиях не отсутствия лицензии, а ожидания выдачи ее на новый срок, поскольку своевременно начала процедуру оформления лицензии на новый срок, однако не получила ее по не зависящим от нее обстоятельствам. В период ожидания выдачи лицензии на новый срок больница продолжала оказывать медицинские услуги. Договор об оказании медицинских услуг применительно к лицензированию деятельности больницы в этот период никем из правомочных лиц не оспорен, а значит, являлся действующим.
Источник: Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2009 г. № Ф09-9721/09-С5.
Новости Все новости
25.02.2019
Дело об ампутации ноги «по ошибке»: воронежский СКР не нашел нарушений
Следователи не нашли ошибок в действиях врачей городской больницы №3 Воронежа, которые в ноябре провели ампутацию обеих ног пожилой женщине. О результатах расследования громкого дела сообщил 25 февраля на своей странице в депутат Госдумы РФ Евгений Ревенко («Единая Россия»).
19.11.2018
Зачем прилюдно на врача надевать наручники?
Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» внимательно наблюдает за развитием ситуации с обвинением в превышении должностных полномочий исполняющего обязанности главного врача родильного дома в Калининграде.
НМП поддержит наказание исполняющего обязанности главного врача родильного дома, если будет доказано, что им действительно было отдано распоряжение подделать историю болезни ребенка.
Вместе с тем, Национальная медицинская палата считает, что смерть младенца не связана с этим преступлением. Причина смерти будет определена после тщательно проведенного расследования, судебно-медицинской экспертизы и, возможно, суда.
14.11.2018
Информация о совместной работе НМП и Следственного комитета РФ
В результате совместной работы удалось исключить из риторики Следственного комитета применение к медицинским делам термина «ятрогенные преступления». «Мы договорились, и это важно, что так называемые «врачебные ошибки» не имеют отношения к понятию «ятрогении» и СК РФ прекратил использование понятия «ятрогенные преступления» по отношению к обсуждаемой проблеме», - говорит Леонид Рошаль.
12.11.2018
Как сообщает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «здоровых ног у больной не было. Кроме гангрены в области правой стопы, у больной было поражение левой голени, угрожаемое жизни пациентки. Ей уже до этого была произведена операция на левой голени. При поступлении она жаловалась на боли в левой голени и было получено информирование согласие на операцию слева, что и было сделано врачами».
18.09.2018
Врач из Астрахани не согласен с обвинениями в смерти ребенка
Врача областной детской клинической больницы имени Н. Н. Силищевой обвиняют в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ). Национальная медицинская палата (НМП) провела независимую экспертизу материалов дела. Эксперты считают, что врач не виновен в смерти младенца.В данный момент идут судебные заседания и обвиняемый намерен добиваться справедливого решения своего дела. Специалисты Центра независимой экспертизы НМП готовы оказывать дальнейшую поддержку астраханскому медику.
11.09.2018
10.09.2018
19.07.2018