Доклад Т. В. ЯковлевойПравовое регулирование в области охраны здоровья граждан Российской Федерации: проблемы и перспективы.
Уважаемые коллеги, в своем докладе я хотела бы затронуть именно актуальные проблемы правового обеспечения охраны здоровья детей. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность своим коллегам-педиатрам, потому что именно благодаря их усилиям мы сохранили детское здравоохранение, удержались в плане младенческой и детской смертности в лихие 1990-е годы. Спасибо вам огромное.
На сегодняшний день все, кто присутствуют в этом зале, конечно, не отрицают того, что огромные финансовые средства вливаются в систему здравоохранения, в том числе в систему детского здравоохранения. То, что наши руководители страны объявили, что 25% от всех финансовых средств, которые идут на здравоохранение, должно идти на детское здравоохранение, - это уже большой шаг вперед. Но, вместе с тем, сохраняется угроза социального и медико-организационного характера для здоровья детей.
Назову только наиболее острые из них. Нет финансирования здравоохранения – несмотря на то, что за последние 12 лет расходы на финансирование здравоохранения увеличились в 30 раз. Но 3,7% от ВВП, а вы знаете: ВОЗ говорит, что должно быть минимум 5%.
Имеет место приоритетное финансирование дорогостоящих технологий и недостаточное финансирование профилактических мер. В масштабе популяции они менее затраты, - мы с вами знаем, - но более эффективные. Приходится констатировать практически отсутствие стандартов, протоколов и порядков оказания профилактической помощи.
До 20% от всего детского населения составляет контингент детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Другими словами, каждый пятый ребенок требует повышенного внимания со стороны государства и общества.
Рост наркотиков, алкоголя и табака, а также инфекций, переданных половым путем, - другими словами, проблема формирования здорового образа жизни обострилась, как никогда.
Одновременно с этим остается ряд острых проблем в состоянии показателей здоровья детского населения. Например, рост удельного веса детей и подростков с превышением массы тела, т.е. ожирением. Следовательно, проблемы гиподинамии, нерационального питания, неудовлетворительного физического воспитания сохраняют свою актуальность.
Уровень исчерпываемой заболеваемости превышает данные официальной статистики на 50-60%.
Обострилась ситуации с психическим здоровьем подрастающего поколения. Мы с вами знаем: самая главная у нас сейчас проблема – не младенческая смертность, а подростковая, которая в три раза превышает европейский уровень. На первом месте, к сожалению, суициды.
Еще не может не тревожить региональные особенности. Например, ухудшение показателей детской инвалидности и смертности регистрируются в регионах Сибири, Дальнего Востока и юге страны. Представленные данные еще раз свидетельствуют о необходимости усиления правового и медицинско-организационного обеспечения охраны здоровья детского населения.
Что нужно? В первую очередь, конечно, - увеличение финансирования здравоохранения. Хотя бы пока до 5% от ВВП, а затем и 7%.
Да. Причем, я считаю, 25%, которые объявили для детского здравоохранения, - нужно законодательно закрепить, что оно должно идти именно на финансирование детского здравоохранения, как во всех развитых европейских странах.
Второе – принятие специального федерального закона об охране здоровья детей. Прямо скажу: в законе «Об основах здоровья граждан Российской Федерации» не полностью отражен системный подход к охране здоровья детей как наиболее уязвимой части населения.
Приведу только несколько примеров. В законе сохранено действующее положение, фактически лишающее родителей прав на охрану здоровья своих несовершеннолетних детей до достижения ими 15-тилетнего возраста. С этого момента вся информация о состоянии здоровья детей является для родителей врачебной тайной. Любое медицинское вмешательство, например аборт, - вы знаете, что растет число абортов среди несовершеннолетних, - становится возможным лишь с письменного согласия самого ребенка, составленного без ведома и участия его родителей. Правильно ли это? Сомневаюсь.
Считаю, что необходимо было отдельно прописать вопрос здоровья, касающийся именно подростков. Самое главное – охраны репродуктивного здоровья.
Много споров в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» вызвал вопрос суррогатного материнства. Закон защищает приоритеты заказчика ребенка. В результате у ребенка оказывается несколько родителей, вообще участников. В этом хаосе не понятно, кому принадлежит ребенок. Поэтому рождение детей от суррогатных матерей сопровождается многочисленными судебными тяжбами между участниками сделки. Указанную ситуацию, конечно же, следует исправлять на законодательном уровне.
Третье – отечественное здравоохранение всегда отличала профилактическая направленность. Считаю необходимым дополнить федеральное и региональное законодательство правовыми положениями, обеспечивающими сохранение здоровья, прежде всего здоровым людям. Даже те 25%, которые должны идти на детское здравоохранение, - из них более 60% должно идти на профилактическую медицину.
Совершенно согласна здесь с тем, что нужно водить налоговые льготы, чтобы работодателю было интересно страховать не только своих работников, но и членов их семей. Если ты пьешь и куришь, то, будь добр, плати за страховку дороже.
Надо на качественно новый уровень поднять содержанию и реализацию региональных программ по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей.
Разработать стандарты, протоколы и порядки профилактической деятельности для всех звеньев первичной медико-санитарной помощи детям, а также установить соответствующие тарифы. Я считаю, что тарифы на профилактику должны быть в два раза больше, чем на лечение. Это тогда простимулирует, конечно, и врачей заниматься больше профилактикой.
Еще один момент, на который хотела бы обратить ваше внимание: созданные детские центры до сих пор не имеют четкого алгоритма работы. Задача видится в том, чтобы организовать их деятельность как координаторов межотраслевого сотрудничества.
Четвертое – вне всякого сомнения, сердцевиной профилактики является решение задач по формированию здорового образа жизни. Прямо скажу, что уже давно перезрела проблема разработки и утверждения федеральной концепции формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. На наш взгляд, в ее рамках необходимо содействовать разработке общеобразовательных государственных стандартов, включающих понятие здоровье сберегающих технологий и навыков здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Ввести в медицинских вузах специальность по подготовке специалистов в области профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни. Ввести преподавание предметов по профилактической медицине и привития навыков здорового образа жизни в школах, в средних и в высших образовательных учреждениях, в профилактических центрах. Расширить на государственных каналах телевидения и радио вещание образовательных программ для детей по формированию здорового образа жизни.
Пятое – как уже было сказано, каждый пятый ребенок относится к контингенту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Абсолютно очевидно, что необходим анализ состояния и дополнительное законодательное и организационное обеспечение медико-социальной помощи этому контингенту. Например, практически не функционируют из-за нормативных просчетов отделения медико-социальной помощи детских поликлиник. Не отлажена система оказания медико-социальной помощи детям трудовых мигрантов или практически в зачаточном состоянии находится паллиативная помощь детям. Можно привести и другие примеры острой потребности в медико-социальной помощи детям и подросткам.
Вот, почему я солидарна с мнением академика Барановой и профессора Альбицкого о том, что необходимо создать новый кадровый потенциал среди педиатров – социально ориентированных педиатров. Т.е. педиатров, прошедших специальную подготовку для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Последнее – поддерживаю предложение многих педиатров о необходимости дальнейшего расширения национального календаря прививок.
Убеждена в том, что нынешний форум медицинских работников России даст новый импульс для активной законотворческой и нормативной деятельности в области охраны здоровья детей.
Всем вам, коллеги, желаю самим здоровья. Спасибо.