Выступления в пренияхПравовое регулирование в области охраны здоровья граждан Российской Федерации: проблемы и перспективы.
Материалы для скачивания
Александрова Оксана Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова
Механизм реализации принципа «Доступность медицинской помощи»
Я хочу сказать о реализации механизмов принципа доступности медицинской помощи.
Принцип доступности введен у нас в законодательство - в «Основы охраны здоровья граждан РФ». Там в качестве принципа введена доступность и качество медицинской помощи. Все вы помните: статья 4 – принципы, статья 10 – доступность и качество медицинской помощи. Хотелось, конечно, это увидеть, чтобы не зачитывать. А критерии доступности и качества медицинской помощи еще введены в программу государственной гарантии. В раздел шестой программы государственной гарантии введены критерии доступности и качества медицинской помощи. Тоже я надеюсь, что вы всех их знаете, так как все из практического здравоохранения. Там много их есть - 16 позиций. Они включают в себя такие показатели, как удовлетворенность населения, показатель заболеваемости, смертности, а также требования оценки реализации нормативов объемами медицинской помощи, сроки ожидания гражданами и обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками.
Поскольку я выступаю в прениях, эти показатели, которые мы ввели, и требования законодательства к обеспеченности этих показателей в федеральный закон, и критерии доступности и качества медицинской помощи в программе государственной гарантии, - они реально не являются конкретными критериями качества и доступности медицинской помощи. Поскольку они не содержат территориальных, временных и объемных показателей доступности. Но временные у нас только сроки ожидаемой плановой госпитализации в стационарах. По сути дела, вот такие подходы при формировании критериев доступности основаны на соотношении количества нуждающихся в медицинской помощи и количества получивших эту медицинскую помощь. Но они не учитывают такой критерий, как своевременность, и не учитывают такой критерий, как обеспеченность минимальным объемом медицинской помощи.
Эти критерии как раз не содержат временных показателей доступности: сколько должно быть по времени, в часах, по оказанию медицинской или в часах – по территории. Это у нас территориальный, а по времени – временной, и объемный. Вот, бабушка у нас в какой-то деревне живет. Ей нужна медицинская помощь - конкретная сегодня возникшая потребность в медицинской помощи. Ей совершенно все равно, честно говоря, какая младенческая смертность на территории данного региона, а ей нужна конкретная медицинская помощь в нужном месте, в нужном объеме и в нужное время.
Вот эти критерии, к сожалению, на сегодняшний день отсутствуют в наших нормативных документах. Они должны быть там обязательно.
Матрица таких критериев достаточно проста. Потому что в новый закон ввели у нас впервые классификацию медицинской помощи по видам, формам и условиям оказания. Эти критерии конкретные и временные, как показано на этом слайде, - они должны быть по каждому виду медицинской помощи и по каждым условиям оказания, сформулированным в законе. Вот, если есть первичная доврачебная медико-санитарная помощь как разновидность первичной, она оказывается в амбулаторных условиях или в дневном стационаре, - то четко должно быть прописано. Где это должно быть прописано? Сейчас поговорим. В пределах скольких километров она должна быть оказана, в какой транспортной доступности, временной, и в каком объеме? Естественно, в объеме стандарта медицинской помощи.
По-хорошему, если такие общие критерии будут в федеральной программе государственной гарантии, а в территориальных программах для каждого субъекта будут разработаны такие конкретные критерии – временные, пространственные и объемные, - только тогда мы сможем говорить о конкретных механизмах реализации доступности медицинской помощи.
Молодкин Владимир, представитель Ярославской области
Я приветствую всех делегатов от Ярославской области, ваш коллега, врач-хирург. Конспективно по первому разделу хотел бы, поскольку без презентации, просто сказать. Вопросы о том, что государство много создает и мало делает, - наверное, где-то виноваты экономисты, которые все время упускают значительную экономическую роль в восстановлении трудового капитала тружеников нашей страны. Рубль, как есть некие экономические расчеты, которые показывают, что рубль, вложенный в здравоохранение, позволяет дать экономическую выгоду в 27 рублей. Достаточно серьезный экономический результат, который вполне может быть основой для того, чтобы вести конструктивный диалог с правительством.
Второе, на что я бы хотел обратить внимание: на то, что у нас сегодня существуют два понятия, которые объединены вместе: программа здоровья и оказание медицинской помощи. Но это – совершенно разные нормы, потому что получение медицинской бесплатной помощи – это совершенно другое, как вариант оказания медицинской услуги. В то же время они дают возможность сегодня манипулировать этими двумя понятиями, дают совершенно серьезные различия между такими критериями, которые у нас на сегодня существуют. С одной стороны, это право на бесплатную медицинскую помощь, которая у нас гарантирована. В то же время территориальные программы государства государственных гарантий, которые у нас на сегодня существуют и серьезно это право ограничивают. Я думаю, что необходимо стремиться к унификации этого понятия для того, чтобы оно было объединено. С тем, чтобы мы понимали его однозначно.
Хотелось бы остановиться еще на важном вопросе – сегодня все чаще мы, врачи, попадаем в конфликтные ситуации, попадаем в суды. В правовом отношении, наверное, есть необходимость сегодня законодателям сформировать взаимоотношения врача и пациента. Эти взаимоотношения сегодня очень сложные. С одной стороны, врач оказывает медицинскую услугу. С другой стороны, два субъекта взаимодействуют. Но пациент как субъект является еще объектом врачевания, а врач – носителем этого врачевания. Видимо, нужны некоторые унификации, чтобы навести порядок в медицинском сообщества в данном отношении.
Третий вопрос, который мне представляется важным оценить сегодня, - вопрос контроля качества, который все чаще возникает среди нас. Но тот контроль качества, который сегодня доверен страховщикам, - мне кажется, что это неправильная позиция. Ее необходимо изменить, поскольку страховщик оценивает сегодня финансовые возможности пациента. Контроль качества должно вести только лишь медицинское сообщество, учитывая его компетентность.
Другие выступления
Выступление О. Г. Яковлева
- Уважаемые коллеги, президент российской ассоциации ветеранов войн, председатель совета ветеранов войн Самарского госпиталя, профессор Яковлев Олег Григорьевич. Предложение по законодательной инициативе. Первое – в подзаконные акты, которые разрабатываются в стенах Федерального фонда ОМС, связанных, например, с законом об ОМС, - они еще больше приводят к тому, что документооборот, рабочее время на него лечащего врача возрастает. Он наказывается материально. Например, не менее 8% ежемесячно страховые медицинские компании при плановой проверке должны и могут посмотреть историй болезней. Не менее 8% из 100%.
Благодаря Вам, Леонид Михайлович, наш госпиталь вместе с нашим юристом выиграл у страховой медицинской компании (не буду ее называть, потому что это очень опасно). Выиграл суд. То, что должны были нам возместить за прошлый год, страховая компания не возмещает. Подали в суд. Тут же эксперты оттуда стаей, командой - 300 тысяч рублей за два дня неправильно: и не 8%, а 90% компенсируют.
Второе – закон о ветеранах. Только по решению правительства Российской Федерации госпиталя для ветеранов могут быть закрыты. Глубокоуважаемая Татьяна Владимировна дала в свое время согласие членам нашей ассоциации, будучи председателем комитета по здравоохранению, но не смогла решить вопрос о закрытии госпиталей.
О.Г. Яковлев:
- Конкретное предложение – дополнить в законе - не только могут закрыть региональные власти госпитали ветеранов войн, но и сократить его мощность, - по этому пути пошли. Спасибо.
Л.М. Рошаль:
- К тому проекту решения, которое есть, в вопросы к Государственной Думе я бы добавил еще один пункт, - тот, о котором мы говорили. Внимательно посмотрите на правоприменение этих законов и авторов, которые их сделали. Пересмотреть просто их и внести соответствующие поправки. Спасибо.
Выступление из зала :
- Республика Саха Якутия. Хирург Слепцов Анатолий Иванович. Есть поговорка русская: плясать от печки. Сегодня нам надо признать, что в здравоохранении есть три субъекта: пациент, медицинский работник и страховая компания. В связи с этим, как я думаю, необходимо принять закон о медицинском работнике.