Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. Доклад Н. Н. Володина

Материалы для скачивания

Доклад Н. Н. Володина. Стенограмма выступления
Скачать (46.5 Кб)

 Действительно, проблема кадрового обеспечения здравоохранения – это проблема не сегодняшнего и не вчерашнего дня. Она создавалась еще в давние советские времена. Каждый год из года в год она усиливается либо находится на том же уровне. Характеризуется, именно большим количеством врачей, с одной стороны, в нашей стране. С другой стороны, тяжелейшей диспропорцией не только по специальностям, хотя в настоящее время идет колоссальный дефицит по анестезиологам, патологоанатомам, психиатрам, врачей клинической лабораторной диагностики, - но и есть диспропорция между врачами, работающими в городе и в трудно доступным районах, в первую очередь в сельской местности.

Презентация

Вопросы кадровой политики, лицензирования и аккредитации

Уважаемый президиум, уважаемые коллеги.

 Действительно, всеобъемлющий доклад Вероники Игоревны Скворцовой позволил не только уточнить всем нам, какие проблемы есть в кадровой политике, но самое главное – то, что в ближайшие годы ожидает нашу систему в плане оснащения.

Поскольку я – содокладчик, поэтому хотел бы остановиться на отдельных аспектах и обострить их для того, чтобы мнение нашего сообщества было единым. Как подтвердил ответ на последний вопрос, это единство у нас уже созревает.

Действительно, проблема кадрового обеспечения здравоохранения – это проблема не сегодняшнего и не вчерашнего дня. Она создавалась еще в давние советские времена. Каждый год из года в год она усиливается либо находится на том же уровне. Характеризуется, именно большим количеством врачей, с одной стороны, в нашей стране. С другой стороны, тяжелейшей диспропорцией не только по специальностям, хотя в настоящее время идет колоссальный дефицит по анестезиологам, патологоанатомам, психиатрам, врачей клинической лабораторной диагностики, - но и есть диспропорция между врачами, работающими в городе и в трудно доступным районах, в первую очередь в сельской местности. Действительно, проблема соотношения врачей и медицинских сестер, которые в странах Западной Европы и Америки составляет где-то 1 к 4 или 1 к 6, - у нас это соотношение 1 к 2, 1 к 1,5. Не более, чем 1 к 2,5.

Единственное, что я могу сказать, - так это то, что был некоторый просвет при решении кадровой проблемы, - в 2006-2007 гг., когда в рамках реализации национального проекта «Здоровье» путем стимулирования финансового мы закрыли брешь в здравоохранении по врачам первичного звена. За год практически удовлетворили всю потребность в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Сложности остаются, и чем они обусловлены? Первая причина – это весьма слабая мотивация молодых специалистов работать в труднодоступных или недостаточно доступных территориях. Второй чрезвычайно важной причиной, -  недостаточный контроль со стороны органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти муниципальных образований за реализацией концепции кадрового обеспечения здравоохранении в субъектах. Не только отдаленный прогноз, но даже на ближайшие 5-10 лет.

В последние годы возникли еще две чрезвычайно важные причины. Это – существенное улучшение материально-технической базы большого количества лечебно-профилактических учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и ввод в строй федеральных центров высоких медицинских технологий. Именно из-за этих двух последних вложений определился дефицит в особых кадрах, которые не имели раньше возможность работать в таких условиях. Это связано, конечно, с качеством подготовки специалистов. Не только на студенческой скамье, но и на всех этапах его профессиональной деятельности.

Таким образом, сегодня мы можем две основные проблемы  кадровые обозначить – это поэтапная проекция дисбалансов в кадровом обеспечении в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации. Второе – это повышение качества подготовки специалистов на всех этапах профессиональной деятельности. Мы говорим о распределении. Все сказали, что распределение необходимо вернуть. Но для того, чтобы вернуть распределение в рамках соблюдения Конституции Российской Федерации, нам необходимо юридически грамотно подготовить проект документа, который лег бы в основу законодательного акта, в соответствии с которым утверждалось бы государственное распределение выпускников медицинских вузов, которые получают высшее и последипломное образование за счет федерального бюджета. Решение и подготовку этого документа нужно обязательно проводить совместно и параллельно с проектом документа, с проектом положения, о котором уже говорилось в течение последних десяти лет, и обсуждалось министерством образования и науки, - это положение о целевом наборе молодежи в вузы из трудно- и недостаточно доступных территорий. Тем более, это важно в условиях, когда везде по всей стране идет ЕЭГ.

Я один раз сказал: то, что ребята, молодежь из сельской местности и недостаточно и труднодоступных территорий имеют низкий балл о ЕЭГ. Низкий уровень в базовой средней школе – это не их вина, а их беда. Нет у них сегодня такой возможности получить фундаментальные хорошие знания без дополнительных занятий с репетиторами. Поэтому здесь, если будет подготовлен подобный документ о целевом наборе молодежи, то они получат законодательно возможность. Здесь будет совместное рассмотрение с территориальными органами решения о наборе студентов – той молодежи, которая в последующем будет работать на местах.

Тем более, я хотел еще раз обратить ваше внимание на ст. 49 главы Второй, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Думаю, что консолидированная работа над пакетом этих документов позволит нам найти пути решения проблемы кадрового обеспечения в рамках Конституции Российской Федерации.

Проблема качества подготовки специалистов -  необходимо ее решать в первую очередь с устранения разногласий между руководством муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений и федеральными образовательными медицинскими учреждениями, большая часть из которых не имеет в своем распоряжении клинических баз. Я думаю, что здесь нам нужно сейчас честно сказать то, что вузы должны иметь возможность располагаться и пользоваться больницами, поликлиниками, родильными домами. Профессорско-преподавательский состав, который имеет прекрасную подготовку и определяет направления развития науки и практического здравоохранения, должен иметь возможность активной реализации лечебной деятельности в этих ЛПУ, и опытные врачи – заведующие отделений, заместители руководителей должны в полном объеме привлекаться к работе в образовательном процессе, продолжая те элементы, о которых говорила Вероника Игоревна. Именно – элементы наставничества для нашей молодежи на дальнейшую любовь к профессии и на дальнейшую работу в учреждениях здравоохранения.

Реализация нового положения государственных образовательных стандартов невозможна без значительного обновления условий проведения образовательного процесса, в первую очередь за счет организации современных симуляционных центров. Но практическая подготовка не мыслима и без практики студенческой. Опять же, эта практика должна проходить где? На базе муниципальных и субъектовых лечебно-профилактических учреждений. Поэтому студенты четвертого и пятого курсов должны быть ожидаемо в летний период в этих учреждениях. Им должны совместно и руководители вуза, и руководители ЛПУ оказывать поддержку и помощь при проведении этой работы.

То, что действительно наши вузы сейчас имеют или поэтапно получают возможность финансовую и от министерства, за счет привлеченных средств для проведения подхода к практической подготовке, - я тоже покажу. Но хотел бы обратить ваше внимание на то, как воспринимаются и запоминаются все те знания, которые на студенческой скамье должен получить и в дальнейшем использовать каждый выпускник. Обратите внимание, что 90% знаний остается на длительное время только в том случае, если этот студент сам сделал, сам прочитал и сам вступал в обсуждение со своими сокурсниками. Если он просто прочитал, то всего остается 10% в памяти и т.д.

Так вот, на примере Российского национального исследовательского медицинского университета я хотел бы вас познакомить с тем, какие условия есть сейчас у наших студентов, у наших врачей в системе послевузовского образования для того, чтобы не только получить, но и самое главное – закрепить эти практические знания и умения. По каждому модулю есть соответствующее оборудование суперсовременное, которое соответствует международным стандартам. Действительно, после работы на этом оборудовании в условиях симуляционного центра, естественно, уровень знаний и умений у наших студентов и врачей повышается.

Следующий модуль – это зал, где отрабатываются практические навыки по проведению респираторной поддержке. Это – зал для проведения работы при наличии у пациентов какой-то травмы. Причем, здесь наличие электронных возможностей – можно ввести данные и задать любую программу, получить ответ онлайн по поводу проведения тех или иных мероприятий.

Чрезвычайно важна в рамках реализации программы охраны здоровья матери и ребенка отработка знаний и умений у первичной реанимации и оказания помощи в родильном зале. Что, опять же, здесь нужно работать вместе с территориальными органами здравоохранения. Отрабатывать нужно в вузе на специальных условиях, но последний момент – это закрепление практических навыков и умений,  которые были отработаны в условиях симуляционного центра, обязательное в клинических условиях. Обязательно в присутствии больного, который требует проведения того или иного объема вмешательств.

Здесь можно сказать, что нужно думать и о врачах. В первую очередь о рентгено-вазикулярных в условиях получения новой специальности, - это отработка тех самых эндохирургических подходов, которые ранее отрабатывались непосредственно на больном. Понимаете: сегодня не может быть такого. Все тончайшие манипуляции нужно отрабатывать в условиях соответствующего симуляционного центра. Только потом, когда такие навыки отработаны уже до автоматизма, тогда уже можно направлять человека к больному. Под присмотром наставника он должен грамотно решать эти вопросы.

В заключении я хотел бы сказать следующее. Действительно, эти направления работы чрезвычайно трудоемкие. Они требуют привлечения компетентных специалистов. Займут достаточно большой период времени. Учитывая то, что времени мало, нужно все-таки объединить наши усилия. Не рассуждать, кто и что должен делать,  а общими усилиями решать нашу определенную правильную концепцию подготовки кадров, для решения всех тех проблем, о которых вы прекрасно все знаете. Спасибо.

Материалы для скачивания

Доклад Н. Н. Володина. Стенограмма выступления
Скачать (46.5 Кб)

 Действительно, проблема кадрового обеспечения здравоохранения – это проблема не сегодняшнего и не вчерашнего дня. Она создавалась еще в давние советские времена. Каждый год из года в год она усиливается либо находится на том же уровне. Характеризуется, именно большим количеством врачей, с одной стороны, в нашей стране. С другой стороны, тяжелейшей диспропорцией не только по специальностям, хотя в настоящее время идет колоссальный дефицит по анестезиологам, патологоанатомам, психиатрам, врачей клинической лабораторной диагностики, - но и есть диспропорция между врачами, работающими в городе и в трудно доступным районах, в первую очередь в сельской местности.

Наши партнеры

Медицинский вестник