Этические вопросы взаимодействия медицинских работников и пациентов. Доклад И. В. Силуяновой
Материалы для скачивания
Стенограмма выступления
Нужен ли врачам России кодекс профессиональной этики? Этот вопрос периодически встает перед профессиональным медицинским сообществом. Впервые положительный ответ на этот вопрос дал Гиппократ в известном документе "Клятва врача", который, по сути, является очень небольшим документом. Там всего 9 предложений. Положительный ответ на этот вопрос о необходимости такой регламентации в медицинской деятельности в свое время дали при переводе с древнегреческого текста клятвы Гиппократа, при основании "Факультетского обещания российского врача". И вот, эти 9 предложений клятвы Гиппократа содержат великие 10 принципов профессиональной этики врача.
Уважаемый президиум, дорогие коллеги. Этот доклад должен был делать академик Чучалин. К сожалению, он в командировке. В силу этого я выступаю вместо перед вами. Надеюсь, что мы поймем друг друга.
Дело в том, что тема, связанная с этическими вопросами, с этическими проблемами и взаимоотношениями между врачами и пациентами сложная, имеет много аспектов. Но мне хотелось бы остановиться и обратить ваше внимание на одном конкретном вопросе: нужен ли врачам России кодекс профессиональной этики?
Этот вопрос периодически встает перед профессиональным медицинским сообществом. Впервые положительный ответ на этот вопрос дал Гиппократ в известном документе «Клятва врача», который, по сути, является очень небольшим документом. Там всего 9 предложений. Положительный ответ на этот вопрос о необходимости такой регламентации в медицинской деятельности в свое время дали при переводе с древнегреческого текста клятвы Гиппократа, при основании «Факультетского обещания российского врача». И вот, эти 9 предложений клятвы Гиппократа содержат великие 10 принципов профессиональной этики врача.
Может быть, будет некорректно в этой аудитории, но я должна поделиться с вами такой, не совсем радостной информацией. Дело в том, что мы работаем с аспирантами, со слушателями ФПК в разном статусе. Периодически проводим опросы, где содержится просьба ответить на вопрос, какие принципы из великой клятвы Гиппократа вы знаете? Как правило, это один ответ – только один принцип «Не навреди». Максимально гениально отвечают два – добавляют еще принцип врачебной тайны. Все остальное, к сожалению, как правило, почему-то не воспроизводится.
На данном слайде мы представили современную формулировку этих гиппократовских великих моральных принципов: обязательство перед учителями, не причинение вреда, забота о пользе больного (доминанта интересов больного в современном стиле), принцип справедливости. Чрезвычайно интересно: знаете, у нас обсуждение студенческое было на тему: «Твой пациент – бомж». Как поведете себя? Как правило, студенты разделяются на две части. Одни говорят, что я не для того учился 6 лет и т.д., чтобы возиться с этими отбросами общества. Причем, другая половина начинает вступать в дискуссию и говорит: «Если вы так считаете, то вам надо уходить из профессии». Вот этот принцип справедливости, принцип уважительного отношения к жизни и отрицательное отношение к эвтаназии, принцип уважительного отношения к жизни и отрицательное отношение к аборту (такова была позиция Гиппократа), принцип соблюдения профессиональной компетентности, обязательство об отказе от интимных отношений с пациентами, обязательство личного совершенствования.
Тоже интересная позиция, как студенты на это отвечают, как они реагируют на все эти 10 принципов. Мы им предлагаем выделить самые главные и самые значимые для них, а также самые незначимые принципы. Когда проводим этот опрос, то уверены, что они нам дадут как самый незначимый и типа самый неправильный – отрицательное отношение к абортам, потому что мы в такой стране живем. Что вы думаете? Как мы удивляемся, когда самым неправильным и самым отрицательным отношением характеризуется принцип обязательства личного совершенствования и сохранение врачебной тайны.
На этих принципах, безусловно, основывается и законодательный документ, - статья 71 ныне действующего закона. В клятве врача России тоже есть 8 принципов. Но вы видите, что это очень короткие документы, маленькие тексты. На самом деле, врачебное сообщество переходит и на более солидные такие документы. К таким солидным документам относится Декларация о принципах и нормах биоэтики ЮНЕСКО, которая выработала в 2004 году. Очень солидный документ. Он уже содержит там 12 принципов.
Совсем недавно, буквально в январе месяце, - существует такое объединение – Общество православных врачей. Они приняли Кодекс профессиональной этики православного врача России. Собрали они также все документы национальные и мировые, которые посвящены этой проблеме. Выработали свой документ. В чем состоит их отличие? Только в одной позиции – в первой позиции общей части, где определяется, кто такой православный врач. Это – врач-профессионал, который осознает христианский смысл болезни и здоровья человека, важность своего призвания, направленного на сохранение жизни. Христианский смысл болезни – это понимание болезни не только как физиологического, но и как духовного явления.
Самый уникальный документ, который для нас является образцом, - это Кодекс медицинской этими Американской медицинской ассоциации. Очень солидный документ, 104 страницы мелкого текста. Это необходимо иметь в виду.
Это – обзор того, что есть. Теперь перейдем непосредственно к раскрытию того, что есть Кодекс, такое старое слово, корнями своими уходящее в древность. Первоначально оно означало ствол дерева, потом колодка на ногах преступника (что тоже символично). Затем – бревна, которые связывают мост. В конце концов - книга, которая была противопоставлена свиткам, которые в то время существовали.
Как можно определить кодекс, который вы сочтете необходимым все-таки выработать и принять для Национальной медицинской палаты. Кодекс профессиональной этики врача – это документ, в котором конкретно и открыто, и кратко сформулированы ценности и нормы профессиональной деятельности с целью обеспечения к ней социального доверия. С нашей точки зрения, этот документ мог бы состоит из 5 разделов. Они здесь перечислены. Смею вас уверить, что в каждом из разделов перечислено очень много острых вопросов. Перечислю по каждому разделу, какие это могут вопросы.
Например, общий раздел – деятельность врача. Понимается ли она сегодня как служение? Можем ли ее так определить или мы должны подчиниться современным тенденциям и сказать, что это просто профессия в ряду других профессий, которые представлены на рынке труда, и т.д. Тоже проблемная ситуация.
Дальше раздел «Взаимоотношения врача и пациента» - проблема соотношения интересов врача и пациент. Традиционно у Гиппократа, повторяю, четко была обозначена доминанта интересов пациента. В настоящее время это также оспаривается. Той рабочей группе, которая будет работать над этим документом, тоже необходимо это осмыслить.
Проблема врачебных ошибок, которая входит в состав отношений между врачом и врачом. Известно, что Пирогов создал целое учение о врачебных ошибках под воздействием христианских моральных принципов и т.д., но в настоящее время эта тенденция уходит. Мы, например, видим, что из проекта закона «Об основах здравоохранения» - в проекте была эта проблема поставлена и описана, но уже в самом закона вопрос врачебных ошибок ушел, его там нет. Известно, что в 19-м веке, вплоть до начала 20-го века, в медицинском сообществе существовало негласное правило: ошибки и смертельные случаи скрываем.
Врач и научно-исследовательская деятельность. Совершенно больной вопрос именно для России. Почему? Потому что, например, в Европе со времен Нюрнбергского кодекса – печального опыта фашистских врачей, принцип доминанты интересов человека над интересами науки и общества не оспаривается. Нет такого европейского документа по этике и по медицинскому праву, где не была бы констатирована вот эта доминанта интересов отдельного человека над интересами общества и науки. В России это трудно принять, потому что долгие годы у нас господствовала идеология, где интересы науки и интересы общества явно доминировали над интересами отдельного человека. Тоже проблема.
Последний раздел – «Принцип уважения к жизни и отрицательное отношение к абортам». Мы живем в условиях демографического кризиса. С точки зрения морального осознания, очевидно, что эта деятельность вызывает вопрос. В новом законе удалось отстоять право врача отказаться от производства аборта по своим нравственным убеждениям. Тем не менее, это – открытая проблема. Будет ли палата идти в русле закона или все-таки нужно будет сформулировать свое моральное отношение к этой проблеме. Это же относится и к проблеме эвтаназии. Вчера в программе «Время» нам напомнили, что 10 лет Европа, в частности Голландия, существует в режиме легализации эвтаназии. Это – открытая проблема. Процесс идет. Государства захватывают. Сейчас уже стоит вопрос о том, что и здоровые люди имеют право на эвтаназию, и т.д. Я думаю, что этот вопрос также надо обсудить и осветить в этом документе.
Вот коротко проблемы и вопросы. Если сейчас наш интерактивный опрос даст положительный ответ на то, что принятие такого Кодекса необходимо, то мне кажется, что в рамках Национальной медицинской палаты необходимо создать рабочую группу, которая приступила бы к подготовке такого документа. Целесообразно этой рабочей группе работать в рамках этического комитета, что также принято в национальных ассоциациях различных государств. Спасибо за внимание.Материалы для скачивания
Стенограмма выступления
Нужен ли врачам России кодекс профессиональной этики? Этот вопрос периодически встает перед профессиональным медицинским сообществом. Впервые положительный ответ на этот вопрос дал Гиппократ в известном документе "Клятва врача", который, по сути, является очень небольшим документом. Там всего 9 предложений. Положительный ответ на этот вопрос о необходимости такой регламентации в медицинской деятельности в свое время дали при переводе с древнегреческого текста клятвы Гиппократа, при основании "Факультетского обещания российского врача". И вот, эти 9 предложений клятвы Гиппократа содержат великие 10 принципов профессиональной этики врача.