Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Тимофей Нижегородцев: «Госконтроль в здравоохранении: недостаточность полномочий»

06.12.2012

Почти год назад Росздравнадзор получил новые полномочия. 22 декабря 2011 года вышло Постановление правительства №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», регулирующее порядок надзора на фармацевтическом рынке. И вроде создается впечатление о том, что надзор действительно усилился. О том, как обстоят дела на самом деле, рассказывает начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.

Штраф не пресекающий, а провокативный

В настоящее время Законодательное обеспечение государственного надзора в здравоохранении сосредоточено на нескольких нормативно-правовых актах. Это Законы №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11. 2011 г., №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г., №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г., «Положение о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 г., №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП) от 30.12.2001 г.и ряд других документов.

Но когда начинаешь исследовать реальные полномочия, связанные со штрафными санкциями и с санкциями вообще, а также с обеспечением тех самых прав, которые определены законодательными актами, то понимаешь: пока что все эти усилия носят исключительно декларативный характер.

Потому что у нас в гл. 6 «Кодекса об административных правонарушениях в медицинской и санитарно-эпидемиологической сфере», состава правонарушений в сфере обращения лекарственных препаратов вообще нет. Таким образом, полномочия есть, а составов нарушений нет.

Что же касается составов правонарушений по медицинской деятельности, то их там всего 2 или 3, включая осуществление деятельности лицом, не имеющим лицензии, при этом штраф составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей. К примеру, мы все выходим и говорим, что прямо на этой дороге лечим все виды рака. Я думаю, что каждый прием будет стоить больше 2,5 тысяч. А пока к нам приедет сотрудник Росздравнадзора, пройдет не один день, и я смогу «помочь» очень большому количеству людей.

Надо ли говорить, что этим наносится колоссальный ущерб и общественным интересам, и системе здравоохранения, и конкретному человеку, который несет риски, связанные со здоровьем. А штраф за это у нас является не останавливающим, не пресекающим, а провокативным. Он как бы приглашает совершать это правонарушение. Потому что это выгодно. Вот о чем говорит КоАП.

«Вы приходите, а вас не пускают!»

Полномочия контролирующих органов прописаны сейчас в 323-м и 61-м законах, а также Постановлениях правительства. Но вот вы приходите проверять, а вас не пускают. Вы составляете какой-то акт, но нарушение продолжается. Доказать невозможно, пресечь невозможно. Оштрафовать лиц, которые препятствуют осуществлению законной проверки, тоже невозможно.

Или, например, вы делаете запрос о предоставлении документов. А вам эти документы не присылают. Или присылают документ не соответствующего содержания. Росздравнадзор еще раз запрашивает документы. И эта переписка может продолжаться годами.

В КоАП не прописано никаких санкций за предоставление недостоверной информации, потому что информацию вам предоставить могут, но она будет не достоверной. К примеру, вы попросили документы на лекарства — а вам прислали подшивку журнала «Мурзилка». И вы даже не можете их наказать за то, что они вам не показали документы. Потому что они вам документы представили, но просто не те.

И в данном случае никакого улучшения надзора в этой сфере не наблюдается. По сути, произошло декларативное разделение дополнительной функции Росздравнадзора, но содержательное улучшение надзора только еще предстоит, и когда оно наступит — пока никому не известно.

Вот сравнительная характеристика полномочий Федеральной антимонопольной службы, и Росздравнадзора. Как известно, ФАС занимается контролем и надзором в экономической сфере, а не в сфере здравоохранения. Наш контроль и надзор связан, например, с большим или небольшим воровством, но не связан с вопросами жизни и смерти. А Росздравнадзор занимается регулированием вопросов жизни и смерти конкретных людей.

Отозвать лицензию практически невозможно

Лицензирование — еще одна история, доставшаяся нам от страшного царского режима, который пал в 1991 году. Всем кажется, что лицензирование — это некая красная кнопка, которая осуществляет приведение к порядку лечебного процесса. Лицензирование, соблюдение лицензионных требований — это и есть основа надзора.

Лицензионные требования у нас предъявляются к юридическим лицам. А что такое юридическое лицо? У нас любое физическое лицо может создать тысячи юридических лиц и все их пролицензировать. Отозвать лицензию может только суд. И тут мы натыкаемся на второе препятствие. Как забрать лицензию у Центральной районной больницы? К вам мужики с вилами прибегут и вернут эту лицензию. Если не к вам — то к губернатору точно. Кроме того, лицензирование не касается ответственности физических лиц, в том числе, главного врача. Приходит соответствующее предписание Росздравнадзора главному врачу, а он ходит и смеется: «Ну, отберите у меня лицензию!». Это же очевидно для всех, что в тех сферах деятельности, в которых действует Росздравнадзор, отозвать или приостановить лицензию практически невозможно.

Я уже не говорю про аптечные сети. Если вы нашли нарушение в какой-то конкретной аптеке, вы должны отозвать лицензию. Но она же касается всех аптечных учреждений конкретного юридического лица. И какой суд вам позволить это сделать, если в этой аптечной организации хотя бы 10 аптек? Никакой.

Получается, что лицензионный надзор на практике — сплошная фикция. ФАС проверяла деятельность лицензионных органов и лицензированной медицинской деятельности. Мы обнаружили, что в этих условиях лицензионный контроль в основном сосредоточен на предварительном этапе и является барьером входа на рынок. Предварительно — по правилам или не по правилам — мы истребуем все документы, но коль лицензия получена, лицензионный контроль практически отсутствует. Он невозможен и с точки зрения количества кадров, задействованных в этой работе. Чтобы осуществить лицензионный контроль в отношении такого количества юридических лиц, нужно, чтобы у Росздравнадзора было в 10 или в 20 раз больше человек.

Понятно, что это нереально, и что институт лицензирования неэффективен в условиях правоприменения в современной России. Это то, чем мы себя обманываем. Мы думаем, что у нас есть контроль и надзор, а его реально нет. И об этом необходимо говорить.

Понятно, что в условиях отсутствия эффективного медицинского надзора его функции вынуждены выполнять другие органы власти: и прокуратура, и Счетная палата, и МВД, и Следственный комитет — у нас все занимаются контролем в здравоохранении, в том числе и Федеральная антимонопольная служба. Это пример того, как мы вторгаемся в те сферы, в которые по идее вторгаться не должны.

Медицинская помощь будет массово недоступна

Еще одни больной вопрос — снижение цен на лекарственные препараты и обеспечение доступности их для населения. Росздравнадзор присылает нам очень осторожное заключение, потому что у него нет на это полномочий, хотя он, в первую очередь, и должен заниматься регулированием цен на лекарства.

Точно также обстоят дела и с медицинскими изделиями. В стране развернута программа модернизации, а у нас грядет серьезнейшая проблема, связанная с расходными материалами, комплектующими к тому оборудованию, которое поставлено. Оборудование может стоить миллион, а расходные материалы — два миллиона. И никуда от этого не деться. Это те вопросы, которыми необходимо заниматься для обеспечения доступности медицинской помощи, потому что она будет массово недоступна. Когда вы столкнетесь с тем, что расходные материалы превышают бюджет всего здравоохранения региона, вам придется выбирать — и вместо безумных цен вы будете сокращать доступность медицинской помощи.

Это же касается и медицинских услуг. В качестве примера приведу случай из города Тында, в котором есть муниципальная полуразрушенная больница, и огромный больничный комплекс РЖД — негосударственная медицинская организация. Местный территориальный фонд решил не пускать негосударственные медицинские организации в систему обязательного медицинского страхования, что незаконно. В принципе, медицинский надзор должен был бы, в сотрудничестве с территориальным органом, быстро разобраться и навести там порядок. Но нет! Этим вынуждена заниматься ФАС, обеспечивая ситуацию, при которой проживающие в Тынде граждане, смогли бы получить качественную медицинскую помощь в приспособленных для этого условиях.

Подготовила Светлана Белостоцкая

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник