Тимофей Нижегородцев: «Госконтроль в здравоохранении: недостаточность полномочий»
06.12.2012
Почти год назад Росздравнадзор получил новые полномочия. 22 декабря 2011 года вышло Постановление правительства №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», регулирующее порядок надзора на фармацевтическом рынке. И вроде создается впечатление о том, что надзор действительно усилился. О том, как обстоят дела на самом деле, рассказывает начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.
Штраф не пресекающий, а провокативный
В настоящее время Законодательное обеспечение государственного надзора в здравоохранении сосредоточено на нескольких нормативно-правовых актах. Это Законы №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11. 2011 г., №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г., №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г., «Положение о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 г., №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП) от 30.12.2001 г.и ряд других документов.
Но когда начинаешь исследовать реальные полномочия, связанные со штрафными санкциями и с санкциями вообще, а также с обеспечением тех самых прав, которые определены законодательными актами, то понимаешь: пока что все эти усилия носят исключительно декларативный характер.
Потому что у нас в гл. 6 «Кодекса об административных правонарушениях в медицинской и санитарно-эпидемиологической сфере», состава правонарушений в сфере обращения лекарственных препаратов вообще нет. Таким образом, полномочия есть, а составов нарушений нет.
Что же касается составов правонарушений по медицинской деятельности, то их там всего 2 или 3, включая осуществление деятельности лицом, не имеющим лицензии, при этом штраф составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей. К примеру, мы все выходим и говорим, что прямо на этой дороге лечим все виды рака. Я думаю, что каждый прием будет стоить больше 2,5 тысяч. А пока к нам приедет сотрудник Росздравнадзора, пройдет не один день, и я смогу «помочь» очень большому количеству людей.
Надо ли говорить, что этим наносится колоссальный ущерб и общественным интересам, и системе здравоохранения, и конкретному человеку, который несет риски, связанные со здоровьем. А штраф за это у нас является не останавливающим, не пресекающим, а провокативным. Он как бы приглашает совершать это правонарушение. Потому что это выгодно. Вот о чем говорит КоАП.
«Вы приходите, а вас не пускают!»
Полномочия контролирующих органов прописаны сейчас в 323-м и 61-м законах, а также Постановлениях правительства. Но вот вы приходите проверять, а вас не пускают. Вы составляете какой-то акт, но нарушение продолжается. Доказать невозможно, пресечь невозможно. Оштрафовать лиц, которые препятствуют осуществлению законной проверки, тоже невозможно.
Или, например, вы делаете запрос о предоставлении документов. А вам эти документы не присылают. Или присылают документ не соответствующего содержания. Росздравнадзор еще раз запрашивает документы. И эта переписка может продолжаться годами.
В КоАП не прописано никаких санкций за предоставление недостоверной информации, потому что информацию вам предоставить могут, но она будет не достоверной. К примеру, вы попросили документы на лекарства — а вам прислали подшивку журнала «Мурзилка». И вы даже не можете их наказать за то, что они вам не показали документы. Потому что они вам документы представили, но просто не те.
И в данном случае никакого улучшения надзора в этой сфере не наблюдается. По сути, произошло декларативное разделение дополнительной функции Росздравнадзора, но содержательное улучшение надзора только еще предстоит, и когда оно наступит — пока никому не известно.
Вот сравнительная характеристика полномочий Федеральной антимонопольной службы, и Росздравнадзора. Как известно, ФАС занимается контролем и надзором в экономической сфере, а не в сфере здравоохранения. Наш контроль и надзор связан, например, с большим или небольшим воровством, но не связан с вопросами жизни и смерти. А Росздравнадзор занимается регулированием вопросов жизни и смерти конкретных людей.
Отозвать лицензию практически невозможно
Лицензирование — еще одна история, доставшаяся нам от страшного царского режима, который пал в 1991 году. Всем кажется, что лицензирование — это некая красная кнопка, которая осуществляет приведение к порядку лечебного процесса. Лицензирование, соблюдение лицензионных требований — это и есть основа надзора.
Лицензионные требования у нас предъявляются к юридическим лицам. А что такое юридическое лицо? У нас любое физическое лицо может создать тысячи юридических лиц и все их пролицензировать. Отозвать лицензию может только суд. И тут мы натыкаемся на второе препятствие. Как забрать лицензию у Центральной районной больницы? К вам мужики с вилами прибегут и вернут эту лицензию. Если не к вам — то к губернатору точно. Кроме того, лицензирование не касается ответственности физических лиц, в том числе, главного врача. Приходит соответствующее предписание Росздравнадзора главному врачу, а он ходит и смеется: «Ну, отберите у меня лицензию!». Это же очевидно для всех, что в тех сферах деятельности, в которых действует Росздравнадзор, отозвать или приостановить лицензию практически невозможно.
Я уже не говорю про аптечные сети. Если вы нашли нарушение в какой-то конкретной аптеке, вы должны отозвать лицензию. Но она же касается всех аптечных учреждений конкретного юридического лица. И какой суд вам позволить это сделать, если в этой аптечной организации хотя бы 10 аптек? Никакой.
Получается, что лицензионный надзор на практике — сплошная фикция. ФАС проверяла деятельность лицензионных органов и лицензированной медицинской деятельности. Мы обнаружили, что в этих условиях лицензионный контроль в основном сосредоточен на предварительном этапе и является барьером входа на рынок. Предварительно — по правилам или не по правилам — мы истребуем все документы, но коль лицензия получена, лицензионный контроль практически отсутствует. Он невозможен и с точки зрения количества кадров, задействованных в этой работе. Чтобы осуществить лицензионный контроль в отношении такого количества юридических лиц, нужно, чтобы у Росздравнадзора было в 10 или в 20 раз больше человек.
Понятно, что это нереально, и что институт лицензирования неэффективен в условиях правоприменения в современной России. Это то, чем мы себя обманываем. Мы думаем, что у нас есть контроль и надзор, а его реально нет. И об этом необходимо говорить.
Понятно, что в условиях отсутствия эффективного медицинского надзора его функции вынуждены выполнять другие органы власти: и прокуратура, и Счетная палата, и МВД, и Следственный комитет — у нас все занимаются контролем в здравоохранении, в том числе и Федеральная антимонопольная служба. Это пример того, как мы вторгаемся в те сферы, в которые по идее вторгаться не должны.
Медицинская помощь будет массово недоступна
Еще одни больной вопрос — снижение цен на лекарственные препараты и обеспечение доступности их для населения. Росздравнадзор присылает нам очень осторожное заключение, потому что у него нет на это полномочий, хотя он, в первую очередь, и должен заниматься регулированием цен на лекарства.
Точно также обстоят дела и с медицинскими изделиями. В стране развернута программа модернизации, а у нас грядет серьезнейшая проблема, связанная с расходными материалами, комплектующими к тому оборудованию, которое поставлено. Оборудование может стоить миллион, а расходные материалы — два миллиона. И никуда от этого не деться. Это те вопросы, которыми необходимо заниматься для обеспечения доступности медицинской помощи, потому что она будет массово недоступна. Когда вы столкнетесь с тем, что расходные материалы превышают бюджет всего здравоохранения региона, вам придется выбирать — и вместо безумных цен вы будете сокращать доступность медицинской помощи.
Это же касается и медицинских услуг. В качестве примера приведу случай из города Тында, в котором есть муниципальная полуразрушенная больница, и огромный больничный комплекс РЖД — негосударственная медицинская организация. Местный территориальный фонд решил не пускать негосударственные медицинские организации в систему обязательного медицинского страхования, что незаконно. В принципе, медицинский надзор должен был бы, в сотрудничестве с территориальным органом, быстро разобраться и навести там порядок. Но нет! Этим вынуждена заниматься ФАС, обеспечивая ситуацию, при которой проживающие в Тынде граждане, смогли бы получить качественную медицинскую помощь в приспособленных для этого условиях.
Подготовила Светлана Белостоцкая
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты
26.04.2024
![](/files/small/onf.jpg)
На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Обзор последних новостей аккредитации
06.03.2024
![](/files/small/mirvracha.png)
Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.
Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат
01.03.2024
![](/files/small/putin.jpg)
Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.
Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС
26.01.2024
![](/files/small/foms.png)
Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.
Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий
26.01.2024
![](/files/small/kozhalbol.png)
Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.
Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра
18.01.2024
![](/files/small/rosminzdrav.png)
Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.
Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации
17.01.2024
![](/files/small/rosminzdrav.png)
Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.
Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий
27.12.2023
![](/files/small/gov.png)
Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.
Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении
14.12.2023
![](/files/small/putin.jpg)
Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.
Госсовет определил меры по развитию рынка труда
21.09.2023
![](/files/small/putin.jpg)
21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.