Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Владимир Стародубов: «Без внедрения механизма ОМТ наше здравоохранение в будущем может иметь очень серьезные проблемы»

10.12.2012

Наша цель — помочь управленцам в сфере здравоохранения принимать оптимальные решения, считает председатель оргкомитета Международного форума «Европа и Россия: Вектор развития. Гармонизация» вице-президент РАМН, академик Владимир Стародубов.

— Владимир Иванович, недавно завершилась II-я сессия Международного форума «Европа и Россия: Вектор развития. Гармонизация», которая была посвящена практическим аспектам оценки медицинских технологий (ОМТ) в системах здравоохранения. Как Вы оцениваете итоги встречи?

— Важнейший итог данного форума — консолидация сил специалистов, которые занимаются оценкой медицинских технологий в разных областях: в сфере доказательной медицины, фармакоэкономике, организации здравоохранения, информационных технологиях. Все эти люди должны объединить усилия для создания в России системы оценки медицинских технологий.

— С какой целью это делается?

— Людям, стоящим на высоких постах, достаточно сложно принимать управленческие решения в сфере здравоохранения из-за определенного дефицита средств. И наше экспертное сообщество должно помочь им научиться принимать оптимальные решения.

Впрочем, вложения, идущие в здравоохранение, могут быть и условно бесконечными. В США тоже есть проблема правильного расходования средств. Но она связана с тем, что финансирование здравоохранения непрерывно растет — и абсолютно, и относительно к ВВП, и эти суммы достигли уже 17–18% от внутреннего валового продукта. И они с этим борются. Потому что даже в такой богатой стране понимают, что не все технологии, которые есть сегодня, должны быть оплачены за счет государственных или общественных фондов. Вот, в чем проблема. А для России, имеющей недостаточное финансирование, это особенно важно. Поэтому мы и хотим определить тот пласт проблем, который позволит найти зоны неэффективности отечественного здравоохранения и ликвидировать их. Сейчас мы находимся в самом начале пути и поэтому не стесняемся изучать опыт зарубежных специалистов с целью избежать повторения их ошибок.

— Чем интересен международный опыт, с которым ознакомились участники форума? Насколько возможен его перенос на российскую почву?

— Опыт Германии, конечно, нам интересен. Но немцы — законопослушные граждане, у них это в крови. А у нас законопослушания пока маловато. В Германии создана система, основанная на законе, которая достаточно независима в принятии решений, но в то же время учитывает и государственные интересы.

Прежде чем включить какую-то технологию в систему, оплачиваемую за счет медицинского страхования, они создали определенные институты оценки медтехнологий, включающие определенный алгоритм действий. Показательно, например, что из 21 предложенной технологии положительно были оценены только 3. Остальные 18 получили отрицательные оценки. Работа проводилась независимыми экспертами. Это означает, что те компании, которые будут разрабатывать новые инновационные продукты, должны просчитывать и тот вариант, что система ОМТ может не пропустить их разработку, так как ее дополнительная результативность не была доказана. То есть разработчики будут вынуждены просчитывать предварительные варианты экономической эффективности своей инновации уже на самых ранних стадиях, при подготовке бизнес-проекта.

Или возьмем английский опыт, с которым участники также смогли ознакомиться. В Британии — государственная система здравоохранения, которую сохранили, но создали институт, позволяющий отсеивать не доказавшие свою эффективность технологии. В итоге у нас есть информация для размышления. Разные системы здравоохранения: одна с использованием медицинского страхования, другая — с государственной системой финансирования, пришли к одному итогу — необходимости оценки медтехнологий. Значит, это правильный путь

— Существовали ли системы «отсева» в советское время?

— В то время применялась несколько другая технология — система экспертной оценки принимаемых решений. Но принцип подхода к проблеме был аналогичный. Однако практиковались и такие случаи. Некий доктор мог прорваться к высокопоставленному лицу и заявить: «Я изобрел препарат, прошу лечить им всю страну. Вот институт, вот инструмент, делать это надо так-то». Но если будет работать независимая система ОМТ, то никакие чумаки и кашпировские уже не появятся.

Когда в 2005 году у отечественного здравоохранения появились первые дополнительные деньги, мы действовали интуитивно, используя богатый практический опыт и взвешенную оценку ситуации.

Появление в Минздраве России новой команды не означает, что эти специалисты поголовно готовы к принятию правильных с точки зрения эффективности решений. Мы тоже наделали массу ошибок, но те направления, которые мы выделили, сегодня развиваются. За рубежом тоже идут споры. Но там сумели создать «прозрачный» механизм, и поэтому игра понятна всем участникам отрасли — и производителям, и дистрибьюторам, и организаторам здравоохранения, и руководителям ЛПУ.

— Что нас ждет в ближайшем будущем в сфере ОМТ?

— Система ОМТ может существовать и в современных российских условиях. Но за 3–4 года завершить ее создание, конечно же, сложно. По крайней мере, должны быть сразу четко обозначены цели: чего мы хотим? Ведь сегодня любой руководитель многопрофильного или монопрофильного учреждения стоит перед выбором. К нему и к его сотрудникам приходят представители десятков фирм и предлагают, на их взгляд, «самые эффективные препараты, самое лучшее оборудование и т.д.» Но мало ли что говорят! ОМТ — это тот механизм, который позволит в какой-то мере оградить современных управленцев и от неправильных решений, и от того, что мы называем лоббированием. Российская академия наук, под эгидой которой развивается ОМТ в России, достаточно независимая структура, и на ее базе мы пока и будем работать.

— Что можно сказать про востребованность ОМТ на региональном уровне и в странах СНГ?

— Региональные руководители, так же, как и федеральные, принимают решение. На местах тоже имеются немалые деньги, которые нужно с умом потратить. А для этого необходимы инструменты, позволяющие принимать правильные решения. Напомню для примера: бюджет здравоохранения Москвы больше бюджета здравоохранения Минздрава России.

— На форуме обсуждался вопрос о создании одного или ряда независимых агентств по ОМТ. Где они будут расположены территориально? Сможет ли агентство, расположенное, скажем, в Ярославле, обслуживать федеральный заказ или региональный заказ из Хабаровска? Или говорить о каких-то конкретных организационных формах еще рано?

— Рассматриваемая нами система тем и хороша, что можно заказать экспертизу у двух или более достаточно независимых специалистов. Отмечу, что речь идет не о бюрократическо-управленческой, а о независимой институциональной структуре. В какой форме она может существовать — мы пока обсуждаем: будет ли это группа специалистов или некоммерческое партнерство, или ассоциация. Но факт, что это будет не единичный специалист. Потому что ни фармаколог, ни провизор, ни один врач, ни экономист в отдельности комплексную оценку медицинских технологий сделать не смогут. Придет время, и мы отпустим этот инструмент в свободное плавание. Возможно, он дорастет и до саморегулируемой организации. В любом случае, я уверен, что в организационном плане, без внедрения механизма ОМТ наше здравоохранение в дальнейшем будет иметь очень серьезные проблемы. Надеюсь, дни работы форума станут той отправной точкой, с которой мы стартуем в наше лучшее будущее.

Беседу вела Светлана Богданова

Источник: РИА-АМИ

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник