Высшая школа экономии
04.09.2013
Минфину предложили альтернативные способы сокращения бюджетных расходов
Опубликован доклад экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) по оптимизации бюджетных расходов. Минфин, готовивший на основе этого документа свои предложения правительству, использовал не более пятой части идей. Среди прочего эксперты предложили приостановить призыв в армию, сократить отпуска на госслужбе, укрупнить министерства и ликвидировать федеральные агентства, уничтожить "пузырь госгарантий" в оборонке и передать всю госнедвижимость и доходы от ее аренды в госфонд.
Доклад экспертных групп двух ведущих университетов—консультантов правительства, ВШЭ и РАНХиГС, создавался с начала 2013 года по схеме, аналогичной коррекции "Стратегии-2020". Минфин опубликовал этот документ вчера, притом что еще в августе направил министерствам основанный на разработках экспертов собственный проект оптимизации бюджетных расходов (есть в распоряжении "Ъ"). Ведомство Антона Силуанова предлагает сэкономить для консолидированного бюджета в период до 2016 года 1,1 трлн руб. Как следует из текста 1645-страничного доклада экспертов, Минфин решился предложить Белому дому лишь меньшую часть рекомендованных реформ.
Ведомство более или менее совпало с ВШЭ и РАНХиГС только в оценке реформ, необходимых пенсионной системе. При этом предложения Минфина даже жестче экспертных: например, он рассматривает идею уравнивания пенсионного возраста для женщин и мужчин.
В остальном предлагаемые меры (от части из них, в том числе в оборонной сфере, Минфин отказался заранее, что и указано в экспертном докладе,— см. справку) у экспертов радикально жестче, чем, например, "скорректированная "Стратегия-2020"" 2010 года. Эксперты предлагали Минфину полноценную финансовую революцию.
В первую очередь они предложили правительству внутреннюю перестройку и изменение принципов построения бюджета (см. подробнее "Ъ-Онлайн"). Крайне масштабны предложения ВШЭ по оптимизации налоговых льгот: эксперты оценивают стоимость их отмены и реструктуризации в 1-1,5% ВВП в год. Наиболее яркие идеи — модернизация налога на прибыль (амортизационные группы, ограничения на операции "дарения" имущества "дочкам" компаний), передача субъектам РФ управления региональными налогами, переход к взиманию налога на доходы физлиц с домохозяйств, введение налогового института, аналогичного "альтернативному минимальному налогу" в США. Предлагается также отказ от нулевых ставок налога на добычу полезных ископаемых в пользу крайне низких — это, по мнению экспертов, "приучит" недропользователей платить налоги. Льготный десятипроцентный НДС предлагается отменять, как и федеральное разрешение на региональные льготы по налогу на имущество.
Экспертная концепция изменений межбюджетных отношений состоит в переходе к 2017 году к единой консолидированной субсидии регионам, росте веса дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (с изменением принципов ее расчета) и снижении субсидий. С 2016 года предлагается ограничить субсидии 50% дотаций, а превышение этого показателя по РФ считать "вертикальной разбалансировкой" системы — в этом случае следует увеличивать ставки НДФЛ, снижать тарифы взносов в Пенсионный фонд и увеличивать предназначенные ему федеральные трансферты.
Глава, посвященная госзакупкам, содержит в основном ранее публиковавшиеся расчеты ВШЭ по возможной экономии при создании Федеральной контрактной системы. В частности, только на низкоэффективных госзакупках предлагается экономить до 175 млрд руб. в год, то есть более 5% сумм закупок. Также уже известны разработки экспертов по части реформы образования. Зато необычен подход к управлению госнедвижимостью. Ее предлагается передать в Федеральный фонд развития недвижимости — вместе с доходами от ее продажи и аренды.
Эксперты поддерживают идею отказа от новых выплат маткапитала с 2016 года с передачей средств на адресную поддержку бедных семей с детьми. Региональную систему субсидий они считают крайне неэффективной и нуждающейся в реформе: так, по их расчетам, лишь 20% получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг являются реально бедными.
Наконец, в ВШЭ и РАНХиГС уверены в неэффективности государства как управленческой корпорации. В России, по их мнению, необычно некрупные для развитых стран министерства. Кроме того, низка занятость в центральном правительстве при общей занятости в госсекторе большей, чем в странах ОЭСР (20,2% от всех занятых в РФ). Доходы чиновников эксперты как высокие не оценивают, но возмущены необычно длинными по меркам развитых стран отпусками на госслужбе. На этих и иных небольших льготах чиновников эксперты предлагают экономить 14,8 млрд руб. в год, в целом на федеральном госуправлении — 46,2 млрд в год. Предлагается также как институт ликвидировать федеральные агентства — как неэффективные и снижающие качество госуправления. Институты развития предложено разделить на "институты-агенты" (относительно эффективные и не имеющие собственного бизнеса: АСВ, Фонд ЖКХ) и на малоэффективные (с расходами на свои нужды в 15-20% и более) "неагентские институты". Последние предлагается заставлять переходить на самоокупаемость.
В отличие от "скорректированной "Стратегии-2020"" доклад ВШЭ и РАНХиГС затрагивает вопросы оборонных и правоохранительных расходов (см. справку) — там наиболее интересным предложением является идея "сократить штатную численность вооруженных сил до 500 тыс. человек с приостановлением призыва". В этом свете неудивительно, что Минфин избрал для своего доклада в правительство лишь избранные меры оптимизации: несмотря на призывы Кремля и Белого дома к экономии перед лицом снижения бюджетных доходов, планке политических ограничений большая часть идей экспертов заведомо не соответствует.
"Оборонная" глава доклада ВШЭ и РАНХиГС в отличие от "дочерней" разработки Минфина содержит предложения, касающиеся преимущественно не правоохранительной, а оборонной деятельности. Эксперты обращают внимание на низкое качество роста российских оборонных расходов, которые по степени "военного обременения экономики" сравнялись с соответствующими показателями США и намного обгоняют КНР без перспектив возможного сокращения показателя. Эксперты критикуют "сверхоптимистичное" наращивание гособоронзаказа, который с использованием с 2011 года института госгарантий напоминает им создание "опасного пузыря, известного по финансовым рынкам". В ВШЭ и РАНХиГС констатируют тенденцию к росту закрытости военного бюджета в РФ: по секретным и неконтролируемым статьям раздела "Национальная оборона" проходит в 2013 году 52,6% расходов на эти цели, по статьям раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" — 27%. Специалисты предлагают для начала создать в Минобороны статистический орган хотя бы в количестве 50 специалистов, "изжить наконец последствия постановления ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1925 года "О шпионаже"" и в целом исправить ситуацию, в которой по секретным и совсекретным статьям реализуется почти 15% расходов федерального бюджета. Содержательно эксперты предлагают перенести дополнительно сроки реализации госпрограммы вооружений в 2014-2016 годах, что в разных схемах реализации и при отказе от кредитных схем даст экономию от 250 млрд до 1,115 трлн руб. Значительная часть инициатив экспертов Минфином не поддерживается заранее, в том числе предложения по сокращению объемов гостайны, это предусмотрительно указано в самом тексте доклада экспертов.
Источник: КоммерсантЪ, Москва
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты
26.04.2024
![](/files/small/onf.jpg)
На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Обзор последних новостей аккредитации
06.03.2024
![](/files/small/mirvracha.png)
Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.
Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат
01.03.2024
![](/files/small/putin.jpg)
Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.
Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС
26.01.2024
![](/files/small/foms.png)
Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.
Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий
26.01.2024
![](/files/small/kozhalbol.png)
Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.
Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра
18.01.2024
![](/files/small/rosminzdrav.png)
Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.
Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации
17.01.2024
![](/files/small/rosminzdrav.png)
Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.
Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий
27.12.2023
![](/files/small/gov.png)
Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.
Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении
14.12.2023
![](/files/small/putin.jpg)
Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.
Госсовет определил меры по развитию рынка труда
21.09.2023
![](/files/small/putin.jpg)
21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.