Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Высшая школа экономии

04.09.2013

Минфину предложили альтернативные способы сокращения бюджетных расходов

Опубликован доклад экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) по оптимизации бюджетных расходов. Минфин, готовивший на основе этого документа свои предложения правительству, использовал не более пятой части идей. Среди прочего эксперты предложили приостановить призыв в армию, сократить отпуска на госслужбе, укрупнить министерства и ликвидировать федеральные агентства, уничтожить "пузырь госгарантий" в оборонке и передать всю госнедвижимость и доходы от ее аренды в госфонд.

Доклад экспертных групп двух ведущих университетов—консультантов правительства, ВШЭ и РАНХиГС, создавался с начала 2013 года по схеме, аналогичной коррекции "Стратегии-2020". Минфин опубликовал этот документ вчера, притом что еще в августе направил министерствам основанный на разработках экспертов собственный проект оптимизации бюджетных расходов (есть в распоряжении "Ъ"). Ведомство Антона Силуанова предлагает сэкономить для консолидированного бюджета в период до 2016 года 1,1 трлн руб. Как следует из текста 1645-страничного доклада экспертов, Минфин решился предложить Белому дому лишь меньшую часть рекомендованных реформ.

Ведомство более или менее совпало с ВШЭ и РАНХиГС только в оценке реформ, необходимых пенсионной системе. При этом предложения Минфина даже жестче экспертных: например, он рассматривает идею уравнивания пенсионного возраста для женщин и мужчин.

В остальном предлагаемые меры (от части из них, в том числе в оборонной сфере, Минфин отказался заранее, что и указано в экспертном докладе,— см. справку) у экспертов радикально жестче, чем, например, "скорректированная "Стратегия-2020"" 2010 года. Эксперты предлагали Минфину полноценную финансовую революцию.

В первую очередь они предложили правительству внутреннюю перестройку и изменение принципов построения бюджета (см. подробнее "Ъ-Онлайн"). Крайне масштабны предложения ВШЭ по оптимизации налоговых льгот: эксперты оценивают стоимость их отмены и реструктуризации в 1-1,5% ВВП в год. Наиболее яркие идеи — модернизация налога на прибыль (амортизационные группы, ограничения на операции "дарения" имущества "дочкам" компаний), передача субъектам РФ управления региональными налогами, переход к взиманию налога на доходы физлиц с домохозяйств, введение налогового института, аналогичного "альтернативному минимальному налогу" в США. Предлагается также отказ от нулевых ставок налога на добычу полезных ископаемых в пользу крайне низких — это, по мнению экспертов, "приучит" недропользователей платить налоги. Льготный десятипроцентный НДС предлагается отменять, как и федеральное разрешение на региональные льготы по налогу на имущество.

Экспертная концепция изменений межбюджетных отношений состоит в переходе к 2017 году к единой консолидированной субсидии регионам, росте веса дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (с изменением принципов ее расчета) и снижении субсидий. С 2016 года предлагается ограничить субсидии 50% дотаций, а превышение этого показателя по РФ считать "вертикальной разбалансировкой" системы — в этом случае следует увеличивать ставки НДФЛ, снижать тарифы взносов в Пенсионный фонд и увеличивать предназначенные ему федеральные трансферты.

Глава, посвященная госзакупкам, содержит в основном ранее публиковавшиеся расчеты ВШЭ по возможной экономии при создании Федеральной контрактной системы. В частности, только на низкоэффективных госзакупках предлагается экономить до 175 млрд руб. в год, то есть более 5% сумм закупок. Также уже известны разработки экспертов по части реформы образования. Зато необычен подход к управлению госнедвижимостью. Ее предлагается передать в Федеральный фонд развития недвижимости — вместе с доходами от ее продажи и аренды.

Эксперты поддерживают идею отказа от новых выплат маткапитала с 2016 года с передачей средств на адресную поддержку бедных семей с детьми. Региональную систему субсидий они считают крайне неэффективной и нуждающейся в реформе: так, по их расчетам, лишь 20% получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг являются реально бедными.

Наконец, в ВШЭ и РАНХиГС уверены в неэффективности государства как управленческой корпорации. В России, по их мнению, необычно некрупные для развитых стран министерства. Кроме того, низка занятость в центральном правительстве при общей занятости в госсекторе большей, чем в странах ОЭСР (20,2% от всех занятых в РФ). Доходы чиновников эксперты как высокие не оценивают, но возмущены необычно длинными по меркам развитых стран отпусками на госслужбе. На этих и иных небольших льготах чиновников эксперты предлагают экономить 14,8 млрд руб. в год, в целом на федеральном госуправлении — 46,2 млрд в год. Предлагается также как институт ликвидировать федеральные агентства — как неэффективные и снижающие качество госуправления. Институты развития предложено разделить на "институты-агенты" (относительно эффективные и не имеющие собственного бизнеса: АСВ, Фонд ЖКХ) и на малоэффективные (с расходами на свои нужды в 15-20% и более) "неагентские институты". Последние предлагается заставлять переходить на самоокупаемость.

В отличие от "скорректированной "Стратегии-2020"" доклад ВШЭ и РАНХиГС затрагивает вопросы оборонных и правоохранительных расходов (см. справку) — там наиболее интересным предложением является идея "сократить штатную численность вооруженных сил до 500 тыс. человек с приостановлением призыва". В этом свете неудивительно, что Минфин избрал для своего доклада в правительство лишь избранные меры оптимизации: несмотря на призывы Кремля и Белого дома к экономии перед лицом снижения бюджетных доходов, планке политических ограничений большая часть идей экспертов заведомо не соответствует.

"Оборонная" глава доклада ВШЭ и РАНХиГС в отличие от "дочерней" разработки Минфина содержит предложения, касающиеся преимущественно не правоохранительной, а оборонной деятельности. Эксперты обращают внимание на низкое качество роста российских оборонных расходов, которые по степени "военного обременения экономики" сравнялись с соответствующими показателями США и намного обгоняют КНР без перспектив возможного сокращения показателя. Эксперты критикуют "сверхоптимистичное" наращивание гособоронзаказа, который с использованием с 2011 года института госгарантий напоминает им создание "опасного пузыря, известного по финансовым рынкам". В ВШЭ и РАНХиГС констатируют тенденцию к росту закрытости военного бюджета в РФ: по секретным и неконтролируемым статьям раздела "Национальная оборона" проходит в 2013 году 52,6% расходов на эти цели, по статьям раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" — 27%. Специалисты предлагают для начала создать в Минобороны статистический орган хотя бы в количестве 50 специалистов, "изжить наконец последствия постановления ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1925 года "О шпионаже"" и в целом исправить ситуацию, в которой по секретным и совсекретным статьям реализуется почти 15% расходов федерального бюджета. Содержательно эксперты предлагают перенести дополнительно сроки реализации госпрограммы вооружений в 2014-2016 годах, что в разных схемах реализации и при отказе от кредитных схем даст экономию от 250 млрд до 1,115 трлн руб. Значительная часть инициатив экспертов Минфином не поддерживается заранее, в том числе предложения по сокращению объемов гостайны, это предусмотрительно указано в самом тексте доклада экспертов.

Источник: КоммерсантЪ, Москва

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник