Выступление Исполнительного секретаря ОО «Медицинская палата Алтайского края» В. А. Лещенко
- Медицинская палата Алтайского края.
- Добрый день, коллеги. Медпалата Алтайского края – молодая организация, чуть более года ей. Мы находимся еще на этапе становления. Важнейшей задачей при организации палаты ставилось объединение более 25% врачей Алтайского края. На сегодняшний день этот составляет 29%, что дает нам право участвовать в аттестации врачей.
Первый результат в данном направлении, что удалось сделать, – были внесены поправки в закон субъекта «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья на территории Алтайского края», где были закреплены дополнительно права НКО медорганизаций и фарморганизаций – участие в аттестационной комиссии врачей. Было принято решение палаты о непосредственном участии в аттестации врачей. На основании решения был подготовлен список кандидатов из наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов для их включения в составе экспертной группы как представителей медицинской палаты.
Деятельность разделилась на два этапа. Первый период – действовал 808-М приказ, и аттестация осуществлялась следующим образом. Главным управлением фармацевтических и медицинской деятельности Алтайского края были изданы подзаконные акты: Приказ и Положение о порядке получения квалификационных категорий, а также Приказ о составе краевой профильной комиссии. Структура аттестационной комиссии включила в себя: аттестационную краевую комиссию, созданную Главным управлением, и профильные аттестационные комиссии. Те состояли из экспертных групп соответствующих направлений и комитета аттестационного комиссии. Краевая аттестационная комиссия также состояла из экспертных группы соответствующих направлений.
Структура аттестационной комиссии по действию приказу №808: краевая комиссия состояла из 22 членов, 7 из которых – представители палаты. Также было предусмотрено 6 аттестационных комиссий, куда входило 76 членов, из них 33 – представители палаты. 20 экспертных групп, где 245 экспертов, 99 человек – представители палаты. Общее представительство членов палаты составило 40%. На данном этапе медицинская палата реализовала свое право полноценно участвовать в аттестационных комиссиях. Тем самым была достигнута одна из основных целей и закреплен статус среди медорганизаций края, что стало немаловажным.
Второй этап – приказ Минздрава от 23 апреля 2013 № 240-М об аттестации и сроках прохождения. Для нас это стало закономерным продолжением. Главным явился пункт 14, который предусмотрел дополнительное право медработников участвовать в аттестации врачей. Это послужило изменением локальной законодательной базы. Палата приняла решение о том, что необходимо изменить состав. Таким образом, было принято включить в состав аттестационных комиссий до 50% от палаты и экспертные группы – до 100%. Было реализовано так второе направление деятельности.
На сегодняшний день советом палаты обсуждается вопрос по оказанию практической и методической помощи членам палаты по подготовке к аттестации на получение квалификационных категорий. Т.е. создание рабочей группы внутри палаты, позволяющей проводить механизмы т.н. предаттестации. На ближайшее время ставим для себя задачу – обсуждение роли медпалаты в процедуре аккредитации специалистов в 2016 году.
Большого творчества самостоятельного у нас не получилось, потому что весь порядок был регламентирован приказом №240-М. Потом пересматривалась локальная нормативная база. Мы обратились в Главное управление с просьбой, что мы хотели бы и готовы получить дополнительные полномочия, на что был получен ответ: деятельность четко регламентирована, что все документы согласуются с Минюстом и в прокуратуре. Удалось реализовать – 100% членство в экспертных группах, 50% представительство в краевой аттестационной комиссии.
В целях сохранения партнерских отношений, - поскольку Главное управление признало наличие медицинской палаты, в целях взаимодействия с ней мы других оспаривающих мер не применяем.
Л.М. Рошаль:
- У вас нет соглашения с департаментом здравоохранения и с вузом?
- Пока таких соглашений нет.
Л.М. Рошаль:
- Как у вас проходит аттестация гинекологов? Какой состав комиссии?
- Состав комиссии определяется из экспертов данного направления. Медпалата уже входила в существующую до нас систему. В Главном управлении сама система была наработана. Были созданы экспертные группы, сформированы аттестационные комиссии. Мы вошли в эту структуру, представить своих квалифицированных специалистов.
Л.М. Рошаль:
- Нет ощущения: мы лезем, но там не нужны?
- Справедливый момент. Не хотелось бы там существовать только для галочки. Почему хотели для себя получить отдельные полномочия, которые могли бы реализовывать свою программу, наработать определенные материалы на перспективу и доказать, что медпалата края готова серьезно заниматься этим вопросом. На данные попытки были тшетны.
Л.М. Рошаль:
- Поднимите руку, какие ассоциации участвуют в аттестации? В Новосибирске также? Да. Какой тогда толк участия в аттестации?
Посыл был такой: специалисты более грамотны, как специалисты в определении человека, которого аттестуют, чем исполнительная власть. Мы лучше знаем, кто есть кто по специальности. Может ли эта аттестация быть целиком передана врачебному сообществу?
- Вопрос – не можно, а нужно.
- Мы еще не дозрели до этого. Дает ли нам право 323-й закон взять на себя аттестацию полностью?
Ответ:
- 323-й закон – там закреплено у нас право только на участие. Каким образом оно будет реализовано, - также и 240-й приказ, определяющий этот порядок. У нас остается механизм – 907-е постановление. Если мы наберем определенное количество врачей по специальности, тогда государство вправе нам передать.
Вопрос:
- Аттестация относится к госуслуге, - как это реализуется в регионе?
Ответ:
- Этот момент – отнесение аттестации к госуслуге – для нас он и послужил барьером. Идет согласование документов и с Минюстом, и прокуратуре. Они не могут противоречить действующим нормам. В связи с этим мы ограничены в деятельности в данном направлении. Нам сказали: вы можете у себя внутри сделать, что пожелаете, а мы будем руководствоваться только нормами закона.
Л.М. Рошаль:
- Мы послушаем, как аттестация производится в Новосибирской области? Аттестацию здесь проводит медассоциация НОАВ.
С.Б. Дорофеев:
- Так же, как в Алтайском крае. До последнего приказа, который был издан по аттестации, - они фактически нас более отстранили нас, чем было до этого. Тем не менее, составы предаттестационных комиссий – там большая часть членов нашей ассоциации. Председатели предаттестационных комиссий – мы стараемся, чтобы они были там от нас. Говорю правду – приказ, который сейчас вышел, он нам теперь больше мешает. У нас существует договор между Минздравом Новосибирской области и НОАВ, что мы практически аттестацию проводили сами. Сами назначали председателей. У нас председатели направлений отчитывались, как проходили процессы испытательных процедур. Кого рекомендовали или нет. Некоторые спорные вопросы мы решали на заседании комиссии. Раньше было очень жесткой: половина итоговой комиссии была из членов правления, половина была из Минздрава области. Теперь наша доля уменьшилась – осталась треть, а две трети – их назначил министр. Сейчас есть председатель комиссии из министерства, а зам председателя – член правления НОАВ. Мы там тоже имеем возможность повлиять.
Но самостоятельности не может быть, потому что это осталась госуслуга. Деваться некуда. Теперь отвечают за это органы управления. Чтобы поменять процесс, нам нужно изменить приказ. Говорил с Маевым. Он не против его демократизировать – в той редакции, в какой она была до этого. Не знаю, чья была инициатива. Она ничем не регламентирована законодательно. Госуслугой она была раньше, осталась сейчас. Их обязали написать регламент на территориях, и они написали по-разному. Где-то можно это допустить по регламенту, а где-то нельзя допустить общественность. Если они на уровне субъекте написали закон, который позволяет демократизировать эту процедуру, - спорный вопрос. Эта процедура отнесена к регламентации федерального органа исполнительной власти. Только он вправе писать по проведению аттестации.
Даже учитывая, что здравоохранение находится в совместном ведении субъекта и федерации, то по регламентации процесс этот должен регламентировать Минздрав РФ. Мы должны поэтому либо убедить Минздрав. Если будем соответствовать 907 постановлению, - указано Минздраву, что тогда он должен будет эту процедуру полностью передать. На основании этого можно будет демократизировать этот процесс.
- Позвольте мне привести пример в Смоленской области. Мы обратились к губернатору области с просьбой при написании регламента включить в аттестационные комиссии -и в предаттестационные, и в областную аттестационную – представителей нашей врачебной палаты. Распоряжением губернатора области 3 человека включены в такую процедуру.
Более того, мы уже использовали такую возможность. Несколько человек с нашей области стали победителями конкурса врачей. Мы написали с департаментом совместное представление, имея соглашение на такую работу, - врачам через ступеньку выше была присвоена квалификационная категория.
Это возможно в субъектах при правильном взаимодействии с органами власти.
С.Б. Дорофеев:
- На самом деле, нельзя по закону. Тут только добрая воля министерства. Если не проверит, то ничего. Если проверят, то они получат по шапке. Сам приказ – там не предусмотрено такое перескакивание. В прошлом приказе была такая возможность. Сейчас де юре нельзя так сделать. Распространять этот опыт на всю страну не получится.
- Республика Башкортостан, национальная медпалата. Мы тоже у себя в республике подписали все документы согласно ст. 76 323-го закона о передаче некоторых полномочий отдельных ассоциаций, входящих в палату: урологам, неврологам, стоматологам, терапевтам. Но последний приказ Минздрава, который вышел в апреле, перечеркнул всю нашу работу. Пока этот приказ существует, регионы должны делать все по закону.
Л.М. Рошаль:
- Юрист из Смоленской врачебной палаты написал: за время работы СРО Врачебная палата Смоленской области зарекомендовала себя в профессиональном сообществе, в органах федеральной и региональной исполнительной власти, в пациентском сообществе, - в связи с чем открывается возможность передачи отдельных полномочий госвласти в соответствии с законодательством РФ. От нас тоже многое зависит.
Я думаю, если мы введем полное саморегулирование, то это будет 100% наше. Сегодня нам частично, получастично нужно войти в аттестацию на основании имеющихся.
Я обещаю, что проговорим этот вопрос в самое ближайшее время в министерстве. Надо посмотреть законодательную базу, на основе чего был сделан этот приказ. Если законодательная база позволит нам изменить этот приказ, - если он написан от столба сотрудниками Минздрава, то приказ будет изменен.
В отношении передачи функций – нам говорят, что, пожалуйста. Но вы готовы взять эти функции на себя? . Сначала надо быть готовым, а потом брать. У Вероники Игоревны нет сомнений, когда мы самоорганизуемся по-настоящему, то нам эти полномочия передадут. Мало того, весь институт внештатных специалистов перейдет в Нацмедпалату. Это будет идейно правильно.