Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Число регионов-доноров катастрофически уменьшается

02.05.2014

Президент Владимир Путин обсудит в Петрозаводске с руководством федерального и региональных парламентов исполнение своих майских указов, а также проведет совещание о проблемах моногородов. Между тем региональные бюджеты испытывают серьезные проблемы с финансированием мероприятий майских указов. И на трансформацию моногородов в них денег вообще может не оказаться. В пятницу Счетная палата сообщила о бюджетных проблемах субъектов Федерации. За последние восемь лет в России вдвое сократилось количество регионов-доноров. А общий дефицит региональных бюджетов вырос за год в два раза и уже превысил 640 млрд руб. Эксперты видят причины бюджетного кризиса регионов в общем ухудшении экономической ситуации и в налоговой политике Центра. Третьей причиной кризиса они называют возросшие расходы регионов на исполнение майских указов.

Как ожидается, сегодня в Петрозаводске президент Владимир Путин проведет совещание с Советом законодателей. Тема – интеграция Крыма и исполнение майских указов, подписанных им в 2012 году сразу после инаугурации.

Пока неизвестно, какие именно вопросы президент планирует детально обсудить. В то же время в повестке дня есть несколько очень болезненных проблем, которые действительно требуют от президента особых разъяснений. Среди них, например, стремительное ухудшение финансового положения российских регионов. Ухудшение, которое напрямую связано с исполнением майских указов президента.

Выступая в пятницу на заседании Совета законодателей РФ, глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за истекшие восемь лет количество регионов-доноров сократилось в России вдвое. «По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, – привела данные Голикова. – По итогам 2013 года лишь 10 из 83 остались регионами-донорами. За эти годы мы упустили ситуацию и плохо представляем, что происходит в регионах». Голикова напомнила, что часть полномочий регионов за последние 10 лет была передана им без надлежащего финансового обеспечения.

Бюджеты большинства регионов разбалансированы. По итогам 2013 года дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 642 млрд руб. Это в 3,3 раза больше, чем прогнозировал Минфин. «С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 77 регионов, из которых в 35 дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов», – говорится в материалах Счетной палаты.

Первая причина ухудшения финансового самочувствия регионов – необеспеченность расходов субъектов доходами. «Например, в 2013 году за счет поступивших налоговых и неналоговых доходов могли обеспечить собственные расходы без учета субвенций всего четыре региона: Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. А в 2012 году было 10 таких регионов», – поясняет Голикова.

Вторая причина – региональное неравенство, которое властям до сих пор не удалось преодолеть.

Итог – растущая зависимость региональных и местных бюджетов от федерального Центра. «Доходная часть бюджетов семи регионов (Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Камчатский край) сформирована за счет межбюджетных трансфертов на 60%. Еще у 16 субъектов – более чем на 40%», – сообщают в Счетной палате.

Во многих – даже сильных – регионах ситуация на глазах ухудшается. В качестве примера Голикова привела Тюменскую область: дефицит бюджета области составил в 2013 году около 30% от доходов, хотя еще год назад он был на уровне 3,5%, а в 2011 году бюджет Тюменской области верстался с профицитом – доходы превышали расходы.

«В числе регионов, у которых в 2013 году доходы не только не выросли, но и сократились, – Вологодская область (сокращение на 2,8%), Кемеровская область (на 6%), Ханты-Мансийский автономный округ (на 6,8%)», – говорится в материалах Счетной палаты. Стоит напомнить, что Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область – это крупнейшие нефтедобывающие регионы страны, бюджеты которых не должны испытывать особых проблем.

Сообщив эти данные, Голикова предложила провести ревизию полномочий регионов и оценить их доходы. В то же время удивление властей плохими финансовыми показателями регионов выглядит странно. Потому что ничего удивительного не происходит. Растущие региональные дефициты – следствие бюджетной политики федерального Центра, которому для выстраивания вертикали власти удобнее держать регионы на голодном пайке.

Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают приверженность Центра парадоксальной на первый взгляд политике бюджетно-унитарного федерализма. «Конечно, это не афишировалось, но в политике властей действительно такой момент присутствовал – когда им было выгодно больше собирать с регионов налогов, а потом перераспределять средства между субъектами, потому что таким образом регионы ставились в зависимость от Центра», – поясняет директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Однако эксперты добавляют, что за последний год кое-что в экономике страны изменилось, и такой унитаризм управления – уже не самый главный фактор. «Ключевой фактор – майские указы президента. Задача во что бы то ни стало их исполнить заставляет регионы влезать в долги. Это провоцирует рост дефицитов», – говорит Николаев.

Ситуация усугубляется общим затуханием экономики, ухудшением положения промпредприятий. Как замечает эксперт, Центр даже помогает регионам – в прошлом году он направил на исполнение майских указов около 100 млрд руб. Но и его возможности не безграничны. Бюджетные обязательства сильно завышены, однако никто не рискнет утверждать, что президентские указы оказались для страны ошибкой, резюмирует Николаев.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что сравнивать количество регионов-доноров в первой середине нулевых и сейчас не совсем корректно. Потому что за это время изменилась налоговая политика государства. «В 2003–2004 годах так называемых доноров было больше, потому что налог на добычу полезных ископаемых тогда делился между федеральным бюджетом и регионами. А потом этот налог полностью был централизован и направлен в федеральный бюджет. Из доноров выпали многие нефтегазодобывающие регионы, кроме самых главных», – поясняет Зубаревич.

Минфин при этом целенаправленно сокращает трансферты регионам, указывает эксперт. Если в 2009 году доля федеральных трансфертов сначала выросла с 19 до 27% от всех доходов консолидированных региональных бюджетов, то в 2013-м она снова сократилась до 19%. «Очень вовремя», – иронизирует эксперт.

К этому надо добавить резкое падение собираемости важного для регионов налога на прибыль – сразу на 13% в 2013 году. «Экономическая ситуация в России ухудшается, регионы дошли до критической точки, бизнес не инвестирует, власти пытаются сократить трансферты», – перечисляет Зубаревич. И последний, можно сказать – смертельный, удар – указы президента. «Они ударили по регионам так, как никакой кризис ударить не мог. У нас 2,2 трлн руб. – консолидированные долги региональных бюджетов плюс муниципалитеты. Такого не было никогда», – делает вывод Зубаревич.

Слова экспертов подтверждаются статистикой. По данным Минфина, в 2010 году дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ составлял 100 млрд руб., в 2011 году дефицит был около 35 млрд руб., в 2012 году он составил почти 280 млрд руб. А по итогам 2013 года сразу вырос до 642 млрд руб. – более чем в два раза. Даже в кризисном 2009 году дефицит региональных бюджетов России был ниже – около 330 млрд руб.

Источник: Независимая газета, Анастасия Башкатова

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник