Новая система повышения квалификации – новая роль профессиональных обществ
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования
Гузель Улумбекова
Статьи эксперта
Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) – первая в России профессиональная общественная медицинская организация, специализирующаяся на вопросах качества медицинской помощи и медицинского образования.
Основные цели АСМОК: содействовать повышению качества медицинской помощи и медицинского образования, инициировать и возглавить работу по созданию национальной концепции управления качеством медицинской помощи.
Существующая сегодня система повышения квалификации медицинских работников, к сожалению, имеет ряд недостатков. Самый главный из них – она зачастую не обеспечивает доступ медицинских работников к новейшим знаниям. В регионах признаются, что получение сертификата – это иногда формальный процесс, его можно получить, даже не проходя цикл обучения.
А врачи выражают недовольство тем, что образовательные программы регионального уровня не всегда обеспечивают качество знаний, которое можно получить в Москве, у ведущих специалистов. Кроме того, в условиях стремительного развития медицинских технологий и обновления информации образовательный процесс врача не может происходить один раз в пять лет – медик должен учиться постоянно, ежегодно, еженедельно. Несомненно, те, кто очень хочет учиться, находят такие возможности. Но и на уровне государства должна быть создана система, которая обеспечивала бы высокий уровень квалификации всех без исключения врачей.
Именно поэтому было принято решение создать систему, которая могла бы учесть все особенности образовательного процесса для врачей, в том числе и международный опыт. В ее основу легли принципы непрерывности образовательного процесса, элементы дистанционного образования и – главное – партнерство с профессиональными (научно-практическими) обществами.
Благодаря совместной активной работе НМП под руководством Л.М. Рошаля и учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, которое возглавляет ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Петр Глыбочко, был разработан проект концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования. Этот документ был представлен и одобрен на общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в Санкт-Петербурге в феврале 2013 года.
В конце прошлого года были подписаны также приказ Минздрава (11 ноября 2013 года № 837) и положение о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для участковых врачей-терапевтов и педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций. Кроме того, Минздравом России и НМП был создан и начал активную работу Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Сейчас пилотный проект внедрения системы непрерывного медицинского образования (НМО) уже находится в активной стадии реализации: 735 врачей в 11 субъектах Российской Федерации приступили к обучению. Его первые результаты можно будет обсуждать осенью этого года.О том, как развивается проект, мы попросили рассказать председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекову. На сегодняшний день АСМОК, представляя интересы Национальной медицинской палаты, выступает в качестве оператора пилотного проекта. Эта ассоциация обеспечивает работу платформы для электронного обучения врачей, а также взаимодействие с профессиональными обществами – участниками проекта.
– Гузель Эрнстовна, чувствуете ли вы заинтересованность регионов в реализации пилотных проектов?
– Да, безусловно. Профессиональные общества привнесли в образовательный процесс живую струю. Они участвуют в разработке образовательных программ как полноправные участники. Руководители обществ – академик РАМН Анатолий Мартынов, академик РАМН Александр Баранов, академик РАМН Игорь Денисов и многие другие – принимают участие в разработке образовательных материалов и электронных модулей для НМО. Выбраны самые актуальные темы – те, где врачи испытывают затруднения в принятии клинических решений, а также где необходимо обновить тактику лечения пациентов. С помощью дистанционных форм каждый врач, который участвует в проекте, может получить доступ к знаниям ведущих специалистов страны.
Конечно, образовательные учреждения сами привлекают ведущих специалистов и создают программы дистанционного образования, но, согласитесь, что на сегодняшний день именно в научно-практических обществах сконцентрированы не только передовые знания и опыт – они находятся на пике последних достижений медицинской науки и практики.
Сейчас выстраивается совместная работа между образовательными учреждениями и профессиональными обществами. От этого выигрывают врачи – появляется возможность повысить свою квалификацию, получить доступ к передовым знаниям (в том числе, и без отрыва от работы).
Именно благодаря этому регионы активно включились в реализацию пилотного проекта.
– Как формируются «модернизированные» образовательные программы? Что в них входит?
– Сегодня, по Закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Минздрав должен утверждать примерные программы повышения квалификации в стране. Далее – каждый вуз формирует программы сам. Участие профессиональных обществ в формировании программ обучения позволило сделать их более актуальными и приблизить к нуждам практического здравоохранения. Между вузами и профессиональными обществами заключены соглашения, которые подразумевают расширение возможностей образовательных организаций в реализации образовательных услуг. Общая трудоемкость образовательной программы составляет не менее 144 часов (зачетных единиц), в том числе компоненты программы, рекомендуемые общественными профессиональными организациями, – это не менее 36 зачетных единиц. В эти 36 часов обычно входят: 20 часов самостоятельной работы с электронно-образовательными ресурсами (в том числе электронными образовательными модулями), а 16 часов – посещение мероприятий: конференций, семинаров, научно-практических школ.
Такая программа согласовывается тремя сторонами: образовательной организацией, профессиональным обществом и территориальным органом управления здравоохранением, который имеет право вносить в программу изменения в соответствии с потребностями региона (до 15% ее объема).
– А как организован процесс взаимодействия с самым главным участником проекта – врачом?
– Все очень просто. Врач заключает с образовательным учреждением соглашение, подтверждающее его готовность и согласие учиться по новой программе. По проекту, это те врачи, которым через год надо продлить свой сертификат специалиста, и только по трем специальностям – «Педиатрия», «Терапия», «Общая врачебная практика».
Вуз передает им код участника – пароль для входа на специально созданный портал Sovetnmo.ru. Его поддерживает Минздрав России и Национальная медицинская палата вместе c АСМОК.
После подписания соглашения врач c помощью кода участника регистрируется на портале. Затем он составляет свой индивидуальный план обучения, где записывает, что планирует пройти и что уже прошел. Для изучения образовательных материалов обществ медик по специальным ссылкам переходит на другие порталы: Библиомед, порталы вузов и обществ. Врач может также выбирать образовательные мероприятия для посещений, которые проводятся профессиональными обществами и одобрены Координационным Советом по развитию НМО для повышения квалификации врачей. После посещения мероприятия или прохождения модуля на портале врачу зачисляется необходимое количество кредитов или зачетных единиц. В проекте 1 час равен 1 кредиту.
По окончании обучения он проходит итоговую аттестацию и сдает сертификационный экзамен. Все это происходит в вузе при участии профессиональных обществ.
В дальнейшем после обсуждения результатов пилотного проекта необходимо будет сформировать новую систему непрерывного медицинского образования (повышения квалификации). Главное в этой системе – врач обязан обучаться ежегодно. Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый может самостоятельно составить свой индивидуальный план на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Вся информация, накопленная врачом за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана обучения. Благодаря информационным технологиям такой отчет будет создан не только на бумаге, но и в сети Интернет.
– Как вы считаете, сможет ли данная модель способствовать повышению качества медицинской помощи?
– Конечно, да. Но для этого еще необходимо много работать. Во-первых, за круглым столом Координационного совета Минздрава представители НМП, образовательных учреждений, Совета ректоров, профессиональных обществ по специальностям должны определить (в том числе с учетом результатов пилотного проекта), какой будет новая система повышения квалификации, как будет проходить процедура аккредитации медицинских работников (она приходит на смену сертификации), и что делать с процедурой аттестации (присвоения категорий).
Во-вторых, профессиональным обществам необходимо продолжить выполнение своей миссии. Это разработка и регулярное обновление клинических рекомендаций, национальных руководств, электронных образовательных модулей, проведение конференций и семинаров.
В-третьих, необходимо окончательно определить процедуру и требования к качеству образовательных материалов и мероприятий, предоставляемых участниками новой системы.
Работы, конечно, много, но дорогу осилит идущий.
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования
Гузель Улумбекова
Статьи эксперта
Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) – первая в России профессиональная общественная медицинская организация, специализирующаяся на вопросах качества медицинской помощи и медицинского образования.
Основные цели АСМОК: содействовать повышению качества медицинской помощи и медицинского образования, инициировать и возглавить работу по созданию национальной концепции управления качеством медицинской помощи.