Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых образовательными и научными учреждениями высшего и среднего основного и дополнительного профессионального образования, осуществляющими подготовку медицинских кадров и порядок проведения общественной аккредитации образовательных организаций сферы здравоохранения
Материалы для скачивания
1. Право прохождения аккредитации имеют образовательные и научные учреждения высшего и среднего основного и дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку медицинских кадров, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы (далее – образовательные организации), имеющие лицензию на образовательную деятельность.
2. Все расходы, связанные с организацией и проведением аккредитации, несет аккредитуемая организация.
3. Для прохождения аккредитации образовательная организация подает заявление в Центральный экспертный совет по аккредитационной экспертизе образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения Национальной медицинской палаты.
4. Сроки и условия проведения аккредитации определяются договором между Центральным экспертным советом Национальной медицинской палаты и образовательной организацией.
5. Образовательная организация, заключившая договор, имеет право на получение инструктивных и методических материалов.
6. Процедура общественной аккредитации образовательной организации.
6.1. Процедура аккредитации включает в себя три этапа. Первый этап аккредитации – самообследование образовательной организации, на соответствие стандартам аккредитации с подготовкой отчета о результатах самообследования. Вторым этапом аккредитации является визит экспертной комиссии в образовательную организацию с предоставлением руководству организации промежуточного отчета об экспертизе. Экспертная комиссия во время визита принимает во внимание обстановку в образовательной организации, содержание реализуемых образовательных программ, мнение обучающихся, состав профессорско-преподавательского коллектива, образовательные ресурсы, инновационные технологии. На третьемэтапе на основании отчетов экспертной комиссии Центральный экспертный совет принимает решение обобщественной аккредитацииобразовательной организации.
6.2. Состав экспертной комиссии и критерии отбора экспертов устанавливаются «Положением о Центральном экспертном совете по аккредитационной экспертизе образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения Национальной медицинской палаты».
6.3. Каждый эксперт подписывает договор с Центральным экспертным советом об участии в экспертизе и заявление об отсутствии конфликта интересов с образовательной организацией, где проводится экспертиза.
6.4. Экспертная комиссия состоит не более чем из 5 экспертов, являющихся квалифицированными специалистами по оценке образовательных программ, а также представителя работодателей в сфере здравоохранения, представителя профессиональных обществ, участвующих в реализации программы непрерывного медицинского образования, представителя обучающихся (студенты, интерны, клинические ординаторы, аспиранты, слушатели ДПО), представителя совета ректоров медицинских вузов России.
6.5. Эксперт имеет право запрашивать и получать необходимые дополнительные материалы, документы, сведения, относящиеся к аккредитации образовательной организации, высказывать и обосновывать свое мнение об оценке образовательной организации, участвовать в обсуждении отчета о результатах внешней экспертизы в процессе аккредитации. При этом эксперт несет персональную ответственность за объективность и достоверность оценок, выводов, своевременность проведения экспертизы и представления материалов к отчету о результатах внешней экспертизы.
6.6. Организует работу экспертной комиссии председатель. Председатель экспертной комиссии согласует сроки и программу работы экспертной комиссии в образовательной организации с Центральным экспертным советом, несет ответственность за выполнение программы внешней экспертизы и подготовку отчета о результатах внешней экспертизы.
6.7. По итогам общественной аккредитации публикуется отчет, включающий сильные стороны, выявленные недостатки, рекомендации по развитию образовательной организации.
6.8. Образовательная организация,не прошедшая аккредитацию, имеет право в течение 1 года устранить выявленные недостатки и повторно пройти процедуру аккредитации.
6.9. На основании положительного решенияЦентрального экспертного совета об аккредитации образовательная организация получает Свидетельство обобщественной аккредитации образовательной организации.
6.10. В случае несогласия с заключением экспертной комиссии образовательная организация имеет право подать апелляцию на проведение процедуры аккредитации в Центральный экспертный совет по аккредитационной экспертизе образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения Национальной медицинской палаты.
7. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
7.1. Для проведения внешней экспертизы образовательных программ, входящих в укрупненную группу специальностей «здравоохранение» Центральный экспертный совет формирует профильные экспертные комиссии.
7.2. Состав экспертных комиссий и критерии отбора экспертов устанавливаются «Положением о Центральном экспертном совете по аккредитационной экспертизе образовательных программ и образовательных организаций сферы здравоохранения Национальной медицинской палаты».
7.3. Экспертная комиссия состоит не более чем из 5экспертов, являющихся квалифицированными специалистами по оценке образовательных программ, а также представителя работодателей в сфере здравоохранения, представителя профессиональных обществ, участвующих в реализации программы непрерывного медицинского образования, представителя обучающихся (студенты, интерны, клинические ординаторы, аспиранты, слушатели ДПО), представителя совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России.
7.4. Если в образовательной организации проходят аккредитацию несколько программ, в зависимости от направлений подготовки специальностей, могут создаваться экспертные комиссии для каждой образовательной программы или направления подготовки.
7.5. Основными принципами работы эксперта являются честность, ответственность, добросовестность, объективность, соблюдение конфиденциальности в работе с представленными документами.
7.6. Каждый эксперт подписывает договор с Центральным экспертным советом об участии в экспертизе и заявление об отсутствии конфликта интересов с образовательной организацией, где проводится экспертиза.
7.7. Эксперт имеет право запрашивать и получать необходимые дополнительные материалы, документы, сведения, относящиеся к аккредитации образовательной программы и образовательной организации, высказывать и обосновывать свое мнение об оценке образовательной программы, участвовать в обсуждении отчета о результатах внешней экспертизы в процессе аккредитации. При этом эксперт несет персональную ответственность за объективность и достоверность оценок, выводов, своевременность проведения экспертизы и представления материалов к отчету о результатах внешней экспертизы.
7.8. Организует работу экспертной комиссии председатель. Председатель экспертной комиссии согласует сроки и программу работы экспертной комиссии в образовательной организации с Центральным экспертным советом, несет ответственность за выполнение программы внешней экспертизы и подготовку отчета о результатах внешней экспертизы.
7.9. Экспертная комиссия работает в образовательной организации в течение согласованного с Центральным экспертным советомсрока. По окончании визита председатель экспертной комиссии выступает перед руководством образовательной организации, осуществляющей подготовку медицинских кадров, с устным представлением о результатах внешней экспертизы, подготовленным на основании согласованного мнения всех членов экспертной комиссии.
Устное представление должно содержать основные выводы, к которым пришла экспертная комиссия по итогам внешней экспертизы образовательной программы. Заключение экспертной комиссии является рекомендательным, и не разглашается до его утверждения на заседании Центрального экспертного совета.
7.10. По окончании экспертизы на основании анализа отчета о самообследовании, представленных документов и сведений, а также интервью с представителями профессиональных сообществ, обучающимися, сотрудниками и руководством образовательной организации экспертная комиссия готовит отчет о результатах внешней экспертизы, содержащий раздел «Заключение внешней экспертной комиссии», который представляет собой развернутое коллегиальное заключение членов экспертной комиссии о соответствии или несоответствии аккредитуемой программы стандартам (критериям) аккредитации и включает мнение отдельных членов комиссии, если оно отличается от общего заключения.
7.11. Отчет о результатах внешней экспертизы подписывается председателем экспертной комиссии, представляется в Центральный экспертный совет и в образовательную организацию.
7.12. На основании положительного решения Центрального экспертного совета об аккредитации образовательная программы получает Свидетельство опрофессионально-общественной аккредитации образовательной программы.
8. Процедура выдачи и пролонгации действия Свидетельства об аккредитации.
8.1. Форма свидетельства опрофессиональной-общественной аккредитации образовательной программы, входящей в укрупненную группу специальностей «здравоохранение» устанавливается Национальной медицинской палатой. В Свидетельстве указывается регистрационный номер, дата выдачи и срок действия Свидетельства, местонахождение (юридический адрес) образовательного учреждения и его полное наименование, перечень аккредитованных образовательных программ.
8.2. Свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы выдается сроком от 1 года до5 лет.
8.3. Форма свидетельства об общественной аккредитации образовательного организации устанавливается Национальной медицинской палатой. В Свидетельстве указывается регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) образовательного учреждения и его полное наименование.
8.4. Свидетельство об общественной аккредитации образовательной организации выдается сроком от 1 года до5 лет.
8.5. По истечении срока аккредитации образовательная организация вправе подать заявление на последующуюаккредитацию.
8.6. В случае аккредитации образовательной программы на неполный срок (менее 5 лет) по истечении этого срока образовательная организация вправе представить в Центральный экспертный совет отчет о результатах корректирующих действий в соответствии с рекомендациями внешней экспертной комиссии, на основании рассмотрения которого, на очередном заседании Центрального экспертного совета может быть принято решение о пролонгации срока аккредитации или о проведении дополнительного визита экспертной комиссии для внешней оценки.
8.7. В случае отказа в аккредитации образовательной организации направляется письменное уведомление с обоснованием. Повторное заявление на прохождение аккредитации рассматривается на общих основаниях по истечении одного года с момента подачи первого заявления.
8.8. В случае нарушения процедуры аккредитации образовательная организация вправе обратиться с апелляцией в Центральный экспертный совет.
8.9. В случае перерегистрации либо реорганизации образовательная организация письменно уведомляет Центральный экспертный совет с приложением документов, подтверждающих указанные сведения, для переоформления свидетельства об аккредитации.
8.10.В случае утери (порчи) свидетельства об аккредитации Центральный экспертный совет по письменному заявлению образовательной организации выдает его дубликат.
9. Уведомление о прохождении профессионально-общественной и общественной аккредитации.
9.1. Национальная медицинская палата направляет письменное уведомление в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки об итогах общественной аккредитации образовательного или научного учреждения, осуществляющего подготовку медицинских кадров, и результатах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, входящих в укрупненную группу специальностей «здравоохранение».