Результаты Премии НМП - 2015
Номинации для будущих и состоявшихся медицинских работников
Номинация «Земский доктор»
«Земский доктор» – номинация для врачей, имеющих стаж работы в сельской местности не менее 5 лет. Оценивается видение кандидатом существующих проблем работы в сельской местности и путей их решения, а также достижения номинанта.
Светлана Борисовна Елфимова
Номинация «Земский доктор».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
участковый врач-терапевт
Лауреат Премии – Елфимова Светлана Борисовна, врач-терапевт областного государственного учреждения здравоохранения «Чернянская центральная районная больница», Волотовская амбулатория (Белгородская область).
Светлана Елфимова: «Работа на селе – это жизнь с каждый больным. У меня умирает больной, это для меня смертельно. Я погибаю вместе с ним. Я всю свою жизнь борюсь за то, чтобы все были живы и здоровы»
Врач-участковый терапевт Волотовской амбулатории в Белгородской области. Под ее руководством работает 6 ФАПов, 9 фельдшеров и акушеров, а численность обслуживаемого участка – 2979 человек. 45 лет назад, когда Светлана Борисовна Елфимова приехала работать на село, она и представить себе не могла, что станет и главой Волотосовского поселения, и председателем муниципального совета Чернянского района Белгородской области.
Вот секрет ее успеха, который она передает молодым врачам, приезжающим работать в сельскую местность: «Надо все отдать людям, тогда и люди все отдадут тебе. Они тебя не отпустят. Нужно просто жить жизнью села».
– Скажите, пожалуйста, как получилось, что вы начали работать в сельской местности?
– Со своим мужем 45 лет назад я приехала в Белгородскую область. Заведующий областным отделом здравоохранения пригласил нас в Краснояружский район. Когда мы туда приехали, у нас на руках уже был сын. Там был сахарный завод, и мальчик начал задыхаться. Врачи посоветовали нам переехать в сельскую местность. И 5 августа 1970 года мы приехали в Волотово Чернянского района. Я 45 лет проработала на одном месте и никогда об этом не пожалела. 10 лет назад умер мой муж, он тоже был заслуженным врачом. Я живу в больничном дворе, на территории больницы. У меня всегда открыты окна, я со всеми больными общаюсь. Родные меня любят, поэтому я могу работать, а они дома делают все за меня. Работаю в больнице, и вся моя жизнь проходит там. Это мой первый дом, а сюда я прихожу уже только отдыхать.
Сейчас я – депутат муниципального совета, была главой поселения. Всех узнаю по походке, по платочку, по голосу. В коридоре сидят больные, а я – у себя в ординаторской. И знаю, кто ко мне пришел на прием. Эта жизнь – вся среди людей.
– А как вы думаете, какие преимущества есть в работе земского доктора по сравнению с городским?
– Преимуществ никаких нет. Если врач, работающий в поликлинике городского типа или в стационаре, имеет часовую нагрузку, то у нас нет счета времени. В любое время дня и ночи больной может зайти к тебе. Никаких преимуществ, кроме повышенной ответственности. Врач – не только терапевт, он и акушер-гинеколог. Но в работе мы сильно ограничены. Я могу направить только в районную больницу. Преимуществ нет, а вот чувство удовлетворенности есть.
– Скажите, есть ли на селе возможности для повышения квалификации?
– Все зависит от того, какой ты сам доктор. Если ты захочешь учиться, ты будешь учиться. Если ты не хочешь этого делать, то никто тебя не заставит. Я никогда не чувствовала, что в чем-то отставала в квалификации. Я могу выйти на любой сайт и найти то, что мне нужно, в любое время. У нас такое же поле для деятельности, как и в любом месте. Все делаешь для того, чтобы помочь человеку. Надо, чтобы доктора, которые приезжают работать на село, полюбили его.
– Как вы могли бы оценить изменения, которые происходят в последнее время в российском здравоохранении?
– У нас в Белгородской области очень многое для здравоохранения делает губернатор, уделяет медицине большое внимание. Он поддерживает врачей, не надо ходить и просить.
А по стране, может быть, что-то и не надо было делать, например, проводить оптимизацию. Но, с другой стороны, думаешь: возможно, это необходимо в сегодняшних условиях. Мы сейчас добились хороших результатов: высокая рождаемость, смертность на очень поздних сроках, увеличивается продолжительность жизни. Но необходимо приблизить диагностические методы к населению. Ездят «поезда здоровья», но это – раз в году. А надо, чтобы все было более доступно. Необходимо оснастить лаборатории, медицинские пункты. Есть модульный медицинский пункт, его разработали в Воронеже. Там все экспресс-тесты, диагностическое оборудование – электрокардиограф пятиканальный.
Необходимо также создать условия для консультаций врачей. Чтобы я, например, могла консультироваться не по знакомству, а имела возможность показать любого больного нужному специалисту. Раньше к нам приезжали для диагностики и консультаций доктора из областной больницы. . На этот аспект нужно обратить больше внимания.
Конечно, должны быть перинатальные центры. Но у нас прекрасные акушерки, акушеры-гинекологи, у нас прекрасное оборудование, у нас есть кувезы для вынашивания недоношенных. И, согласно имеющимся лицензиям и сертификатам, мы не имеем на многое права. Отправляют в перинатальные центры. Правильно ли это? Трудно сказать.
– Как вам кажется, молодые специалисты сейчас ведь не очень стремятся ехать и работать земскими врачами? Что нужно сделать, чтобы их привлечь?
– Мы отчасти виноваты сами. Мы ведь сами хотим своих детей отправить туда, где полегче. Если бы наши сельские дети, получив образование, приезжали обратно к нам, было бы совсем неплохо. У нас в районе сейчас стали заинтересовывать молодые кадры. Им не дают деньги, им дают квартиры. Они должны отработать 5 лет, и квартира остается навсегда – хорошая, благоустроенная.
Работать сейчас можно везде. Какая разница, где ты живешь? Разве мы много времени посвящаем улице и походам в рестораны или куда-то еще? А культурно-массовые мероприятия – до Белгорода 130 км. Если квартира есть, то на машину можно заработать. Сейчас молодежь должна сразу почувствовать, что она нужна, что с ней считаются, что ее знания необходимы.
И еще я бы никогда не посылала работать на село сразу после института, никогда. Это неправильно. Человек должен научиться работать, а потом уже приехать в сельскую местность. Он должен научиться быть доктором. Он может наделать ошибок – не потому, что безграмотный, а потому, что опыта нет. Поэтому надо научиться, в городских больницах или поликлиниках поработать, поработать поселковым врачом, а потом уже – к нам, на село. Здесь нужно уже применять знания.
– А что бы вы могли посоветовать молодым врачам, которые планируют ехать работать в сельскую местность? Какой совет вы можете дать?
– Научиться любить людей и не жалеть себя. Нужно сделать так, чтобы ты стал доктором, которому поверят. Которому скажут: да, я с вами согласен, да, я буду выполнять то, о чем вы говорите. Здесь очень умный, мудрый и хитрый народ, и ему нужно соответствовать. Я думаю, что доктор сначала должен быть грамотным, а потом – добрым. А так к больному нужно подходить с уважением, обращаться на «вы» в любом возрасте. И, конечно, надо любить и знать профессию. А еще – приезжать в село избранным, всем подряд сюда ехать не надо. Ради квартиры и миллиона этого – это не так уж и много. Надо просто захотеть ехать в село. Надо все отдать людям, тогда и люди все отдадут тебе. Они тебя не отпустят. Они будут буквально молиться на тебя.
Нужно просто жить жизнью села. Обязательно. Жизнью каждого человека. По-доброму надо знать все и обо всех. Это очень непросто.
Номинация «Карьера»
«Карьера» – премия для молодых врачей в возрасте до 35 лет. Оцениваются видение молодыми специалистами слагаемых успешной карьеры, трудностей, которые им пришлось преодолеть для ее построения, а также предлагаемые ими пути решения проблем.
Лусине Амазасповна Арутюнян
Номинация «Карьера».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
Лауреат Премии – Арутюнян Лусине Амазасповна, сердечно-сосудистый хирург ГБУЗ ТО «ОКБ№1», доцент кафедры хирургии ФПК И ППС, к.м.н. (Тюменская область).
Лусине Арутюнян: «Если есть цель и есть желание, то можно достичь всего».
Ей 30 с небольшим, а за ее плечами уже более 700 операций на сердце и более 300 – на венах и магистральных артериях. Врач высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургических болезней факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Является одним из создателей современного модуля для проведения профилактических мероприятий в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями для первичного медицинского звена. Она занимается подготовкой ординаторов Тюменской медицинской академии. Неоднократно являлась исполняющим обязанности заведующего отделением кардиохирургии №1 Тюменской областной клинической больницы (в штате отделения – около 20 врачей). С ее участием внедрены многие методы операций на сердце.
Это все о ней. О Лусине Арутюнян – враче Тюменской областной клинической больницы №1, попасть на прием к которой сегодня стремятся многие пациенты из области. Когда-то она даже не мечтала стать медиком, теперь не представляет своей жизни без медицины.
– Я, действительно, сначала не думала о медицине. Это была мечта моего отца, он всегда хотел, чтобы я стала врачом, и я просто прислушалась к его совету. А когда в институте уже начались клинические дисциплины, я поняла – это мое, я нашла себя. В 2004 году с отличием окончила Тюменскую государственную медицинскую академию по специальности «лечебное дело», затем – ординатуру по общей хирургии, устроилась работать хирургом в Тюменскую областную клиническую больницу, спустя год прошла профессиональную переподготовку по специальности «сердечно-сосудистая хирургия». И сейчас занимаюсь тем, что, на самом деле, искренне и всем сердцем люблю.
– В сознании многих людей хирург – мужская профессия. Мир сердечно-сосудистой хирургии принял вас сразу?
– Поначалу было очень непросто. Мужской коллектив кардиохирургов постоянно задавал вопрос: «А что делает девушка в кардиохирургии?». А я чувствовала, что сил у меня ничуть не меньше, не меньше физической подготовки (для хирургов это важно), чувствовала, что я не устаю быстрее и раньше мужчин. И знаний не меньше.
Но такой же скепсис встречала и на всевозможных конференциях, подходили ко мне ведущие специалисты-кардиохирурги: «Зачем вам это надо? Сердечно-сосудистая хирургия – мужская специальность. Женщина-кардиохирург – и не женщина, и не хирург». Это были самые неприятные для меня моменты, но они же стали стимулом доказать, что если ты знаешь свою специальность, то никакие половые различия не важны. Самое главное – это трудолюбие, целеустремленность, решительность, нужно знать, чего ты хочешь, и любить то дело, которым ты занимаешься.
И я старалась, много занималась – врач обязан быть теоретически подкован, никто за него этого делать не будет, поэтому в любую свободную минуту читала научную литературу. Но все же главное – практика. Поэтому когда я устроилась в ординатуру, то брала бесконечные ночные дежурства. Сначала смотрела на операции, училась «глазами и ушами», потом начала ассистировать, затем мне начали доверять операции, и у меня стало получаться. К тому же, получилось так, что специалист, который выполнял операции по коронарному шунтированию, уволился, и осталась только я. К тому времени я уже достаточно пробыла ассистентом на таких операциях, и мне доверили выполнять их самостоятельно. И все получилось. Сейчас могу с гордостью сказать, что я – один из ведущих специалистов по коронарному шунтированию. В частности, под моим руководством впервые в нашей больнице выполнены операции коронарного шунтирования через мини-доступ и симультанные вмешательства (впервые в России выполнено коронарное шунтирование и резекция трахеи у больного с ИБС и стенозом трахеи).
И сейчас, когда я преодолела недоверие, доказала все на практике, когда многие пациенты приходят целенаправленно ко мне (несмотря на то, что я девушка, молодой специалист), когда я заслужила уважение коллег, уже говорю своим ординаторам: «Ребята, не нужно останавливаться, кто бы что ни говорил. Если вы чувствуете, что у вас есть любимое дело, есть желание, что у вас все получается – надо идти вперед».
– Неужели никто на начальном этапе карьеры не помогал?
– Конечно, помогали. У меня замечательные учителя. Мой первый учитель Сергей Михайлович Корней, суровый и требовательный, прошел многолетний путь европейской школы, за несколько лет совместной работы воспитал во мне ответственность, умение принимать решения и отвечать за них, правильно расставлять приоритеты.
Свою первую операцию я проводила в 2007 году со своим наставником Анатолием Ивановичем Клепаловым, основоположником сердечно-сосудистой хирургии в Тюменской области. Пациентка была экстренная, завотделением – в отпуске, опытный специалист-кардиохирург заболел, так что я и замещала заведующего отделением, и операцию проводила. Все прошло успешно, и мне очень помогло, что рядом был мой наставник, который в меня верил.
Нелаев Валерий Степанович, который сегодня заведует нашим отделением, поддерживал меня на пути моего роста. Это человек, который был всегда рядом, к которому можно было обратиться в трудную минуту, он всегда мог поддержать – и это придавало мне уверенности.
Я многим благодарна. И не могу не отметить наших главных врачей, которые никогда не ставили мне «палки в колеса», несмотря на мой молодой возраст. Проводится консилиум по сложным случаям: «Кто будет оперировать? – Я буду. – Оперируй». И для меня очень важно, что они мне доверяют, знают, что все будет сделано хорошо.
– Сегодня ваше имя уже известно в области сердечно-сосудистой хирургии, недоверие коллег-мужчин позади. А в период, когда приходилось доказывать что чего-то стоишь, никогда не опускались руки, не жалели о сделанном выборе?
– О выборе никогда не жалела. Но были другие тяжелые моменты. Сначала слишком эмоционально переживала за каждого пациента. В нашей профессии важно сохранять хладнокровие, иначе придешь к эмоциональному выгоранию, что отрицательно сказывается на качестве работы. Но это только в теории легко – отстраняться от проблем пациента, не реагировать на малейшее осложнение, не сидеть без надобности у его постели до глубокой ночи. А на практике мне пришлось этому учиться.
И, как любому начинающему, приходилось проходить через множество упреков, замечаний. В хирургии, особенно в большой хирургии, на операциях порой бывает, что на ассистента кричат, не всегда хирурги держат себя в руках. В первое время это непривычно и порой очень обидно, но потом ты осознаешь, что это нормально, что ты должен подстроиться под оперирующего хирурга. Это нелегко, но это закаляет. И все-таки сейчас, когда я оперирую, а мне ассистируют ординаторы, я помню такие моменты и стараюсь сдерживать себя, что-то даже «глотаю», чтобы не заставить своих ординаторов пройти через эти обиды.
– Вы занимаетесь научной работой, оперируете, преподаете, дежурите в Центре Медицины катастроф Как вы все успеваете?
– Это обычные рабочие дни. Конечно, совмещать преподавание с практикой мне легче, потому что мы с ребятами-ординаторами находимся на рабочем месте (у нас клиническая база на базе больницы), в течение дня лечим, оперируем, а после уже обсуждаем теоретические моменты. Вообще, при правильном планировании времени хватает на все – и на практику, и на науку, и на преподавание. Вот только на личную жизнь практически ничего не остается, но это нормально для нашей профессии. У нас, например, разные ординаторы: кто-то берет дежурства, пропадает с нами сутками на операциях. Есть и другие: пришли, отработали, что положено, ушли. Такие в сосудистой хирургии не остаются. Добиваются успеха только те, кто упорствует. Важно постоянно совершенствоваться. На каком-то этапе я, например, поняла, что не владею достаточными знаниями в системе здравоохранения, показателях и нормативах социально-медицинского обеспечения, программно-целевого планирования. И поэтому в 2011 г. окончила интернатуру по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Жизнь протекает насыщенно, а чем больше нагрузки – тем больше стимул.
– Вы не только оперируете больных, но и уделяете большое внимание профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
– Все мы хорошо знаем, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. И когда ты уже можешь хорошо оперировать, то самое время задуматься и о том, как снизить количество сердечных заболеваний. Поэтому мне было интересно наладить отношения с первичным звеном, т.е. с поликлиниками – выявлять факторы риска, находить пациентов из группы риска. Разработали модуль для проведения профилактических мероприятий в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями для первичного звена – на каком этапе куда обращаться пациенту, к каким специалистам, комплекс профилактических мер.
– У вас такая стремительная карьера, вы известны, к вам едут лечиться со всей области. Вы уже можете сказать о том, какое свое профессиональное достижение считаете главным?
– Я, прежде всего, хирург. Сейчас мне 34, и еще когда я обучалась в институте, в ординатуре, то мне казалось: чтобы начать оперировать, мне надо переступить 40-летний рубеж. Ведь на подготовку сердечно-сосудистых хирургов уходят десятилетия. Но уже сейчас я могу выполнять и выполняю все операции на сердце, которые делаются в стране.
– А какие планы на будущее?
– Не бывает предела совершенству. Хотела бы овладеть новыми методиками в сердечно-сосудистой хирургии. Еще не все операции, которые выполняются за границей, мы можем проводить здесь, но мы к этому идем – бесконечные командировки, обмен опытом. Конечно, хочу продолжить и свою научную работу – уже начала писать докторскую диссертацию. И очень важно, совершенствуясь в профессии, не потерять то доверие, которое сейчас испытывают ко мне пациенты. Нельзя обделить их вниманием, уделять им меньше времени.
И еще я чувствую в себе потенциал и для административной работы. Уверена, что смогу это совмещать с моей практической деятельностью.
– А чем привлекает административная работа?
– Я решительная. Умею принимать решения и отстаивать свою точку зрения, мои коллеги в большинстве своем со мной соглашаются. И мне нравится все время привносить в работу что-то новое, как с точки зрения методологии, так и с точки зрения организации. Я и на старте своей карьеры замещала заведующего отделением. Сначала было сложно, некоторые старшие коллеги ревностно воспринимали ситуацию, но в ряде случаев, участвуя в разных врачебных комиссиях по поводу выявления и ликвидации врачебных ошибок, мне приходилось отстаивать права и защищать своих подчиненных. Мне стали доверять. Я чувствую в себе силы и готовность к непростым ситуациям.
– Ваш пример построения карьеры может стать образцом для многих. Что бы вы посоветовали молодым коллегам, начинающим путь в профессии?
– Не нужно идти в медицину, если вы не чувствуете в себе призвания, если начали учиться и поняли, что это не ваше – уходите. Но если после первых курсов вы понимаете, что готовы стать доктором, то будьте готовы стать им независимо ни от чего – ни от финансирования в отрасли, ни от того, насколько скептично к вам относятся коллеги.
Но и администрация лечебных учреждений со своей стороны должна поддерживать молодых специалистов, стимулировать их к дальнейшему развитию. Скажем, приходит молодой врач, начинает работать, видно, что глаза у него горят – можно направить его на обучение в федеральный центр, чтобы он там поучился, увидел всю нашу большую сердечно-сосудистую хирургию.
Российская медицина в последние годы стремительно развивается и практически ничем не уступает европейской. Сегодня в нашей клинике есть все необходимое оборудование для выполнения самых сложных операций, освоены самые новые методы. Так что врач, если есть цель и есть желание, может достичь всего.
Если же молодого доктора привлекает заграница, то надо поехать и поучиться там, взять те навыки, которые есть у зарубежных коллег, а потом вернуться. Я сама в течение месяца обучалась операциям на работающем сердце у их всемирно известного основоположника – Поль Сержанта, в Бельгии, затем в течение 2-х недель – в Берлине. Я бы тоже не хотела сидеть в четырех стенах, ничего не видеть, ничего не слышать. Но остаться работать за границей я бы не хотела. В России работать комфортнее, и все условия для работы есть.
Номинация «Мой наставник»
«Мой наставник» – премия для наставников в профессии, оценивающая вклад номинанта в профессиональный и личностный рост медицинского работника.
Сергей Степанович Якушин
Номинация «Мой наставник».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
Заведующий кафедрой госпитальной терапии, профессор
Лауреат Премии – Якушин Сергей Степанович, заведующий кафедрой госпитальной терапии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения РФ (Рязанская область)
Сергей Степанович Якушин: «Я должен сделать так, чтобы мои ученики превзошли меня»
Сложно представить выпускника или студента Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, который бы не знал заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Сергея Степановича Якушина. В 1976 году он сам с отличием окончил Рязанский медицинский институт, и с 1979 года его работа тесно связана с этим учебным заведением. А в 1993 году Сергей Якушин возглавил кафедру госпитальной терапии, которой и руководит по сей день. Он – опытный клиницист и известный ученый, создавший научную школу, которая послужила уверенному старту десятков ученых и практикующих врачей. «Он – настоящий учитель, Учитель с большой буквы, который вдохновляет», – добавляют его ученики. Сегодня воспитанники Якушина – это руководители клиник, общественных медицинских организаций, заведующие отделениями крупных лечебных учреждений, победители региональных, всероссийских и международных конкурсов.
«Он поддерживает любые наши начинания, – говорят ученики Сергея Степановича, – строгий, но всегда спокойный, всегда дает возможность найти правильное решение задачи самому, подсказывая верное направление». Ученики гордятся своим наставником и, делая первые шаги в профессии, стараются не подвести его.
– Сергей Степанович, а что для вас означает само понятие «наставник»?
– Наставник – это учитель, который обучает медицине, науке и педагогике. Я должен передать ученикам свои знания и сделать так, чтобы мои ученики превзошли меня. Сегодня, когда я уже, вроде бы, многого достиг, все равно продолжаю учиться, езжу на конгрессы, конференции, форумы, выступаю, готовлю доклады. Как ни парадоксально, но некоторым вещам я и сам учусь у своих воспитанников. На кафедре мы часто устраиваем обсуждения, когда обговариваем какую-то научную идею, ищем рациональное решение для той или иной проблемы, намечаем стратегию и тактические задачи для поиска наилучшего варианта. Ребята – очень творческие. Такая слаженная работа позволяет нашей кафедре находиться на хорошем счету.
– А кем были ваши наставники и учителя?
– Первыми моими учителями были родители. Я вырос в семье врачей, они были очень известными специалистами, и многое я взял от них. Когда уже поступил в вуз, моим учителем был ассистент кафедры, который очень много времени уделял своим ученикам. Он проводил кружки два раза в неделю. И это было так интересно, что там собиралось не менее 30-40 человек с разных курсов. Я начал ходить туда с третьего курса, это было так интересно, так полезно. И хочу сказать, что работа со студенческим кружком никак не оплачивалась дополнительно, просто она приносила огромное удовольствие и вдохновение как моему наставнику, так и его ученикам. К сожалению, он рано ушел из жизни, но мы, его ученики, до сих пор собираемся и приходим почтить его память.
Еще один мой педагог – профессор В.Я. Гармаш. Под его руководством я защищал кандидатскую и докторскую диссертации.
Это мои главные учителя, но были наставники и по отдельным дисциплинам, у которых каждый студент, каждый интерн и каждый ординатор получал что-то, что давало возможность развиваться. Я часто езжу на конгрессы, семинары, выступаю И с непониманием отношусь к тем людям, которые говорят: «Ну, что такое, ничего нового не было на конгрессе». Не может такого быть! Если человек реально работал, а не занимался исключительно культурной программой, то он обязательно получит какие-то новые данные, пищу для размышлений. Есть такая хорошая фраза: «От частого повторения молитва хуже не становится». Поэтому если человек даже просто подтвердил свои знания в какой-то области, то это – тоже плюс к его профессионализму.
– Вы упомянули о том, с каким энтузиазмом ходили студенты в медицинский кружок. А что интересно современным студентам? Как вы прививаете им любовь к науке?
– Конечно, я не могу похвастать, что у нас так много кружковцев, как было, когда я учился. Но около 20 человек ходят регулярно, участвуют в итоговых научных конференциях. Мы уже много лет назад создали уютную атмосферу на таких конференциях, где уже подводится итог научной работы студентов, приходят преподаватели, врачи, интерны, ординаторы. Конечно, главное, чем можно привлечь студентов – это тематика их исследований. Предлагая научную тематику, я не отмахиваюсь – вот тебе тема, иди, готовься и выступай. Мы стараемся найти что-то действительно интересное. Ведь любая научная работа начинается с литературного поиска, и когда студент видит, что то, что он пытается сделать (пусть пока по-студенчески), еще не до конца исследовано, то это становится интересным, появляется мотивация.
Бывают очень интересные научно-практические конференции, где демонстрируются и разбираются редкие, тяжелые, интересные случаи, где мы иногда по несколько дней (а то и недель) ломаем голову над тем, чтобы поставить правильный диагноз – это тоже очень хорошая учеба.
Конечно, жизненно необходимо использовать при обучении современные технологии, учить новейшим методам.
– Какие личностные качества необходимо развивать будущим врачам, чтобы они смогли успешно работать в медицине?
– Очень важно привить студентам такое отношение к больным, которое было привито мне моими учителями в 60-70 годы – когда мы знаем и помним имена и отчества своих пациентов, обращаемся к ним с уважением (я уж не говорю о понимании и сострадании к их страданиям, боли). Недаром же существует крылатое выражение: «Если после разговора с врачом больному не стало лучше, значит, это плохой врач». И еще одно: «Словом можно вылечить». Поэтому многое зависит не только от профессионального уровня подготовки врача. Огромное значение имеет и человеческое отношение. Важно наладить контакт с пациентом еще в первые сутки госпитализации. Я своих студентов учу, что каждой доктор должен уметь использовать элементы психотерапии.
– У вас богатый преподавательский опыт. На ваш взгляд, отличается ли чем-то нынешнее поколение студентов от студентов прошлых лет? Например, тех, что учились десятилетие или два назад?
– Трудный вопрос. В массе своей уровень медицинского студенчества снизился, это многим хорошо известно. Но на потоке всегда есть несколько десятков студентов, которые очень любопытны, которым все интересно. них горят глаза, они рвутся войти в палату для того, чтобы дежурить. И, на мой взгляд, это ключевой момент в обучении студентов медицинского вуза – их работа у постели больного. Какой бы ни был великолепный преподаватель, как бы он не заинтересовал вас – чем больше времени вы проведете в палате рядом с больным, тем большему научитесь. Каждый больной индивидуален, но нет такого, к которому нельзя было бы найти подход. Это очень важно, этот практический опыт, чтобы потом не потеряться среди маститых врачей, чтобы наработать практические знания и высказывать свою точку зрения. И я всегда учу своих студентов: если вы уверены в своей правоте, то тактично, но отстаивайте свою точку зрения. А без практики – это невозможно.
– А часто ли приходится быть строгим? Пересдают вам экзамены часто?
– Думаю, что преподаватель я достаточно строгий, но стараюсь понимать студентов, в чем-то идти им навстречу. Однако никакой «халтуры» не приемлю. В прошлом году поставил две двойки на итоговой государственной аттестации. Такого давно не было, это были две девочки, не с нашей кафедры. Им вообще неинтересна медицина. И, по-моему, они даже не были расстроены, получив двойки. Таким студентам не место в вузе и в профессии.
Хорошо, что такие у нас, как правило, не задерживаются. И хорошо, что гораздо больше примеров, когда можно гордиться достижениями учеников. Например, совсем недавно, в апреле, моя аспирантка первого года обучения послала свою работу на международный конкурс «Ломоносов-2015» в МГУ. Она приехала, прошла постерную сессию, ее отобрали на устный доклад, и среди 25 выступлений по фундаментальной медицине ее доклад занял первое место. Конечно, она гордилась, и я был рад за нее. Но сказал: «Смотри, не загордись, это только первый год, это только первый успех, надо еще работать, работать и работать, а не почивать на лаврах». Конечно, такие примеры вдохновляют и студентов, и их преподавателей.
– Многие полагают, что сейчас в медицине практически утерян институт наставничества. Вы согласны с этим?
– Я считаю, что все зависит от педагога. Личность, в том числе и в педагогике, решает очень многое. Все мы знаем руководителей, которым мало что нужно или вовсе ничего не нужно. Знаем, что такое формальное отношение к делу – тогда и результат соответствующий. Когда я еще был ассистентом доцента, то моя задача состояла в том, чтобы привить любовь к терапии (для начала), чтобы студенты поняли и полюбили эту медицинскую специальность. И сейчас постоянно очень много желающих поступить к нам на кафедру госпитальной терапии для постдипломного образования.
– Сегодня многое меняется в здравоохранении России, как вы оцениваете эти изменения?
– Как мы любим говорить в науке, есть благоприятные тенденции. Они связаны с тем, что в последние годы появился стратегический подход к лечению многих серьезных заболеваний. Он связан с профилактикой кардиологических, онкологических и многих других заболеваний. Это совершенно правильная тенденция.
– А что вы скажете о переменах в организации самой системы здравоохранения?
– Конечно, многое еще надо менять. Не секрет, что в нашей отрасли есть дефицит кадров, особенно в сельских районах. Я, честно говоря, сторонник той старой системы, когда, отучившись в вузе, человек уезжал по распределению работать в районы на три года. Эта система, по крайней мере, на три года обеспечивала удаленным районам специалистов.
Материально-техническая база в сельской местности, опять же, недостаточна, порой не хватает самых простых приборов. Но все-таки есть и позитивные перемены. Строятся, например, межрайонные центры – это правильно, помогает приблизить специализированную помощь к населению и сделать ее доступнее. Есть еще над чем работать. И много.
– Какое напутствие вы могли бы дать тем, кто только приходит в профессию?
– Учиться у опытных профессионалов – чем больше, тем лучше. Заниматься самообразованием: как теоретической подготовкой, так и практической. Не надо жалеть времени на учебу.
Номинация «Почему я хочу стать врачом»
«Почему я хочу стать врачом» – премия для студентов медицинских вузов, ординаторов и интернов. Оцениваются результаты, достигнутые конкурсантом в учебе и работе (в случае трудозанятости), а также мотивация в выборе профессии.
Анна Викторовна Ларинская
Номинация «Почему я хочу стать врачом».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
врач интерн
Лауреат Премии – Ларинская Анна Викторовна, врач-интерн, клиническая интернатура по специальности «стоматология» Дальневосточного государственного медицинского университета (Хабаровский край).
Анна Ларинская: «Я благодарна судьбе за то, что она позволила мне пройти длинный и нелегкий путь с самого малого звена в медицине – санитара. Я точно знаю, что это позволит мне с гордостью и честью носить святое звание врача».
Врач-интерн клинической интернатуры по специальности «стоматология общей практики» Дальневосточного государственного медицинского университета Ларинская Анна Викторовна.
Это необычный номинант, она прошла путь к своей мечте – обучению в вузе – с самых азов. Работала санитаркой, окончила медицинское училище, потом – зубоврачебное отделение медицинского колледжа, 13 лет проработала зубным врачом в сельской местности и только в 2009 году поступила в Дальневосточный медицинский институт. За время обучения была удостоена стипендии Президента РФ, многократно являлась победителем студенческих конференций и фестивалей, опубликовала 30 печатных трудов, является автором учебно-методического пособия по профилактике стоматологических заболеваний. У Анны Викторовны – два патента на изобретения. Сейчас она разрабатывает эндодонтический аппарат с использованием световой технологии и метода стерилизации системы корневых каналов зуба.
– Скажите, пожалуйста, что повлияло на выбор вашей профессии?
– Я с самого детства знала, что буду врачом. Просто изначально не представляла – каким. Меня больше ничего не интересовало. Кроме того, в моей семье есть медицинские работники. Может быть, то, что я родилась в медицинской семье, также повлияло на мой выбор.
– А с какими сложностями, возможно, вы столкнулись на пути к вашей профессии?
– Я начала с самых азов, с санитарки. Меня тянуло в больницу. Когда еще училась, практику проходила в медицинской организации. Потом стала медицинской сестрой, училась на зубного врача и сейчас заканчиваю интернатуру. А учиться мне было очень сложно в первые два года. Но чем дальше я все изучала, тем больше понимала, что все-таки буду заниматься наукой.
– А как вы считаете, что можно было бы улучшить в образовании медицинских работников?
– Я думаю, что нужно пересматривать систему поступления. Замечаю, что учится много детей, которые не понимают, что такое врач. Половина приходит в вуз, потому что родители сказали: ты будешь врачом. А есть немало детей, которые не могут оплатить обучение, но это их мечта. Должны учиться именно те, которые действительно в душе хотят стать врачами. Возможно, необходимо особое тестирование перед поступлением.
– Расскажите, пожалуйста, какие перспективы вы видите для себя в вашей профессии?
– Я подала заявление в аспирантуру. У меня уже есть тема моей работы, 30 процентов диссертации написано, патенты на изобретения получила. Хочу защититься, стать профессором. Хочу заниматься практикой, однозначно. Также буду преподавать детям. Я занимаюсь профилактикой стоматологических заболеваний с детьми, курирую школу.
– А какие проблемы в российском здравоохранении вы бы отметили?
– Есть проблема с поддержкой научных исследований. Я, например, делаю опытный образец. Но у меня нет денег, чтобы в Новосибирске провести исследование на крысах. Я вынуждена работать, где-то по 30 или 50 тысяч собирать для того, чтобы провести исследование и вывести свой аппарат уже на клинические испытания на людях. Есть проблема с дефицитом кадров. Медицинских работников много, но хороших – недостаточно. Едет работать детским врачом в деревню только тот, кто душой болеет, или тот, кто хочет себя посвятить медицине. Поэтому и нехватка кадров. Опять же необходимо, чтобы поступающие хотели получить эту профессию. Обязательно нужна финансовая или социальная мотивация. К примеру, жилье. Пусть очередь будет, пусть нам будут давать квартиры. Пусть не в этом году, пусть через 10 лет. Но я буду знать, что я получу жилье. Нужна и помощь в ипотечном кредитовании. Квартиры, пусть социальные. Сейчас же молодые специалисты вынуждены по 25 тысяч снимать жилье у нас в Хабаровске. И, конечно, заработная плата. Остальное все будет прикладываться. Если у человека есть руки, крыша над головой, желание – все наладится, все будет хорошо.
– Как вам кажется, чем можно простимулировать людей, которые хотят стать земскими врачами?
– Когда я окончила колледж и стала зубным врачом, я уехала по распределению. И мне давали жилплощадь. Я за двухкомнатную квартиру работала 5 лет. Приехала на Сахалин только для того, чтобы научиться самостоятельности. Я не только зубным врачом была, я и медсестрой была. Работать на село никогда не поедет тот, кто не уверен в себе. Туда едут только люди, которые имеют призвание. Очень сложная работа. Человек, который не любит свою работу, просто испугается. Он же не справится.
Сейчас реализуется проект «Земский доктор». Он стимулирует приток кадров.
– Скажите, пожалуйста, каковы ваши профессиональные планы на 5 лет?
– Помимо аспирантуры, я обязательно буду клиницистом. Лечить – обязательно. Я – терапевт и хирург. И люблю заниматься с детьми. Очень хочу, чтобы была развита профилактическая стоматология. Нужно вводить программу для беременных, объяснять, чтобы дети рождались со здоровыми зубами. Чтобы мамочка с рождением ребенка и с появлением у него первого зубика чистила его зубы. Я думаю, что должна быть более развита профилактическая стоматология. Тогда у нас будет здоровая в плане стоматологии нация.
– Скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, можно сделать профессию врача привлекательной для молодежи, для школьников, которые сейчас выбирают себе профессию?
– Надо, чтобы в школы приходили студенты, аспиранты, рассказывали какие-то истории, показывали студенческую жизнь и объясняли, кто такой врач. Например, на своем опыте. И потихоньку детей с 10-го класса начинали вводить в эту профессию. В институте практически ничего не увидишь. Нужно делать группы, показывать работу поликлиник, больниц.
И конечно, важна поддержка и защита со стороны государства. Одно дело – развивать желание стать врачом. А другое – когда те, кто выбирает эту профессию, будут уверены, что не станут нищими. Они должны знать, что будут защищены государством, что у них будет крыша над головой, жилье.
НОМИНАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Номинация «Право на защиту»
«Право на защиту» – премия для территориальных профессиональных общественных объединений медицинских работников, достигших успехов в сфере защиты представителей медицинского сообщества.
Лауреат Премии – общественная организация «Ассоциация работников здравоохранения Воронежской области».
Приведем только некоторые цифры, характеризующие работу организации по защите прав медицинских работников.
С 2012 по 2014 г. в части восстановления пенсионных прав медицинских работников засчитано по суду в общей сложности: врачам – более 60 лет, медсестрам – более 250 лет; возвращены недополученные пенсии в размере 40 млн рублей.
Иски пациентов о компенсации морального вреда были заявлены на сумму 7 млн 350 тыс. рублей. В одних случаях суд в полном объеме отказывал в компенсации морального вреда, в некоторых других иски были удовлетворены частично, в результате от заявленной суммы в размере 7 млн 350 тыс. рублей взыскано всего 624 000 рублей. При обжаловании решений трудовых инспекций были отменены административные взыскания в части нарушения трудового законодательства. Таким образом, отменены штрафы в отношении главных врачей на сумму 210 000 рублей.
Номинация «Территория взаимодействия»
«Территория взаимодействия» – премия для профессиональных некоммерческих медицинских организаций за конкретные результативные проекты, направленные на развитие общественно-государственного партнерства.
Лауреат Премии – общественная организация «Новосибирская областная ассоциация врачей».
На конкурс представлено решение актуальных проблем регионального уровня в сфере государственных закупок. Добиться успеха помогла слаженная совместная работа Новосибирской ассоциации с рядом общественных организаций – Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», Новосибирской областной организацией профсоюза работников здравоохранения, Новосибирской областной организацией Всероссийского общества инвалидов, Советом главных врачей при министерстве здравоохранения.
Симпатии Экспертного Жюри – самая молодая организация, Рязанский областной совет молодых врачей.
Приступая к профессиональной деятельности, молодой специалист сталкивается с большим количеством проблем. Это и трудное материальное положение, и, порой, отсутствие опытного наставника рядом, и сложности работы в новом коллективе. Конечно, деятельность Рязанского областного совета молодых врачей не решает всех проблем, но проводимые этой организацией мероприятия направлены на сближение врачей друг с другом, на обмен опытом и на создание условий для совместного решения проблем. Сейчас Рязанский областной совет молодых врачей реализует сразу несколько проектов. В их числе организация образовательного лагеря-семинара для молодых медицинских работников «Будущее здравоохранения» и конкурса на звание «Молодой врач года», проведение образовательных семинаров по проблемам организации здравоохранения и общественного здоровья, курсов психологических тренингов по медицинской конфликтологии для молодых врачей.
Номинация «Наш маяк»
«Наш маяк» – премия для профессиональных некоммерческих медицинских организаций, достигших лучших показателей развития.
Лауреат Премии – региональная общественная организация «Национальное общество детских гематологов и онкологов».
Прирост членов организации за последний год составил 20%. Жюри высоко оценило проекты организации. Во-первых, это научно-образовательные семинары «Дальние регионы». Их цель – повышение квалификации врачей (детских гематологов-онкологов, педиатров, детских хирургов) и среднего медицинского персонала. Проект работает с 2008 года, уже проведен 61 семинар.
Национальное общество детских гематологов и онкологов также реализует программу благотворительных стажировок «Лечим вместе». Это бесплатные стажировки на базе ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева. На них может попасть любой врач Российской Федерации, принимающий участие в лечении детей с гематологическими и онкологическими заболеваниями.
Общество также издает с 2014 года российских журнал детской гематологии и онкологии.
НОМИНАЦИИ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ
Номинация «Врач под защитой»
«Врач под защитой» – премия для журналистов и журналистских коллективов, освещающих проблемные ситуации и представляющих позицию медицинских сотрудников при необоснованных обвинениях.
Марина Сергеевна Емелина
Номинация «Врач под защитой».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
корреспондент, еженедельник «Окно» (город Снежинск, Челябинская область)
Лауреат Премии – Емелина Марина Сергеевна, корреспондент, еженедельник «Окно» (город Снежинск, Челябинская область).
Лауреат совсем недавно начала работать в медицинской журналистике. Вопросы, которые она поднимает в своих материалах – знаковые, они связаны с реформой российского здравоохранения.
Главное в материалах – это неординарный подход, который действительно является сутью работы журналиста.
Марина Сергеевна считает, что обвинения в адрес медицинских работников зачастую связаны с низкой осведомленностью пациентов о работе врачей, а также с потребительским отношением к сфере здравоохранения и предубеждением пациентов о том, что медицинские работники «априори виноваты». В своих материалах автор, рассказывая о работе медиков, разъясняет сложные моменты в организации медицинской помощи, предоставляет читателям объективную информацию о процессе оказания медицинской помощи и правомерности действий врачей.
В статье «За помощью 112 верст» речь идет о случае, произошедшем с одним из снежинцев, а точнее – с его маленьким сыном. Отца возмутила «халатность» местных врачей. По его мнению, вместо того, чтобы оказать помощь мальчику со сложным переломом руки, они отправили пациента ночью в региональный центр, за 130 километров (хотя в городе есть квалифицированные специалисты, способные справиться с подобным случаем). Герой пришел в редакцию с жалобой, но в процессе работы над публикацией выяснилось, что претензии к медицинским работникам необоснованны. Специалисты действовали строго по инструкциям. Этот пример продемонстрировал трехуровневую систему здравоохранения в действии.
Из материала «Советы больным» читатели узнали о нелегкой работе участкового педиатра. Врач пришла в редакцию буквально с «криком души» и привела возмутительные примеры из своей практики. Оказалось, что большинство горожан не подозревает о существовании правил вызова врача на дом. А ведь на каждого доктора приходится в среднем около девятисот малышей и, соответственно, вдвое больше родителей.
Номинация «Профессия – врач»
«Профессия – врач» – премия для представителей СМИ, которые в своих материалах раскрывают особенности труда медицинских работников, способствуют популяризации профессии врача и повышению ее престижа.
журнал «Пилюля» (Республика Бурятия)
Номинация «Профессия – врач».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
На фото: Людмила Павловна Шишмарева
Главный редактор журнала «Пилюля»
Лауреат Премии – журнал «Пилюля» (Республика Бурятия).
На страницах издания восемь лет назад появилась рубрика «Золотое сердце». В ней в течение года публикуются очерки и зарисовки о лучших врачах Бурятии, а в День медицинского работника выбираются номинанты одноименной награды издания «Золотое сердце». Последние два года журнал вместе с Медицинской палатой Республики Бурятия реализует проект «Профессия – врач».
Как говорит главный редактор Шишмарева Людмила Павловна, «любое медицинское учреждение славится не столько совершенной высокотехнологичной «начинкой». Оно славится высокопрофессиональными врачами, которые делают уникальные операции, врачами, которые спасают людей на «скорых». Люди в белых халатах – это главное».
Номинация «Диагноз»
«Диагноз» – премия для руководителей СМИ, на регулярной и систематической основе обращающих внимание на проблемы российского здравоохранения и поиск их решений.
Ольга Германовна Меланина
Номинация «Диагноз».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
Главный редактор газеты «Зори плюс»
Лауреат Премии – редактор газеты «Зори плюс» Меланина Ольга Германовна (г. Добрянка, Пермский край).
Издание в свой практике использует неординарный подход к освещению темы здравоохранения. В связи с проводимой в системе здравоохранения реформой у жителей города Добрянка возникает много вопросов о деятельности Добрянской больницы. Газета ведет разъяснительную работу, объясняет суть изменений, а также выявляет проблемы, чтобы их оперативно решать. Задача издания – привлечь внимание к проблемам всех заинтересованных сторон, организовать широкое обсуждение и помощь в цивилизованном решении споров. Среди тем публикаций: сокращение среднего медицинского персонала, проблемы реформирования отрасли, вопросы защиты прав медицинских работников.
Ада Эммануиловна Горбачёва
Номинация «Диагноз».
Лауреат Премии Симпатии экспертного Жюри.
обозреватель, ведущая рубрики "Здоровье" в "Независимой газете"
Симпатии экспертного жюри - Ада Эммануиловна Горбачёва, с 1999 года обозреватель, ведущая рубрики "Здоровье" в "Независимой газете".
Медицинский журналист, как и всякий журналист, должен стремиться писать интересно. Но что обязан всегда помнить медицинский журналист, что он - не врач и не должен брать на себя роль врача, даже если получил когда-то медицинской образование. Не поддаваться соблазну давать от своего имени какие-то медицинские рекомендации. Медицинский журналист должен прежде всего соблюдать медицинский принцип Non nocere - "Не навреди", – считает наш Лауреат.
Вручение Премии НМП 2015. Фотоотчет
Встреча лауреатов Премии НМП с Министром Здравоохранения России В. И. Скворцовой. Фотоотчет