Леонид Рошаль: ВЦИОМ ввел в заблуждение себя и журналистов
04.09.2015
2 сентября 2015 г. ВЦИОМ провел пресс-конференцию по итогам проведенного социологического исследования по тематике здравоохранения. Вероятно, это была очень важная пресс-конференция, на которую были приглашены многие ведущие средства массовой информации. ВЦИОМ опубликовал пресс-выпуск № 2919 под названием: «Доступность и качество российского здравоохранения: оценки пациентов» и далее: «О госполиклиниках и больницах большинство россиян отзывается негативно, в первую очередь сетуют на низкое качество медицинских услуг и непрофессионализм медперсонала». Хотел дальше не читать. Надоело. Только что Скворцова была у Путина и рассказала о ситуации. Создалось впечатление, что это специально подстроенный акт. Как я понимаю, что борьба сегодня идет не на жизнь, а на смерть. Есть силы, которые хотят сместить Скворцову, это очевидно. Я не хочу ее защищать, она сама за себя постоит. Затем, после прочтения текста я стал рассматривать таблицы, стал сравнивать их с содержанием текста - http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115370
Судите сами.
1. Текст.
1.1. «Согласно анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «здравоохранение» в российских СМИ за год упоминалась 790 586 раз. Самые заметные темы: борьба с вирусом Эболы и коронавирусом MERS, а также проведение реформы здравоохранения и митинги против реформы».
Теперь посмотрите на диаграмму: с 09.14. по 08.15. Из диаграммы можно сделать несколько иной вывод: наибольший всплеск активности в СМИ пришелся на октябрь и сентябрь 2014 г. Затем кривая стала падать и уже в августе 2015 года она находится на нижнем уровне. Выходит, проблема здравоохранения сегодня не очень волнует СМИ, которые отражают в какой-то степени настроение в обществе. Может быть целью настоящей пресс-конференции искусственно подстегнуть этот интерес?
2. Текст.
«В случае болезни большинство наших сограждан (60%) прежде всего идут в государственные поликлиники». Это распределения ответов на вопросы: «Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?»
Но в таблице приведены и другие данные:
2.1. В таблице приведены данные с 2008 по 2015 годы. И можно сделать однозначный вывод, что среди населения России растет доверие к государственной медицине, а не наоборот. Если ранее обращались в государственные учреждения около 50% пациентов, то в 2015 году уже их число уже около 60%. Разве это не интересно. Почему на этом ВЦИОМ не обращает внимание. Или задача была поставлена иной? Смею предположить, что в будущем этот показатель будет далее расти.
2.2. Текст "Обращаюсь в платную поликлинику, больницу" , Ответ - 8%. (!). Это потрясающая цифра. Вывод для всех нас: платная медицина не спасет здравоохранение. Это утопия. Это цифра где-то отражает, какой процент населения страны готов платить за платную медицину. При чем год от года, судя из таблицы этот процент существенно не повышается.
2.3. Тоже самое при интерпретации раздела «лечусь сам». По данным ВЦИОМ, лечатся сами 25% респондентов. Но давайте внимательно посмотрим на таблицу. Оказывается, что 25% - это наименьший показатель с 2006 года. Было и 37% - в 2006 году, и 36% - в 2013 году, а сегодня – это всего 25%. Разве это не достижение. Что разве это не свидетельствует о большем доверии населения к здравоохранению в нашей стране.
2.4. Некоторые не очень правдивые рекламщики представители пациентских организаций кричат о том, что наше государственное здравоохранение совсем провалилось и народ побежал лечиться к шаманам и знахарям. Зачем же так? Из таблицы следует, что этот показатель снизился с ранее 2% до последние годы до 1%. Провалился и пропагандируем лозунг о том, что недостатки в государственной системе здравоохранения приводят к росту тех, кто обращается к «народным ценителям». Этот показатель уменьшился.
2.5. В таблице приведен индекс доступности медицинской помощи. Очень интересно. Он увеличился более чем в два раза и достиг в 2015 году наибольшего уровня за все годы – 38, в 2006 году он был с 16. Какие-то слова нужно было по этому поводу сказать, или главная цель исследования в другом ?
3. Большой интерес для меня был анализ следующей таблицы с вопросом: «Почему Вы не обращаетесь в государственную бесплатную поликлинику больницу?». Во-первых, этот вопрос относится только к тем пациентам, кто не обращался в государственные поликлиники (это 30%). Распределение ответов такие: лечусь сам - 25%, обращаюсь к народным целителям - 1%, ничего не делаю и пускаю на самотек - 4%, "нет времени" - 6%, "не хочу" - 4%, "не люблю врачей" - 2%, «среди родственников есть врач» - 1%, «привычка» - 1%. В материалах нет ранжирования по уровню патологии. Разве при каждом насморке мы бежим в поликлинику или больницу? Поэтому характеризующая причины не обращения не корректна. При расчете истинного значение ответа " большие очереди", "некомпетентность медперсонала", "длительное ожидание записи", "равнодушие врачей", "плохое отношение к пациентам" и пр. нуждается в пересчете на конкретное число и тогда это может оказаться совсем не характерным для российского здравоохранения.
4. Текст: "При этом две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое (чаще это отмечают люди с высоким достатком – 69%, нежели малоимущие – 59%)".
4.1. Во-первых вопрос сформулирован не так категорично, как авторы и журналисты делают вывод. Он был сформулирован так: качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках "высокое"- ответ должен был быть "скорее первое" или "низкое" - ответ должен был быть "скорее второе". Здесь нет четкого разграничения. Что такое "скорее низкое"?. Есть конкретные составляющие качества медицинских услуг. К качеству медицинских услуг конечно есть вопросы. Но сказать 65% отрицательно отзываются о качестве услуг - не верю этому. Но меня интересует, какие конкретно претензии к качеству медицинских услуг и о чем конкретно говорили опрашиваемые: не все лежали в люксе, не было черной икры, стали инвалидами, не было лекарств и т.д. Отмечу также, вопрос носит заранее моделирующий характер. Корректно оценивать последнее обращение пациента за медицинской помощью и полученное лечение, а не абстрактные вещи.
Приведенное выше позволяет мне расценивать данные ВЦИОМА не убедительными, с поверхностным анализом. Кроме того, они противоречат некоторым другим социологическим исследованиям, выборка которых значительно выше, а данные соответственно и более репрезентативные.
Другие новостиАппаратные совещанияНовости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
02.11.2024
«Мы выражаем благодарность Российскому Красному Кресту и его руководителю Павлу Олеговичу Савчуку за помощь в организации сбора и распределения средств для почти 700 детей семей сотрудников сферы здравоохранения, эвакуированных из приграничной зоны Курской области», - отметил президент Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» Леонид Рошаль.
26.10.2024
Заявление президента Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», Героя Труда Российской Федерации Л.Рошаля о программе 3-го Национального конгресса с международным участием «Национальное здравоохранение от Н.А.Семашко до наших дней».
09.09.2024
Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» совместно с Российским Красным Крестом (РКК) запустили сбор средств для помощи детям семей сотрудников организаций сферы здравоохранения, эвакуированных из приграничных районов Курской области. Сбор продлится до 30 ноября 2024 года, но может быть продлен в зависимости от ситуации.
Эксперты: Врачи защищают жизни, а не оказывают услуги. Их труд не равен стрижке
21.03.2024
"Врачи стоят на защите наших жизней и здоровья, но никак не оказывают услуги. Их труд не должен приравниваться, например, к стрижке в парикмахерской или маникюру. Без этих услуг человек может обойтись, а вот без медицинской помощи в тяжелой ситуации - нет", - поясняет один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Юлия Дрожжина. Но из-за таких вот словесных противоречий врачи нередко попадают под возбуждение уголовных дел.
15.03.2024
Президент Путин поручил СК РФ рассмотреть вопрос о привлечении Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел против медработников. Профессиональная организация могла бы дать экспертное заключение в делах о так называемых врачебных ошибках. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль говорит, что они с коллегами давно продвигают идею независимой экспертизы, и считает поручение президента важным шагом в этом направлении. Однако эксперты-юристы сомневаются, что такую инициативу сейчас удастся реализовать.
Нацмедпалата заявила о возможности привлекать любых специалистов к медицинским экспертизам
12.03.2024
Союз медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" способен привлекать любых экспертов к работе, связанной с медицинскими делами. На протяжении десяти лет в организации работает центр независимой медицинской экспертизы, сообщил ТАСС президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль.
Рошаль призвал исключить понятие "медицинская услуга"
12.03.2024
Президент Национальной медицинской палаты отметил, что эти изменения никак не ухудшают положения пациентов. Такой термин, как "медицинская услуга", необходимо исключить полностью, врачи в России оказывают медицинскую помощь. Такое мнение ТАСС высказал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.
Путин поручил рассмотреть привлечение Нацмедпалаты к расследованию дел о врачебных ошибках
11.03.2024
Срок исполнения установлен до 1 июня 2024 года. Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть целесообразность привлечения Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел в отношении медиков, совершивших ошибки, сообщается на сайте Кремля.
Медики получили методичку о том, как реагировать на хамское поведение пациентов
05.02.2024
Хамское отношение пациентов к медикам в России — весьма распространенное явление. Вместо благодарности за помощь врачи и медсестры часто получают от болезных богатые порции оскорблений, нередко выраженных в нецензурной форме.
Не то чтобы терпению людей в белых халатах настал предел, но юристы твердо решили рекомендовать им не спускать ситуацию на тормозах и не давать себя в обиду. Совместно с филологами юристы крупнейшего в стране объединения медиков — Национальной медицинской палаты — проанализировали судебную практику и составили подробную методичку на тему, как действовать, если кто-то обзывается.
Роль и значение Союза «Нацмедпалата» в российском здравоохранении
02.02.2024
Выступление Президента Союза «Национальная медицинская Палата», сопредседателя Центрального штаба ОНФ Л.М.Рошаля на «Дне здоровья» на ВДНХ 2 февраля 2024 г.