Проект положения о независимой экспертизе качества медицинской помощи
1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения независимой экспертизы качества оказанной медицинской помощи (далее экспертиза). Экспертиза проводится с целью повышения качества оказания медицинской помощи и защиты законных прав и интересов всех субъектов оказания медицинской помощи (членов НМП, медицинских работников, учреждений здравоохранения, пациентов и их представителей) на основе выполнения независимой, объективной, полной и достоверной медицинской оценки качества медицинской помощи.
2. Экспертиза основана на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
3. Экспертиза осуществляется профессиональным сообществом на возмездной основе. В исключительных случаях, по мотивированному распоряжению Президента (вице-президента) НМП, возможно проведение экспертизы за счет средств НП «НМП».
Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется на основе договоров между НП «НПМ» и заявителем. Тарифные ставки экспертизы устанавливаются актом Президента по предложению руководителя Центра Независимой Экспертизы.
Срок проведения экспертизы установлен в 1 месяц. По мотивированному ходатайству эксперта, Руководитель Центра Независимой Экспертизы (далее Центр) вправе продлить срок экспертизы до 2-ух месяцев.
В случае приостановления экспертизы в связи с отсутствием необходимых документов, течение сроков экспертизы приостанавливается. По предоставлению указанных документов в Центр заявителем, течение сроков и экспертные действия продолжаются.
4. Экспертиза от лица профессионального сообщества проводится штатными и внештатными специалистами, обладающими экспертными знаниями, а так же авторитетом в профессиональной среде. Результаты экспертизы предоставляются запросившей стороне от лица профессионального сообщества.
Центр Независимой Экспертизы
5.1. Экспертиза организуется Центром Независимой Экспертизы НП «Национальная Медицинская Палата», действующим как структурно-функциональное подразделение НМП.
5.2. Центр действует на основании Устава НП «Национальная Медицинская Палата», настоящего Положения, иных актов НМП. Центр подчинен Совету Палаты. Руководитель Центра назначается и снимается с должности Президентом Палаты.
Президент палаты осуществляет общее руководство Центром, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Совета Палаты.
5.3. Основной задачей Центра Независимой Экспертизы НП «Национальная Медицинская Палата» является организация экспертной работы по оценке качества оказанной медицинской помощи.
5.4. Для организации экспертной работы, Центр:
а) осуществляет общие контакты с заявителями, заключает договора и ведет прием заявлений на осуществление экспертизы;
б) ведет Регистр экспертов;
в) ведет архив документов;
г) осуществялет предварительную проверку поступивших с заявлением документов на вопрос соответстветствия комплектации рассматриваемому вопросу. При необходимости, запрашивает дополнительные документы, приостанавливая рассмотрение дела;
д) распределяет поступившие заявления на экспертизу на основе независимости и анонимности экспертизы;
е) организует информационную, консультационную поддержку заявителям, экспертам;
ж) выдает заявителю экспертные заключения от лица НМП;
з) предоставляет Совету и Президенту отчеты о своей деятельности, предоставляет статистическую информацию, обобщает информацию о качестве медицинской помощи и формирует банк дефектов оказанных медицинских услуг;
и) организует судебное сопровождение результатов экспертизы на досудебных и судебных процессах по просьбе заявителя, по постановления судов;
к) организация подготовки (переподготовки повышения квалификации) экспертов;
л) формирует реестр индикаторов качества оказания медицинскойпомощи;
м) вносит предложения по улучшению качества экспертной работы;
н) заключает соглашения с экспертами, состоящими в регистре НМП.
5.5. Руководитель Центра осуществляет руководство деятельностью Центра, определяет приоритеты деятельности. Руководителю Центра выдается доверенность на заключение договоров экспертизы качества медицинской помощи от лица НП «НМП».
Если Руководитель Центра временно не может исполнять свои обязанности, его обязанности возлагаются на заместителя Руководителя Центра.
5.6. В качестве подразделений Центра действуют:
а) аппарат Центра. Аппарат обеспечивает техническую организацию экспертизы, в том числе коммуницкации, почтовая и телефонная связь, управление деятельностью центра;
б) отдел экспертов-организаторов экспертизы качества медицинской помощи. Отдел осуществляет первичную обработку информации, формулирование экспертных вопросов, подбор экспертов по специальностям, ведение регистра экспертов, оформление договорных отношений с экспертами, учреждениями здравоохранения, страховыми компаниями, ФОМС, ТФОМС, гражданами, оформление результатов экспертизы; ведение электронной базы экспертных решений, доступной членам НМП;
в) отдел экспертов по основным медицинским специальностям в соответствии с номенклатурой медицинских специальностей. Отдел осуществляет выполнение экспертиз качества медицинской помощи, в том числе с привлечением внештатных специалистов;
г) медико-юридический отдел. Отдел организует ведение досудебных и судебных дел, осуществление защиты членов НМП, взаимодействие с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Конституционным Судом РФ в части формирования базы судебных решений и выработки единой судебной практики в сфере здравоохранения, нормирование медицинской науки и практики, экспертиза нормативных актов в сфере здравоохранения;
5.7. В Федеральных округах создаются территориальные отделения Центра, содействующие и обеспечивающие проведение экспертизы.
Получение документации
6. Экспертиза осуществляется на основании документации направленной в адрес Центра заказчиком экспертизы. Заказчик экспертизы предоставляет, всю документацию о болезни, в том числе историю болезни, все имеющиеся направления, рецепты и иную значимую и относимую документацию.
7. Экспертиза может быть проведена только при наличии документации о лечении в полном объеме. Центр Профессиональной Экспертизы НП «Национальная Медицинская Палата» вправе запрашивать информацию, необходимую, для полноты и объективности экспертизы. Если предоставленной документации для проведения экспертизы недостаточно, Центр Профессиональной Экспертизы НП «Национальная Медицинская Палата», запрашивает указанную документацию у заявителя и приостанавливает экспертизу вплоть до получения указанной документации.
8. В случае полной комплектности Заявления, документы переводятся в электронный вид и направляются эксперту, определенному автоматической системой. Экспертами по делу не могут выступать лица, проживающие и (или) ведущие профессиональную деятельность на территории субъекта (субъектов) федерации, где происходило лечение.
9. При направлении Заявления эксперту, Центр, в целях анонимизации заменяет все персональные данные пациента, лечащих врачей и наименования мест (в той мере, в которой это не препятствует рассмотрению дела экспертом) шаблонными данными.
10. Заявитель вправе в любой момент отказаться от дальнейшего проведения экспертизы. Организация вправе оставить часть уплаченной суммы, соответствующей проведенной работе.
Рассмотрение по существу
11.1. Предметом рассмотрения экспертом является качество оказанной медицинской помощи.
По результатам экспертизы составляются Выводы эксперта, содержащие однозначные выводы о качестве оказанной медицинской помощи.
11.2. Совет Национальной Медицинской Палаты отдельно устанавливает общий перечень вопросов, требующих разрешения экспертом.
Как вариант:
Основными вопросами, поставленными перед экспертом, являются следующие:
- Оказана ли помощь своевременно?
- Верно ли проведена диагностика? Верно ли назначено лечение?
- Верно ли определено соотношние цены и качества лечения?
- Соответствует ли лечение установленным стандартам, методикам лечения для данного вида заболевания?
11.3. При наличии дополнительных (помимо перечня) вопросов у заявителя, эксперт определяет их относимость к делу. В случае, если вопросы признаны предметом экспертизы, по ним готовится отдельный мотивированный ответ.
11.4. Не допускается воздействие на эксперта со стороны членов НМП и заинтересованных сторон. В случае, если на эксперта оказывается давление, эксеперт обязан уведомить об этом Руководителя Центра и Президента НМП. Давление на эксперта является основанием назначения нового эксперта по делу или передачи материалов на коллегиальное рассмотрение.
По факту давления на эксперта Центром проводится служебная проверка, о результатах которой Руководитель Центра докладывает Совету НМП.
11.5. В случае, если эксперт при рассмотрении дела обнаружит свою заинтересованность в результатах рассмотрения, он обязан отказаться от дальнейшей экспертизы качества медциинской помощи по данному делу.
11.6. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
11.7. Выводы эксперта должны основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
11.8. При наличии замечаний к действиям лечащей стороны, к экспертным выводам прилагается мотивированный список замечаний. При наличии замечаний, эксперт прилагает к своим Выводам историю болезни (её части), аргументировано указывая на недостатки оказанной помощи.
Подбор экспертов
12.1. Эксперты рекомендуются региональными и отраслевыми сообществами на основании критериев профессионализма и авторитета в своей среде. Центр Профессиональной Экспертизы вправе предлагать собственных кандидатов в эксперты.
12.2. Утверждение и исключение из списка экспертов относится к компетенции Президента Палаты.
Ведение регистра экспертов возлагается на Центр Независимой Экспертизы.
12.3. Эксперт обязан придерживаться принципов медицинской этики, профессионализма, обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения.
12.4. Эксперт обязуется обеспечивать сохранность полученных документов, в том числе конфиденциально персональных данных и личной информации, соблюдать установленные порядок и сроки проведения экспертизы.
Экспертное заключение
13.1. Экспертное заключение оформляется Центром от лица НП «НМП» на основании Выводов эксперта. Исходящие экспертные заключения подлежат регистрации. Экспертные заключения выдаются на бланках и подлежат учету.
Экспертное заключение подписывается руководителем Центра Независимой Экспертизы.
13.2. Экспертное заключение содержит инфорацию о заявителе, входящие данные заявления описание ситуации и выводы эксперта.
13.3. Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, направляемых, соответсвенно в течение 5 рабочих дней с даты подписания экспертной организацией письмом заказчику экспертизы и в архив на срок 50 лет.
Коллегиальная экспертиза
14.1. В целях повышения качества экспертной работы, организуется коллегиальное рассмотрение заявлений.
Основанием для коллегиального рассмотрения заявления являются:
а) факт оспаривания результатов единоличной экспертизы;
б) распоряжение Президента НМП, указывающее на значительную социальной важностью рассматриваемого дела;
в) давление на эксперта.
В случае несогласия одного из членов коллегии с решением коллегии, он вправе оформить особое мнение.
14.2. В случае, если коллегия выявит ошибки и недочеты экспертизы, существенно повлиявшие на выводы эксперта, она направляет заключение на пересмотр другому эксперту, либо выносит решение самостоятельно.
Урегулирование споров
15.1. В случае несогласия с результатами экспертизы, заявитель вправе оспорить результаты экспертизы. Мотивированное ходатайство подается заявителем в адрес Центра Независимой Экспертизы в месячный срок со дня подготовки экспертного заключения.
15.2 Мотивированное ходатайство рассматривается коллегией экспертов. По результатам рассмотрения выносится решение об обоснованности и верности экспертного заключения.
Регистр экспертов
16.1. Состав экспертов утверждается Президентом НМП, по представлениям отраслевых объединений медицинских работников. Данные о составе экспертов содержатся в Регистре экспертов НМП.
Данные о новых экспертах вносятся в Регистр актом Президента.
16.2. Отраслевое сообщество, получившее запрос на предоставление экспертов, отбирает кандидатов на должность экспертов среди наиболее квалифицированных специалистов (в соответствии с номенклатурой специальностей медицинских работников), имеющих высокий профессиональный авторитет в отраслевом сообществе.
Выбор кандидатов в эксперты требует их выбора так же с учетом разнобразия территорий проживания, работы.
16.3. Отраслевое сообщество обязуется информировать Палату о ставших известными сообществу действах эксперта, порочащего честь врача и несовместимых с профессиональной честью и званием врача.
Отраслевое сообщество вправе ходатайствовать об отзыве эксперта, в случае утраты им авторитета в отраслевом сообществе.
16.4. Эксперт может быть исключен из Регистра экспертов Президентом НМП:
- в случае совершения поступка, нарушающего врачебную этику и несовместимого с профессиональной честью и званием врача;
- в случае выявления факта составления Выводов эксперта под давлением, либо заинтересованности эксперта в вынесении определенного решения;
- в случае мотивированного ходатайства отраслевого объединения (выдвинувшего врача) об исключении лица из числа экспертов, в связи с утратой профессионального авторитета;
- в связи с предоставлением заключений, не соответствующих экспертному уровню;
- по собственному желанию.
16.5. С состоящими в Регистре экспертами заключаются соглашения, устанавливающие права и обязанности сторон, режим конфиденциальности, порядок и размер оплаты услуг экспертов.
16.6. По ходатайству Президента (вице-президентов), Начальника Центра Экспертизы проводится дополнительное изучение действий эксперта, его независимости.