Вероника Скворцова рассказала об основных методах повышения эффективности финансирования в здравоохранения
15.01.2016
За последнее десятилетие консолидированный бюджет здравоохранения нашей страны вырос в 4, 2 раза. Если в 2006 г. он составлял 690 млрд рублей, то в 2016 г. он составил 2, 8 трлн рублей. В сравнении с 2015 г., несмотря на все финансовые сложности, консолидированный бюджет вырос на 4,3%, хотя в процентах от ВВП он остался на том же уровне, что и в 1996 году.
Такие данные привела министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, выступая на панельной дискуссии, «Эффективное формирование бюджета в здравоохранении», которая состоялась в рамках гайдаровского форума, проходящего в 13-15 декабря 2016 г. в Москве.
Между тем, главная задача финансирования здравоохранения, сказала Скворцова, — не поиск новых средств, а рациональное использование существующего ресурса, уменьшение неэффективных расходов и применение ресурсосберегающих технологий. В связи с этим в конце 2000-х годов было принято важное решение о концентрации финансов преимущественно в рамках одного источника, то есть о применении одноканального финансирования, в рамках федерального фонда обязательного медицинского страхования. Если 2006 г. в ОМС находилось только 42% консолидированного бюджета (в абсолютных величинах это 290 миллиардов рублей), то в 2016 г. эта цифра достигла 60%, или 1, 7 трлн рублей, а ресурсы ОМС в системе оказания медицинской помощи, очищенные от медицинского образования и некоторых других аспектов здравоохранения, превышают 80%. При этом на госбюджет ложиться намного меньше финансового бремени. Менее 18% финансирования — на федеральный бюджет и чуть больше 22% — на региональные бюджеты. Таким образом, подчеркнула глава Минздрава, практически весь объем медицинской помощи оказывается за счет средств единой системы ОМС. Только некоторые стратегические направления, такие, например, как национальный календарь прививок, остаются в федеральном бюджете, а на ответственности национальных бюджетов остаются привязанные к конкретной территории социальные заболевания.
Второе направление, которое повышает эффективность финансовых ресурсов, продолжила Скворцова, это государственная программа развития здравоохранения, которая включает в себя все источники финансирования. Программа состоит из подпрограмм, разделенных по целям, по мероприятиям и по конкретным индикатором эффективности, которые позволяют регулировать в целом направленность ресурсов.
Третьим инструментом системы структуризации здравоохранения является программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Основной принцип, положенный в основу формирования этих программ, пояснила Скворцова, фактически отражает государственный подход к обеспеченности населения медицинской помощью и подразумевает единый подушевой финансовый норматив, который в 2016 г. составит 11 900 рублей на каждого гражданина страны. В сегменте региональных бюджетов этот показатель устанавливается ежегодно постановлением правительства и является основой планирования. Средства поступающие из федерального бюджета субъектам федерации зависят от численности населения и выделяются подушево с учетом межрегионального коэффициента дифференциации, связанного с большим количеством дополнительных финансовых показателей, и предоставляемого всем отраслевым ведомствам министерством финансов.
Еще один важный принцип, добавила глава Минздрава РФ, — это нормативный метод планирования объемов медицинской помощи, который позволяет планировать ресурсы по видам помощи. Расчет базируется с одной стороны на реальности потребностей населения, а с другой стороны на тех трендах, которые задаются в плане ресурсосбережения. «В 2012 г., — сказала Скворцова, — мы четко выстроили векторы в сторону оптимизации работы первичного звена здравоохранения, увеличения объемов профилактического посещения и диспансеризации, развития неотложной помощи, развития системы дневных стационаров без круглосуточного обеспечения пациентов с оказанием медицинской помощи, оптимизации стационарной помощи а также развития направлений, которые практически не были задействованы в нашей стране — это медицинская реабилитация и паллиативная помощь».
Важный принцип формирования нашего общего консолидированного бюджета, продолжила Скворцова, — это общая тарифная политика на территории страны и единые методы оплаты медицинской помощи. Оба принципа были внедрены в 2013 г., тогда же были выделены наиболее эффективные методы оплаты стационарной помощи по клинико-статистическим группам (КСК). За 2 года количество этих групп увеличилась с 200 до 410, включая стационарную помощь и ВМП, как часть специализированной помощи. В настоящее время по каждой группы КСГ существует единая структура тарифов, и нормативный расчет, который ложится на смысловую составляющую расчета стоимости клинических рекомендаций по каждой группе заболеваний. Попадая в конкретный регион тариф и стоимость КСГ претерпевают изменения, за счет территориальных особенностей и специфики трехуровневой системы организации медицинской помощи, хотя колебания стоимости не превышают 10% от федерального расчетного норматива. Таким образом, пояснила Скворцова, когда регион планирует свой консолидированный бюджет, он имеет четкие подходы, единые нормативы и ясные ориентиры в тарифной политике и структуризации тарифов в каждой КСГ. Это позволило за три года уменьшить дифференциацию тарифов между регионами или учреждениями одного и того же региона в три раза. Более чем на 10% уменьшились сроки лечения в стационарах при сохранении качества лечения, увеличилась эффективность работы коечного фонда и хирургическая активность. Тем не менее, проверки, проведенные в регионах в 2013-2014 гг., показали необходимость устранения ошибки и искажения, допускаемые субъектами РФ. Для этого был введен механизм формирования трехстороннего соглашения между администрацией субъекта РФ, Минздравом РФ и фондом ОМС. На основе этих соглашений, после проверки федеральной структурой, регион будет обязан создать дорожную карту устранения ошибок в формировании собственного бюджета, как в плане изменения нормативов, так и в плане дефицитарности программы в случае, если регион не соблюдает своих обязательств.
Экономика здравоохранения, продолжила Вероника Скворцова, напрямую связана со смысловой частью оказания медицинской помощи. В настоящее время, пояснила она, каждые три месяца меняются информационная медицинская база, появляются новые технологии, новые лекарства, новые эффективные медицинские изделия, и в этой связи необходимо понимать, каким образом управлять качеством медицинской помощи, включая новые компоненты в уже сформированную смысловую базу. В связи с этим с Минздрав вернулся к методике формирования национального клинических рекомендаций, единых для всей страны. В настоящее время сформированы 1200 рекомендаций, внутри которых разработано более 6000 моделей пациентов с учетом разной тяжести и особенностей течения заболевания. Эти клинические рекомендации, пояснила Скворцова, являются базой, как для экономических расчетов, так для формирования системы критериев качественного оказания медицинской помощи и регламентов Росздравнадзора по проверке ее качества.
В последнее время, отметила Вероника Скворцова, все большее значение приобретают стандарты первичной профилактики, формирования здорового образа жизни, и превентивной терапии в случае обнаружения у пациента факторов риска или сформированного хронического заболевания. И здесь очень важно усилить приверженность пациента к профилактической терапии, так как в настоящее время в нашей стане она не превышает 40%. В частности, больные, которые получили
высокотехнологичное лечение быстро прекращают прием поддерживающих препаратов, что полностью сводит на «нет» эффект проведенной операции. Необходимо создать мотивацию населения к поддерживающей терапии, пояснила Скворцова, и в связи с этим в ряде регионов начинается серия пилотных проектов по частичному возмещению государством стоимости препаратов с учетом ответственности каждого человека за свое здоровье. Если они окажутся удачными, то эта инициатива будет вынесена на государственный уровень.
Источник: РИА АМИ
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты
26.04.2024
На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Обзор последних новостей аккредитации
06.03.2024
Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.
Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат
01.03.2024
Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.
Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС
26.01.2024
Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.
Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий
26.01.2024
Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.
Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра
18.01.2024
Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.
Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации
17.01.2024
Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.
Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий
27.12.2023
Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.
Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении
14.12.2023
Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.
Госсовет определил меры по развитию рынка труда
21.09.2023
21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.