Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Что случилось с медицинским страхованием в России

17.02.2016

«Новая» поговорила с экспертами по экономике здравоохранения. Почему денег в Фонде ОМС все больше, а на лечение россиян по-прежнему не хватает?

Современная система финансирования медицины в нашей стране складывалась с 1991 года, когда государство начало собирать с работодателей страховые взносы на эти цели, а первые выплаты начались в 1993 году. До 2010 года деньги концентрировались в региональных фондах и оттуда же распределялись больницам и поликлиникам. В 2010 году был принят Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который изменил принципы работы системы. Все полномочия по сбору и распределению средств переместились из территориальных фондов в федеральный, а частные страховые компании встроились в цепочку финансирования на правах посредников.

Один большой кошелек

Эксперты считают, что с этого момента система стала непрозрачной и неэффективной, и, хотя бюджет фонда растет каждый год, денег на полноценное финансирование медицины не хватает. Если в 2010 году бюджет ФФОМС составлял 106 миллиардов рублей, то в 2011 м он увеличился до 336 миллиардов, затем — до 906 миллиардов, а с 2013 года не опускался ниже триллиона и все время рос. При этом в результате реформы 2010 года у федерального фонда сильно сократился объем работы, он не занимается даже сбором средств: взносы аккумулирует Пенсионный фонд, а затем он передает часть в ФФОМС.

«Система стала достаточно абсурдной, — говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Фонд ОМС создавался как гарантированный источник оплаты медицинской помощи, независимый от бюджета, и эта система существует с 1993 года. Раньше в федеральный фонд шло только 0,3% всех поступлений, а большая часть оставалась в регионах. Территориальные фонды собирали информацию о застрахованных гражданах, собирали с работодателей деньги, организовывали работу системы и отвечали за нее. С одной стороны, это было хорошо, потому что система гибко настраивалась. С другой стороны, не все фонды справлялись с работой, потому что некоторые губернаторы не платили за неработающих граждан.

«Федеральный фонд занимался только нормативным обеспечением системы и частично доплачивал тем, кому не хватало, — продолжает Попович. — Но под предлогом того, что 0,3% — это очень мало и с помощью этих денег систему трудно выравнивать, все финансы подняли наверх. К тому же более жестко был установлен размер взноса на неработающее население».

Раньше на каждого гражданина работодатель заключал отдельный страховой договор, и государство знало, кто платит за чью страховку. В 2010 году такие договоры были отменены, и теперь все работодатели кладут страховые взносы в общий котел, из которого оплачивается медицинская помощь всем гражданам по умолчанию, а также иностранцам, лицам без гражданства — «и вообще, все, что движется на территории Российской Федерации, оказалось застраховано», говорит Лариса Попович.

«Теперь люди просто приходят, получают полис, и никто не спрашивает их: где они работают, кто за них заплатил. Это здорово нарушило баланс системы, и она перестала быть страховой ровно с этого момента. Потому что главным принципом страхования является определенность: ты не можешь застраховать дачу, если не знаешь, сколько она стоит и как часто горят дачи в этом регионе, — объясняет эксперт. — Раньше мы точно знали, какие люди в системе, какими болезнями они болеют. А теперь мы не знаем, сколько человек придет за медицинской помощью.

Много функций, мало денег

Положение ухудшилось еще из-за того, что в систему ОМС включили статьи расходов, которые должны финансироваться отдельно: высокотехнологичную медицинскую помощь и скорую помощь, считают эксперты. Владимир Гришин вспоминает, что российская система ОМС, у истоков которой он стоял, задумывалась совсем иначе: «В любой стране, где существует система медицинского страхования, есть несколько важных моментов: размер взносов соответствует затратам на медицину, есть лекарственное страхование, страхование профессиональной ответственности, четкое разделение бюджетных трат между платными и бесплатными услугами — все это отсутствует в нашей системе. И моя команда была готова ввести эти стандарты, но в 1998 году произошел рейдерский захват здравоохранения крупнейшими страховщиками: сменили все руководство Минздрава и Федерального фонда, уволили министра Татьяну Дмитриеву, меня, сократили филиалы территориальных фондов ОМС, а финансовые потоки в отрасли стали контролировать страховые компании. Я вам как основатель системы медицинского страхования говорю: задумывалось совсем другое — система медико-социального страхования».

Страховщики действительно сильно выиграли от реформы, подтверждает Лариса Попович: «В 2010 году компаниям дали право оставлять себе огромные деньги от штрафов медицинских учреждений за ошибки, теперь они этим зарабатывают и стали давить на врачей. Страховые компании мотивированы на плохую организацию медицинской помощи, потому что это их кормовая база. Представьте себе, что гаишники жили бы на штрафы, которые они собирают».

«В страховых компаниях государственные деньги превращаются в частные, то есть просто в дивиденды. На Западе страховые компании являются некоммерческими организациями, и, если у них есть доходы, их направляют на собственную деятельность и развитие здравоохранения. А у нас они превратились в коммерческие», — говорит Владимир Гришин.

Однако в целом Фонд ОМС за последние годы стал работать чище и эффективнее и неплохо справляется со своими функциями, считает Гришин, но даже при постоянном росте бюджета система здравоохранения остается недофинансированной: «В прошлом году было заявление вице-премьера, что у нас чуть ли не два-дцать миллионов человек не охвачены социальным страхованием. Размер взносов в 5,1% недостаточен, недостаточно и платежей за неработающих граждан — это признали и Национальная медицинская палата, и ОНФ, и Форум гражданских инициатив Кудрина, и в Думе прошли парламентские слушания, на которых об этом говорили. Мы рассказываем, что нам не хватает по 3000 рублей на лекарственное страхование детям, а нужно добавить всего 1% от фонда оплаты труда, чтобы в ФФОМС поступало не 5,1%, а 6%. За 25 лет было единственное решение о повышении этой процентной ставки — его приняла министр Татьяна Голикова: с 3,1% повысили до 5,1%. И знаете, откуда взяли эти деньги? Отрезали от Фонда социального страхования, потому что у него в ведении остались только пособия и там точно можно не содержать такой аппарат. Санатории уже распроданы».

По мнению Гришина, проблемы ОМС можно решить, если объединить в одну структуру ФФОМС и Фонд социального страхования, у которых пересекаются функции, — так можно сэкономить на содержании чиновничьего аппарата. А также системе пойдет на пользу, если из нее исключить частных страховщиков, полагает бывший глава ФФОМС. «И все понимают, что так надо сделать, но ничего не меняется», — говорит Гришин.

Источник: Новая газета

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

На заседании тематической площадки Народного Фронта “Здравоохранение” поднят вопрос о системных недостатках в работе заместителей министра здравоохранения

26.04.2024

На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Обзор последних новостей аккредитации

06.03.2024

Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.

Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат

01.03.2024

Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.

Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС

26.01.2024

Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.

Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий

26.01.2024

Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.

Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра

18.01.2024

Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации

17.01.2024

Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.

Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий

27.12.2023

Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.

Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении

14.12.2023

Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.

Госсовет определил меры по развитию рынка труда

21.09.2023

21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Наши партнеры

Медицинский вестник