Информация об аппаратном совещании от 17 мая 2018 года
17 мая 2018 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты.
В адрес Палаты поступила резолюция по итогам круглого стола «Права и обязанности пациента и медицинского работника при оказании медицинской помощи», проведенного в Петрозаводске 12.04.2018 г. за подписями директора Северного института (филиала) ФГБОУВО «Всероссийский государственный университет юстиции РПА Минюста России» Е.Е. Петрова и председателя Медицинского совета Республики Карелия И.В. Леписевой. Участники круглого стола предлагают дополнить ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказ № 354н Минздрава России от 06.06.2013 г. «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» с целью устранения неопределенности действий медицинского работника при одновременной даче добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство одним родителем ребенка и отказе другим родителем. Палата поддержала это начинание. Прозвучало мнение, что следует усовершенствовать формы информированных согласий. Юристы Палаты конкретизируют поступившие предложения, которые затем будут направлены в Минздрав России.
Дискуссию вызвало направленное в адрес Палаты письмо эксперта по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, д.м.н., профессора Д.В. Пивня из Санкт-Петербурга, в котором он призывает отказаться от предусмотренной проектом поправок в федеральный закон №323-ФЗ разработки протоколов лечения (ведения) больных в каждой медицинской организации и сосредоточиться исключительно на разработке и использовании клинических рекомендаций. Автор считает, что разработка и применение протоколов приведет к излишней бюрократизации здравоохранения. Клинические рекомендации и существующие порядки оказания медицинской помощи будут содержать всю необходимую информацию. Поэтому наличие протоколов создаст правоприменительную проблему. Кроме того, автор считает, что в медицинских организациях проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со ст. 90 323-ФЗ должно соответствовать мероприятиям федерального контроля (ст. 88). Высказывались разные мнения. Руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов поддержал автора письма и сказал, что разработка протоколов в каждой конкретной медицинской организации потребует большого количества времени и сил. Ю.Р. Кашерининов (Санкт-Петербург) напомнил, что этот вопрос уже обсуждался. Протоколы лечения и ведения больных должны отражать применение клинических рекомендаций в конкретной медицинской организации. Если следовать только клиническим рекомендациям, то страховая медицинская компания снимет деньги с больницы 1-го уровня, например, за невыполнение коронарографии у больного с нестабильной стенокардией, хотя у больницы нет ни специалистов, ни оборудования для ее выполнения. Вице-Президент НМП Н.Л. Аксенова считает, что клинические рекомендации, протоколы ведения больных и стандарты должны быть взаимосвязаны в зависимости от уровня оказания медицинской помощи, юристы НМП должны помочь в этом научному совету Палаты. Вице-Президент НМП Е.В. Шляхто отметил, что еще 4 года назад Палата инициировала предложение о том, что клинические рекомендации и протоколы ведения больных — вещи разные. Образно можно сравнить клинические рекомендации с Правилами дорожного движения, но кто-то будет ездить со скоростью 30 км в час, а кто-то со скоростью 60 км в час, не нарушая правила. Это и есть протокол — расшифровка действия специалиста конкретной медицинской организации при клинических ситуациях и иных мероприятиях (например, протокол подготовки к оперативному вмешательству). Иными словами, протокол — это технология применения клинических рекомендаций в конкретном случае, чек-лист. Е.В. Шляхто высказался также за удаление из клинических рекомендаций раздела о качестве медицинской помощи, на чем настаивает Минздрав. Вице-Президент НМП С.А. Лившиц сказал, что статус протоколов является не совсем понятным, поскольку оснащение тех или иных медицинских организаций определяется Порядками оказания медицинской помощи.
Юрисконсульт Палаты Л.А. Айдарова отметила, что в разработанном Минздравом проекте поправок в закон не отведено место Национальной Медицинской Палате. Требуется проведение повторного совещания со специалистами Минздрава России.
Итог дискуссии подвел Л.М. Рошаль. Он сказал, что проект изменений в 323-ФЗ, подготовленный Минздравом, уже направлен в Госдуму. Необходимо передать в Госдуму обращение Палаты по поводу проекта Минздрава. Разработка такого документа поручена научному совету Палаты, срок — 1 неделя. Л.М. Рошаль против того, чтобы в клинических рекомендациях содержался обязательный раздел о качестве медицинской помощи, против того, чтобы каждое учреждение разрабатывало свои протоколы ведения больных. Это — работа профессиональных организаций.
В Палату обратилась с письмом ООО «МТС» с предложением разработать с ее участием новые клинические рекомендации по телемедицине. Участники совещания пришли к выводу, что новые отдельные рекомендации не потребуются, поскольку телемедицина — одна из существующих технологий. Возможно уточнение вопросов телемедицины в существующих или разрабатываемых клинических рекомендациях. Вопрос поручено проработать научному совету Палаты совместно с представителями организации-заявителя.
Сотрудниками аппарата НМП было доложено, что заочное голосование членов Совета НМП по вопросу аккредитации не состоялось в виду низкой активности и недостаточного числа проголосовавших для принятия решения. Подготовлено повторное письмо, которое разослано членам Совета.
Н.Л. Аксенова информировала участников совещания о трудностях в организации симуляционных центров для проведения аккредитации выпускников. 17 из 97 таких центров поручено организовать Нацмедпалате. Уже в июне будет работать конкурсная комиссия. Минздрав задерживает участие Палаты в этом вопросе. Принято решение о том, что интересы Палаты будут представлять Н.Л. Аксенова, С.А. Лившиц, С.Б. Дорофеев, В.Ю. Семенов и З.З. Балкизов при участии юристов Палаты.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин отметил, что НМП поддерживает идею закрепления контроля над образовательными организациями со стороны Минздрава России. Фильтром для допуска к профессии должна была стать аккредитация специалистов, но она полностью не обеспечивает контроль. Возможно, на ситуацию окажет эффект принятый 28.02.2025 г. закон о повышении качества медицинского образования в Российской Федерации.
На площадке Совета партии Единая Россия состоялось заседание по вопросу о применении клинических рекомендаций. Достигнуто понимание позиций Национальной Медицинской Палаты и Единой России в вопросе о том, что выполнение требований клинических рекомендаций не может являться предметом судебных разбирательств.
Проект нового приказа Минздрава России, который должен заменить приказ № 203н от 2017 года «Об утверждении критериев качества оказания медицинской помощи» не будет касаться медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, этому разделу будет посвящён отдельный приказ. Кроме того, раздел критериев качества медицинской помощи имеется в клинических рекомендациях. В итоге, медицинские работники могут столкнуться с ситуацией, когда по одному случаю оказания медицинской помощи могут быть применены три разных группы критериев, по каждой из которых предусмотрены штрафные санкции.
В защите специалистов представители РОРР участвуют редко, поскольку иски к рентгенологам и радиологам возникают редко. С учётом того, что основным предметом исков являются заключения специалистов, был проведён вебинар по методике оформления заключений.
Л.М. Рошаль отметил, что выпускник вуза может трудоустроиться только по специальностям участкового терапевта или участкового педиатра. Большое количество выпускников медицинских вузов поступает в ординатуру, чтобы после её окончания получить более профильную специальность и иметь возможность трудоустроиться в частную медицинскую организацию. Нецелевики-бюджетники, о которых в основном ведётся речь, в настоящее время составляют 10-15% всех выпускников.
Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что Бурятия явилась уникальным регионом в отношении большого количества уголовных дел по привлечению к ответственности медработников по статье 238 УК РФ. В обоснованиях необходимости декриминализации здравоохранения Национальная Медицинская палата приводила эту информацию. Опыт, полученный МПРБ, дал толчок к изменениям в законодательстве. Это свидетельство хорошей работы юристов Медпалаты.
В.И. Стародубов поинтересовался, как организуется оплата труда членов аккредитационных комиссий в Москве. Ш.М. Гайнуллин (РОО СОВ, Москва) пояснил, что в течение последних лет он, как руководитель территориальной организации НМП Москвы направлял письма-представления в Департамент здравоохранения Москвы, который в свою очередь направлял распоряжения в адрес главных врачей медицинских организаций о материальном стимулировании членов аккредитационных комиссий по месту основной работы. В последнее время письма-представления подготавливаются председателями аккредитационных комиссий.
По данным главных внештатных специалистов Минздрава, имеется несоответствие в критериях качества оказания медицинской помощи, сформулированных в отдельных клинических рекомендациях и в приказе Минздрава № 203н. Сейчас ведется работа по устранению этих противоречий. Трудности связаны и с тем, что клинические рекомендации разрабатываются по нозологическим формам и практически не учитывают коморбидность.
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.