Информация об аппаратном совещании от 17 мая 2018 года
17 мая 2018 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты.
В адрес Палаты поступила резолюция по итогам круглого стола «Права и обязанности пациента и медицинского работника при оказании медицинской помощи», проведенного в Петрозаводске 12.04.2018 г. за подписями директора Северного института (филиала) ФГБОУВО «Всероссийский государственный университет юстиции РПА Минюста России» Е.Е. Петрова и председателя Медицинского совета Республики Карелия И.В. Леписевой. Участники круглого стола предлагают дополнить ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказ № 354н Минздрава России от 06.06.2013 г. «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» с целью устранения неопределенности действий медицинского работника при одновременной даче добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство одним родителем ребенка и отказе другим родителем. Палата поддержала это начинание. Прозвучало мнение, что следует усовершенствовать формы информированных согласий. Юристы Палаты конкретизируют поступившие предложения, которые затем будут направлены в Минздрав России.
Дискуссию вызвало направленное в адрес Палаты письмо эксперта по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, д.м.н., профессора Д.В. Пивня из Санкт-Петербурга, в котором он призывает отказаться от предусмотренной проектом поправок в федеральный закон №323-ФЗ разработки протоколов лечения (ведения) больных в каждой медицинской организации и сосредоточиться исключительно на разработке и использовании клинических рекомендаций. Автор считает, что разработка и применение протоколов приведет к излишней бюрократизации здравоохранения. Клинические рекомендации и существующие порядки оказания медицинской помощи будут содержать всю необходимую информацию. Поэтому наличие протоколов создаст правоприменительную проблему. Кроме того, автор считает, что в медицинских организациях проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со ст. 90 323-ФЗ должно соответствовать мероприятиям федерального контроля (ст. 88). Высказывались разные мнения. Руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов поддержал автора письма и сказал, что разработка протоколов в каждой конкретной медицинской организации потребует большого количества времени и сил. Ю.Р. Кашерининов (Санкт-Петербург) напомнил, что этот вопрос уже обсуждался. Протоколы лечения и ведения больных должны отражать применение клинических рекомендаций в конкретной медицинской организации. Если следовать только клиническим рекомендациям, то страховая медицинская компания снимет деньги с больницы 1-го уровня, например, за невыполнение коронарографии у больного с нестабильной стенокардией, хотя у больницы нет ни специалистов, ни оборудования для ее выполнения. Вице-Президент НМП Н.Л. Аксенова считает, что клинические рекомендации, протоколы ведения больных и стандарты должны быть взаимосвязаны в зависимости от уровня оказания медицинской помощи, юристы НМП должны помочь в этом научному совету Палаты. Вице-Президент НМП Е.В. Шляхто отметил, что еще 4 года назад Палата инициировала предложение о том, что клинические рекомендации и протоколы ведения больных — вещи разные. Образно можно сравнить клинические рекомендации с Правилами дорожного движения, но кто-то будет ездить со скоростью 30 км в час, а кто-то со скоростью 60 км в час, не нарушая правила. Это и есть протокол — расшифровка действия специалиста конкретной медицинской организации при клинических ситуациях и иных мероприятиях (например, протокол подготовки к оперативному вмешательству). Иными словами, протокол — это технология применения клинических рекомендаций в конкретном случае, чек-лист. Е.В. Шляхто высказался также за удаление из клинических рекомендаций раздела о качестве медицинской помощи, на чем настаивает Минздрав. Вице-Президент НМП С.А. Лившиц сказал, что статус протоколов является не совсем понятным, поскольку оснащение тех или иных медицинских организаций определяется Порядками оказания медицинской помощи.
Юрисконсульт Палаты Л.А. Айдарова отметила, что в разработанном Минздравом проекте поправок в закон не отведено место Национальной Медицинской Палате. Требуется проведение повторного совещания со специалистами Минздрава России.
Итог дискуссии подвел Л.М. Рошаль. Он сказал, что проект изменений в 323-ФЗ, подготовленный Минздравом, уже направлен в Госдуму. Необходимо передать в Госдуму обращение Палаты по поводу проекта Минздрава. Разработка такого документа поручена научному совету Палаты, срок — 1 неделя. Л.М. Рошаль против того, чтобы в клинических рекомендациях содержался обязательный раздел о качестве медицинской помощи, против того, чтобы каждое учреждение разрабатывало свои протоколы ведения больных. Это — работа профессиональных организаций.
В Палату обратилась с письмом ООО «МТС» с предложением разработать с ее участием новые клинические рекомендации по телемедицине. Участники совещания пришли к выводу, что новые отдельные рекомендации не потребуются, поскольку телемедицина — одна из существующих технологий. Возможно уточнение вопросов телемедицины в существующих или разрабатываемых клинических рекомендациях. Вопрос поручено проработать научному совету Палаты совместно с представителями организации-заявителя.
Сотрудниками аппарата НМП было доложено, что заочное голосование членов Совета НМП по вопросу аккредитации не состоялось в виду низкой активности и недостаточного числа проголосовавших для принятия решения. Подготовлено повторное письмо, которое разослано членам Совета.
Н.Л. Аксенова информировала участников совещания о трудностях в организации симуляционных центров для проведения аккредитации выпускников. 17 из 97 таких центров поручено организовать Нацмедпалате. Уже в июне будет работать конкурсная комиссия. Минздрав задерживает участие Палаты в этом вопросе. Принято решение о том, что интересы Палаты будут представлять Н.Л. Аксенова, С.А. Лившиц, С.Б. Дорофеев, В.Ю. Семенов и З.З. Балкизов при участии юристов Палаты.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
О.А. Самошин (Тверская область) обратил внимание на то, что довольно сложно выполнять поручение Президента России о повышении базовых окладов медработников до уровня 50% оплаты труда в условиях, когда региональный Минздрав не дает какой-либо четкой информации. Без единой системы оплаты труда в стране кадровую проблему в здравоохранении не решить, необходимо ускорить ее внедрение – ранее планируемого в 2027 году.
Л.М. Рошаль сообщил, что он полностью удовлетворен результатом встречи с Президентом России В.В. Путиным. Президент осведомлен о работе Национальной Медицинской Палаты и поддерживает ее. НМП подготовила информационную папку, по материалам которой Президент мог ознакомиться с работой НМП, составом руководства Нацмедпалаты, ее территориальных и профессиональных организаций, с результатами ее деятельности. Был сформулирован и ряд предложений для Президента со стороны НМП. Взаимодействие с аппаратом Президента будет продолжено.
Ю.В. Каракулова сообщила, что в связи с многочисленными обращениями по поводу дополнительных выплат было собрано Правление Медицинской палаты Пермского края с участием главных врачей медицинских организаций, краевого Минздрава и юристов. Было отмечено, что при выполнении одинаковой работы не все получают дополнительные выплаты, а также имеется путаница в отношении исторически сложившихся названий медицинских организаций. Правление выработало ряд предложений. По рекомендации Президента Союза НМП Л.М. Рошаля по каждому предложению проводилось электронное голосование.
Вице-президент Союз НМП В.И. Стародубов сообщил, что принято решение о том, что остеопатия войдет в состав восстановительной медицины для экспертизы ВАК, как научная профессия. Он также отметил крайне низкое представительство врачей-остеопатов в государственных медицинских организациях. По его данным, в России имеется всего 21,75 ставки врача-остеопата в государственных учреждениях, работает всего 9 специалистов. Д.Е. Мохов ответил, что для привлечения к работе специалистов по остеопатии в государственные медицинские организации ведется работа по включению остеопатии в тарифы ОМС.
Наибольшее внимание следует уделить отчету по вопросам здравоохранения в Государственной Думе. В целом направления деятельности Минздрава России получило одобрение. В то же время наиболее острая проблема кадровой политики в медицине привела к формированию специальной рабочей группы по этому вопросу. Национальной Медицинской Палате следует добиться того, чтобы ее представители обязательно вошли в состав рабочей группы.
А.Г. Румянцев обратил внимание участников аппаратной конференции на тот факт, что кадровая проблема по-прежнему остается основной проблемой в медицине, сложившаяся ситуация является следствием провала Минздрава России в решении этого вопроса. Проблему следует обсудить отдельно после формирования нового состава Правительства Российской Федерации.
С.Б. Дорофеев предложил включить представителей НМП в состав комиссии по подготовке положения об оплате труда в здравоохранении. Он подчеркнул, что планирующиеся не менее 50% оплаты труда за счет окладов не решат проблемы, поскольку в первую очередь следует определить гарантированный источник финансирования.
Взрослые инфекционисты часто не соглашаются брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому все работающие в инфекционном стационаре педиатры должны получать вторую специальность по инфекционным болезням. Работа педиатра в инфекционном стационаре существенно отличается от работы взрослого инфекциониста, особенно это касается вакцинопрофилактики и иммунопрофилактики.
В.И. Стародубов сообщил, что при исследовании удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью респонденты отметили, что в основном качество связывают с отношением к пациентам. Если по России удовлетворенность медицинской помощью составляет 52%, то в частных организациях она на 20-25% выше, чем в бюджетных. Это определяет конкурентоспособность негосударственных медицинских организаций.
Наиболее важными предложениями следует считать пять: поддержать инициативу НМП по изъятию термина «медицинская услуга»; в рамках декриминализации здравоохранения изъять из 323-ФЗ пункт об обязательности выполнения клинических рекомендаций и введении на основе клинических рекомендаций протоколов оказания медицинской помощи для медицинских организаций различного уровня; законодательно закрепить саморегулирование отрасли здравоохранения; в перспективе планировать увеличение государственных расходов на здравоохранение в объеме 5% ВВП вместо имеющихся 3,6%; вернуться к вопросу сокращения сроков проведения пилотных проектов в регионах по новым принципам оплаты труда в здравоохранении.