Обвинительный приговор врачу-хирургу Роману Уланову будет обжалован
Независимая экспертиза, проведенная Национальной медицинской палатой, не выявила причинно-следственной связи между смертью хоккеиста клуба «Спутник» Сергея Симонова и действиями врача Романа Уланова. На приговор по уголовному делу будет подана кассация.
В конце 2017 года Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила вынес приговор по уголовному делу в отношении врача-хирурга 1-го хирургического отделения ГБУЗ Свердловской области «Городская больница № 1 г. Нижнего Тагила» Романа Уланова. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Врачу назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы с запретом заниматься медицинской деятельностью сроком на один год. 22 марта 2018 г. Свердловский областной суд рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе. Постановил приговор Дзержинского суда изменить: освободить Уланова от назначенного по ч.2. ст. 109 УК РФ на основании п.3 1 ст 24 УПК РФ за истечением сроком давности уголовного преследования. На приговор по уголовному делу будет подана кассация.
Обстоятельства дела таковы: 6 января 2016 года к врачу-хирургу, находящему на дежурстве в приемном отделении Городской больницы № 1 г . Нижнего Тагила, с жалобами на боль в левом межреберье и в области левой реберной дуги обратился пациент. После осмотра ему был поставлен диагноз – тупая травма живота. После проведения ряда диагностических манипуляций врачом назначено проведение экстренной операции (лапаротомии) в связи с скоплением крови в брюшной полости. Хирург провел полостную операцию. После проведения операции пациент был транспортирован в палату хирургического отделения. Впоследствии возникла послеоперационная несостоятельность швов, что привело к острому массивному артериальному кровотечению из сосудов. Пациент стал жаловаться на боли в области живота. После дополнительного осмотра у пациента зафиксировано внутрибрюшное кровотечение, геморрагический шок, в связи с чем назначено проведение релапаротомии (повторной лапаротомии) и реанимационных мероприятий. В ходе операции произошла остановка сердечной деятельности пациента, он скончался.
Обвинение утверждает, что врач-хирург избрал неверную тактику оперативного вмешательства и плохо перевязал сосуды, однако две проведённые судебно-медицинские экспертизы опровергают данное положение и гласят, что тактика лечения была избрана верно и объём проведённых лечебных мероприятий соответствовал правильно и своевременно установленному диагнозу.
По сути, аргументация виновности врача строится на мнении одного специалиста о том, что источником кровотечения явились сосуды в месте культи сосудистой ножки удаленной селезенки, где возникла послеоперационная несостоятельность швов, что и привело к развитию острой массивной кровопотери и последующей смерти пациента. Этот вывод, по мнению специалиста, подтверждается обнаруженным обширным темно-красным блестящем кровоизлиянием в тканях пересеченной культи сосудистой ножки селезенки.
Однако мнение данного хирурга оспаривается заключениями ряда экспертов. В частности, в заключении судебно-медицинской экспертизы утверждается, что шов состоятелен; сосудистая ножка селезенки плотноватая, с наложенным швом из мягкого материала белого цвета. Ряд свидетелей, в том числе патологоанатомы, также дали показания о состоятельности шва при вскрытии трупа пациента. Кроме того, согласно показаниям свидетелей, оперативное вмешательство было проведено правильно, с использованием качественных материалов, без каких-либо отклонений перевязки сосудистой ножки.
Помимо прочего, не стоит забывать, что пациент поступил в больницу с тупой травмой живота и в соответствии с заключением акта судебно-гистологического исследования (вывод которого полностью подтвердил независимый эксперт гистолог) давность причинения обширного темно-красного блестящее кровоизлияние в тканях пересеченной культи сосудистой ножки селезенки не соответствует давности причинения данного повреждения в ГБ № 1 г. Нижний Тагил во время операции. На основании чего, можно сделать вывод о том, что обнаруженное обширное темно-красное блестящее кровоизлияние причинено вне больницы, скорее всего в момент получения пациентом тупой травмы живота на тренировке.
Все данные, полученные в результате независимой экспертизы Нацмедпалаты, опровергают виновность врача и в связи со значительным нарушением процессуальных норм в ходе предварительного следствия, а также в связи с отсутствием самого главного условия для привлечения лица к уголовной ответственности – причинно-следственной связи между действием (или бездействием) и общественно-опасным последствием в виде смерти пациента, очевиден вывод об отсутствии состава преступления в действиях хирурга. В связи с чем, выводы о виновности хирурга в смерти пациента по меньшей мере безосновательны.
По делу будет подана кассация.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Дело об ампутации ноги «по ошибке»: воронежский СКР не нашел нарушений
25.02.2019
Следователи не нашли ошибок в действиях врачей городской больницы №3 Воронежа, которые в ноябре провели ампутацию обеих ног пожилой женщине. О результатах расследования громкого дела сообщил 25 февраля на своей странице в депутат Госдумы РФ Евгений Ревенко («Единая Россия»).
Зачем прилюдно на врача надевать наручники?
19.11.2018
Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» внимательно наблюдает за развитием ситуации с обвинением в превышении должностных полномочий исполняющего обязанности главного врача родильного дома в Калининграде.
НМП поддержит наказание исполняющего обязанности главного врача родильного дома, если будет доказано, что им действительно было отдано распоряжение подделать историю болезни ребенка.
Вместе с тем, Национальная медицинская палата считает, что смерть младенца не связана с этим преступлением. Причина смерти будет определена после тщательно проведенного расследования, судебно-медицинской экспертизы и, возможно, суда.
Информация о совместной работе НМП и Следственного комитета РФ
14.11.2018
В результате совместной работы удалось исключить из риторики Следственного комитета применение к медицинским делам термина «ятрогенные преступления». «Мы договорились, и это важно, что так называемые «врачебные ошибки» не имеют отношения к понятию «ятрогении» и СК РФ прекратил использование понятия «ятрогенные преступления» по отношению к обсуждаемой проблеме», - говорит Леонид Рошаль.
12.11.2018
Как сообщает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «здоровых ног у больной не было. Кроме гангрены в области правой стопы, у больной было поражение левой голени, угрожаемое жизни пациентки. Ей уже до этого была произведена операция на левой голени. При поступлении она жаловалась на боли в левой голени и было получено информирование согласие на операцию слева, что и было сделано врачами».
Врач из Астрахани не согласен с обвинениями в смерти ребенка
18.09.2018
Врача областной детской клинической больницы имени Н. Н. Силищевой обвиняют в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ). Национальная медицинская палата (НМП) провела независимую экспертизу материалов дела. Эксперты считают, что врач не виновен в смерти младенца.В данный момент идут судебные заседания и обвиняемый намерен добиваться справедливого решения своего дела. Специалисты Центра независимой экспертизы НМП готовы оказывать дальнейшую поддержку астраханскому медику.
11.09.2018
Увеличение жалоб на врачей со стороны больных и стремление довести дело до суда во многом связаны с желанием родственников и их адвокатов получить материальную компенсацию. В действительности лишь небольшой процент родственников пациентов хочет посадить врача в тюрьму. Важное упущение – отсутствие в России четкой системы страхования профессиональной ответственности врачей, которая хорошо разработана во многих странах мира. Национальная медицинская палата (НМП) ставит перед собой три главные цели: повышение квалификации врачей, внедрение независимой медицинской экспертизы и защита врачей.
10.09.2018
На совещании, на которое были приглашены представители Минздрава России, ведущие специалисты в сфере неонтологии, акушерства и гинекологии, патологоанатомы и судебные эксперты, обсуждался проект новой статьи УК 124.1. «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)». Предметом обсуждения стал пункт статьи, который в сегодняшней редакции проекта определяет наказания за «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги) вследствие нарушения медицинским работником своих профессиональных обязанностей, если это повлекло по неосторожности гибель плода человека и (или) причинение тяжкого вреда здоровью человека».
19.07.2018
Настоящее заявление обусловлено необходимостью внести ясность в суть предложений межведомственной рабочей группы Следственного комитета РФ и Национальной медицинской палаты по вопросам подготовки предложений о внесении в УК РФ изменений, касающихся установления специальных норм ответственности медицинских работников за преступления по службе.
26.06.2018
Национальная медицинская палата (НМП) провела независимую экспертизу материалов дела против врача-хирурга «Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 1» Оксаны Махотиной. Врача обвиняют в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ) 44-летней Светлане Александровой. Уже полтора года длится судебный процесс, проведено несколько судебно-медицинских экспертиз. Однако в деле есть существенные противоречия и судебно-медицинскими экспертами игнорируется оценка всех этапов оказания медицинской помощи в разных медицинских организациях, заключение дается только по одному специалисту, что в корне не верно, и противоречит всем действующим в здравоохранении нормам.
Врач, эмигрировавший в США, рассказал о войне российских коллег с пациентами
07.06.2018
По данным председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, в России в прошлом году с заявлениями о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников в правоохранительные органы обратилось свыше шести тысяч человек. Пока у нас врачи пытаются отбиться от исков пациентов, в Америке этот этап уже был пережит медиками несколько лет назад.