Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 21 июня 2018 года

21.06.2018 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной медицинской палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП С.А. Лившиц.

Обсуждался один большой вопрос — информация И.П. Шилкина (начальник ЦУКС штаба ВСМК «Защита») о перспективах развития телемедицины в России. В совещании участвовали И.П. Шилкин, Б.В.Зингерман, М.М. Эльянов. Докладывал И.П. Шилкин, рассказал о состоянии и планирующемся развитии системы телемедицины в Российской Федерации.

Телемедицинская система Минздрава России первоначально была нацелена на диалог врача с врачом, проведение дистанционного мониторинга состояния пациента, в том числе некоторых показателей (например, холестерин крови), непрерывное медицинское образование, распространение современных достижений медицинской науки в отдаленные и труднодоступные регионы Российской Федерации.

В соответствии с планом работы, в 2015 г. был создан 21 телемедицинский центр в федеральных учреждениях, с 2016 г. к системе присоединено 12 регионов России. 2017 год был посвящен созданию нормативно-правовой базы, обеспечивающей выполнение утвержденного Минздравом Порядка оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, консультации федеральных центров проводятся уже с 48 субъектами Российской Федерации. В плане на 2018 год — развитие региональных центров с обеспечением связи не менее 700 организаций 3 уровня с федеральными Центрами. По состоянию на май 2018 г. - подключено около 200 организаций. На 2019 г. запланировано завершение работы по созданию единой телемедицинской системы в России.

Окончательная структура предусматривает 2 уровня: федеральный сегмент — 24 федеральных Центра и 1 координационно-технический центр, связанные с 1200 организациями 3 уровня в регионах, и региональный сегмент (республиканские, областные, краевые больницы, перинатальные центры), которые имеют консультантов 3 уровня и связаны с медицинскими организациями 1 уровня вплоть до фельдшерско-акушерских пунктов. В настоящее время к системе подключено 21 федеральное учреждение, где создано 185 рабочих мест и подготовлено 480 федеральных консультантов. На первом месте по оказанию телемедицинской помощи прочно стоит НМИЦ им. В.А. Алмазова, среди лучших также — институт им. Бурденко, Центры Кулакова и Рогачева, ВОНЦ им. Блохина. Разработаны типовые программные решения от ФАП до учреждений 3 уровня, система защиты персональных данных и сведений, содержащих врачебную тайну.

Имеются 2 различных вида телемедицинской помощи. Экстренная помощь проводится по типу видеоконференции без серьезной подготовки медицинских документов в виде непосредственного общения лечащего врача с консультантом, при этом может быть принято решение о срочном переводе пациента на более высокий уровень. Плановые консультации готовятся как видеоконсилиум, при этом консультант может предварительно изучить документы пациента, подготовить решение, а при необходимости — провести неотложную видеоконференцию.

Стоимость одного рабочего места для обеспечения телемедицинских консультаций в регионе составляет около 210 000 рублей, что докладчик считает вполне доступным для региона. На примере Пермского края, система для региона стоила около 20 миллионов рублей. Отмечено, что наибольшее количество консультаций федерального уровня из 10 000 в год проводится с НМИЦ им. В.А. Алмазова.

Основная проблема состоит в том, что Минздрав не имеет реальных возможностей создать всю систему телемедицины в целом — и федерального, и регионального уровней. Это приводит к отсутствию единого технического решения, каждый регион начинает разрабатывать свой собственный интерфейс, который далеко не всегда удается адекватно соединить с интерфейсом учреждений федерального уровня.

Предлагается создать мониторную группу Нацмедпалаты (фактически - экспертный совет) по сопровождению реализации программы развития телемедицины в России. Телемедицинские технологии должны входить в клинические рекомендации, стандарты и протоколы ведения больных, особенно это касается гистологии, цитологии, радиологии, где без второго мнения часто не обойтись. Предлагается также обеспечить подготовку специалистов экспертного уровня на базе кафедры цифровой медицины ММА им. Сеченова. В конечном итоге усилия должны завершиться созданием дорожной карты.

Прозвучали вопросы. Первый вопрос: какой смысл вкладывается в понятие «единая» телемедицинская система. Докладчик ответил, что имеется в виду создание в перспективе единой технологии и реализации двух основных видов — плановых консультаций (в соответствии с расписанием работы специалистов) и экстренных видеоконференций (для которых необходимо диспетчерское управление).

Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова поинтересовалась двумя аспектами: каково отношение к частным медицинским организациям в системе телемедицины, и какова роль НМП в ее развитии. И.П. Шилкин сказал, что считает возможным подключение частных организаций к региональным системам, но не к федеральным. На данный момент к системе подключена только одна частная организация нейрохирургического профиля в Омске. Что касается Нацмедпалаты, то он видит ее роль в отработке медицинским сообществом организационно-методических документов по телемедицине, в частности, регламента телемедицинской помощи.

Еще один вопрос — о наличии международного опыта применения телемедицинских технологий. Докладчик ответил, что телемедицинские системы имеют довольно широкое распространение в развивающихся странах с учетом отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, при этом небольшое количество подготовленных консультантов несет высокую нагрузку. В развитых странах есть отдельные достижения по определенным направлениям. Так, в США развита система дежурных телемедицинских Центров, имеющих право определять маршрутизацию пациентов. В Израиле развита система телемедицины в бригадах скорой помощи с возможностью проведения видеоконференции и опять же выбора оптимальной маршрутизации пациента. Многие страны используют телемедицину больше для дистанционной диагностики, например, в Норвегии имеется единый телемедицинский центр консультации и описания рентгенограмм.

Выступил также Б.В. Зингерман. Он сказал, что пока телемедицина является в регионах чем-то вроде улучшенного телефонного звонка знакомому специалисту-эксперту. Серьезная проблема состоит в том, что в Номенклатуре медицинских услуг телемедицинская консультация до сих пор отсутствует, хотя такие услуги как диагностические процедуры с использованием телемедицинских систем, телемедицинский мониторинг показателей в Номенклатуре имеются. Большой проблемой является также тот факт, что не определена стоимость телемедицинской консультации.

В заключение выступил вице-президент НМП С.А. Лившиц, который отметил, что наибольшая потребность в телемедицинских консультациях испытывают организации 1-2 уровня. Регламент проведения телемедицинских консультаций отсутствует. Предложил выработать единую позицию Палаты по этому вопросу, просил направить предложения от членов НМП.

В конце совещания прозвучало предложение от территориальной организации Башкортостана о том, чтобы разработанный Палатой этический кодекс врача принимался выпускниками медицинских вузов после прохождения ими первичной аккредитации. С.А. Лившиц предложил собрать мнения организаций — членов НМП, после чего решить вопрос о вынесении такой рекомендации.

На этом совещание завершило работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

5 июня 2024 года

О.А. Самошин (Тверская область) обратил внимание на то, что довольно сложно выполнять поручение Президента России о повышении базовых окладов медработников до уровня 50% оплаты труда в условиях, когда региональный Минздрав не дает какой-либо четкой информации. Без единой системы оплаты труда в стране кадровую проблему в здравоохранении не решить, необходимо ускорить ее внедрение – ранее планируемого в 2027 году.

15 мая 2024 года

Л.М. Рошаль сообщил, что он полностью удовлетворен результатом встречи с Президентом России В.В. Путиным. Президент осведомлен о работе Национальной Медицинской Палаты и поддерживает ее. НМП подготовила информационную папку, по материалам которой Президент мог ознакомиться с работой НМП, составом руководства Нацмедпалаты, ее территориальных и профессиональных организаций, с результатами ее деятельности. Был сформулирован и ряд предложений для Президента со стороны НМП. Взаимодействие с аппаратом Президента будет продолжено.

24 апреля 2024 года

Ю.В. Каракулова сообщила, что в связи с многочисленными обращениями по поводу дополнительных выплат было собрано Правление Медицинской палаты Пермского края с участием главных врачей медицинских организаций, краевого Минздрава и юристов. Было отмечено, что при выполнении одинаковой работы не все получают дополнительные выплаты, а также имеется путаница в отношении исторически сложившихся названий медицинских организаций. Правление выработало ряд предложений. По рекомендации Президента Союза НМП Л.М. Рошаля по каждому предложению проводилось электронное голосование.

17 апреля 2024 года

Вице-президент Союз НМП В.И. Стародубов сообщил, что принято решение о том, что остеопатия войдет в состав восстановительной медицины для экспертизы ВАК, как научная профессия. Он также отметил крайне низкое представительство врачей-остеопатов в государственных медицинских организациях. По его данным, в России имеется всего 21,75 ставки врача-остеопата в государственных учреждениях, работает всего 9 специалистов. Д.Е. Мохов ответил, что для привлечения к работе специалистов по остеопатии в государственные медицинские организации ведется работа по включению остеопатии в тарифы ОМС.

10 апреля 2024 года

Наибольшее внимание следует уделить отчету по вопросам здравоохранения в Государственной Думе. В целом направления деятельности Минздрава России получило одобрение. В то же время наиболее острая проблема кадровой политики в медицине привела к формированию специальной рабочей группы по этому вопросу. Национальной Медицинской Палате следует добиться того, чтобы ее представители обязательно вошли в состав рабочей группы.

3 апреля 2024 года

А.Г. Румянцев обратил внимание участников аппаратной конференции на тот факт, что кадровая проблема по-прежнему остается основной проблемой в медицине, сложившаяся ситуация является следствием провала Минздрава России в решении этого вопроса. Проблему следует обсудить отдельно после формирования нового состава Правительства Российской Федерации.

13 марта 2024 года

С.Б. Дорофеев предложил включить представителей НМП в состав комиссии по подготовке положения об оплате труда в здравоохранении. Он подчеркнул, что планирующиеся не менее 50% оплаты труда за счет окладов не решат проблемы, поскольку в первую очередь следует определить гарантированный источник финансирования.

6 марта 2024 года

Взрослые инфекционисты часто не соглашаются брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому все работающие в инфекционном стационаре педиатры должны получать вторую специальность по инфекционным болезням. Работа педиатра в инфекционном стационаре существенно отличается от работы взрослого инфекциониста, особенно это касается вакцинопрофилактики и иммунопрофилактики.

21 февраля 2024 года

В.И. Стародубов сообщил, что при исследовании удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью респонденты отметили, что в основном качество связывают с отношением к пациентам. Если по России удовлетворенность медицинской помощью составляет 52%, то в частных организациях она на 20-25% выше, чем в бюджетных. Это определяет конкурентоспособность негосударственных медицинских организаций.

31 января 2024 года

Наиболее важными предложениями следует считать пять: поддержать инициативу НМП по изъятию термина «медицинская услуга»; в рамках декриминализации здравоохранения изъять из 323-ФЗ пункт об обязательности выполнения клинических рекомендаций и введении на основе клинических рекомендаций протоколов оказания медицинской помощи для медицинских организаций различного уровня; законодательно закрепить саморегулирование отрасли здравоохранения; в перспективе планировать увеличение государственных расходов на здравоохранение в объеме 5% ВВП вместо имеющихся 3,6%; вернуться к вопросу сокращения сроков проведения пилотных проектов в регионах по новым принципам оплаты труда в здравоохранении.

Наши партнеры

Медицинский вестник