Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Общаемся с прессой

Эксперт Национальной медицинской палаты, член Ассоциации юристов России. управляющий партнер Юридической группы «Ремез, Печерей и Партнеры»

Ремез Анжелика Павловна

Статьи эксперта

На страже врачебной тайны

Эксперты Нацмедпалаты Иван Печерей, кандидат медицинских наук, медицинский юрист, партнер юридической группы "Ремез, Печерей и Партнеры» и Анжелика Ремез, член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юридической группы «Ремез, Печерей и Партнеры» представляют алгоритмы действий в сложных ситуациях, в которые попадают врачи при общении с представителями СМИ, рассказывают о том, что делать, когда на страницах СМИ появляется негативная информация.

СМИ наносят неожиданный визит

Если в медицинскую организацию неожиданно наносят визит представители СМИ, очень важно с первых минут общения придерживаться правильного алгоритма взаимодействия. По закону о средствах массовой информации, журналисты вправе посещать медицинские организации и вправе собирать информацию любым установленным законом способом. Представители СМИ могут подавать запросы на сбор информации, но ничто не мешает корреспонденту воспользоваться своим правом посещения медицинской организации непосредственно. При этом у журналиста есть обязанность, установленная законом, предъявить служебное удостоверение.

Начинать очное общением с журналистом рекомендуется с проверки его служебного удостоверения. Далее необходимо понять, какого именно рода информацию журналист хочет получить. Эксперты выделили две группы проблем, которые возникают при взаимодействии сотрудников средств массовой информации и медицинских работников:

  • к первой относятся ситуации, когда журналист проводит сбор информации, связанной с пациентами или с деятельностью медицинской организации,
  • ко второй – ситуации, когда объектом внимания является сам медицинский работник.

В каждом из случаев необходимо придерживаться определенной тактики. Если речь идет о пациентах, то беседа с представителями СМИ строится с учетом того, что на медицинскую организацию возлагается обязанность по охране врачебной тайны –тех сведений, которые стали известны медицинским работникам при попадании пациента в медицинскую организацию, которые включают в себя достаточно большой объем различного рода информации.

Важно при беседе проинформировать журналистов, что по требованию закона, медицинские работники ограничены в возможности предоставлять информацию без согласия на это пациента. Причем согласия, выраженного письменно. Таким образом, если журналисту интересен конкретный пациент и представитель СМИ просит предоставить информацию о данном пациенте, то медицинскому работнику, прежде, чем давать такую информацию, необходимо пообщаться с пациентом и выяснить согласен ли он предоставить сведения о состоянии своего здоровья либо иные сведения, которые стали известны сотрудникам медицинской организации.

Как лучше это сделать? Иван Печерей рекомендует провести совместную беседу врача, журналиста и пациента – проинформировать пациента об интересе СМИ и, если пациент соглашается на общение, то провести беседу совместно, т.е. в присутствии медицинского работника. Присутствие врача при таком общении важно потому, что в ходе разговора пациент может рассказать о вещах, которые не соответствуют действительности и в этом случае лучше сразу, до публикации, иметь возможность дать достоверную информацию прессе.

Если же пациент, например, физически не может лично общаться со СМИ, поскольку его состояние или заболевание не позволяет этого делать, то все равно необходимо заручиться его письменным согласием. Согласие должно быть оформлено либо в отдельной форме, либо как запись в медицинской документации о том, что пациент доверяет медицинским работникам и разрешает им общаться с представителями средств массовой информации и предоставлять информацию о состоянии его здоровья и т.п. Желательно создать в медицинской организации лаконичную форму согласия пациента медучреждения на публикацию информации в СМИ о медицинском событии, связанном с его участием. Например, «Я (ФИО), разрешаю предоставить информацию о состоянии моего здоровья (указан тот объем, который он разрешает предоставить), представителям средств массовой информации на основании их законных требований.

Еще один способ предотвратить появление недостоверное информации – просить журналистов обязательно высылать текст интервью на согласование. У журналиста нет обязанности согласовывать с медицинскими работниками ту информацию, которую он получил. Однако есть обязанность проверять достоверность информации. В беседе с представителями СМИ эксперты рекомендуют медикам сообщить журналисту, что готовы общаться и предоставить информацию, но только при условии, что она пройдет процедуру согласования перед публикацией материала.

Иван Печерей отмечает, что любой порядок взаимоотношений между различными субъектами права, должен быть урегулирован. И если он не урегулирован прямо законодательными нормами, то его возможно регулировать посредством принятия медицинской организацией локального нормативно-правового акта, в котором будут прописаны правила общения с журналистами. Эксперт рекомендует руководителям медицинских организаций избавить от этого обязательства рядовых врачей, а поручить общение с прессой конкретному человеку по аналогии с пресс-службами, которые есть в различных организациях. При этом весь персонал медицинской организации должен быть проинструктирован, что никаких общений с представителями прессы самостоятельно не ведется, а все запросы адресуются конкретному лицу.

Опровергнуть и удалить

Если на страницах СМИ появилась недостоверная информация, тогда у медицинской организации (медицинского работника) есть полное право обратиться к средству массовой информации, которое опубликовало данный материал, за опровержением. Для этого необходимо в запросе об опровержении указать те обстоятельства, которые являются недостоверными, дать свою им оценку и попросить опубликовать опровержение. В данном случае эксперты также рекомендуют заручиться согласием пациента на распространение сведений, если речь в статье идет о пациенте. Иными словами, взять пациента в союзники. Кроме того, пациент от собственного имени может также выступить с просьбой об опровержении. Конечно, здесь необходимо тесно взаимодействовать с пациентом.

Средства массовой информации обязаны опровержение опубликовать, если сведения были недостоверными и не прошел год с момента публикации – по закону о средствах массовой информации опровержение можно опубликовывать в течение года с момента публикации. Если СМИ отказывается публиковать опровержение, то этого можно добиться через суд. Эксперты в этом случае рекомендуют, несмотря на то, что на истца не возлагается бремя доказывания, собрать доказательную базу, что размещенные сведения не соответствуют действительности.

Также, например, если во время судебного процесса в отношении медицинского работника/врача в СМИ утверждается какая-либо информация, но еще нет доказательств, что информация верна, то это также можно расценивать, как распространение информации, не соответствующей действительности. В данной ситуации Анжелика Ремез рекомендует воспользоваться так называемым правом на ответ, по закону о СМИ, который гласит, что гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы, уничижающие честь, достоинство и деловую репутацию, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. Иными словами, если в средствах массовой информации публикуется сообщение, с которой медицинская организация не согласна, она может изложить свою точку зрения на данный вопрос, но не разглашая при этом врачебную тайну.

Конечно, возникают ситуации, когда пациент, его представители, находясь в конфликте с медицинской организацией/врачом, сами являются инициаторами появления негативной информации в СМИ и не готовы к сотрудничеству. В этом случае, к сожалению, есть один единственный выход - необходимо воспользоваться правом на опровержение в судебном порядке, поскольку одним из принципов гражданского судопроизводства является гласность, т.е. открытость судебного процесса.

Анжелика Ремез подчеркивает, что опровержение актуально в тех случаях, когда нет возможности подать заявление на удаление материала с недостоверными сведениями, например, при публикации в печатных СМИ. Если материал опубликован, например, только в Интернете, то предпочтительнее отправлять запрос на его удаление. Процедура удаления – проще, жестко не регламентирована законодательством. Например, если на сайте опубликованы недостоверные отзывы пациентов, даже если сам сайт является частным ресурсом, не аккредитованным как средство массовой информации, то при недостоверных сведениях администрация этого сайта, должна удалить «ложные» отзывы.

В данном случае первый шаг – написать администрации этого сайта, обратиться с заявлением об удалении. Как отмечает эксперт, если администрация не реагирует на такой запрос, то действительно необходимо писать заявление в Роскомнадзор. В свою очередь, орган направит требование этой же администрации сайта и если оно не будет выполнено, то данный ресурс заблокируют. Поэтому эксперты рекомендуют при первичном обращении к администрации сайта указывать, что если недостоверная информация не будет удалена, то последует обращение в Роскомнадзор для дальнейшей блокировки сайта.

Помимо того, что в СМИ иногда выходят материалы с непроверенными сведениями, журналисты публикуют материалы, которые можно классифицировать как содержащие клевету. В этом случае речь идет уже о правонарушении, предусмотренным статьей 128.1 УК РФ – «Клевета». Типичный пример, когда в статье используется уже набившее оскомину клише – «врач-убийца». Убийство – статья 105 УК РФ четко указывает на то, что есть умышленное причинение вреда другому человеку. Было бы странно говорить о том, что врач желает смерти пациента. Как поясняет Иван Печерей, при выполнении своих профессиональных обязанностей врач может быть убийцей только в двух случаях: речь идет об эвтаназии, умышленном лишении жизни другого человека, во-вторых, при убийстве с целью изъятия органов и тканей потерпевшего для дальнейшей эксплуатации.

Во всех остальных случаях речь идет о причинении смерти по неосторожности. Поэтому называть врача убийцей, когда у него умер пациент, это в 99,99% является клеветой. Сюда же можно отнести статьи с формулировками типа «из-за низкой квалификации докторов пациенту был причинен вред» и т.п. Вопрос о врачебной квалификации четко регламентирован законодательством. И правом осуществлять медицинскую деятельность обладают те лица, которые соответствуют квалификационным требованиям. В подобных случаях можно не только обратиться в СМИ с заявлением либо об удалении этой информации, либо опубликовании опровержения, но и в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье «Клевета», УК РФ.

Требовать компенсации

Как отмечают эксперты, в случае публикации статей с недостоверной информацией, ложных отзывах и пр. медицинские работники получают право и на компенсацию морального вреда.Поводом требовать компенсацию морального вреда является и появление «обвинений» в СМИ до суда. Например, в отношении медицинского работника возбуждается уголовное дело, а его СМИ уже обвинили в том, что он является виновным в совершении преступления. Есть документальное положение Уголовного кодекса, предусмотренное статьёй 14 УПК РФ – презумпция невиновности о том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В случае появления подобных публикаций можно обращаться с заявлениями об опровержении, либо о компенсации морального вреда.

Однако необходимо доказать, что публикацией был причинен моральный вред. Например, когда в результате прочтения гневных комментариев после подобной публикации возникли проблемы со здоровьем. Данный факт можно зафиксировать, обратившись за медицинской помощью. К примеру, если повысилось артериальное давление, был гипертонический криз, то необходимо обратиться в скорую медицинскую помощь, получить больничный лист и т.п. Иными словами, нужно озаботиться доказательствами того, что был причинен моральный вред.

Если речь идет о частной клинике, врач может связать публикацию недостоверной информации о себе с количеством пациентом, которое он принимает. Важно помнить, что компенсация морального вреда не распространяется на юридические лица и организации. Если иск хочет заявить организация, то она может подать исковое заявления о взыскании упущенной выгоды. Поводом к подобному иску может стать снижение потока к специалистам после выхода материала с недостоверной информацией.

Внимание: вас снимают!

Нередко в медицинских организациях проводится видеосъемка или фотосъемка. Этот момент должен быть очень жестко урегулирован. Важно знать, что видеозапись, фотосъемка и аудиозапись медицинского работника при исполнении им своих профессиональных обязанностей возможны исключительно с согласия самого медицинского работника, как субъекта персональных данных. Данное положение вытекает из статьи 92 части 2, ФЗ №323, где говорится о том, что персональные данные лиц, которые принимают участие в предоставлении медицинских услуг (а это медицинские работники) должны быть конфиденциальными. Они охраняются законом о защите персональных данных. По разъяснениям Роскомнадзора, к персональным данным относятся не только ФИО, паспортные данные, но и изображение гражданина, его голос. И обработка подобных данных возможна только с согласия субъекта персональных данных. Если согласие не получено, обработка их не ведется.

Конечно, нельзя запретить журналистам проводить съемку медицинской организации, – это публичное место, и за исключением отдельных случаев, когда речь идет о противодействии терроризму, съемка в таких местах разрешена. Но важно понимать кого и для чего снимают.

Как пояснили эксперты, медицинский персонал можно снимать только с согласия самих медицинских работников. Без их согласия съемки не проводятся. Что касается пациентов – медицинская организация, должна проинформировать пациентов о том, что журналистами ведется съемка, которая осуществляется в соответствии с законом о средствах массовой информации. Сами пациенты вправе решать – попадать им в объектив камеры или «уйти за кадр». Если этого не сделано, то медицинскую организация можно обвинить в том, что она поспособствовала тем или иным образом разглашению сведений, составляющих врачебную тайну.

Если речь идет о съемке конкретного пациента в медорганизации, то разрешение от пациента на его съемку получает СМИ, то есть сама организация, которая посылает на задание корреспондентов. Желательно иметь копию такого разрешения в медицинской организации.

Есть нюансы, связанные со съемкой скрытой камерой. Такие действия возможны, но их обнародование должно осуществляться по закону о средствах массовой информации. Статья 50 закона о СМИ гласит, что распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио, видеозаписи, кино и фотосъемки допускается в трех случаях: если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (третьи лица если попадают в кадр, но они не должны быть идентифицированы); третье – если демонстрации такой скрытой записи производится по решению суда.

В ситуации, если подобное изображение или видеоматериал размещены в СМИ, и материал является прицельным, то есть речь о том, что именно конкретного гражданина снимали без его согласия, то СМИ можно привлечь к ответственности и потребовать убрать это изображение, видео, а также получить компенсацию морального вреда.

При этом эксперты советуют, при появлении журналистов с видео или фотокамерами в стенах медицинского учреждения не прятаться, не избегать их. Есть определенные открытые сведения, такие как прайс, сведения о сертификатах врачей, работающих и ведущих прием и т.п, и журналисты имеют полное право с ними ознакомиться. В данной ситуации рекомендуется пригласить руководителя организации для общения с прессой, показать разрешенные документы и спокойно продолжить общение.

Важно помнить, что в каждой медицинской организации существует режим посещения и в нем должны быть указана те помещения, в которые нельзя проходить без специальной подготовки или обработки и журналисты не могут быть допущены, например, в помещения, которые требуют особых санитарных условий. Кроме того, можно в правилах внутреннего распорядка организации отразить конкретные случаи и время, когда журналисты могут находиться в помещениях медицинской организации.

Таким образом, сегодня у медицинского работника достаточно широкий выбор средств для того, чтобы защитить свою профессиональную репутацию, честь и достоинство.

Эксперт Национальной медицинской палаты, член Ассоциации юристов России. управляющий партнер Юридической группы «Ремез, Печерей и Партнеры»

Ремез Анжелика Павловна

Статьи эксперта

На страже врачебной тайны

Наши партнеры

Медицинский вестник