Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяЭкспертный клубПравовые вопросы медицинской деятельностиПриоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Эксперт Национальной медицинской палаты, редактор-эксперт объединённой редакции «Здравоохранение» ИД МЦФЭР, партнер консалтинговой компании "Медикал групп"

Иван Печерей

Статьи эксперта

Что понимается под приоритетом интересов пациента? Развернутый ответ на этот вопрос можно вопрос найти в статье 6 ФЗ-323 «Об Основах охраны здоровья граждан РФ», которая гласит, что оказание медицинской помощи должно осуществляться в строгом соответствии с принципами приоритета интересов пациента, которые реализуются путем:

— соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

— оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

— обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

— организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

— установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

— создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Из этого следует, что при реализации приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи не затрагиваются каким-либо образом трудовые права медицинских работников. Особо стоит отметить, что данный перечень носит исчерпывающий характер, следовательно, какие-либо иные пути реализации данного принципа не представляются возможными, например – нарушение трудовых прав медицинских работников.

Что же это означает на практике? Например, в больнице работает единственный рентгенолог. Его рабочее время заканчивается и он собирается уходить домой, в это время в приемный покой стационара поступает пациент с травматическим повреждением, которому необходимо сделать рентген. Один из вопросов, который возникает в данном случае – а будет ли являться отказ рентгенолога проводить рентгенологическое исследование за пределами продолжительности рабочего времени отказом в оказании медицинской помощи по смыслу ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и нарушением приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи?

Давайте разберемся. Согласно п. 13 ст. 2 ФЗ № 323, медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Т.е. медицинский работник является работником по смыслу трудового законодательства. Соответственно его трудовые права и обязанности устанавливаются и реализуются в соответствии с трудовым законодательством, а именно – Трудовым кодексом РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий ТК РФ.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ был принят значительно позже ТК РФ, но почему-то в ТК РФ забыли включить приоритет интересов пациента. Что же из этого следует? А то, что при реализации приоритета интересов пациента не следует нарушать трудовые права медицинских работников, поскольку в данном случае они защищены Трудовым кодексом РФ.

Единственное, за что можно зацепиться в данном случае – это п. 1, а именно соблюдение этических норм, но ни в одном источнике таковых норм, включая Этический кодекс российского врача не установлено, что врач обязан оказывать медицинскую помощь (а рентгенологическое исследование есть прямое медицинское вмешательство, иными словами медицинская помощь по смыслу законодательства) вне своего рабочего места и за пределами продолжительности рабочего времени. Наоборот, ст. 25 Этического кодекса говорит о том, что врач имеет право на защиту своих прав и интересов, в том числе трудовых.

Если говорить об отказе от медицинской помощи. В статье 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что отказ не допускается со стороны медицинского работника. Но напомню, что трудовые (должностные) обязанности работника по смыслу ст. 91 ТК РФ заканчиваются вместе с его рабочем временем, и медицинский работник становится обычным гражданином, если конечно не захочет поработать сверхурочно. Так что в данном случае обязанность по оказанию медицинской помощи (т.е. фактически – трудовая функция), на медицинском работнике не лежит, значит и об отказе в оказании медицинской помощи речи быть не может.

Отдельно отмечу, что несмотря на все вышесказанное, обеспечить наличие медицинского работника на рабочем месте в случае возникновения необходимости оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме - обязанность руководителя учреждения здравоохранения.Поскольку оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме - это обязанность медицинских организаций. Если этого не сделано, то претензии должны быть направлены к конкретной медицинской организации, а не к врачу, который, при все желании, не может функционировать круглосуточно.

Например, в стационаре всегда должны быть дежурные врачи, которые заступают на смену после ухода основного персонала. Если такой возможности нет, то необходимо организовать дежурства на дому.

Если случай в поликлинике, и не экстренный, то при отсутствии необходимого специалиста пациенту можно предложить вызвать скорую медицинскую помощь. Если речь идет о небольшом медицинском учреждении, а областной центр находится недалеко, то можно предложить пациенту направление в этот центр, если он не хочет ждать.

Однако проблема глубже и серьезнее. Дефицит кадров – это беда отрасли. И заложниками этой ситуации являются именно медицинские работники. Если пациент жалуется, например, в прокуратуру, а прокуратура выписывает предписание укоплектовать штат, то главному врачу порой просто негде взять недостающие кадры. Эта проблема должна решаться на государственном уровне. В текущей же ситуации и пациентам, и врачам остается только с пониманием относится к проблемам друг друга.

Эксперт Национальной медицинской палаты, редактор-эксперт объединённой редакции «Здравоохранение» ИД МЦФЭР, партнер консалтинговой компании "Медикал групп"

Иван Печерей

Статьи эксперта

Наши партнеры

Медицинский вестник