Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 05 ноября 2020 года

05.11.2020 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.

Первым вопросом повестки дня было обсуждение проекта внесения изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании.

Проф. А.Ю. Чупрова (Университет юстиции) отметила юридические аспекты предполагаемых изменений. Проект при его принятии в качестве закона приведет к ограничению доступности медицинской помощи, причем как высокотехнологичной (ВМП), так и специализированной (СМП), поскольку предусматривается не уведомительное право пациента на выбор медицинской организации. Тем самым пациенту могут отказать в медицинской помощи, хотя ранее имелось положение о недопустимости отказа. Поэтому увеличится риск коррупционных и криминальных правонарушений, а медработники могут стать фигурантами гражданских и уголовных дел. Не вполне также понятно, о каких федеральных организациях идет речь в проекте, складывается впечатление, что только о федеральных учреждениях и клиниках вузов, подчиненных Минздраву. В то же время имеются и клиники вузов, подчиненных Минобру, и т.п. - они в данном проекте отсутствуют. Также нет четкого понимания, на какие именно виды медицинской помощи будет сделан акцент при поддержке федеральных медорганизациях. По вопросу финансирования – федеральным учреждениям дается право использовать средства на ремонт и приобретение медицинского оборудования без ограничения сумм, и т.п. Другие медицинские организации лишены такого права, это не улучшает качества медицинской помощи.

Руководитель информационной службы Палаты Н.Г. Золотовицкая осветила информацию в СМИ. Она напомнила, что проект - «86-й регион» - направлен на решение проблемы межтерриториальных расчетов в системе ОМС, и именно, гарантированное финансовое обеспечение лечения «иногородних» пациентов в федеральных клиниках. Эксперты со страниц СМИ указывают на несколько негативных аспектов поправок, несмотря на то, что сам факт поддержки федеральных клиник не вызывает сомнений. В частности, существует риск снижения финансирования региональных программ ОМС. Бюджет, выделяемый федеральным клиникам (119 млрд) сопоставим с суммой всей медпомощи по ВМП, включенной в базовую программу ОМС, которую оказали все организации страны в 2019 г (129 млрд, согласно годовому отчету ФОМС). В условиях ограниченных средств, а также с учетом отсутствия четких критериев относительно того, какая именно специализированная и высокотехнологичная помощь будет гарантированно обеспечена пациенту в федеральных клиниках, такое перераспределения может негативно сказаться на финансовом положении краевых, областных и республиканских больниц, которые также оказывают населению аналогичную медицинскую помощь, принимая в том числе и «иногородних» пациентов.

Пациентские организации, по данным СМИ, против внесения изменений ст.15 (п.2 отказ в медпомощи), а также пункт 4 части 1 статьи 16 (ограничение выбора федеральной клиники), поскольку они нарушают права пациентов. Пациентские организации также выступают против ликвидации страховых медицинских компаний, как элемента системы, который обеспечивает систему защиты прав пациентов. Кроме того, со страниц СМИ высказывается опасение, что Федеральный фонд ОМС не сможет на должном уровне организовать контроль за качеством медицинской помощи. Против нововведений также со своей аргументацией выступают и страховые медицинские организации.

Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова подтвердила озабоченность регионов возможностью снижения финансирования региональных медицинских организаций.

Вице-Президент Союза НМП С.В. Готье поддержал проект, который должен ликвидировать недофинансирование федеральных учреждений по каналу ОМС, однако обратил внимание и на необходимость упорядочения работы с ВМП.

С.В. Багненко (Санкт-Петербург) отметил, что проект призван обеспечить определенные гарантии для федеральных учреждений в отношении финансирования по каналу ОМС для обеспечения выполнения специализированной медицинской помощи. Регионы в настоящее время ограничивают направление больных в федеральные клиники. Мощности федеральных организаций должны использоваться с полной нагрузкой. В этом случае страховые медицинские компании для федеральных медицинских организаций станут лишним звеном. Контрольные функции следует сохранить, но передать их специалистам территориальных и федерального фондов ОМС.

Вице-Президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов высказался против проекта. Он опасается того, что не будет обеспечена гарантия направления больных из регионов. Также, не известен подход к формированию госзадания. В результате, как и в случае ВМП-2 в конце ноября-декабре большая часть федеральных центров будет недоступна для пациентов в связи с выполнением установленных объёмов. Кроме того, если определенное количество объемов ВМП в ОМС будет перераспределено в пользу федеральных учреждений, на местах уменьшится количество выполняемых операций ВМП, что ухудшит доступность медицинской помощи по месту жительства в регионах и приведет к увеличению смертности населения, а это не в интересах федеральных учреждений, имеющих функции национальных медицинских исследовательских центров. Кроме того, тарифы на ВМП в ОМС, скорее всего, будут едиными по стране, с такими тарифами будет сложно работать в федеральных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. В связи с возложением контрольных функций на фонды ОМС вырастут и административные расходы фондов, и не факт, что они будут меньше, чем расходы СМО на эти же цели.

Е.В. Костюшов(Ленинградская область) выступил против деятельности страховых медицинских организаций, которые являются частными структурами. Штрафные суммы оседают на счетах страховых компаний и не доходят ни до пациентов, ни до медработников. Страховая медицина превратилась в «штрафовую» медицину. Межтерриториальные расчеты в регионах, как правило, под различными предлогами не осуществляются. Оказание первичной медицинской помощи, особенно скорой помощи по каналу ОМС неприемлемо, необходимо бюджетное сметное финансирование. Существенную долю рабочего времени занимает обеспечение двойной отчетности – на электронных и бумажных носителях. Кроме того, необходимы гарантии информационного обеспечения, поскольку информация о пациенте, зарегистрированном в другом субъекте Российской Федерации, практически недоступна.

Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев выступил против проекта. Он напомнил о ситуации 2012-2013 гг., когда федеральный ФОМС не получил секвестрированных от федеральных медицинских организаций 360 млрд. рублей. Вероятно, загрузка федеральных учреждений будет обеспечена квотами, тарифы в них будут выше. Это приведет к тому, что пострадает финансирование региональных учреждений и территориальных программ. А также возникнет дисбаланс в разнице тарифов в федеральных клиниках и медицинских организациях регионального подчинения, оказывающих иногда аналогичную медпомощь. Речь должна идти не о перераспределении средств ОМС, а об увеличении всего объема средств ОМС. Бюджетное финансирование стало бы оптимальным как для первичного звена, так и для федеральных учреждений.

Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов отметил, что со стратегической точки зрения проект обоснован. В ходе обсуждения проекта высказывается мнение о том, что в выделении федерального сегмента финансирования не заинтересованы регионы, в которых имеются специализированные региональные учреждения. В то же время с точки зрения пациентов появляется возможность получить медицинскую помощь в федеральных учреждениях. Ситуация с пандемией COVID-19 показала, что в условиях закрытия в регионах из-за перепрофилирования в инфекционные стационары стационаров, оказывавших ВМП и СМП федеральные учреждения могут стать своеобразным демпфером для оказания такого вида помощи, однако при условии, что само федеральное учреждение не перепрофилируется. Выступления в СМИ инициированы страховщиками. По данным ЦНИИОИЗ в случае принятия проекта никакого снижения финансирования для регионов не последует. В то же время постоянно следует добиваться дополнительного финансирования как для федеральных учреждений, так и для регионального здравоохранения. Возможным вариантом увеличения финансирования федеральных организаций может стать выделение «научных» и «учебных» коек с их финансированием за счет бюджета.

Вице-Президент Союза НМП А.Г. Румянцев также поддержал проект. Федеральные медицинские учреждения транслируют в регионы современные медицинские технологии. При отсутствии гарантии финансирования развитие современных методов диагностики и лечения в федеральных учреждениях будет резко затруднено. В настоящее время из-за отсутствия квот на ВМП или ВМП в ОМС многие федеральные учреждения в конце календарного года, а некоторые и с сентября вынуждены работать по оказанию платных услуг, что недопустимо.

В заключение обсуждения Л.М. Рошаль отметил, что в заключительных документах практически всех Съездов Национальной Медицинской Палаты говорится о порочности существующей у нас страховой системы здравоохранения. Всем организациям–членам НМП поручено до 10.11.2020 г. направить свои замечания, дополнения, предложения в адрес аппарата НМП.

Далее Л.М. Рошаль зачитал обращение фельдшера скорой помощи из Магаданской области С.А. Зеленкова, который является активистом Общероссийского народного фронта. В обращении говорится о новом положении об оплате труда медработников в Магаданской области. В частности, значительно снизились надбавки за работу в ночное время, за стаж работы, за квалификационную категорию. Уравнялась оплата труда водителя и санитара скорой помощи. Все это влечет за собой кадровые потери. Снижение доплаты за работы в ночное время со 100% до 30% повлечет отток специалистов из скорой и неотложной помощи, приемных отделений, травмпунктов. Снижение надбавки за стаж в 2 раза не позволит закреплять наиболее опытные кадры на рабочих местах в экстренных службах. Снижение надбавки за категорию устраняет заинтересованность медработников в более высокой квалификации своего труда. Негативная реакция медработников Магаданской области выразилась в письменных обращениях в адрес Минздрава области, однако эти обращения были проигнорированы.

С.Ф. Багненко сообщил, что беседовал с главным врачом скорой помощи Магаданской области. Медработникам повышен оклад как постоянная составляющая заработной платы. Вместе с тем надбавки, как регулируемая часть зарплаты, были сокращены. В конечном итоге это ведет к уравниловке, пострадают наиболее опытные кадры.

В.И. Стародубов отметил, что к такому изменению в структуре заработной платы должны готовиться все медицинские организации. Тенденция к росту окладов является частью дорожной карты по повышению оплаты труда медработников.

Л.М. Рошаль сообщил, что широкая дискуссия по заработной плате медицинских работников состоится в ближайшее время на площадке Общероссийского народного фронта.

Вторым вопросом повестки дня была информация о работе Ассоциации работников здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Докладывал председатель ассоциации Ю.С. Сподар. Он доложил, что ассоциация включает в себя 2605 врачей из общего числа 8762, что составляет 29,7%, кроме того в ассоциацию входит 4292 средних медицинских работников. Подготовлен регистр членов ассоциации с выводом регистра на сайт, эта работа в настоящее время приостановлена из-за эпидемии коронавируса. Основной и самый сложный вопрос в настоящее время связан с проведением аккредитации. В ХМАО-Югре имеется два вуза – Сургутский государственный университет и Ханты-Мансийская медицинская академия, которые готовят врачей. Создана единая аккредитационная комиссия и две подкомиссии на базе вузов. Состав комиссий утвержден приказом Минздрава России. Однако проведение первичной и первичной специализированной аккредитации затруднено из-за эпидемии COVID-19. Кроме того, председатель ассоциации в настоящее время назначен главным врачом больницы, находящейся в 500 км от Ханты-Мансийска, поэтому не может выполнять обязанности по координации работы с Минздравом округа. Поэтому недавно прошло голосование членов ассоциации по кандидатуре нового председателя. Им единогласно избран В.А. Гильванов.

На вопросы Л.М. Рошаля Ю.С. Сподар ответил, что в составе Правления состоит 10 человек, плановые заседания проводятся ежеквартально, однако в 2020 году часть заседаний не состоялась из-за эпидемии. Профильные профессиональные организации округа являются членами ассоциации. Работа по непрерывному медицинскому образованию ведется, практически 100% врачей открыли личные кабинеты на портале НМО Минздрава России.

Л.М. Рошаль отметил, что требуется значительно и в короткое время активизировать деятельность ассоциации, в первую очередь в отношении проведения аккредитации специалистов. Национальная Медицинская Палата обеспечит необходимую помощь в проведении аккредитации, а также помощь со стороны губернатора округа.

Л.А. Айдарова напомнила о том, что отсутствие свидетельства об аккредитации может привести к административной и уголовной ответственности как самих врачей, так и их работодателе й.

В разделе «Разное» председатель Координационного совета Приволжского федерального округа Д.Ш. Сабирзянова сообщила о том, что в округе проведение аккредитации запланировано с 15.11.2020 г., но с учетом более 3000 аккредитуемых по 70 специальностям технические возможности не дают провести аккредитацию в текущем году. Сроки проведения аккредитации при этом затянутся до января 2021 г., а выдача документов об аккредитации может состояться в марте 2021 г.

Л.М. Рошаль сообщил, что это недопустимо и вопрос будет решаться после отдельного обсуждения с руководством Республики.

З.З. Балкизов обратил внимание участников на необходимостьпредставления мнения территориальных членов НМП о проектах Положений об аккредитации специалистов и непрерывном медицинском развитии (образовании).

На этом совещание завершило работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

16 апреля 2025 года

Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин отметил, что НМП поддерживает идею закрепления контроля над образовательными организациями со стороны Минздрава России. Фильтром для допуска к профессии должна была стать аккредитация специалистов, но она полностью не обеспечивает контроль. Возможно, на ситуацию окажет эффект принятый 28.02.2025 г. закон о повышении качества медицинского образования в Российской Федерации.

2 апреля 2025 года

На площадке Совета партии Единая Россия состоялось заседание по вопросу о применении клинических рекомендаций. Достигнуто понимание позиций Национальной Медицинской Палаты и Единой России в вопросе о том, что выполнение требований клинических рекомендаций не может являться предметом судебных разбирательств.

26 марта 2025 года

Проект нового приказа Минздрава России, который должен заменить приказ № 203н от 2017 года «Об утверждении критериев качества оказания медицинской помощи» не будет касаться медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, этому разделу будет посвящён отдельный приказ. Кроме того, раздел критериев качества медицинской помощи имеется в клинических рекомендациях. В итоге, медицинские работники могут столкнуться с ситуацией, когда по одному случаю оказания медицинской помощи могут быть применены три разных группы критериев, по каждой из которых предусмотрены штрафные санкции.

5 марта 2025 года

В защите специалистов представители РОРР участвуют редко, поскольку иски к рентгенологам и радиологам возникают редко. С учётом того, что основным предметом исков являются заключения специалистов, был проведён вебинар по методике оформления заключений.

5 февраля 2025 года

Л.М. Рошаль отметил, что выпускник вуза может трудоустроиться только по специальностям участкового терапевта или участкового педиатра. Большое количество выпускников медицинских вузов поступает в ординатуру, чтобы после её окончания получить более профильную специальность и иметь возможность трудоустроиться в частную медицинскую организацию. Нецелевики-бюджетники, о которых в основном ведётся речь, в настоящее время составляют 10-15% всех выпускников.

29 января 2025 года

Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что Бурятия явилась уникальным регионом в отношении большого количества уголовных дел по привлечению к ответственности медработников по статье 238 УК РФ. В обоснованиях необходимости декриминализации здравоохранения Национальная Медицинская палата приводила эту информацию. Опыт, полученный МПРБ, дал толчок к изменениям в законодательстве. Это свидетельство хорошей работы юристов Медпалаты.

22 января 2025 года

В.И. Стародубов поинтересовался, как организуется оплата труда членов аккредитационных комиссий в Москве. Ш.М. Гайнуллин (РОО СОВ, Москва) пояснил, что в течение последних лет он, как руководитель территориальной организации НМП Москвы направлял письма-представления в Департамент здравоохранения Москвы, который в свою очередь направлял распоряжения в адрес главных врачей медицинских организаций о материальном стимулировании членов аккредитационных комиссий по месту основной работы. В последнее время письма-представления подготавливаются председателями аккредитационных комиссий.

15 января 2025 года

По данным главных внештатных специалистов Минздрава, имеется несоответствие в критериях качества оказания медицинской помощи, сформулированных в отдельных клинических рекомендациях и в приказе Минздрава № 203н. Сейчас ведется работа по устранению этих противоречий. Трудности связаны и с тем, что клинические рекомендации разрабатываются по нозологическим формам и практически не учитывают коморбидность.

18 декабря 2024 года

Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.

4 декабря 2024 года

Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.

Наши партнеры

Медицинский вестник