Четкие правила – меньше конфликтов
16 03 2017
Амбулаторно-поликлиническая помощь – наиболее востребованный вид медицинской помощи. По экспертным оценкам, на уровне первичного звена начинают и заканчивают обследование и лечение около 80% пациентов. И зачастую при обращении пациентов в поликлиники возникает ряд конфликтных ситуаций, которые негативным образом сказываются как на работе медицинской организации и её персонала, так и на самих пациентах. При правильной организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи можно существенно снизить риск возникновения конфликтов. И инструмент для предотвращения конфликтов находится в руках самих врачей – это грамотно составленные Правила внутреннего распорядка для пациентов поликлиники. О том, что должно быть отражено в распорядке, что должны знать пациенты рассказал юрист, доцент МГМСУ им. Евдокимова Иван Печерей.
Правила внутреннего распорядка медицинской организации являются обязательными для пациентов в силу требований, установленных ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно этой статье закона, граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Таким образом, в руках администрации медицинской организации появляется уникальный инструмент, с помощью которого можно значительно снизить риск возникновения конфликтов с пациентами, а также минимизировать негативные для медицинской организации и ее персонала последствия таких конфликтов, если они все-таки возникли. Особо стоит ответить, что практически единственным условием, которое предъявляется к Правилам внутреннего распорядка медицинской организации, является условие о том, чтобы правила не противоречили действующему законодательству.
При составлении Правил внутреннего распорядка для поликлиники следует обращать внимание на следующие моменты:
Во-первых, необходимо установить порядок обращения в поликлинику в котором дать указания на:
- порядок предоставления медицинской помощи населению (расписание работы поликлиники);
- категории лиц, которые могут обращаться за амбулаторной медицинской помощью;
- алгоритм действий пациентов при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (обращение в службу скорой помощи, контактные телефоны);
- порядок записи на прием к врачу, в котором следует отразить недопустимость посещения врача без записи;
- указать на необходимость подписания информированного добровольного согласия как выполнение законодательно установленной обязанности пациента (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ), а также указать круг лиц, которые могут подписать информированное добровольное согласие за несовершеннолетних пациентов;
- указать, что пациенты, нуждающиеся в неотложной помощи принимаются в особом порядке. Такой порядок необходимо разработать в медицинской организации, в частности организовать дежурства участковых врачей, в обязанности которых будет оказание неотложной помощи нуждающимся, либо установить определенные часы для каждого из врачей-специалистов, в которые он должен будет оказывать неотложную медпомощь;
- указать, каким образом пациент может получить информацию о своем здоровье и медицинскую документацию. В медицинской организации в обязательном порядке должно быть разработано положение, согласно которому происходит ознакомление пациентов с медицинской документацией.
Таким образом, пациенты получают возможность познакомиться с предельно ясными алгоритмами своих действий в тех или иных ситуациях, понимают каким именно образом ведется запись на прием к врачу, каков порядок получения медицинской документации и т.д. Это избавляет их от необходимости обращаться за дополнительными разъяснениями, устраняет недопонимания и как следствие, уменьшает риск возникновения конфликтных ситуаций.
Во-вторых, в Правилах внутреннего распорядка также следует установить основные права и обязанности пациента. Необходимо указать на основные права граждан при получении медицинской помощи (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Но не менее важно закрепить обязанности пациентов и иных лиц при посещении поликлиники, а именно:
- соблюдать правила внутреннего распорядка;
- бережно относиться к имуществу медицинской организации;
- уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
- уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность,;
- предоставлять медицинским работникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств и проведению медицинских вмешательств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
- соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила: (вход в поликлинику в сменной обуви или бахилах, без верхней одежды и т.п.).
- в обязательном порядке выполнять все медицинские предписания, рекомендации и назначения лечащего врача.
Конечно, с одной стороны, никто не может обязать пациента неукоснительно следовать врачебным рекомендациям, врач поликлиники не в состоянии проконтролировать каждый прием лекарств. Но необоснованное невыполнение больным целесообразных предписаний врача, необоснованный отказ от приема лекарств и процедур, что влечет за собой снижение эффективности лечения, при подробном и правильном оформлении в медицинской документации с указанием дат, времени нарушения лечения можно расценить как добровольный отказ от медицинского вмешательства, т.е. при нарушении пациентом обязанностей, предписанных законом или определенных гражданско-правовым договором, врач имеет право отказаться от его лечения.
Если пациент осведомлен, что врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, то это побуждает его более ответственно относится к назначенному врачом лечению.
В связи с тем, что в сегодняшних реалиях конфликты между врачами и пациентами не редкость, важно отдельно указать на недопустимость оскорбления и неуважительного отношения к медицинским работникам, а также предупредить об ответственности за соответствующие правонарушения. В частности, можно повесить на стенах медицинской организации демонстрационный плакат, информирующей посетителей о статье 5.61. КоАП РФ «Оскорбление».
Важно указать на недопустимость для пациентов и посетителей поликлиники производить фото- и киносъёмку, звуко- и видеозапись медицинских работников без их согласия, поскольку это противоречит законодательству о персональных данных.
И даже некоторые, кажущиеся очевидными правила посещения, необходимо четко прописывать. Так, важно установить безусловный запрет для пациентов и посетителей поликлиники на:
- распитие спиртных напитков на территории медицинской организации, а также нахождение в поликлинике в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения;
- самовольное проникновение в служебные помещения поликлиники;
- принос на территорию медицинской организации легковоспламеняющихся, отравляющих, токсичных, ядовитых веществ, колющих и легкобьющихся предметов, а также животных;
- передвижение по территории поликлиники на роликовых коньках, досках, самокатах, велосипедах, колясках и всех подобных средствах в помещении поликлиники;
Как уже отмечалось, важно все нарушения задокументировать. Например, описать картину опьянения важно, поскольку, во-первых, в правилах внутреннего распорядка ЛПУ обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во-вторых, послужит доказательством неадекватного восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.
Конечно, жалобы от пациентов были, есть и будут. Но порядок работы с ними должен быть ясен для всех участников процесса. Необходимо разработать алгоритм рассмотрения обращении пациентов к администрации, и проинформировать о нем посетителей поликлиники. Алгоритмом должны быть предусмотрены порядок подачи обращения, сроки его рассмотрения и порядок ответа. Рекомендованный срок обращения – 10 дней (в соответствии с законодательством о защите прав потребителей).
Также в Правилах внутреннего распорядка рекомендуется указать, что за их несоблюдение пациенты и посетители поликлиники несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Новости Все новости
25.02.2019
Дело об ампутации ноги «по ошибке»: воронежский СКР не нашел нарушений
Следователи не нашли ошибок в действиях врачей городской больницы №3 Воронежа, которые в ноябре провели ампутацию обеих ног пожилой женщине. О результатах расследования громкого дела сообщил 25 февраля на своей странице в депутат Госдумы РФ Евгений Ревенко («Единая Россия»).
19.11.2018
Зачем прилюдно на врача надевать наручники?
Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» внимательно наблюдает за развитием ситуации с обвинением в превышении должностных полномочий исполняющего обязанности главного врача родильного дома в Калининграде.
НМП поддержит наказание исполняющего обязанности главного врача родильного дома, если будет доказано, что им действительно было отдано распоряжение подделать историю болезни ребенка.
Вместе с тем, Национальная медицинская палата считает, что смерть младенца не связана с этим преступлением. Причина смерти будет определена после тщательно проведенного расследования, судебно-медицинской экспертизы и, возможно, суда.
14.11.2018
Информация о совместной работе НМП и Следственного комитета РФ
В результате совместной работы удалось исключить из риторики Следственного комитета применение к медицинским делам термина «ятрогенные преступления». «Мы договорились, и это важно, что так называемые «врачебные ошибки» не имеют отношения к понятию «ятрогении» и СК РФ прекратил использование понятия «ятрогенные преступления» по отношению к обсуждаемой проблеме», - говорит Леонид Рошаль.
12.11.2018
Как сообщает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «здоровых ног у больной не было. Кроме гангрены в области правой стопы, у больной было поражение левой голени, угрожаемое жизни пациентки. Ей уже до этого была произведена операция на левой голени. При поступлении она жаловалась на боли в левой голени и было получено информирование согласие на операцию слева, что и было сделано врачами».
18.09.2018
Врач из Астрахани не согласен с обвинениями в смерти ребенка
Врача областной детской клинической больницы имени Н. Н. Силищевой обвиняют в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ). Национальная медицинская палата (НМП) провела независимую экспертизу материалов дела. Эксперты считают, что врач не виновен в смерти младенца.В данный момент идут судебные заседания и обвиняемый намерен добиваться справедливого решения своего дела. Специалисты Центра независимой экспертизы НМП готовы оказывать дальнейшую поддержку астраханскому медику.
11.09.2018
10.09.2018
19.07.2018