Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 11 февраля 2021 года

11.02.2021 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещаний Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.

Первый вопрос повестки дня был посвящен обсуждению работы по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА). Докладывала заместитель председателя комиссии по мониторингу рынка труда и отраслевой рамке квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении НСПК при Президенте Российской Федерации, к.м.н., доцент кафедры «Организация, управление и экономика здравоохранения» института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава России Т.Н.Ищук. Во время доклада демонстрировалась презентация.

Т.Н. Ищук доложила, что целью ПОА является признание качества и уровня подготовки специалистов в конкретной организации, отвечающей требованиям профессионального стандарта (ПС). В 2020 году проведено три процедуры. В Мордовском республиканском центре повышения квалификации специалистов здравоохранения (Саранск) аккредитованы 4 программы повышения квалификации, 8 – профессиональной переподготовки и 2 – профессионального обучения. Проводилась ПОА программ «сестринское дело в терапии», «сестринское дело в педиатрии», «санитар». Выезжала бригада в составе 8 человек: 1 председатель, 1 секретарь и 6 экспертов. В ГАУ ДПО НО ЦИК ПКСЗ (Нижний Новгород) проведена процедура ПОА по 60 программам повышения квалификации, 22 – профессиональной переподготовки и 5 – профессионального обучения. В выездной бригаде участвовало уже 25 подготовленных экспертов. Здесь проводилась аккредитация также по программам «скорая и неотложная помощь», «лабораторная диагностика», «сестринское дело». По 4 программам проведена ПОА в Центре им. В.А. Алмазова. Средняя стоимость ПОА одной программы составляет примерно 30 000 рублей, однако в случае аккредитации большого количества программ стоимость уменьшается, в Нижнем Новгороде стоимость ПОА одной программы составляла око 5 000 рублей. Центр ПОА всегда идет навстречу организациям, в которых проводится аккредитация. После ПОА было проведено анкетирование в организациях, в которых проведена аккредитация, удовлетворенность процедурой составила 80-100%.

В 2019 г. процедура ПОА проведена в образовательных организациях в Санкт-Петербурге, Казани, Саратове. На 2021 г. уже есть заявки из организаций Санкт-Петербурга и Самары. Подготовка экспертов для ПОА проводится на базе Центра им. В.А. Алмазова 2 раза в год группами по 30 человек. За 2019-2021 год подготовлено 286 экспертов практически из всех федеральных округов. Длительность действия документа о подготовке эксперта составляет три года.

В планах на 2021 год – актуализация нормативно-правовой базы ПОА, стандартов и критериев эффективности и качества ПОА, разработка адаптированной процедуры дистанционной ПОА, актуализация дистанционной программы подготовки 60 экспертов, проведение процедуры ПОА в Центре им. В.А. Алмазова, Институте остеопатии (Санкт-Петербург) и Самарском медицинском колледже им. Н. Лялиной.

Таким образом, основополагающим документом для процедуры ПОА является ПС. Любой документ по подготовке и повышению квалификации специалистов должен соответствовать ПС. Поэтому непонятно, почему ПОА является не обязательной, а добровольной. Для широкого внедрения нужна мотивация образовательных организаций, получения ими особого статуса, преференций, улучшения финансирования, уменьшения вмешательства Рособрнадзора и Роспотребнадзора, получения рейтинга Национальной Медицинской Палаты. Для этого необходимо нормативно-правовое закрепление ПОА. Вероятно, на федеральном уровне это в настоящее время вряд ли возможно, актуальным становится закрепление на отраслевом уровне на основе приказов Минздрава и повышение мотивации образовательных организаций.

После завершения доклада и презентации Л.М. Рошаль отметил, что в ходе аккредитации специалистов также происходит оценка соответствия подготовки специалиста ПС на основе образовательного стандарта, то есть соответствие его подготовки ПС. Где же размежевание процедур ПОА и аккредитации специалистов?

Т.Н. Ищук ответила, что в настоящее время происходит экспертиза соответствия федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) профстандарту. На основе такого ФГОС разрабатываются конкретная программа образования. Уже на основе этой программы каждый вуз или иная образовательная организация разрабатывает свои образовательные программы. В ходе процедуры ПОА оценивается, насколько такая конкретная программа соответствует ПС, а также востребованность программы работодателями.

Л.М. Рошаль обратил внимание на то, что каждый вуз имеет свои программы подготовки. Выпускники вузов в различных территориях готовятся по различным программам. Законом для каждого вуза должно стать соответствие программ ПС. Не вполне понятна роль ПОА и малая востребованность образовательных организаций в этой процедуре. Л.М. Рошаль поинтересовался, чем может НМП помочь в этой деятельности.

Т.Н. Ищук ответила, что процедура ПОА проводится по заявкам образовательных организаций. Информации о процедуре ПОА явно недостаточно, нет и нормативно-правовой базы. Поэтому в настоящее время в огромном большинстве случаев проводится аккредитация отдельных специалистов, но не программ, по которым они обучались. Особенно это актуально для программ, после которых проводится периодическая или дополнительная аккредитация. Никто не требует свидетельства о проведении ПОА для образовательной программы, а такое свидетельство говорит о доверии образовательной организации со стороны НМП, а стало быть, и со стороны профессиональной медицинской общественности. Поэтому наличие свидетельства о прохождении ПОА, то есть признание НМП, должно значительно повысить статус образовательной организации.

Л.М. Рошаль отметил, что спорным остается вопрос оплаты процедуры ПОА.

Т.Н. Ищук ответила, что стоимость процедуры ПОА специалистами Центра им. В.А. Алмазова примерно в 10 раз меньше, чем в негосударственных центрах, однако стоимость снижается при большом количестве аккредитуемых программ.

В ходе обсуждения Ю.В. Каракулова (Пермский край) уточнила, что аккредитация специалистов и ПОА – совершенно разные процедуры. Имеется государственная аккредитация образовательных учреждений Рособрнадзора, действительная в течение 5 лет, но в настоящее время действует мораторий, что несколько облегчает ситуацию в период эпидемии коронавирусной инфекции. Поскольку профессиональное медицинское сообщество стремится к принципу саморегулирования отрасли, очень актуальна заинтересованность образовательных организаций силами НМП, это престижно и может быть одним из этапов подготовки к государственной аккредитации. Основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы.

О.Ю. Кузнецова (СЗГМУ им. И.И. Мечникова, ассоциация врачей общей практики) указала, что во многих вузах имеются свои отделы аккредитации, есть отдел у Драпкиной, есть центр в Ярославле, но это негосударственные центры. Идея ПОА под эгидой Нацмедпалаты хорошая, возможно, следует создать несколько центров по регионам.

Вице-Президент Союза НМП Н.А. Аксенова поддержала деятельность Т.Н. Ищук и ее коллег в Центре им. В.А. Алмазова. Она напомнила, что в Федеральном законе об образовании прописана общественная аккредитация образовательных программ. Краткосрочные программы усовершенствования обязательно должны проходить процедуру ПОА в НМП, оценка экспертов также должна стать функцией НМП. Требуется оформление соглашения с Рособрнадзором и Минобрнауки. В нормативно-правовую базу следует внести поправку об обязательности процедуры ПОА.

М.А. Годков (Ассоциация лабораторной медицины) выразил благодарность Центру им. В.А. Алмазова за проведенную работу. В настоящее время медицинская общественность страдает от фирм-однодневок, которые штампуют свои собственные образовательные программы, ПОА – это барьер на их пути. НМП должна создать несколько центров ПОА, Центр им. В.А. Алмазова при этом может стать координатором этой деятельности, РОМАНПО осуществлять методическое руководство. М.А. Годков привел аналогию Знака качества в советские времена – его получения не было обязательным, но значительно повышало статус производителя товаров и услуг.

И.Б. Питулова (Республика Татарстан) отметила, что в портфолио специалиста во время проведения аккредитации включаются документы о постдипломном образовании, выдаваемые фирмами-однодневками, причем никаких контрольных организаций для таких фирм не существует. Поэтому необходима ПОА под эгидой Нацтональной Медицинской Палаты.

Д.А. Сычев (РОМАНПО) отметил, что ПОА – нужное дело. ПОА основных образовательных программ (специалитет, клиническая ординатура, среднее специальное образование) должна проводиться по соглашению с Рособрнадзором экспертами НМП. Для программ повышения квалификации нужны отдельные нормативные документы. В рамках НМП следует разработать специальную операционную процедуру (СОП) по требованиям к экспертам ПОА.

Помощник Президента Союза НМП В.А. Плякин напомнил, что процедуру ПОА могут осуществлять разные организации, например, Медицинская лига России, результаты которой засчитывается при государственной аккредитации образовательных программ. 21.01.2021 г. состоялось заседание Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении, заключено соглашение с Рособрнадзором о том, что будут признаваться заключения НМП по профессиональным компетенциям. Потребуется модернизация нормативно-правовой базы.

В заключение обсуждения Л.М. Рошаль поблагодарил Т.Н. Ищук, Центр им. В.А. Алмазова и всех участников дискуссии, решение НМП по вопросам ПОА будет принято в ближайшее время.

Второй вопрос повестки дня был посвящен отчету о деятельности Координационного совета Дальневосточного федерального округа, докладывал председатель совета В.Э. Пятко. Дальневосточный ФО объединяет около 40% территории России и более 8 миллионов жителей в 11 субъектах Российской Федерации. 25-процентное членство в территориальных организациях достигнуто в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Камчатском крае, Хабаровском крае, Приморском крае, Амурской области, не достигнуто в Забайкальскои крае, Чукотском автономном округе, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области. У каждой территориальной организации имеются свои особенности.

Территориальная организация Еврейской автономной области фактически прекратила работу. Организации Чукотского автономного округа и Сахалинской области не собирают членских взносов, не имеют договоров с органами управления здравоохранения территорий, члены правлений участвуют в работе тарифных комиссий и территориалиных фондов обязательного медицинского страхования. В Забайкальском крае членские взносы уплачивают только юридические лица – члены НМП.

В Магаданской области имеется договор с Министерством здравоохранения области, члены правления работают в территориальном ФОМС, оказывается разъяснительная юридическая помощь. Застраховано от профессиональных рисков 693 медработника. Организации удалось добиться оформления ведомственного жилья в собственность медработников, если они проработали в области 10 лет и более. 4 раза в год издается газета.

В Приморском крае соглашения с Минздравом края пока нет, но текст его готовится. Минздрав привлекает территориальную организацию для мониторинга кадровых подпрограмм. Имеется работающий сайт организации. Активно привлекаются юристы для решения вопросов правовой помощи медработникам. Организация активно участвует в аккредитации специалистов.

В составе правления организации Камчатского края имеется бухгалтер и юридический отдел, имеется соглашение с Минздравом края. Члены правления организации входят в состав аттестационной комиссии, комиссии по строительству краевой больницы, аккредитационной комиссии, конкурсной комиссии по замещению должностей при Минздраве края. Есть действующий сайт. Работу организации затрудняет отток населения из края, в том числе медработников, поэтому на текущий момент организация объединяет 421 врача. Члены организации имеют преимущества в виде облегчения получения ведомственных наград, повышении квалификации, освещения работы медицинских работников в средствах массовой информации.

В организации Республики Саха (Якутия) имеется соглашение с Минздравом республики, члены правления работают в составе тарифных комиссий, территориального ФОМС, комиссии по территориальной программе бесплатной медицинской помощи населению, Координационном совете при Минздраве, участвует в обсуждении и создании нормативных актов, в медицинских форумах, конференциях, круглых столах, работают в аттестационной комиссии, имеются экспертные группы по специальностям, объединение юристов медицинских организаций. Членские взносы собираются в количестве 30% взносов в профессиональные профильные организации – члены территориальной организации НМП.

В Амурской области организация НМП построена по территориально-производственному принципу. В медицинских организациях создаются отделения медицинской палаты области. Имеются соглашения с Минздравом области и территориальным ФОМС, члены правления входят в Общественную палату области, коллегии при губернаторе, Минздраве, тарифные комиссии. Председатель организации является сопредседателем территориальной организации Общероссийского народного фронта. Имеется действующий сайт организации. Правление согласовывает кандидатуры на присвоение ведомственных и правительственных наград. Члены организации имеют право на личный прием у юристов.

В Республике Бурятия 2 члена правления являются депутатами республиканского Хурала, 2 – Улан-Удэнского Совета депутатов, члены правления входят в республиканский штаб Общероссийского народного фронта. Юристы, сотрудничающие с организацией, в 2019-2020 гг. выиграли 17 дел, в настоящее время работают еще по 3 гражданским и 3 уголовным делам. Организация выиграла грант по досудебному урегулированию споров, проведен круглый стол по вопросам медиации, в ноябре 2019 г. проведена межрегиональная конференция по этому вопросу совместно с юристами. Имеется действующий сайт, страницы в Фейсбуке и Инстаграме. В 2020 г. организация инициировала создание отдельного благотворительного счета, на котором было накоплено 135 миллионов рублей. Этот счет помог в приобретении индивидуальных средств защиты, медицинского оборудования. Основной проблемой в проведении аккредитации специалистов в 2020 году стало отсутствие приказа Минздрава по составу аккредитационных комиссий по 13 специальностям.

В целом по округу следует отметить продолжение аккредитации специалистов в Приморском крае (только недавно согласован состав аккредитационных комиссий) и в приватизацией в Хабаровском крае. Оперативные вопросы осуществляются в созданном чате на платформе WhatsApp. Недавно Хабаровской организацией получена лицензия на проведение независимой медицинской экспертизы.

После доклада Л.М. Рошаль поздравил В.Э. Пятко с завершением магистратуры. В.Э. Пятко подтвердил, что получил диплом магистра юриспруденции. Темой магистерской диссертации стало пакетное страхование профессиональных рисков в здравоохранении.

В ходе обсуждения доклада Л.М. Рошаль отметил, что условия работы территориальных организаций ДФО в целом близкие, у некоторых – одинаковые, но работают они по-разному, как Президент Союза НМП он связывался с губернатором Еврейской автономной области и его заместителем по социальным вопросам, достигнуто понимание в необходимости возобновления работы территориальной организации НМП. Возможно, следует назначить кураторов для недостаточно работающих территориальных организаций из состава активно работающих. Он поинтересовался, что полезного можно было бы рекомендовать из опыта работы территориальных организаций для всех российских организаций.

В.Э. Пятко отметил следующие достижения территориальных организаций, достойные для распространения в других регионах: опыт Магаданской областной организации с получением в собственность медработников социального жилья, опыт Амурской областной организации по согласованию кандидатур на присвоение ведомственных наград, опыт Бурятской республиканской организации по созданию благотворительного счета в помощь медработникам и опыт Координационного совета ДФО по согласованию кандидатур главных внештатных специалистов региона. Поскольку активность в работе определяется человеческим фактором, прикрепление кураторов он считает нецелесообразным.

Н.Л. Аксенова сообщила, что в Приморском крае территориальная организация НМП не допущена к разработке тарифных соглашений, требуется обращение у новому руководству Федерального ФОМС об обязательности исполнения федерального законодательства.

А.Д. Иринчеев (Республика Бурятия) отметил, что организация также испытывала трудности в проведении аккредитации специалистов из-за того, что приказом Минздрава России не был утвержден состав аккредитационных комиссий по 8 специальностям.

А.В. Платонов (Амурская область) дал положительную оценку деятельности В.Э. Пятко, подчеркнул роль человеческого фактора в работе территориальных организаций НМП и роль Координационного совета ДФО в подборе кадров и обмене опытом территориальных организаций.

Р.А.Шамаков (Камчатский край) также дал положительную оценку работе В.Э. Пятко, отметил трудности в работе территориальной организации ввиду большой текучести кадров в Министерстве здравоохранения края.

Е.В. Костюшов (Ленинградская область) поинтересовался, за счет каких средств, по мнению В.Э. Пятко, следует проводить финансирование взаимного страхования ответственности, высказал опасение в отношении возможной нехватки средств.

В.Э. Пятко отметил, что считает наиболее осуществимым пакетное страхование: участие как конкретного работодателя за счет средств обязательного медицинского страхования (предусмотрев отдельную защищенную статью финансирования), так и работника за счет части взносов в Национальную Медицинскую Палату. Он поделился опытом совместной работы со страховой компанией «Ингосстрах»: при пакетном страховании каждого медработника на 1 миллион рублей при стоимости страховой премии 2 500 рублей лимит ответственности составляет 18 миллионов рублей при ретросдвиге на 1 год. Основной упор делается на досудебное урегулирование. За 10 лет работы все проблемы были урегулированы на досудебном этапе.

М.В. Гордин (Магаданская область) отметил хорошую идею пакетного страхования. Отметил, что не все территориальные организации округа имеют одинаковые условия работы. Особенно отличается проведение процедуры аккредитации специалистов в тех территориях, где имеются медицинские вуза и в тех, где их нет. Наличие вузов дает больше возможностей в работе территориальных организаций.

В заключение обсуждения Л.М. Рошаль поблагодарил В.Э. Пятко за работу, отметил, что он очень точно и своевременно отмечает проблемы, выделяет отличительные черты деятельности территориальных организаций, адаптации соглашений с органами управления здравоохранения к особенностям территорий. Отметил, что в условиях выделения дополнительных финансовых средств на развитие первичного звена здравоохранения в ряде территорий вновь проводится так называемая оптимизация. Он просил направлять в главный офис НМП примеры нерационального использования средств.

В разделе «Разное» Л.М. Рошаль сообщил, что получено письмо из штаба Общероссийского народного фронта с просьбой помочь разобраться в вопросе о расширении списка категорий выгодоприобретателей при социальных выплатах родственникам в случае смерти медработника от новой коронавирусной инфекции COVID-19 при исполнении служебных обязанностей по обращению жительницы г. Краснослободска (Мордовская Республика). Вопрос будет решен совместно с юристами Нацмедпалаты.

И.И. Комарова (Ярославская область) вновь поставила вопрос об отсутствии ясности в подготовке и содержании портфолио при процедуре периодической аккредитации. Л.М. Рошаль подтвердил, что у разработчиков портфолио, несмотря на 4 года работы, вопрос по портфолио окончательно не решен. Вопрос будет решаться совместно с Минздравом.

На этом аппаратное совещание завершило работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

04 февраля 2021 года

Основной вопрос повестки дня был посвящен информации о деятельности Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины» (ФЛМ). С докладом и презентацией выступил Президент ФЛМ, д.м.н., руководитель отдела лабораторной диагностики НИИ Скорой помощи им. Н.Ф. Склифосовского М.А. Годков.

21 января 2021 года

Л.М. Рошаль информировал участников совещания о продолжении работы в отношении оплаты труда членов аккредитационных комиссий по аналогии с членами комиссий по приему Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Он обратил внимание на то, что в основном для оплаты труда членов комиссий ЕГЭ привлекаются средства субъектов Российской Федерации, в меньшем количестве – средства федерального бюджета. На примере Москвы необходимо разработать документ с подробным описанием предлагаемого Палатой принципа оплаты для направления в Минздрав, Минобр и Правительство Российской Федерации.

14 января 2021 года

Л.М. Рошаль сообщил о ходе совместной работы с Минздравом в отношении принятия документов, определяющих порядок совместной деятельности Минздрава и НМП – Соглашения с Минздравом, Положения о Координационном Совета и Регламента взаимоотношений. Документы являются важными, поскольку определяют все направления совместной работы по обеспечению продуктивного взаимодействия Палаты с Минздравом, постепенного перехода здравоохранения на принципы саморегулирования.

24 декабря 2020 года

Л.М. Рошаль сообщил о состоявшейся встрече с Министром здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко. Встреча принесла удовлетворение проделанной работой по подготовке Соглашения между Минздравом и Нацмедпалатой. Много вопросов согласовано. Со стороны НМП над окончательным текстом работает руководитель юридической службы Палаты Л.А. Айдарова. Окончательный текст Соглашения будет разослан в территориальные и профильные профессиональные организации НМП.

10 декабря 2020 года

А.Г. Румянцев подчеркнул, что вопросы организации процедуры аккредитации, аттестации и непрерывного профессионального развития будут регулярно ставиться перед профессиональным медицинским сообществом, что отражает нежелание Минздрава передавать часть своих функций в адрес некоммерческих профессиональных организаций, соответствующим требованиям ч. 3 ст. 76 323-ФЗ.

03 декабря 2020 года

Основным вопросом, обсуждаемым на совещании было обсуждение поправок в новое Положение об аккредитации, которое вносит изменения в действующий приказ Минздрава России № 334н от 2016 года. Отсутствие упоминания в Положении Национальной Медицинской Палаты, как единственной в настоящее время некоммерческой профессиональной организации, соответствующей требованиям п.5 ст.76 323-ФЗ. В проекте Положения упомянута только сама ст.76 без расшифровки.

26 ноября 2020 года.

Большую тревогу всего профессионального сообщества медицинских работников вызывает планирование снижения расходов на здравоохранение на 2021-2022-2023 годы. В НМП .поступили сведения о проекте планов финансирование на три года с разбивкой по статьям. После анализа Национальная Медицинская Палата направит письмо в адрес Правительства Российской Федерации о недопустимости снижения расходов на здравоохранение.

05 ноября 2020 года

Первым вопросом повестки дня было обсуждение проекта внесения изменений в Федеральный закон № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании. Проект при его принятии в качестве закона приведет к ограничению доступности медицинской помощи, причем как высокотехнологичной (ВМП), так и специализированной (СМП), поскольку предусматривается не уведомительное право пациента на выбор медицинской организации. Тем самым пациенту могут отказать в медицинской помощи, хотя ранее имелось положение о недопустимости отказа.

29 октября 2020 года

Л.М. Рошаль сообщил, что состоялось совещание с заместителем Министра здравоохранения России Пугачевым, ответственным за развитие информационных технологий. Был обсужден вопрос о создании отдельной информационной платформы Нацмедпалаты по вопросам аккредитации специалистов. Создание такой платформы согласовано, планируется проведение пилотного проекта в 2-3 регионах Российской Федерации.

17 сентября 2020 года

Л.М. Рошаль сообщил о состоявшейся встрече с новым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Д.М. Пугачевым. Обсуждались вопросы работы системы электронной поддержки процесса аккредитации специалистов в 2020 г., изменения составов аккредитационных комиссий, вопросы финансирования, поскольку процедура аккредитации является государственной функцией.

Наши партнеры

Медицинский вестник