Неоказание помощи больному. Правовые последствия
Одним из видов преступлений, предусмотренных УК РФ, является отказ от оказания помощи больному без уважительных причин. О том, что конкретно представляет собой этот вид преступного деяния, каковы его правовые последствия, какие виды бездействия медицинских работников могут повлечь за собой уголовное наказание по данной статье закона, рассказывает Антонина Чупрова, профессор кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), эксперт «Национальной Медицинской Палаты», д.ю.н., профессор.
УК РФ считает отношения в области охраны интересов личности наиболее важными общественными отношениями. Наряду с реальным причинением вреда этим благам серьезную угрозу представляют деяния, нарушающие безопасность жизни и здоровья человека, в частности, неоказание помощи больному,
Неоказание помощи больному (ст.124 УК РФ) предусматривает наиболее строгую ответственность медицинских работников за профессиональные нарушения в сфере медицины и достаточно редко встречается в судебно-следственной практике. Анализ уголовных дел за последние пять лет показал, что лишь 3,2% уголовных дел в отношении медицинских работников было возбуждено по ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному).
В диспозиции ч. 1 ст. 124 УК РФ, говорится, что уголовно наказуемым является «неоказание помощи больному без уважительных причин, лицом обязанным её оказывать в соответствии с законом или специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного».
Из текста закона следует, что обязательными признаками преступления, предусмотренного ст.124 УК РФ «Неоказание помощи больному» являются отказ от оказания медицинской помощи больному, последствия в виде причинения вреда здоровью или смерти потерпевшему, обязанность лица оказывать помощь больному в соответствии с законом, отсутствие уважительных причин, объясняющих невыполнение медицинским работником своих профессиональных обязанностей.
К ответственности за неоказание помощи больному практически во всех исследованных уголовных делах привлекались исключительно медицинские работники, что вполне объяснимо. На медицинских работников обязанность оказывать помощь больному возлагается ст.11, 19, 73 Федерального закона от 21.11.2011года «Об основа охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В указанном законе медицинский работник определяется как физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. К медицинским работникам в смысле ст. 124 УК РФ относят лиц, профессионально выполняющих свои функции по оказанию медицинской помощи (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, провизор и т. п.). К основным признакам, характеризующим субъекта рассматриваемого состава преступления, относят: наличие у лица специальной медицинской подготовки; профессиональная пригодность; наделение лица соответствующими обязанностями. Специальная медицинская подготовка должна быть подтверждена соответствующими документами. Профессиональная пригодность проявляется в обладании субъектом набором соответствующих личных качеств, профессиональных умений и знаний. Обязанность оказывать помощь больному возложена на медицинского работника независимо от того, находился ли он при исполнении своих профессиональных обязанностей или нет (например, медицинский работник находился в отпуске)
Подсобный медицинский персонал (санитары, сиделки, лаборанты, регистраторы и т.д.) субъектом данного преступления не является, но при соответствующих условиях может нести уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности».
По мнению правоприменителей и самих медицинских работников, именно объективная сторона данного преступления создает наиболее острые проблемы правовой оценки неоказания помощи больному. С объективной стороны неоказание помощи больному, характеризуется, бездействием, состоящем в неисполнении виновным возложенной на него юридической или, как вытекает из смысла диспозиции нормы, закрепленной в ст. 124 УК РФ, специальной обязанности.
Неоказание помощи больному, по смыслу ст.124 УК РФ, может проявляться как в отказе, так и в уклонении от предоставления медицинской помощи.
Это может проявляться, как показывает судебная практика:
- В отказе в оказании медицинской помощи.
В феврале 2013 года во время дежурства врача Зубаревой Н. (г. Пермь) в травмопункт поступила женщина с тупой травмой грудной клетки, которая нуждалась в медицинской помощи. Врач отказалась осматривать ее, сославшись на то, что женщина находится в нетрезвом состоянии. В результате женщина скончалась в коридоре травмопункта. Свидетелями ситуации были медсестра, другие пациенты, охранник больницы, которые неоднократно обращались к врачу с просьбой оказать женщине помощь.Приговором суда врачу Зубаревой было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года (условно) и запрета работать по профессии на тот же срок, В пользу родственников погибшей взыскали 1,7 млн. рублей.
- В несвоевременном оказании медицинской помощи.
Хирурга-травматолога признали виновным в неоказании помощи пострадавшему в ДТП. Пациента доставили на носилках в холл приемного покоя трассового медпункта. Фельдшер сообщил врачу, что у пациента падает давление и ухудшается состояние, но хирург не интересовался им в течение 20 минут, хотя помощь требовалась экстренно. От внутреннего кровотечения пострадавший скончался. В этом деле обращает внимание крайне редкое для медицинских преступлений, совершенных по неосторожности, наказание – один год лишения свободы.
- В отказе от направления больного на обследование или в отказе в выдаче рецепта на льготные лекарственные средства,
Нередко встречающаяся ситуация, когда участковые врачи отказывают пациентам в направлениях на обследование, мотивируя это отсутствием у них соответствующих направлений на конкретный период времени, и предлагают пройти обследование платно, либо отказывают в выдаче рецептов на льготные лекарственные средства, ссылаясь на проблемы с их закупкой региональным минздравом.
- В отказе в госпитализации в лечебное учреждение при наличии к тому показаний.
За неоказание помощи больному, повлекшему смерть, был осужден и врач-травматолог, который отказался госпитализировать 89-летнюю пациентку с переломом костей таза. Ее привезли на скорой с подозрением на перелом, но врач обратил внимание, что у пожилой женщины есть пролежень, велел медсестре его обработать, а на предмет повреждения костей таза осматривать больную не стал, направив домой.
- В отказе в консультации врача-специалиста либо в проведении медицинского консилиума,
Участковый терапевт отказывалась дать пациенту направление на консультацию пульмонолога в течение двух месяцев, несмотря на ухудшение состояния больного. В результате состояние пациента существенно ухудшилось, он был доставлен в реанимационное отделение, поскольку его состояние было угрожающим для его жизни.
- В неявке по вызову к больному.
В 2010 году фельдшеры одной из ЦРБ Курганской области шесть раз отказывались прислать машину скорой помощи к пожилому жителю села Камышное. Они требовали, чтобы «скорую помощь» вызвала сельский фельдшер, которая в данный момент находилась в отпуске, а не родственники больного. «Скорая» так и не приехала, а пожилой человек через два дня скончался. В ходе расследования выяснилось, что в ЦРБ существовал приказ руководителя, согласно которому «скорую» не отправляли к пациентам старше 70 лет без вызова фельдшера или главы администрации.
Как неоказание помощи больному рассматриваются сокрытие своей профессии, либо неоказание необходимой помощи в процессе транспортировки больного в медицинское учреждение. Например, врач-реаниматолог в машине скорой помощи находился рядом с водителем и в течение 40 минут не обращал внимание на пациента, находящегося в тяжелом состоянии. Состояние пациента в процессе его транспортировки в стационар существенно ухудшилось, при поступлении в стационар пациент скончался в приемном покое.
Преступление, предусмотренное ст.124 УК РФ, считается оконченным с момента наступления одного из указанных в норме последствий - причинения средней тяжести вреда здоровью (ч.1 ст.124 УК РФ) или тяжкого вреда здоровью либо наступления смерти больного (ч.2 ст.124 УК РФ). Для квалификации действий медицинских работников по ст. 124 УК РФ требуется установление причинной связи между допущенными медицинским работником нарушениями и наступившими последствиями в виде смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью. Судебная практика не всегда однозначно оценивает наличие такой причинной связи, несмотря на позицию судебно-медицинских экспертов. Вывод экспертов не предопределяет правовую оценку совершенного деяния судом, хотя и является крайне важным для квалификации допущенных медицинскими работниками нарушений.
Для квалификации действий виновного по ст.124 УК РФ не имеет значения место совершения преступления. Необходимая медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации по месту вызова бригады скорой помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации; в стационаре или амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Обязательным условием ответственности за рассматриваемое преступление является отсутствие уважительных причин для неоказания помощи больному. Уважительными причинами следует считать обстоятельства непреодолимой силы, состояние крайней необходимости, болезнь лица, обязанного оказывать медицинскую помощь, другие объективные условия, которые способны лишить лицо возможности выполнить возложенную на него обязанность.
Устанавливая факт неоказания помощи больному без уважительных причин, необходимо выяснить имелись ли у медицинской организации реальные возможности оказать необходимую медицинскую помощь. В тех случаях, когда медицинская организация или отдельный медицинский работник не имели реальной возможности оказать больному необходимую помощь (например, если медицинский работник оказывал экстренную помощь другому тяжелому больному, либо не имел соответствующей квалификации или специализации, если у медицинской организации отсутствовали необходимые материально-технические ресурсы, транспортные средства, произошла аварийная остановка реанимационного или диагностического оборудования и др.) признаки преступления, предусмотренного ст.124 УК РФ отсутствуют.
В соответствие с законодательством об охране здоровья, экстренная медицинская помощь и неотложная медицинская помощь должны быть оказаны медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Эта обязанность распространяется на медицинские организации независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
Под неоказанием экстренной помощи больному без уважительных причин следует признавать отказ в медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, лицам без определенного места жительства,отказ принять больного в лечебном учреждении, ссылка медработника на окончание рабочего времени, на нахождение в отпуске, на отсутствие у гражданина полиса обязательного или добровольного медицинского страхования, при наличии ведомственных инструкций, запрещающих оказание медицинской помощи в ведомственных лечебных учреждениях гражданам, не являющимся сотрудниками конкретного ведомства, в связи с исполнением руководителями медицинских организаций незаконных распоряжений вышестоящих должностных лиц, связанных с ограничением госпитализации в стационары престарелых пациентов либо лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, госпитализация которых может негативно повлиять на статистику, а также иные действия, нарушающие право гражданина на медицинскую помощь.
Действия руководителя медицинской организации, отдавшего незаконное распоряжение подчиненным ему работникам не принимать в лечебное учреждение граждан, не имеющих медицинского полиса, или не являющихся сотрудниками ведомства, к которому относится лечебное учреждение, для оказания экстренной помощи, следует оценивать как злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), если виновный руководит государственным или муниципальным лечебным учреждением, либо как злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ), если лицо выполняет управленческие функции в частной медицинской организации.
Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн курсе для медицинских работников по вопросам праваhttps://www.vrachprav-nmp.ru
Новости Все новости
25.02.2019
Дело об ампутации ноги «по ошибке»: воронежский СКР не нашел нарушений
Следователи не нашли ошибок в действиях врачей городской больницы №3 Воронежа, которые в ноябре провели ампутацию обеих ног пожилой женщине. О результатах расследования громкого дела сообщил 25 февраля на своей странице в депутат Госдумы РФ Евгений Ревенко («Единая Россия»).
19.11.2018
Зачем прилюдно на врача надевать наручники?
Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» внимательно наблюдает за развитием ситуации с обвинением в превышении должностных полномочий исполняющего обязанности главного врача родильного дома в Калининграде.
НМП поддержит наказание исполняющего обязанности главного врача родильного дома, если будет доказано, что им действительно было отдано распоряжение подделать историю болезни ребенка.
Вместе с тем, Национальная медицинская палата считает, что смерть младенца не связана с этим преступлением. Причина смерти будет определена после тщательно проведенного расследования, судебно-медицинской экспертизы и, возможно, суда.
14.11.2018
Информация о совместной работе НМП и Следственного комитета РФ
В результате совместной работы удалось исключить из риторики Следственного комитета применение к медицинским делам термина «ятрогенные преступления». «Мы договорились, и это важно, что так называемые «врачебные ошибки» не имеют отношения к понятию «ятрогении» и СК РФ прекратил использование понятия «ятрогенные преступления» по отношению к обсуждаемой проблеме», - говорит Леонид Рошаль.
12.11.2018
Как сообщает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «здоровых ног у больной не было. Кроме гангрены в области правой стопы, у больной было поражение левой голени, угрожаемое жизни пациентки. Ей уже до этого была произведена операция на левой голени. При поступлении она жаловалась на боли в левой голени и было получено информирование согласие на операцию слева, что и было сделано врачами».
18.09.2018
Врач из Астрахани не согласен с обвинениями в смерти ребенка
Врача областной детской клинической больницы имени Н. Н. Силищевой обвиняют в причинении смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ). Национальная медицинская палата (НМП) провела независимую экспертизу материалов дела. Эксперты считают, что врач не виновен в смерти младенца.В данный момент идут судебные заседания и обвиняемый намерен добиваться справедливого решения своего дела. Специалисты Центра независимой экспертизы НМП готовы оказывать дальнейшую поддержку астраханскому медику.
11.09.2018
10.09.2018
19.07.2018