Информация об аппаратном совещании от 7 октября 2021 года
07.10.2021 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
Л.М. Рошаль напомнил, что 28-29 октября 2021 г. состоится очередной Съезд Национальной Медицинской Палаты. Окончательная повестка дня будет разослана. Съезд пройдет в онлайн-формате, планируется личное присутствие вице-президентов НМП.
Президент НМП также напомнил о предложении Национальной Медицинской Палаты объявить мораторий на следственные и судебные действия по рассмотрению случаев оказания медицинской помощи пациентов с COVID-19. Он также напомнил ситуацию с так называемым «калининградским делом» по обвинению врача-неонатолога Сушкевич в убийстве младенца. Дело было передано из Калининграда на повторное рассмотрение в Московскую область, несмотря на то, что суд присяжных в Калининграде оправдал врача. После первого же судебного заседания в Московской области врача вновь заключили под стражу. Л.М. Рошаль предложил электронное голосование, абсолютное большинство проголосовавших высказались за активную позицию НМП в этом вопросе и поддержку заключённым. Мы считаем избыточным избранную меру пресечения.
В.Г. Сварич (Республика Коми) предложил провести сбор подписей в защиту Сушкевич по всей стране, составить ходатайство о независимой судебно-медицинской экспертизе, а также последовательно отстаивать позицию о декриминализации отрасли здравоохранения.
М.В. Иванов (Воронежская область) поддержал идею сбора подписей и готовность к ней Воронежской областной территориальной организации НМП.
Вице-Президент Союза НМП Н.Л. Аксенова предложила силами адвокатов добиться проведения повторной независимой медицинской экспертизы силами Национальной Медицинской Палаты.
Е.В. Костюшов (Ленинградская область) обратил внимание на возможность защиты врача юридической службой НМП.
Л.М. Рошаль поддержал предложения и поручил подготовить проект обращения НМП по защите врача Сушкевич В.Г. Сваричу и Е.В. Костюшову.
Далее Л.М. Рошаль информировал участников совещания о состоявшейся рабочей встречи в офисе НМП с представителями Минздрава России: Первым заместителем министра В.С.Фисенко, заместителями министра П.С. Пугачевым и Т.В.Семеновой, руководителем правового управления минздрава М.Н.Лесниковой и А.Н.Плутницким директором департамента проектной деятельности Минздрава . Со стороны НМП приняли участие Президент Палаты, вице-президенты и сотрудники аппарата НМП. На встрече было проанализировано сотрудничество двух организаций в соответствием с соглашением, заключенным ранее. Отмечено, что соглашение далеко не всегда выполняется, намечены пути для дальнейшей совместной работы.
Нацмедпалата приняла участие в состоявшемся на площадке Общероссийского народного фронта обсуждения хода цифровизации здравоохранения. Отмечено, что много из ранее намеченного не выполнено или выполнено не в полном объеме. Сохраняются высокие риски утечки персональных данных и сведений, содержащих врачебную тайну, вопросы защиты этих данных не разработаны. В целом участники обсуждения остались неудовлетворенными ходом цифровизации здравоохранения.
После информационного блока по первому вопросу повестки дня – обсуждению проекта Положения об аккредитации специалистов выступил Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин. Он отметил, что предложенный проект имеет по крайне мере 3 очень существенных недостатка: совершенно не упомянута роль Национальной Медицинской Палаты, не сформулированы права и обязанности медицинских и фармацевтических работников в отношении непрерывного медицинского образования, что расширяет их обязанности без юридического обоснования, а также полностью не проработан вопрос оплаты труда членов аккредитационных комиссий и подкомиссий. По этому поводу Национальная Медицинская Палата планирует подготовить повторное письмо в адрес Минздрава.
Советник Союза НМП, член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России З.З. Балкизов напомнил участникам совещания, что проект Положения направлен на развитие системы непрерывного медицинского образования в противовес сертификации, поскольку большое количество фирм-однодневок занималось продажей сертификатов по участию в сомнительных и не имеющих удовлетворительного контента образовательных циклах. Действительно, в соответствии с действующими правовыми нормами деятельность НМП по обеспечению процедуры аккредитации специалистов выглядит, как добровольная, а в соответствии с приказом Минздрава № 66н медработник обязан осваивать только программы повышения квалификации, поэтому включение образовательных часов и баллов в аккредитационные документы - очень сложный момент. Поэтому есть предложение территориальной организации Чукотского автономного округа дать медработнику выбор – либо освоение программ повышения квалификации в течение 250 часов, либо разделение на повышение квалификации длительностью 144 часа и образовательные мероприятия в течение 106 часов. Очень важно мнение Национальной Медицинской Палаты о возможности такого выбора.
И.И. Комарова (Ярославская область) отметила, что с фирмами-однодневками есть способ бороться проведением оценки знаний аккредитуемого, то есть включить процедуру экзамена по специальности при проведении периодической аккредитации.
В.А. Мельников (Тульская область) считает, что тестирование или экзамен для всех, проходящих периодическую аккредитацию, потребует запредельно большой работы подкомиссий, целесообразно оставить процедуру тестирования или экзамена для сложных случаев (например, отказ в утверждении отчета работодателем, большой перерыв в работе за аккредитуемый период и т.д.). К тому же система тестирования предполагает наличие очень широкого набора тестов, в том числе не отражающих работы конкретного врача.
Ю.В. Каракулова (Пермский край) указала, что в проекте Положения роль территориальных организаций не прописана. Аккредитация должна проводиться в территориальной организации на основе портфолио. Это повысит роль и влияние Национальной Медицинской Палаты.
В.Э. Пятко (Хабаровский край, Дальневосточный федеральный округ) отметил, что в проекте Положения Центральная аккредитационная комиссия только проверяет соответствие документов нормативным требованиям, принятие решения по аккредитации передается в территориальную комиссию. Главный вопрос – какими силами и средствами проводить процедуру периодической аккредитации в регионах.
Н.Л. Аксенова обратила внимание участников совещания на то, что роль центральной аккредитационной комиссии помимо оценки соответствия документов сводится к рассмотрению апелляций. Роль НМП не прописана и на этапе подготовки документации, поскольку не указана необходимость заключения профильной профессиональной организации.
З.З. Балкизов также отметил, что получены предложения от Военно-Медицинского общества по организации процедуры аккредитации медработников силовых структур
В заключение обсуждения Л.М. Рошаль высказал мнение о том, что проект нуждается в серьезной доработке и попросил З.З. Балкизова в течение недели учесть все высказанные предложения и замечания.
По следующему вопросу повестки дня была заслушана информация о деятельности Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов России (НМАО). Докладывал Президент ассоциации, д.м.н., академик РАН, профессор кафедры оториноларингологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Министерства здравоохранения Российской Федерации, эксперт международной научно-образовательной сети HEARRING, заслуженный врач Российской Федерации Ю.К. Янов. Во время доклада демонстрировалась презентация.
Ю.К. Янов доложил, что НМАО создана в 2012 году, в 2016 году произошло ее слияние с Обществом оториноларингологов России, сейчас имеется статус национальной ассоциации, имеются все необходимые регистрационные документы. Цели и задачи организации сформулированы в Уставе. В настоящее время ассоциация объединяет более 4000 членов из 350 городов и 70 регионов Российской Федерации. Имеется 3 профильных института, 20 кафедр и 6 научных обществ. Членство осуществляется на основании личного заявления. Выдается сертификат и персональная карта-удостоверение. Вступительный взнос составляет 300 рублей, ежегодный – 500 рублей. За последние два года в связи с эпидемией накопилась задолженность по членским взносам, будет устранена.
Высшим органом управления НМАО является общее собрание. Вне собраний работают Президент, аппарат вице-президентов, Правление, которое собирается 1 раз в 3 месяца. В штате организации – исполнительный директор, юрист, бухгалтер, имеется служба по информационным технологиям, а также 7 комиссий по основным направлениям деятельности. Имеется постоянно обновляемый сайт ассоциации.
НМАО работает в тесном взаимодействии с российскими организациями, включая Минздрав, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, является постоянным членом Всемирной организации IFOS, европейской организации EuFOS и Евразийской Ассамблеи оториноларингологов, где представлена единолично, в отличие от многих объединений, например, Балканской ассоциации, Среднеазиатской ассоциации и т.п. За 5 последних лет НМАО подготовила около 100 патентов, выпустила 10 клинических рекомендаций, создала проект профессионального стандарта врача-оториноларинголога, 2 раза в год проводятся экспертные советы по актуальным проблемам оториноларингологии. Выпускается журнал «Российская оториноларингология», переводящийся на английский язык, выпущено 3 атласа, многочисленные методические рекомендации. На российском уровне проведено 10 форумов, 4 Конгресса, около 100 региональных и более 100 онлайн-мероприятий. Недавно состоялся очередной съезд оториноларингологов России, участвовало более 2000 делегатов. Ю.К. Янов выразил благодарность волонтерам, обеспечивающих работу крупных мероприятий.
На ближайшее время НМАО планирует проведение мероприятий, повышающих как внутренний (аккредитация, аттестация, юридическая помощь, коммуникации), так и внешний спрос на свою деятельность (усиление влияния на медицинское сообщество и на общество в целом). Для реализации этих направлений широко используется информационное поле и развитие информационных технологий, повышение активности организации на любых площадках Интернета и в социальных сетях. Весьма действенным методом работы являются выезды в субъекты Российской Федерации с участием главных внештатных специалистов регионов. На настоящий момент уже состоялись поездки в 42 региона.
В ходе обсуждения доклада Л.М. Рошаль поинтересовался работой экспертных советов, участием в работе по аттестации специалистов, укомплектованностью кадрами, а также чем может помочь ассоциации Национальная Медицинская Палата. Ю.К. Янов ответил, что экспертный совет состоит из 12 постоянных членов, к работе совета привлекаются необходимые для обсуждаемой проблемы специалисты. Каждый экспертный совет посвящается конкретной проблеме (например, антибактериальная терапия, интраназальное введение лекарственных препаратов, ценовая политика в аптечной сети и т.п.). Результаты работы каждого экспертного совета публикуются на сайте НМАО. Президент и члены ассоциации активно работают в составе аттестационных комиссий, основные вопросы ставятся при получении аттестационной категории впервые или ее повышении. При подтверждении категории без ее повышения процедура аттестации более облегченная. Создалось впечатление, что именно аттестационная комиссия лучше всего представляет работу каждого конкретного врача. Укомплектованность оториноларингологами по всей Российской Федерации в среднем составляет 72%. У главных внештатных специалистов регионов имеется план подготовки специалистов, следует стремиться к повышению количества целевых клинических ординаторов. По вопросу о помощи НМП Ю.К. Янов попросил занять более активную позицию в пропаганде и обеспечении массовой вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции.
И.И. Комарова в связи с дефицитом специалистов-оториноларингологов в первичном звене здравоохранения, в том числе в педиатрических учреждениях, поставила вопрос о возможности ускоренного обучения в течение 4-6 месяцев именно для нужд первичного звена. Ю.К. Янов отметил, что в номенклатуре медицинских специальностей имеется только 2 специальности по профилю: врач-оториноларинголог и врач оториноларинголог-сурдолог. Для подготовки квалифицированного специалиста, в том числе для первичного звена, требуется не менее 2 лет. К сожалению, многие выпускники клинической ординатуры уходят в частные структуры.
Ю.В. Каракулова отметила, что проблему с дефицитом так называемых «узких» специалистов следует решать путем их удерживания на рабочих местах, это должно обеспечиваться на государственном уровне – повышение финансирования здравоохранение с увеличением зарплат, социальный пакет и т.д.
Д.Ш. Сабирзянова (Республика Башкортостан, Приволжский федеральный округ) обратила внимание на то, что специальность «участковый» терапевт или педиатр мешает ликвидировать дефицит кадров по близким специальностям.
Вице-Президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов отметил, что следует усилить работу по приему членских взносов, наличие эпидемии не следует считать возможностью уклонения от их уплаты членами ассоциации
Было проведено электронное голосование по оценке деятельности НМАО. Абсолютное большинство участников голосования оценило деятельность ассоциации на «отлично» и «хорошо». Л.М. Рошаль поблагодарил Ю.К. Янова и возглавляемую им организацию за активную работу и пожелал дальнейших успехов.
Далее было рассмотрено письмо-обращение Ассоциации международных производителей медицинских изделий, с ним обратился исполнительный директор ассоциации С.Ю. Ванин. В обращении говорится, что наше обращение связано, в первую очередь, с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 г. № 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" которое предусматривает изменения в отношении допуска к закупкам иностранной радиоэлектронной продукции (далее - РЭП), в том числе для значительного количества видов медицинских изделий и оборудования (МИ).
В общих чертах, если ранее для ряда иностранных МИ применялось так называемое правило "третий лишний" (в случае участия в торгах двух отечественных МИ определенного вида иностранные МИ не допускались), то теперь применяется правило "второй лишний" - то есть единственный участник с отечественным медицинским оборудованием из перечня не допускает участия любых иностранных участников в торгах.
В частности, это коснулось следующих МИ:
- Аппараты рентгеноскопические
- Эндоскопические комплексы
- Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях
- Системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (гамма-камеры)
- Приборы, аппараты и комплексы гамма-терапевтические контактной лучевой терапии средней и высокой мощности дозы
- Электрокардиографы
- Аппараты электродиагностические прочие
- Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки
- Томографы магнитно-резонансные
- Аппараты ультразвукового сканирования
- Аппараты ультразвуковой терапии
- Дефибрилляторы
- Аппараты электрохирургические
- Аппараты для ингаляционного наркоза
- Аппараты дыхательные реанимационные
Если ранее Заказчик мог подготовить обоснование невозможности закупки отечественного оборудования, то теперь вместо обоснования ему необходимо получать разрешение, выданное в порядке, установленном Минпромторгом. В настоящее время такой порядок еще не разработан.
Данная ситуация, на наш взгляд, может приводить к дальнейшему снижению конкуренции на рынке МИ и к ограничению возможности выбора при закупках медицинского оборудования. Необходимость получения особых разрешений также вызывает определенные вопросы.
Для обсуждения различных аспектов того, как ограничения могут влиять на развитие здравоохранения в Российской Федерации и в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанного между нашими организациями в декабре 2016 года, хотели бы просить Вас об организации обсуждения в формате встречи с ответственными представителями НМП.
В ходе обсуждения И.И. Комарова отметила очень малое количество производителей медицинских изделий в России, большое количество недорогой аппаратуры и изделий, а также запасных частей поступает из Китая.
Президент Федерации анестезиологов-реаниматологов Российской Федерации К.М. Лебединский подтвердил, что подавляющее большинство дыхательной аппаратуры, систем мониторирования, экстракорпоральной мембранной оксигенации не имеют российских производителей.
Руководитель юридической службы Нацмедпалаты Л.А. Айдарова попросила уточнить вступление в силу документов. С.Ю. Ванин ответил, что Постановление правительства Российской Федерации № 1432 вступило в силу с 28.08.2021 г. В настоящее время Минпромторг подает на утверждения новые дополнения.
Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов отметил, что отстаивание интересов производителей медицинских изделий – это функция Минздрава, которому в свою очередь не удалось убедить Минпромторг. Национальная Медицинская Палата принципиально не должна участвовать в подготовке такого документа, однако, учитывая актуальность вопроса, следует выступить с предложением об исключении из списка электрооборудования медицинских изделий.
Проведено электронное голосование. 80% участников голосования высказалось за поддержку обращения ассоциации.
В завершение обсуждения Л.М. Рошаль согласился с мнением о поддержке обращения ассоциации, через короткий срок будет сформулирован официальный ответ НМП.
В разделе «Разное» Л.А. Айдарова еще раз напомнила о предстоящем Съезде НМП 28-29.10.2021 г., отметила более упрощенную возможность участия в работе Съезда в онлайн-режима без приезда в Москву и оформления командировок, а также сообщила, что первая половина второго дня Съезда будет посвящена проведению юридической конференции, к участию в которой приглашаются все желающие.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.
Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.
Е.В. Шляхто отметил большое внимание к вопросам организации скорой медицинской помощи, что стало поводом к проведению круглого стола. При этом дефицит кадров в службе скорой помощи и вопросы ее финансирования, расходования полученных средств в регионах требуют дальнейшего более подробного анализа, так же, как и вопросы диспропорции в работе некоторых федеральных медицинских учреждений по договорам с федеральным фондом обязательного медицинского страхования.