Информация об аппаратном совещании от 3 августа 2022 года
03.08.2022 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
В начале совещания Л.М. Рошаль ознакомил его участников с еженедельным дайджестом публикаций СМИ по вопросам здравоохранения. Наиболее интересными публикациями явились: опубликование законопроекта об онлайн-продаже рецептурных лекарственных препаратов, утвержденный Минтруда и Минздравом новый порядок ковидных выплат медработникам, коррекция перечня высокотехнологичной медицинской помощи, затраты Фонда ОМС на проведение постковидной диспансеризации населения. Вновь был поднят вопрос о так называемом «Калининградском деле» врача Сушкевич. Вызывают также интерес опубликованные ФАЦ сроки возможности повторного проведения процедуры аккредитации, отношение Президента России к телемедицинским технологиям, нехватка примерно 1300 онкологов в первичном звене при отсутствии программы по кадровому обеспечению здравоохранения. Дайджест будет размещен на официальном сайте НМП.
Далее Первый Вице-президент Союза НМП А.Г. Румянцев доложил об итогах работы Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации. В течение 2022 года было внесено достаточное количество поправок и предложений по совершенствованию нормативной базы здравоохранения. Л.М. Рошаль провел совещание с участием представителей Государственной Думы и Общероссийского народного фронта, по итогам которого предложения были поддержаны. Наиболее важным является предложение по ликвидации термина «медицинская услуга» с сохранением в нормативных документах термина «медицинская помощь» с возможным сохранением медицинской услуги только в рамках платного оказания помощи. Из других важных поправок – участие общественных организаций в оценке качества подготовки специалистов, расширение перечня «7 нозологий», работа общественных фондов. Дискуссия по этим и другим вопросам будет проводиться на площадке Государственной Думы в сентябре 2022 г. после завершения летних думских каникул.
Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что сохранение понятия «медицинская услуга» в платной медицине сохраняет возможность применения в отношении медработников статьи 238 УК РФ, исходящей из требований Закона о защите прав потребителей.
Следующим вопросом повестки дня стало обращение Председателя Правления Ассоциации Детских больниц Н.Н. Ваганова. Он ознакомил участников совещания с результатами анализа кадрового обеспечения в крупных детских больницах Костромы, Челябинска и Магнитогорска. В больницах имеется прикрепленное детское население, помощь которому оказывается в поликлинических подразделениях больниц. Реальной является ситуация, когда с детским населением работают фельдшеры, хотя по отчетам все врачебные должности заняты. В год вузы России выпускают до 50 000 студентов, ст. 37 Конституции Российской Федерации предусматривает свободный труд, право выбора места работы не регламентировано. При этом еще в 2008 году Л.М. Рошаль предложил обязательное распределение выпускников медицинских вузов, обучающихся на бюджетных местах, в 2014 г. это предложение было подхвачено Минздравом России, в 2019 году – Общероссийским Народным Фронтом, Президентом России поручено проработать этот вопрос Минздраву, однако прогресса в решении этого вопроса нет. В настоящее время укомплектованность штатами детских больниц составляет 80%, коэффициент совмещения составляет в среднем 1,32, причем для врачей приемных отделений – 2,0, анестезиологов-реаниматологов – 1,68, инфекционистов – 1,45, детских хирургов – 1,48, детских урологов – 1,86. Укомплектованность значительно разнится в зависимости от субъекта Российской Федерации, в некоторых составляет менее 50%. Решение кадровой проблемы является главной задачей здравоохранения. В действующей Конституции есть п. 3 ст. 50, в котором указано, что права и свободы граждан могут быть ограничены при необходимости сохранения здоровья других лиц. Ассоциацией Детских больниц подготовлено письмо в адрес Национальной Медицинской Палаты с предложением быстрейшего введения обязательного распределения выпускников медвузов, обучающихся на бюджетной основе.
В ходе обсуждения Л.М. Рошаль отметил, что позиция с нехваткой кадров характерна не только для педиатрии, но и для других специальностей. На одном из последних конгрессов Министр здравоохранения Российской Федерации поставил кадровую проблему на 5-е место по важности, вместе с тем секция организаторов здравоохранения на этом же конгрессе вывела эту проблему на первое место. Позицию по обязательному распределению бюджетных выпускников НМП поддерживает. Следует также провести анализ по отдельным специальностям и по возможности решения кадрового дефицита при целевом медицинском образовании.
И.И. Комарова (Ярославская область) отметила важность распределения выпускников особенно для сельской местности. Однако, решение проблемы только за счет врачей невозможно из-за еще более выраженного дефицита среднего медперсонала, а также необходимости приобретения оборудования для медицинских организаций первичного звена.
А.А. Бойков (Ассоциация работников скорой медицинской помощи, Санкт-Петербург) отметил резкий дефицит врачей скорой помощи, специализированные бригады, в первую очередь реанимационные, имеются единичные и только в крупных городах. Определенным свидетельством об отношении Минздрава к врачам скорой помощи служит тот факт, что в новых документах о ковидных выплатах врачи скорой помощи вообще не упоминаются. Для частичного решения проблемы требуется дать возможность выпускникам, прошедшим первичную аккредитацию, получить свидетельство об аккредитации по скорой помощи и возможность три года отработать по этой специальности. Для фельдшеров объединить специальности лечебное дело и скорая помощь. Таким образом, выпускник вуза сможет работать сразу врачом выездной бригады скорой помощи, а врачом специализированной бригады или стационарного отделения скорой помощи – после завершения обучения в клинической ординатуре.
- О.А. Самошин (Тверская область) заметил, что распределение выпускников должно стать обязательным не только для студентов медицинских, но и всех других вузов. Кроме распределения, важнейшим фактором кадровой политики должна стать достойная зарплата (в Тверской области в первичном звене здравоохранения предусмотрены оклады в размере 7000 рублей).
- Т.Н. Быковская (Ростовская область) считает, что врач должен идти работать в первичное звено здравоохранения или в службу скорой помощи. Обучение в клинической ординатуре должно проводиться только при наличии спроса на врачей соответствующей специальности.
- Г.М. Гайдаров (Иркутская область) предложил предоставить результаты анализа обеспеченности кадрам в регионах Сибирского федерального округа.
- В.А. Мельников (Тульская область) отметил, что статистические данные по больницам могут отличаться в зависимости от перепрофилизации стационаров или отдельных подразделений в период ковидной эпидемии. Для решения кадровой проблемы требуется не только обязательное государственное распределение выпускников медвузов, но еще и уровень заработной платы, и реформа оплаты труда с ответом на вопрос: за что платить? Программа госгарантий предусматривает 80-85% финансирования только на 1-ю и 2-ю статьи. Пилотный проект по реформе оплаты труда в здравоохранении отложен на неопределенный срок. Кроме того, следует учесть, что врач на селе далеко не всегда работает с полной нагрузкой, дисквалифицируется. Требуется увеличить штат среднего медперсонала, за этот счет уменьшить функционал врача.
В.А. Медведев (Орловская область) отметил необходимость повышения престижности профессии педиатра. В настоящее время конкурс в клиническую ординатуру по педиатрии весьма низкий. Следует также обсудить вопрос о восстановлении института интернатуры.
И.В. Леписева (Республика Карелия) поддержала обязательное распределение бюджетных выпускников. В сельской местности следует больше функций по оказанию медицинской помощи предоставить фельдшерам. Дополнительной проблемой является ситуация, когда специалисты, направленные на обучение в клинической ординатуре в крупные города, не возвращаются в регион после завершения обучения.
Л.А. Айдарова напомнила, что фельдшер не может заменить врача, поскольку они обеспечивают разное качество медицинской помощи.
Е.В. Костюшов (Ленинградская область) отметил, что нужен комплексный подход, включающий и обязательное распределение выпускников, и уровень заработной платы, и высокий уровень подготовки специалистов.
Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев напомнил, что штатные должности формируются главным врачом медицинской организации. В зависимости от потребности в первичном звене можно формировать как врачебные, так и фельдшерские бригады с участием медсестер или без.
Д.А. Хунов (Республика Адыгея) отметил, что главное – это обеспечение надлежащего качества медицинской помощи. Если главный врач медицинской организации обоснованно считает, что нужно сделать акцент на фельдшеров, то его нужно поддержать. Важно не только распределить выпускника вуза в первичное звено, но и сохранить его после 3 лет обязательной отработки. Для этого нужна достойная заработная плата и повышение престижа специальности.
В.И. Бичева (Воронежская область) согласилась со значением финансирования и престижности профессии в обеспечении решения кадровой проблемы, следует также вести учет бюджетных мест в процессе обучения студентов.
В заключительном слове Н.Н. Ваганов отметил, что в законодательных документах акцент делается на качество медицинской помощи, но без решения кадровых проблем обеспечивать надлежащее качество медицинской помощи невозможно.
Далее Л.М. Рошаль сообщил, что состоялась встреча с заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Семеновой, курирующей вопросы подготовки кадров. Обсуждался вопрос подготовки специалистов по новой медицинской специальности – реабилитологии. Эта специальность объединяет не только врачей и работников с немедицинским образованием различного профиля, поэтому возник вопрос о допуске специалистов с немедицинским образованием к оказанию медицинской помощи.
Советник Президента НМП В.А. Плякин напомнил, что нормативных документах имеется три специальности с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи по профилю «реабилитология» - специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации и логопед. Минздрав предлагает допустить этих специалистов к оказанию медицинской помощи. В ст. 33-34 323-ФЗ не упомянуты специалисты с немедицинским образованием, поэтому Минздрав предлагает решить проблему с допуском таких специалистов через процедуру аккредитации. Другим вариантом может быть внесение таких специалистов в профессиональный стандарт.
Л.А. Айдарова сообщила, что в определение медицинских работников входят и лица с немедицинским образованием, противоречий в этом отношении нет. Однако в связи с коллизией между ст. 2 и ст. 33 323-ФЗ следует попросить разъяснений у Минздрава.
Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов согласился с тем, что в соответствии с требованиями 323-ФЗ не только медперсонал может заниматься медицинской деятельностью, лица с немедицинским образованием также относятся к медработникам.
С.Б. Дорофеев выразил мнение о том, что можно согласиться с мнением Минздрава о проведении аккредитации специалистов с немедицинским образованием.
Т.Н. Быковская предложила дополнить вариант, предложенный Минздравом, фразой «включенные в профессиональный стандарт».
В.А. Клевно (Ассоциация судебно-медицинских экспертов) напомнил, что в системе судебно-медицинской экспертизы успешно работают специалисты с немедицинским образованием в качестве экспертов (химики, биохимики, генетики).
При визуальном голосовании большинство участников совещания поддержало идею включения работников с немедицинским образованием в профессиональный стандарт.
В заключение Л.М. Рошаль поблагодарил участников совещания за активное обсуждение поставленных вопросов.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Вице-президент Союз НМП В.И. Стародубов сообщил, что принято решение о том, что остеопатия войдет в состав восстановительной медицины для экспертизы ВАК, как научная профессия. Он также отметил крайне низкое представительство врачей-остеопатов в государственных медицинских организациях. По его данным, в России имеется всего 21,75 ставки врача-остеопата в государственных учреждениях, работает всего 9 специалистов. Д.Е. Мохов ответил, что для привлечения к работе специалистов по остеопатии в государственные медицинские организации ведется работа по включению остеопатии в тарифы ОМС.
Наибольшее внимание следует уделить отчету по вопросам здравоохранения в Государственной Думе. В целом направления деятельности Минздрава России получило одобрение. В то же время наиболее острая проблема кадровой политики в медицине привела к формированию специальной рабочей группы по этому вопросу. Национальной Медицинской Палате следует добиться того, чтобы ее представители обязательно вошли в состав рабочей группы.
А.Г. Румянцев обратил внимание участников аппаратной конференции на тот факт, что кадровая проблема по-прежнему остается основной проблемой в медицине, сложившаяся ситуация является следствием провала Минздрава России в решении этого вопроса. Проблему следует обсудить отдельно после формирования нового состава Правительства Российской Федерации.
С.Б. Дорофеев предложил включить представителей НМП в состав комиссии по подготовке положения об оплате труда в здравоохранении. Он подчеркнул, что планирующиеся не менее 50% оплаты труда за счет окладов не решат проблемы, поскольку в первую очередь следует определить гарантированный источник финансирования.
Взрослые инфекционисты часто не соглашаются брать на себя ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому все работающие в инфекционном стационаре педиатры должны получать вторую специальность по инфекционным болезням. Работа педиатра в инфекционном стационаре существенно отличается от работы взрослого инфекциониста, особенно это касается вакцинопрофилактики и иммунопрофилактики.
В.И. Стародубов сообщил, что при исследовании удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью респонденты отметили, что в основном качество связывают с отношением к пациентам. Если по России удовлетворенность медицинской помощью составляет 52%, то в частных организациях она на 20-25% выше, чем в бюджетных. Это определяет конкурентоспособность негосударственных медицинских организаций.
Наиболее важными предложениями следует считать пять: поддержать инициативу НМП по изъятию термина «медицинская услуга»; в рамках декриминализации здравоохранения изъять из 323-ФЗ пункт об обязательности выполнения клинических рекомендаций и введении на основе клинических рекомендаций протоколов оказания медицинской помощи для медицинских организаций различного уровня; законодательно закрепить саморегулирование отрасли здравоохранения; в перспективе планировать увеличение государственных расходов на здравоохранение в объеме 5% ВВП вместо имеющихся 3,6%; вернуться к вопросу сокращения сроков проведения пилотных проектов в регионах по новым принципам оплаты труда в здравоохранении.
Л.М. Рошаль отметил, что работа RUSSCO получила высокую оценку Президента АОР, Вице-президента Союза НМП А.Д. Каприна, общество может готовить документы для вступления в Национальную Медицинскую Палату. В дальнейшем потребуется внутри НМП разработать регламент взаимодействия профессиональных однопрофильных организаций. Л.М. Рошаль поблагодарил Д.А. Носова за работу и активную позицию в области отношений с НМП.
Первый Вице-президент Союза НМП А.Г.Румянцев отметил, что Национальной Медицинской Палате следует сформулировать предложения по формированию заработной платы медицинских работников. Президент Союза НМП Л.М. Рошаль отметил, что одним из центральных и очень тревожных вопросов имеющейся проблемы – существенная разница в заработной плате по регионам России, что способствует перемещению медработников как территориально, так и по профессиям, например, уходу специалистов из службы скорой помощи.
Достижением НМП стала отсрочка в обязательности применения клинических рекомендаций на год, Палата будет добиваться признания в качестве обязательных для исполнения документов протоколов оказания медицинской помощи, созданных на основе клинических рекомендаций для каждого уровня оказания медицинской помощи в соответствии с оборудованием, лекарственным и кадровым обеспечением.