Информация об аппаратном совещании от 3 августа 2022 года
03.08.2022 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
В начале совещания Л.М. Рошаль ознакомил его участников с еженедельным дайджестом публикаций СМИ по вопросам здравоохранения. Наиболее интересными публикациями явились: опубликование законопроекта об онлайн-продаже рецептурных лекарственных препаратов, утвержденный Минтруда и Минздравом новый порядок ковидных выплат медработникам, коррекция перечня высокотехнологичной медицинской помощи, затраты Фонда ОМС на проведение постковидной диспансеризации населения. Вновь был поднят вопрос о так называемом «Калининградском деле» врача Сушкевич. Вызывают также интерес опубликованные ФАЦ сроки возможности повторного проведения процедуры аккредитации, отношение Президента России к телемедицинским технологиям, нехватка примерно 1300 онкологов в первичном звене при отсутствии программы по кадровому обеспечению здравоохранения. Дайджест будет размещен на официальном сайте НМП.
Далее Первый Вице-президент Союза НМП А.Г. Румянцев доложил об итогах работы Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации. В течение 2022 года было внесено достаточное количество поправок и предложений по совершенствованию нормативной базы здравоохранения. Л.М. Рошаль провел совещание с участием представителей Государственной Думы и Общероссийского народного фронта, по итогам которого предложения были поддержаны. Наиболее важным является предложение по ликвидации термина «медицинская услуга» с сохранением в нормативных документах термина «медицинская помощь» с возможным сохранением медицинской услуги только в рамках платного оказания помощи. Из других важных поправок – участие общественных организаций в оценке качества подготовки специалистов, расширение перечня «7 нозологий», работа общественных фондов. Дискуссия по этим и другим вопросам будет проводиться на площадке Государственной Думы в сентябре 2022 г. после завершения летних думских каникул.
Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что сохранение понятия «медицинская услуга» в платной медицине сохраняет возможность применения в отношении медработников статьи 238 УК РФ, исходящей из требований Закона о защите прав потребителей.
Следующим вопросом повестки дня стало обращение Председателя Правления Ассоциации Детских больниц Н.Н. Ваганова. Он ознакомил участников совещания с результатами анализа кадрового обеспечения в крупных детских больницах Костромы, Челябинска и Магнитогорска. В больницах имеется прикрепленное детское население, помощь которому оказывается в поликлинических подразделениях больниц. Реальной является ситуация, когда с детским населением работают фельдшеры, хотя по отчетам все врачебные должности заняты. В год вузы России выпускают до 50 000 студентов, ст. 37 Конституции Российской Федерации предусматривает свободный труд, право выбора места работы не регламентировано. При этом еще в 2008 году Л.М. Рошаль предложил обязательное распределение выпускников медицинских вузов, обучающихся на бюджетных местах, в 2014 г. это предложение было подхвачено Минздравом России, в 2019 году – Общероссийским Народным Фронтом, Президентом России поручено проработать этот вопрос Минздраву, однако прогресса в решении этого вопроса нет. В настоящее время укомплектованность штатами детских больниц составляет 80%, коэффициент совмещения составляет в среднем 1,32, причем для врачей приемных отделений – 2,0, анестезиологов-реаниматологов – 1,68, инфекционистов – 1,45, детских хирургов – 1,48, детских урологов – 1,86. Укомплектованность значительно разнится в зависимости от субъекта Российской Федерации, в некоторых составляет менее 50%. Решение кадровой проблемы является главной задачей здравоохранения. В действующей Конституции есть п. 3 ст. 50, в котором указано, что права и свободы граждан могут быть ограничены при необходимости сохранения здоровья других лиц. Ассоциацией Детских больниц подготовлено письмо в адрес Национальной Медицинской Палаты с предложением быстрейшего введения обязательного распределения выпускников медвузов, обучающихся на бюджетной основе.
В ходе обсуждения Л.М. Рошаль отметил, что позиция с нехваткой кадров характерна не только для педиатрии, но и для других специальностей. На одном из последних конгрессов Министр здравоохранения Российской Федерации поставил кадровую проблему на 5-е место по важности, вместе с тем секция организаторов здравоохранения на этом же конгрессе вывела эту проблему на первое место. Позицию по обязательному распределению бюджетных выпускников НМП поддерживает. Следует также провести анализ по отдельным специальностям и по возможности решения кадрового дефицита при целевом медицинском образовании.
И.И. Комарова (Ярославская область) отметила важность распределения выпускников особенно для сельской местности. Однако, решение проблемы только за счет врачей невозможно из-за еще более выраженного дефицита среднего медперсонала, а также необходимости приобретения оборудования для медицинских организаций первичного звена.
А.А. Бойков (Ассоциация работников скорой медицинской помощи, Санкт-Петербург) отметил резкий дефицит врачей скорой помощи, специализированные бригады, в первую очередь реанимационные, имеются единичные и только в крупных городах. Определенным свидетельством об отношении Минздрава к врачам скорой помощи служит тот факт, что в новых документах о ковидных выплатах врачи скорой помощи вообще не упоминаются. Для частичного решения проблемы требуется дать возможность выпускникам, прошедшим первичную аккредитацию, получить свидетельство об аккредитации по скорой помощи и возможность три года отработать по этой специальности. Для фельдшеров объединить специальности лечебное дело и скорая помощь. Таким образом, выпускник вуза сможет работать сразу врачом выездной бригады скорой помощи, а врачом специализированной бригады или стационарного отделения скорой помощи – после завершения обучения в клинической ординатуре.
- О.А. Самошин (Тверская область) заметил, что распределение выпускников должно стать обязательным не только для студентов медицинских, но и всех других вузов. Кроме распределения, важнейшим фактором кадровой политики должна стать достойная зарплата (в Тверской области в первичном звене здравоохранения предусмотрены оклады в размере 7000 рублей).
- Т.Н. Быковская (Ростовская область) считает, что врач должен идти работать в первичное звено здравоохранения или в службу скорой помощи. Обучение в клинической ординатуре должно проводиться только при наличии спроса на врачей соответствующей специальности.
- Г.М. Гайдаров (Иркутская область) предложил предоставить результаты анализа обеспеченности кадрам в регионах Сибирского федерального округа.
- В.А. Мельников (Тульская область) отметил, что статистические данные по больницам могут отличаться в зависимости от перепрофилизации стационаров или отдельных подразделений в период ковидной эпидемии. Для решения кадровой проблемы требуется не только обязательное государственное распределение выпускников медвузов, но еще и уровень заработной платы, и реформа оплаты труда с ответом на вопрос: за что платить? Программа госгарантий предусматривает 80-85% финансирования только на 1-ю и 2-ю статьи. Пилотный проект по реформе оплаты труда в здравоохранении отложен на неопределенный срок. Кроме того, следует учесть, что врач на селе далеко не всегда работает с полной нагрузкой, дисквалифицируется. Требуется увеличить штат среднего медперсонала, за этот счет уменьшить функционал врача.
В.А. Медведев (Орловская область) отметил необходимость повышения престижности профессии педиатра. В настоящее время конкурс в клиническую ординатуру по педиатрии весьма низкий. Следует также обсудить вопрос о восстановлении института интернатуры.
И.В. Леписева (Республика Карелия) поддержала обязательное распределение бюджетных выпускников. В сельской местности следует больше функций по оказанию медицинской помощи предоставить фельдшерам. Дополнительной проблемой является ситуация, когда специалисты, направленные на обучение в клинической ординатуре в крупные города, не возвращаются в регион после завершения обучения.
Л.А. Айдарова напомнила, что фельдшер не может заменить врача, поскольку они обеспечивают разное качество медицинской помощи.
Е.В. Костюшов (Ленинградская область) отметил, что нужен комплексный подход, включающий и обязательное распределение выпускников, и уровень заработной платы, и высокий уровень подготовки специалистов.
Вице-Президент Союза НМП С.Б. Дорофеев напомнил, что штатные должности формируются главным врачом медицинской организации. В зависимости от потребности в первичном звене можно формировать как врачебные, так и фельдшерские бригады с участием медсестер или без.
Д.А. Хунов (Республика Адыгея) отметил, что главное – это обеспечение надлежащего качества медицинской помощи. Если главный врач медицинской организации обоснованно считает, что нужно сделать акцент на фельдшеров, то его нужно поддержать. Важно не только распределить выпускника вуза в первичное звено, но и сохранить его после 3 лет обязательной отработки. Для этого нужна достойная заработная плата и повышение престижа специальности.
В.И. Бичева (Воронежская область) согласилась со значением финансирования и престижности профессии в обеспечении решения кадровой проблемы, следует также вести учет бюджетных мест в процессе обучения студентов.
В заключительном слове Н.Н. Ваганов отметил, что в законодательных документах акцент делается на качество медицинской помощи, но без решения кадровых проблем обеспечивать надлежащее качество медицинской помощи невозможно.
Далее Л.М. Рошаль сообщил, что состоялась встреча с заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Семеновой, курирующей вопросы подготовки кадров. Обсуждался вопрос подготовки специалистов по новой медицинской специальности – реабилитологии. Эта специальность объединяет не только врачей и работников с немедицинским образованием различного профиля, поэтому возник вопрос о допуске специалистов с немедицинским образованием к оказанию медицинской помощи.
Советник Президента НМП В.А. Плякин напомнил, что нормативных документах имеется три специальности с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи по профилю «реабилитология» - специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации и логопед. Минздрав предлагает допустить этих специалистов к оказанию медицинской помощи. В ст. 33-34 323-ФЗ не упомянуты специалисты с немедицинским образованием, поэтому Минздрав предлагает решить проблему с допуском таких специалистов через процедуру аккредитации. Другим вариантом может быть внесение таких специалистов в профессиональный стандарт.
Л.А. Айдарова сообщила, что в определение медицинских работников входят и лица с немедицинским образованием, противоречий в этом отношении нет. Однако в связи с коллизией между ст. 2 и ст. 33 323-ФЗ следует попросить разъяснений у Минздрава.
Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов согласился с тем, что в соответствии с требованиями 323-ФЗ не только медперсонал может заниматься медицинской деятельностью, лица с немедицинским образованием также относятся к медработникам.
С.Б. Дорофеев выразил мнение о том, что можно согласиться с мнением Минздрава о проведении аккредитации специалистов с немедицинским образованием.
Т.Н. Быковская предложила дополнить вариант, предложенный Минздравом, фразой «включенные в профессиональный стандарт».
В.А. Клевно (Ассоциация судебно-медицинских экспертов) напомнил, что в системе судебно-медицинской экспертизы успешно работают специалисты с немедицинским образованием в качестве экспертов (химики, биохимики, генетики).
При визуальном голосовании большинство участников совещания поддержало идею включения работников с немедицинским образованием в профессиональный стандарт.
В заключение Л.М. Рошаль поблагодарил участников совещания за активное обсуждение поставленных вопросов.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.