Информация об аппаратном совещании от 10 августа 2022 года
10.08.2022 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Президент Союза НМП Л.М. Рошаль.
Первым вопросом повестки дня стало обсуждение взаимодействия регистров ФРМР и ФМРО в системе ЕГИСЗ. Докладывал О.А. Самошин (Тверская область). Он обратил внимание на ряд проблем, возникающих при работе врачей и отделов кадров медицинских организаций с системами электронного документооборота. Имеется нестыковка между требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и приказами Минздрава, согласно ТК РФ медработник предъявляет при трудоустройстве работодателю документ, свидетельствующий о получении необходимого для его должности образования и прохождении аккредитации, таким образом, должна иметься возможность получения документов об образовании и аккредитации на бумажном носителе. Необходимые сведения в ФРМР, за работу которого отвечает Минздрав, зачастую отсутствуют. Известно, что 41% медработников в России сталкивается с трудностями при работе в электронных медицинских информационных системах. Работники отделов кадров вынуждены работать в нескольких электронных программах, при этом в случае невыполнения требований этих программ накладывается штраф на работника или на учреждение в целом. Кроме того, много электронного оборудования поступало из-за рубежа, в настоящее время стареет, имеются трудности в замене или ремонте оборудования.
В связи с этим территориальная организация НМП Тверской области сформулировала несколько предложений: приказом Минздрава определить ответственных лиц за разработку и функционирование программных продуктов, используемых Минздравом, персонифицировать ответы сотрудников технической поддержки Минздрава, утвердить регламентируемые сроки ответов на телефонные и электронные запросы, определить базовые площадки в медицинских организациях разного уровня для тестирования всех программных нововведений перед их внедрением, подготовить обучающие ролики по работе программных продуктов, проводить не реже 1 раза в год обучающие семинары для руководителей кадровых служб медицинских учреждений, при необходимости – их переподготовку силами медицинских университетов. Полностью текст, подготовленный Врачебной Палатой Тверской области, был предварительно разослан участникам аппаратного совещания.
Руководитель отдела кадров Тверской ОКБ отметила, что медицинские организации Тверской области сталкиваются с дефицитом работников кадровых служб, которые работают сразу в нескольких информационных системах, например, 1С, ФРМО, Барс, Фармация, целевое обучение, вакцинация работников, медосмотры и др. При этом методические рекомендации по работе в системах отсутствуют, а за подготовку в соответствии со ст. 196 ТК РФ отвечает работодатель. За малейшие сбои в отчетности налагаются штрафы статистической службой, Минтруда. Требуется обучение специалистов, желательно на базе медицинских университетов.
Вице-Президент Союза НМП Н.Л. Аксенова подтвердила, что вопросы по получению документов из ФРМР поступают в территориальную организацию НГМП Смоленской области ежедневно. Актуальной задачей является приведение в соответствие Трудовому кодексу Российской Федерации законодательства об электронном документообороте в сфере здравоохранения.
Вице-Президент Союза НМП В.И. Стародубов и руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметили, что штрафы налагаются за общую для всех отраслей отчетность – статистическую, налоговую и т.д., а не за отчетность по медицинской деятельности.
В.А. Клевно (Ассоциация судебно-медицинских экспертов России) напомнил, что имеется тенденция со стороны главных врачей медицинских организаций перекладывать на плечи медработников вопросы непрерывного медицинского образования.
В обсуждении приняли участие представители Минздрава России Г.А. Захаренко и А.В. Матвиенко. Они обратили внимание участников совещания на то, что ответственным за программные продукты, используемыми Минздравом, является Департамент цифрового развития Минздрава России. Проблема развития сети Интернета должна решаться на государственном и региональном уровнях, поскольку сделан выбор в пользу цифровизации здравоохранения. Возможность получения документов на бумажном носителе есть. Так, в течение года 123 000 медработников аккредитовано через личные кабинеты в сети непрерывного медицинского образования, 245 000 человек получили выписки, заверенные электронной подписью, через портал Госуслуг. При наличии трудностей в каком-либо регионе следует решать вопросы индивидуально по конкретным ситуациям. Предложение по персонализации ответов сотрудников техподдержки Минздрав поддерживает, однако есть сомнения в его выполнимости из-за большого дефицита кадров. Тестирование и пробные запуски программных продуктов и их обновлений проводятся. Так, последнее обновление было протестировано в 4 регионах, национальном медицинском исследовательском центре и ФМБА. В данном вопросе есть другая проблема: непонятно, насколько готовы медицинские организации в субъектах Российской Федерации отказаться от привычных для них и повседневно использующихся медицинских информационных систем. В настоящее время в Департаменте цифрового развития Минздрава России создана группа по интеграции МИС. Обучающие материалы Минздрав выпускает в виде инструкций, проводит вебинары, идея об обучающих роликах поддерживается. Работники кадровых служб не находятся в прямом подчинении Минздрава. Вероятно, вопрос обучения сотрудников отделов кадров следует решать через портал непрерывного медицинского образования, в частности, на этом портале может быть подготовлен модуль с образовательной программой по вопросам работы в МИС.
Было проведено электронное голосование. 97% участников голосование считает поднятый вопрос актуальным. 92% проголосовало за возможность получения документов об образовании и прохождении аккредитации на бумажном носителе. В заключение Л.М. Рошаль поблагодарил участников обсуждения, по результатам которого будут подготовлены обращения, которые будут направлены в Минздрав и Минтруда Российской Федерации.
Далее Л.М. Рошаль рассказал участникам совещании о своей поездке в Орел, где прошла встреча Врачебной Палаты Орловской области с участием губернатора области. Вход на встречу был свободным, приняло участие более 500 человек. Состоялся откровенный разговор о роли территориальной организации НМП и Национальной Медицинской палаты в целом в российском и региональном здравоохранении, такое общение стало полезным опытом, который следует распространять и в других регионах. В ходе встречи региональная Палата подняла вопрос о переводе медицинского факультета Орловского ГМУ в ведение Минздрава России, в настоящее время вуз подчинен Минобрнауки. Руководитель факультета против перехода в ведение Минздрава. Л.М. Рошаль предложил альтернативный вариант: сохранить медицинский факультет подведомственным Минобрнауки с обязательным соответствием учебных программ профессиональным стандартам, для контроля такого соответствия следует усилить требовательность и принципиальность в работе аккредитационной комиссии по первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов. Проведено электронное голосование. 77% участников голосования высказалось за передачу медицинского факультета в ведение Минздрава.
Директор аккредитационно-симуляционного центра Орловской области, работающего на площадке ОГУ, А.А. Вашунин сообщил о сложностях в работе, связанных со службой технической поддержки АСА НМП.
Советник президента Союза «НМП» В.А. Плякин напомнил участникам совещания, что с момента создания Автоматизированной системы аккредитации НМП (АСА НМП) и введения ее в работу в феврале 2021 года еще ни разу не было технического сбоя.
В феврале 2022 года в Союз «НМП» поступило письмо из Минздрава России с просьбой сформировать составы аккредитационных комиссий в течение 2 недель. Однако к окончанию установленного срока в АСА НМП работа секретарями аккредитационных комиссий не была завершена. В связи с этим, Союз «НМП» обратился с просьбой в Минздрав России о продлении срока предоставления информации о составах аккредитационных комиссий до 01.04.2022 г. Просьба была удовлетворена. Информация по составам аккредитационных была выгружена из АСА НМП и направлена в Минздрав России в срок. Далее 06.05.2022 г. Минздрав России направил в Союз «НМП» проект приказа о составах аккредитационных комиссий для проверки информации и 19.05.2022 г., после проведенной работы секретарями аккредитационных комиссий и подкомиссий в АСА НМП, дополнения в проект приказа были направлены в Минздрав России.
После ознакомления с приказом Минздрава о составах аккредитационных комиссий №379 от 02.06.2022 г. секретарями аккредитационных комиссий были сделаны изменения по составам комиссий в АСА НМП и 15.07.2022 г. информация направлена в Минздрав России.
После проверки действий секретаря аккредитационной комиссии Орловской области в АСА НМП и сопоставления данных с приказом Минздрава о составах аккредитационных комиссий, установлено, что , 4 члена аккредитационных подкомиссий не были включены в приказ, а 59, наоборот, включены в приказ, минуя АСА НМП. Объяснять это сложностями в работе, связанными со службой технической поддержки АСА НМП, не корректно, т.к. более 95% аккредитационных комиссий успешно справились с данной работой.
Хорошим примером является аккредитационная комиссия Республики Кабардино-Балкария, которая с целью создания аккредитационной комиссии, решение о котором было принято в июне 2022 г., сумела всего за 2 календарных дня внести все данные в АСА НМП. Вероятно, ситуация в Орловской области является недоработкой аккредитационной комиссии или серьезной технической проблемой на региональном уровне.
Э.Г. Шогенов (Республика Кабардино-Балкария) подтвердил хорошую работу АСА НМП и выразил благодарность аппарату Национальной Медицинской Палаты и лично Плякину В.А. за профессиональную работу и организацию этой деятельности.
Н.Л. Аксенова отметила, что и в Смоленской области в ходе формирования аккредитационных комиссии и подкомиссий имели место технические сбои, но все удалось благополучно завершить до 19.05.2022 г.
Л.М. Рошаль напомнил о трудностях разработки и внедрения весьма дорогостоящей системы, которая подтвердила достаточную надежность в повседневной работе в абсолютном большинстве регионов Российской Федерации. Весьма вероятно, что Врачебная Палата Орловской области не смогла вовремя оформить списки. По каждому конкретному спорному случаю необходимо обращаться в аппарат НМП.
Следующим вопросом повестки дня стала информация Председателя Правления Мордовской республиканской общественной организации «Ассоциация врачей Мордовии» А.Н. Пинямаскина. Текст опубликованной им статьи в печатном издании был разослан участникам совещания. Н.А. Пинямаскин сообщил, что публикации о работе территориальной организации НМП Республики Мордовия являются частью работы организации, что позволяет заявить о себе, ознакомить население с работой ассоциации, обозначить проблемы республиканского и российского здравоохранения, поддержать начинания Союза НМП в целом. В Республике Мордовия выходят регулярно 4 газеты, ассоциация публикует статьи во всех. Л.М. Рошаль поблагодарил А.Н. Пинямаскина за внимание к этому важному разделу работы и рекомендовал другим территориальным и профессиональным организациям находить моменты для популяризации идеологии и деятельности Национальной Медицинской Палаты в средствах массовой информации.
В разделе «Разное» А.А. Бойков (Ассоциация работников скорой медицинской помощи, Санкт-Петербург) обратил внимание участников совещания на тот факт, что в новом постановлении № 1268 Правительства Российской Федерации о выплатах медработникам за работу с пациентами, больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19, работники скорой помощи не упомянуты вообще. Вызывает тревогу также подготовленный Минздравом приказ об объединении служб неотложной и скорой помощи.
Н.Л. Аксенова подтвердила, что в Смоленской области еще до получения приказа Минздрава ведется подготовка к объединению служб скорой и неотложной помощи.
Л.М. Рошаль предложил обсудить ситуацию в службе скорой помощи на одном из ближайших аппаратных совещаний Национальной Медицинской Палаты.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин отметил, что НМП поддерживает идею закрепления контроля над образовательными организациями со стороны Минздрава России. Фильтром для допуска к профессии должна была стать аккредитация специалистов, но она полностью не обеспечивает контроль. Возможно, на ситуацию окажет эффект принятый 28.02.2025 г. закон о повышении качества медицинского образования в Российской Федерации.
На площадке Совета партии Единая Россия состоялось заседание по вопросу о применении клинических рекомендаций. Достигнуто понимание позиций Национальной Медицинской Палаты и Единой России в вопросе о том, что выполнение требований клинических рекомендаций не может являться предметом судебных разбирательств.
Проект нового приказа Минздрава России, который должен заменить приказ № 203н от 2017 года «Об утверждении критериев качества оказания медицинской помощи» не будет касаться медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, этому разделу будет посвящён отдельный приказ. Кроме того, раздел критериев качества медицинской помощи имеется в клинических рекомендациях. В итоге, медицинские работники могут столкнуться с ситуацией, когда по одному случаю оказания медицинской помощи могут быть применены три разных группы критериев, по каждой из которых предусмотрены штрафные санкции.
В защите специалистов представители РОРР участвуют редко, поскольку иски к рентгенологам и радиологам возникают редко. С учётом того, что основным предметом исков являются заключения специалистов, был проведён вебинар по методике оформления заключений.
Л.М. Рошаль отметил, что выпускник вуза может трудоустроиться только по специальностям участкового терапевта или участкового педиатра. Большое количество выпускников медицинских вузов поступает в ординатуру, чтобы после её окончания получить более профильную специальность и иметь возможность трудоустроиться в частную медицинскую организацию. Нецелевики-бюджетники, о которых в основном ведётся речь, в настоящее время составляют 10-15% всех выпускников.
Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что Бурятия явилась уникальным регионом в отношении большого количества уголовных дел по привлечению к ответственности медработников по статье 238 УК РФ. В обоснованиях необходимости декриминализации здравоохранения Национальная Медицинская палата приводила эту информацию. Опыт, полученный МПРБ, дал толчок к изменениям в законодательстве. Это свидетельство хорошей работы юристов Медпалаты.
В.И. Стародубов поинтересовался, как организуется оплата труда членов аккредитационных комиссий в Москве. Ш.М. Гайнуллин (РОО СОВ, Москва) пояснил, что в течение последних лет он, как руководитель территориальной организации НМП Москвы направлял письма-представления в Департамент здравоохранения Москвы, который в свою очередь направлял распоряжения в адрес главных врачей медицинских организаций о материальном стимулировании членов аккредитационных комиссий по месту основной работы. В последнее время письма-представления подготавливаются председателями аккредитационных комиссий.
По данным главных внештатных специалистов Минздрава, имеется несоответствие в критериях качества оказания медицинской помощи, сформулированных в отдельных клинических рекомендациях и в приказе Минздрава № 203н. Сейчас ведется работа по устранению этих противоречий. Трудности связаны и с тем, что клинические рекомендации разрабатываются по нозологическим формам и практически не учитывают коморбидность.
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.