Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 20 сентября 2023 года

Материалы для скачивания

20.09.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП, руководитель аппарата НМП В.Ю. Семенов.

Вопросом повестки дня стала информация о работе Совета по профессиональным квалификациям: целесообразность и эффективность, актуальность разработки и перспективы применения профессиональных стандартов. Докладывал советник Президента Союза НМП, секретарь Совета по профессиональным квалификациям в здравоохранении В.А. Плякин. Во время доклада демонстрировалась презентация.

В.А. Плякин отметил, что тема разработки профессиональных стандартов (ПС) была поднята Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 09.12.2013 г. на совещании по вопросу разработки ПС. 16.04.2014 г. указом Президента РФ № 249 был утвержден Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, целью которого является формирование и развитие систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности, председателем является Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин. Национальным советом 24.09.2014 г. (протокол заседания № 4) утвержден Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении (СПК), базовой организацией является Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата», а председателем – Президент Союза НМП Л.М. Рошаль. В состав данного Совета входят представители аппарата НМП, территориальных и профильных профессиональных организаций – членов НМП, Минздрав России представлен заместителем Министра здравоохранения Т.В. Семеновой.

Основными функциями СПК являются:

  • проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификации и профессиональном образовании;
  • разработка и актуализация ПС и квалификационных требований;
  • проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия ПС, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;
  • организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;
  • организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности.

В качестве нормативной базы используются следующие дефиниции. ПС – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). Квалификация (по образованию) -уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Упоминание о квалификации и ПС содержится также в ст. 57 ТК РФ о содержании трудового договора, ст. 150 ТК РФ об оплате труда при выполнении работ различной квалификации, в ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников. В ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ о правах медицинских работников и фармацевтических работников и мерах их стимулирования в п.1, 5) указано, что работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации. В ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ в п. 2, 1) говорится о том, что медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией. В ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ в п. 2) указано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.

Наиболее актуальной проблемой ПС является, в соответствии с приказом Минздрава России № 206н, является приведение ПС в соответствие с трудовой функцией и квалификационными требованиями. При этом основным принципом является преемственность, когда из ПС следует квалификация, определяющая содержание дополнительных профессиональных программ и образовательных мероприятий. В настоящее время Национальным советом разработана стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (протокол № 51 от 12.03.2021 г.). Согласно стратегии, в соответствии с основной целью и приоритетами развития национальной системы квалификаций Российской Федерации будут реализованы задачи по следующим основным направлениям:

  • обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего;
  • интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации;
  • обновление процедур и требований допусков к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан и/или нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде;
  • обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда:
  • создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в Российской Федерации;
  • формирование механизмов стимулирования граждан и работодателей к освоению и использованию современных квалификаций.

Таким образом, национальная система квалификаций предусматривает мониторинг рынка труда, независимую оценку квалификаций, разработку ПС, квалификаций и оценочных средств, проведение на их основе профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Она непосредственно влияет на непрерывное медицинское образование, аккредитацию специалиста и аттестацию на квалификационную категорию, страхование ответственности профессиональных рисков, систему оплаты труда и, в конечном итоге, является шагом к саморегулированию профессиональной деятельности в здравоохранении. На настоящий момент утверждено 79 ПС, 21 ПС находится на утверждении в Минздраве, 10 направлены в Минтруда России, 1 ПС направлен в Национальный совет по профессиональным квалификациям, 1 находится на утверждении в Минюсте России, в разработке еще 21 НС. Налицо замедление темпов работы над созданием или актуализацией ПС, что полностью находится в руках их разработчиков. НМП проводит обучающие вебинары, в которых участвует лишь малая часть разработчиков. Основная роль Национальной Медицинской Палаты в настоящее время – развивать и поддерживать систему профессиональных квалификаций.

В ходе обсуждения В.Ю. Семенов задал вопросы о том, только ли врачебные специальности представлены в ПС, есть ли неохваченные ПС специальности, какую позицию в отношении ПС занимает Министерство здравоохранения Российской Федерации, какова роль главных внештатных специалистов и доля их ответственности за создание или обновление ПС. В.А. Плякин сообщил, что ПС охватывают не только врачебные специальности, но и специальности среднего медперсонала, за исключением специалистов по фармации, которые выделены в отдельный блок. Неохваченные специальности есть, что опять же обусловлено низкой активностью разработчиков ПС, некоторые остановились на уровне заявки в Минтруда. Позиция Минздрава достаточно пассивная, что, возможно, объясняется отсутствием разработанных инструментов отчетности. Основную ответственность за создание и обновление ПС несет Совет по профессиональным квалификациям, этими полномочиями наделена только Национальная Медицинская Палата, Минздрав с участием своих главных внештатных специалистов и профсоюз работников здравоохранения могут только одобрить предлагаемый ПС.

Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили отметил, что постоянно обсуждается уменьшение числа специальностей в здравоохранении, следовательно, и ПС, в то же время утверждаются новые ПС. В.А. Плякин обратил внимание на то, что до сих пор нет понимания, какие же специальности будут устранены или укрупнены, в то же время возникает острая потребность в новых ПС, например, по целому ряду специальностей по профилю «реабилитология». Поэтому нужен план сокращения числа ПС, к тому же ПС не равнозначен специальности. Минтруда принимает меры к упрощению создания и обновления ПС, в том числе путем их укрупнения, что хорошо видно на примере ПС для медицинских сестер и по профилю «стоматология».

В.Ю. Семенов высказал мнение о необходимости стимулирования труда разработчиков ПС. В.А. Плякин согласился с этим мнением и напомнил, что вопрос профессиональных квалификаций и ПС в здравоохранении будет обсуждаться на предстоящем 9-м съезде Национальной Медицинской Палаты, рекомендации будут включены в решения съезда.

Л.М. Рошаль отметил, что фактически Национальная Медицинская Палата проводит революцию в медицинском образовании, выстраивает четкую структуру, ядром которой является профессиональный стандарт, в том числе для проведения аккредитации, аттестации, разработки образовательных программ. Большое количество ПС само по себе вовсе не является негативным явлением, поскольку в каждом ПС отражается конкретная специальность.

Еще одним вопросом повестки дня совещания стала информация об участии Союза НМП и ее региональных медицинских профессиональных некоммерческих организаций в работе создаваемых Министерством здравоохранения Российской Федерации «Центров оценки технологий в здравоохранении» (письмо Минздрава России было разослано участникам аппаратного совещания накануне). Докладывал Председатель Региональной общественной организации «Врачебная палата Тверской области» доктор медицинских наук, профессор В.Д. Пантелеев.

Он напомнил, что в письме, подписанном заместителем Министра здравоохранения С.В. Глаголевым, упомянуты Центры по оценке технологий здравоохранения (ЦОТЗ). По мнению В.Д. Пантелеева, представители территориальных и профильных профессиональных организаций Национальной Медицинской Палаты должны войти в состав ЦОТЗ с правом рекомендовать в его состав специалистов медицинского сообщества и медицинских вузов. Таким образом, будет подставлено плечо органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в том числе в отношении ответственности за принятые решения.

В качестве содокладчика выступила советник генерального директора ЦЭККМП, профессор Л.С. Мельникова. Она напомнила, что вопрос создания ЦОТЗ, в частности, оценки применяемых лекарственных препаратов был озвучен еще в 2013 г. Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко на научно-методическом совете при Совете Федерации. В 2014 году подобные рекомендации сформировала и фракция Единой России. В том же году была создана Комиссия по оценке лекарственных препаратов. За рубежом подобные комиссии существуют в 69 странах, они оценивают не только фармакологические средства, но и все применяемые технологии. В России первым этапом было решено оценивать именно применяемые лекарственные препараты с целью поддержки управленческих решений, оценки эффективности, рисков, переносимости, доступности лекарственных препаратов путем оценки специалистами-экспертами. Таким образом, письмо Минздрава носит не обязательный, а рекомендательный характер. Не обязательно создавать именно Центры, это могут быть специальные отделы, например, при МИАЦ, областной больнице и т.п. Методическое руководство при этом осуществляет ЦЭККМП. Будут разосланы примерное положение о Центре, а также устав, поскольку наиболее оптимальным будет создание автономного учреждения, имеющего бюджетное финансирование и государственное задание в рамках субъекта Российской Федерации. Для создания такого автономного учреждения нужен нормативный акт правительства субъекта Российской Федерации о поправках в региональное законодательство, это обеспечит максимальную самостоятельность учреждения и определит механизмы финансирования. Очень важным моментом является подготовка специалистов, для решения фармакологических вопросов актуально знание английского языка, соответствующая программа разработана в РМАНПО.

В ходе обсуждения В.Д. Пантелеев поинтересовался отношением Л.С. Мельниковой к высказанной идее о вхождении представителей территориальных организаций НМП в состав ЦОТЗ. Л.С. Мельникова одобрила такую позицию, особенно для автономных учреждений, поскольку для них предусмотрено создание наблюдательного совета, в составе которого и могут работать представители НМП. В случае создания отделов при существующих организациях это осуществить сложнее.

В.Д. Пантелеев задал вопрос о возможности привлечения специалистов медицинских вузов к работе ЦОТЗ. Л.С. Мельникова отметила объективную трудность в виде разной подчиненности вузов и медицинских организаций, но эту проблему можно решить путем создания ЦОТЗ на базе медицинских вузов.

Л.М. Рошаль отметил, что речь идет о создании параллельной структуры, поскольку вопросы оценки медицинских технологий, в том числе применения лекарственных препаратов, является прерогативой органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, он поинтересовался. В каких регионах уже имеется опыт создания ЦОТЗ. Л.С. Мельникова ответила, что ЦОТЗ является аналитическим учреждением или подразделением, решать – создавать автономное учреждение или отдел при какой-либо медицинской организации, должно правительство субъекта. В настоящее время в Московской области создан ЦОТЗ в виде автономного учреждения, а в Самарской области, Калининградской области и г. Севастополе в виде отделов при МИАЦ и головных медицинских организациях. ЦОТЗ оценивает экономическую и клиническую эффективность фармакотерапии, последствия применения лекарственных препаратов, дает рекомендации по закупкам медикаментов.

Вице-президент Союза НМП С.А. Лившиц подтвердил создание в Московской области ЦОТЗ как автономного учреждения, отметил, что возможно включение представителей территориальной организации НМП Московской области в состав наблюдательного совета.

Г.М. Гайдаров (Иркутская область) напомнил, что на территории каждого субъекта Российской Федерации имеется орган управления здравоохранением, вопросы оценки технологий здравоохранения находятся в его компетенции. Вероятно, в некоторых регионах такой ЦОТЗ нужен, Предложил заслушать на одном из ближайших аппаратных совещаний информацию территориальных организаций НМП, имеющих в своих регионах ЦОТЗ, после чего принять решение по направленному письму Минздрава.

В.Ю. Семенов отметил проблему соответствия применяемых лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП и препаратов, рекомендованных клиническими рекомендациями, которую в настоящее время пытаются решить с привлечением специалистов по клинической фармакологии. Он предложил заслушать представителей территорий, имеющих в своих регионах ЦОТЗ, на аппаратном совещании НМП через 2 недели.

В разделе «Разное» В.Ю. Семенов напомнил территориальным организациям Рязанской области и Ульяновской области о недопустимости задержки сведений о врачах – членах территориальных организаций НМП. Л.М. Рошаль предложил в течение ближайших трех дней направить в Минздрав имеющиеся сведения, тем более что сопроводительное письмо в Минздрав уже давно подготовлено.

На этом аппаратное совещание завершило работу.

Материалы для скачивания

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

16 апреля 2025 года

Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин отметил, что НМП поддерживает идею закрепления контроля над образовательными организациями со стороны Минздрава России. Фильтром для допуска к профессии должна была стать аккредитация специалистов, но она полностью не обеспечивает контроль. Возможно, на ситуацию окажет эффект принятый 28.02.2025 г. закон о повышении качества медицинского образования в Российской Федерации.

2 апреля 2025 года

На площадке Совета партии Единая Россия состоялось заседание по вопросу о применении клинических рекомендаций. Достигнуто понимание позиций Национальной Медицинской Палаты и Единой России в вопросе о том, что выполнение требований клинических рекомендаций не может являться предметом судебных разбирательств.

26 марта 2025 года

Проект нового приказа Минздрава России, который должен заменить приказ № 203н от 2017 года «Об утверждении критериев качества оказания медицинской помощи» не будет касаться медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, этому разделу будет посвящён отдельный приказ. Кроме того, раздел критериев качества медицинской помощи имеется в клинических рекомендациях. В итоге, медицинские работники могут столкнуться с ситуацией, когда по одному случаю оказания медицинской помощи могут быть применены три разных группы критериев, по каждой из которых предусмотрены штрафные санкции.

5 марта 2025 года

В защите специалистов представители РОРР участвуют редко, поскольку иски к рентгенологам и радиологам возникают редко. С учётом того, что основным предметом исков являются заключения специалистов, был проведён вебинар по методике оформления заключений.

5 февраля 2025 года

Л.М. Рошаль отметил, что выпускник вуза может трудоустроиться только по специальностям участкового терапевта или участкового педиатра. Большое количество выпускников медицинских вузов поступает в ординатуру, чтобы после её окончания получить более профильную специальность и иметь возможность трудоустроиться в частную медицинскую организацию. Нецелевики-бюджетники, о которых в основном ведётся речь, в настоящее время составляют 10-15% всех выпускников.

29 января 2025 года

Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что Бурятия явилась уникальным регионом в отношении большого количества уголовных дел по привлечению к ответственности медработников по статье 238 УК РФ. В обоснованиях необходимости декриминализации здравоохранения Национальная Медицинская палата приводила эту информацию. Опыт, полученный МПРБ, дал толчок к изменениям в законодательстве. Это свидетельство хорошей работы юристов Медпалаты.

22 января 2025 года

В.И. Стародубов поинтересовался, как организуется оплата труда членов аккредитационных комиссий в Москве. Ш.М. Гайнуллин (РОО СОВ, Москва) пояснил, что в течение последних лет он, как руководитель территориальной организации НМП Москвы направлял письма-представления в Департамент здравоохранения Москвы, который в свою очередь направлял распоряжения в адрес главных врачей медицинских организаций о материальном стимулировании членов аккредитационных комиссий по месту основной работы. В последнее время письма-представления подготавливаются председателями аккредитационных комиссий.

15 января 2025 года

По данным главных внештатных специалистов Минздрава, имеется несоответствие в критериях качества оказания медицинской помощи, сформулированных в отдельных клинических рекомендациях и в приказе Минздрава № 203н. Сейчас ведется работа по устранению этих противоречий. Трудности связаны и с тем, что клинические рекомендации разрабатываются по нозологическим формам и практически не учитывают коморбидность.

18 декабря 2024 года

Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.

4 декабря 2024 года

Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.

Наши партнеры

Медицинский вестник