Информация об аппаратном совещании от 27 сентября 2023 года
27.09.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП А.Д. Каприн.
Перед началом совещания А.Д. Каприн поздравил Вице-президента Союза НМП, академика РАН, профессора Евгения Владимировича Шляхто с блестящей организацией прошедшего Конгресса кардиологов и переизбранием его на должность Президента Российского Кардиологического Общества, а также пожелал дальнейших достижений и успехов в работе. Е.В. Шляхто поблагодарил А.Д. Каприна за высокую оценку деятельности РКО.
Первым вопросом повестки дня стала информация аккредитационной комиссии Белгородской области о выполнении постановления Правительства Российской Федерации № 2351 от 20.12.2022 г. Докладывал член Правления Белгородской региональной Общественной организации «Ассоциация врачей Белгородской области», доктор медицинских наук, врач-хирург С.Б. Николаев. Он напомнил участникам совещания, что данное Постановление позволяет допускать специалистов к работе на должностях врачей анестезиологов-реаниматологов, травматологов-ортопедов, хирургов после профессиональной переподготовки в объеме 504 часов после обучения в клинической ординатуре и 1296 часов после обучения в интернатуре. Качество такого обучения вызывает сильные сомнения, в первую очередь за счет получаемых мануальных навыков.
Главный вопрос при такого рода подготовке специалистов – кто обучает? Известна масса случаев, когда такое обучение проводится заочно, дистанционно, практически всегда платно. Диплом о профессиональной переподготовке перестал иметь статус государственного документа. Для выдачи такого диплома учреждению, которое его выдает, достаточно только лицензии на образовательную деятельность. Минздравом России в феврале-марте 2023 года были подготовлены три проекта приказов с программами обучения и переподготовки и требованиям к образовательным организациям, претендующим на проведение обучения в клинической ординатуре. Но до сих пор проекты приказов размещены на ресурсе Regulation и далее не продвигаются. Появились случаи откровенной продажи документов, так, например, диплом о профессиональной переподготовке по хирургии в объеме 1296 часов можно приобрести за 35 000 рублей. Появились и обращения специалистов с такими документами по поводу проведения первичной специализированной аккредитации. Белгородская аккредитационная комиссия пока такие документы не принимает. Еще одной проблемой стала переподготовка в объеме 504 часов в период обучения на 2-м году клинической ординатуры, такие специалисты претендуют одновременно на проведение первичной и первичной специализированной аккредитации.
А.Д. Каприн поинтересовался предложениями Белгородской территориальной организации. С.Б. Николаев предложил быстрейшую реализацию проектов приказов Минздрава в первую очередь в отношении требований к обучающим организациям. Возможно направление соответствующего запроса в Минздрав.
А.Д. Каприн обратил внимание на то, что проблема должна решаться комплексно, иначе кадровый дефицит в здравоохранении еще более обострится. Клинический ординатор не должен получать стипендию 15 000 рублей и при этом обучаться несколько лет. Надо установить достойную стипендию, которая должна быть поддержана социальным пакетом, иначе проблему не решить. По данным ВОЗ, в настоящее время в мире дефицит врачей составляет 4 300 000 специалистов, подавляющее большинство – в первичном звене здравоохранения. Известно, что в странах Балтии, например, на вызовы к детям направляются стоматологи, а средний возраст работающих врачей составляет 73 года. Возможно, имеет смысл территориальным организациям НМП иметь список сомнительных образовательных организаций, который может быть использован при проведении аудита.
Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова отметила, что без внесения изменений в Федеральный закон об образовании ситуацию изменить сложно. В настоящее время имеется только необязательный механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, хотя они должны проверяться в обязательном порядке. Лицензии на образовательную деятельность выдаются региональными органами управления в сфере образования. Есть и просто факты торговли документами об образовании. Национальная Медицинская Палата, вероятно, может инициировать проведение встречи с участием представителей Минздрава и Минобрнауки.
Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин обратил внимание на то, что недостаточная подготовка в сомнительных образовательных организациях должна в первую очередь беспокоить самих обучающихся. После любой профессиональной переподготовки специалист должен пройти процедуру первичной специализированной аккредитации, требования к которой установлены Минздравом России и едины по всей стране. Союз НМП неоднократно поднимал вопрос о необходимости проведения оценки качества образовательных программ. Союз НМП имеет соглашением с Минздравом России, в котором содержится пункт о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, однако этот пункт не реализуется в должном объеме. Поэтому отказ территориальной аккредитационной комиссии в приеме документов на основании сомнительности в компетентности образовательной организации по крайней мере вызывает вопросы. В то же время приказ 709н Минздрава об аккредитации специалиста не предусматривает проведение аккредитации с учетом положений постановления Правительства. В приказе 206н Минздрава о квалификационных требованиях к специалистам также не содержится положений постановления Правительства. Именно это, вероятно, должно быть основанием для отказа в приеме документов специалистов для прохождения первичной специализированной аккредитации. По поставленным Белгородской ассоциацией врачей вопросам следует обратиться за разъяснениями в Минздрав России.
И.Б. Питулова (Республика Татарстан) предложила проводить профессиональную переподготовку специалистов только в государственных учреждениях.
Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили заметил, что проекты приказов Минздрава, вероятно, не получают движения из-за того, что до сих пор не определено, кто, когда и где готовит специалистов. По поводу проектов приказов нужен запрос в Минздрав. Для противодействия некачественной подготовке специалистов в сомнительных образовательных организациях нужен жесткий фильтр при прохождении процедуры первичной и первичной специализированной аккредитации. Дефицит кадров связан еще и с тем, что многие хорошо подготовленные специалисты уходят в высококвалифицированные специальности, в первичном звене их не остается. Следует подумать о том, чтобы у Национальной Медицинской Палаты была функция контроля проведения подготовки специалистов, следует также максимально ужесточить работу аккредитационных комиссий.
С. Шевченко (Курская область) отметил, что перед Минздравом нужно сформулировать очень четкие вопросы, иначе можно получить отписку. Основным барьером на пути плохо подготовленных специалистов должна стать процедура аккредитации. Вторым барьером могут стать работодатели.
И.Ю. Шилькрот напомнил, что речь идет о контроле качества полученного образования. Необходимо установить ответственность тех, кто выдает документ об окончании обучения. Поскольку обучение идет либо по государственному заданию либо на платной основе, то лучшим механизмом воздействия при этом будет либо возврат образовательной организацией средств, полученных за некачественное обучение, либо доучивание специалиста.
В.А. Плякин предложил установить ответственность также и для членов аккредитационных комиссий за допуск к профессиональной деятельности.
А.Д. Каприн отметил, что медицинское сообщество в настоящее время не может реально влиять на Минобрнауки, которое выдает лицензии на образовательную деятельность.
В заключение обсуждения Президент Союза НМП Л.М. Рошаль поблагодарил С.Б. Николаева за поставленную проблему. Вопрос о качестве медицинского образования обсуждался на площадке Общероссийского народного фронта, были обращения в Федеральную антимонопольную службу и правоохранительные органы. В структуре Национальной Медицинской Палаты есть отдел, занимающийся оценкой и контролем образовательных мероприятий, проводимых с начислением баллов непрерывного медицинского образования. Процедура аккредитации основана на профессиональных стандартов, таким образом, механизм допуска специалистов к профессии имеется, но требуется его совершенствование. Так, введен институт наставничества в здравоохранении, однако Положение о наставничестве Минздравом не утверждено, юридическая ответственность наставников за качество работы не прописана.
Проведено электронное голосование по трем вопросам. По вопросу о целесообразности подготовки письма в Минздрав России о причинах задержки проектов приказов о дополнительном постдипломном обучении 64 участника голосования высказалось «за», 4 «против», 2 воздержались. По вопросу о подготовке запроса о возможности для территориальных организаций осуществлять контроль за коммерческими образовательными организациями 45 высказались «за», 8 «против», 14 воздержались. По вопросу о поддержке мнения Белгородской аккредитационной комиссии 40 голосовавших высказалось «за», 3 «против» при 10 воздержавшихся.
Вторым вопросом повестки дня стало сообщение о роли Союза НМП в аккредитации медицинских работников в Российской Федерации. Докладывала Вице-президент Союза НМП, Председатель Смоленской региональной Общественной организации «Врачебная палата» Н.Л. Аксенова. Она напомнила, что именно Национальная Медицинская Палата формирует аккредитационные комиссии и подкомиссии и проводит процедуру аккредитации. Более 36 000 врачей входят в состав аккредитационных комиссий. Автоматизированная информационная система позволяет создавать выверенные списки комиссий. В 14 регионах Российской Федерации территориальные организации НМП проводят и аккредитацию среднего медицинского персонала, в комиссиях задействовано более 12 000 специалистов со средним медицинским образованием.
Процедура первичной аккредитации отработана четко, по этому разделу проблем не выявляется. При первичной специализированной аккредитации дает себя знать дефицит подготовленных кадров, что затрудняет включение необходимого количества специалистов в состав аккредитационных комиссий. Так, штаты врачей в регионе рассчитываются на основании формы № 30. В Смоленской области требуется более 6000 врачей, работают 2300, практически все – на две ставки и более, дефицит кадров составляет около 4000 врачей. По нескольким программам аккредитации Минздрав без согласования с НМП увеличил количество станций, что еще более затруднило процедуру с учетом того, что председатели и секретари комиссий не имеют права участвовать в самой аккредитации, а выполняют только организационную работу. При периодической аккредитации возникла проблема со специалистами с немедицинским образованием и со стажем работы 20-30, иногда 40 лет, которым отказывают в приеме документов для аккредитации на основании отсутствия базового медицинского образования. Это чревато обострением дефицита психологов, что особенно актуально в период проведения СВО, специалистов по лечебной физкультуре. Возможно, что несколько упростить задачу можно, отказавшись от трех попыток прохождения процедуры аккредитации, опыт показывает, что двух попыток достаточно.
Еще одной проблемой является возвращение после участия в СВО специалистов, не успевших пройти процедуру аккредитации. Предполагалась возможность проведения внеочередной процедуры в таких случаях, но соответствующего документа пока нет. ЦАК дала информацию о проведении аккредитации военнослужащих и других медработников силовых структур в военно-врачебных комиссиях. Более подробно Н.Л. Аксенова доложит о ситуации на 9 Съезде Национальной Медицинской Палаты.
И.Б. Питулова также отметила, что медработник, служащий в Вооруженных Силах России по контракту, не может получить необходимые баллы непрерывного медицинского образования и сформировать портфолио. Возможным решением стало бы продление срока проведение аккредитации, что может решить аккредитационная комиссия.
С.А. Анденко (Военно-Медицинская Академия) напомнил, что в ноябре 2022 года вышло в свят постановление Правительства Российской Федерации о проведении аккредитации медработников силовых структур в аккредитационных комиссиях Министерства обороны, в настоящее время подготовлен приказ, проходит последние согласования. На период участия в СВО и последующие 6 месяцев срок аккредитации продлевается. Создана ЦАК Министерства обороны. Более 25 000 специалистов готовы участвовать в работе аккредитационных комиссий и подкомиссий, все они являются членами Военно-медицинского общества и, соответственно, членами Национальной Медицинской Палаты. Проведено электронное голосование по вопросу поддержки доклада Н.Л. Аксеновой. Все 52 участника голосования высказались «за».
В разделе «Разное» Л.М. Рошаль напомнил участникам совещания о том, что 9-й Съезд Национальной Медицинской Палаты будет проводиться в основном дистанционно. Для личного участия приглашено по одному представителю от организаций – членов НМП, при этом в случае, если в Москву приедет не руководитель территориальной организации, ее представитель должен иметь доверенность на проведение голосования. Для обеспечения максимального присутствия медработников следует собрать актив территориальных и профессиональных организаций, организовать помещение для дистанционного участия, трансляцию заседаний съезда. Подготовлено и будет разослано инструктивное письмо.
На этом аппаратное совещание прекратило работу.
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.
Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.
Е.В. Шляхто отметил большое внимание к вопросам организации скорой медицинской помощи, что стало поводом к проведению круглого стола. При этом дефицит кадров в службе скорой помощи и вопросы ее финансирования, расходования полученных средств в регионах требуют дальнейшего более подробного анализа, так же, как и вопросы диспропорции в работе некоторых федеральных медицинских учреждений по договорам с федеральным фондом обязательного медицинского страхования.