Информация об аппаратном совещании от 1 ноября 2023 года
Материалы для скачивания
01.11.2023 г. состоялось очередное аппаратное совещание Национальной Медицинской Палаты. Вел совещание Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев.
В опросом повестки дня стало обсуждение проекта Решения 9-го Съезда Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата». Докладывала Председатель Правления Пермской краевой общественной организации «Профессиональное медицинское сообщество Пермского края», руководитель Координационного совета Приволжского федерального округа, секретарь 9-го Съезда Союза НМП Ю.В. Каракулова.
Ю.В. Каракулова ознакомила участников совещания с предложениями, поступившими в Редакционную комиссию Съезда, часть из них была оглашена на самом Съезде, часть была направлена позже. Несколько предложений поступило от О.А. Самошина (Тверская область): о приведении клинических рекомендаций в соответствие с приказом Минздрава России № 103н с включением в клинические рекомендации уровней оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава № 1706, № 543н, № 918н и др.; об организации рабочей группы по внесению изменений в приказ № 103н; о проведении в 2024 году конференции «Проблемы аккредитации и пути их решения» с участием Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты, председателей центральной и территориальных аккредитационных комиссий, методического центра аккредитации специалистов; о внесении дополнительного абзаца в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации с текстом: «Обязательным лицензионным требованием при выдаче лицензии на образовательную деятельность в сфере здравоохранения является наличие в составе образовательной организации медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в соответствии с профилями образовательной деятельности или договор с медицинской организацией, на базе которой проходит подготовка обучающихся.
Вице-президент Союза НМП Е.В. Шляхто обратил внимание участников совещания, что клинические рекомендации – это документ, обязательный для исполнения, с таким мнением солидарно и недавнее решение Верховного суда Российской Федерации. Уровни оказания медицинской помощи определяются не клиническими рекомендациями, а другими нормативными актами, в частности, порядками оказания медицинской помощи, в которых прописана, в частности, маршрутизация пациентов в медицинские организации в соответствии с тяжестью состояния и профилем патологии.
И.Е. Шилькрот поддержал мнение Е.В. Шляхто. Он отметил, что клинические рекомендации отвечают на основной вопрос: как лечить пациента. Направление пациенту в организацию того или иного уровня – это вопрос порядков оказания медицинской помощи. Кроме того, обязательность выполнения клинических рекомендаций связана с обязательным наличием в них раздела о критериях качества медицинской помощи.
С.Б. Дорофеев напомнил, что на Съезде было принято решение о том, что в соответствии с клиническими рекомендациями должны формироваться протоколы лечения и обследования больных, которые обязательны для исполнения. Проблема в том, что протоколы не упоминаются в нормативной базе здравоохранения.
Президент Союза НМП Л.М. Рошаль отметил, что Съезд проголосовал за то, чтобы клинические рекомендации не были обязательными для исполнения. Создаваемые на их основе протоколы ведения больных должны быть привязаны к уровням оказания медицинской помощи (он привел в качестве примеров протокол ведения пациентов с отеком головного мозга при черепно-мозговых травмах и протокол ведения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19).
Проводилось электронное голосование. По вопросу о создании рабочей группы по приказу Минздрава России № 103н «за» высказались 54 участника голосования, «против» 4 при 6 воздержавшихся. По вопросу о необходимости включения в клинические рекомендации уровней оказания медицинской помощи «за» проголосовало 49, «против» 11 при 3 воздержавшихся. По вопросу о проведении конференции по проблемам аккредитации «за» был подан 61 голос, 1 участник совещания воздержался. По вопросу о дополнении в Федеральный закон № 273-ФЗ «за» проголосовало 43 участника, «против» 3 при 12 воздержавшихся.
Ю.В. Каракулова информировала также о предложении Ассоциации врачей функциональной диагностики по расшифровке требований приказа Минздрава № 709н об обязательном объеме образовательных баллов (кредитов) для периодической аккредитации. Она отметила, что данное предложения, по сути, является редакционной правкой, в обсуждении и голосовании не нуждается.
Поступило также предложение Е.В. Шляхто о том, что Национальная Медицинская Палата должна получить право определять ведущую профессиональную организацию по профильной специальности, которая несет ответственность за подготовку клинических рекомендаций, наполнение профессионального стандарта, проведение всероссийских образовательных мероприятий, подготовку кадров по специальности. От Вице-президента Союза НМП С.В. Готье поступило предложение в адрес Минздрава России об ускорении сроков рассмотрения новых и актуализированных клинических рекомендаций путем увеличения пропускной способности Научно-практического совета Минздрава.
Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова напомнила, что положение о представительстве в НМП одной профессиональной организации по специальности заложено в Уставе Национальной Медицинской Палаты и в уточнении не нуждается.
Л.М. Рошаль отметил, что в настоящее время последнее слово за одобрением вновь создаваемых или актуализированных клинических рекомендаций остается за Минздравом в лице Научно-практического совета. Что касается одного разработчика клинических рекомендаций или других документов, то имеется возможность определения ведущей профессиональной организации через процедуру согласительной комиссии, что подчеркивает роль Национальной Медицинской Палаты.
С.Б. Дорофеев поддержал предложение Е.В. Шдяхто, он отметил, что выбор разработчика – это одна из государственных функций, которая может быть делегирована НМП Минздравом России, для этого требуется подготовить дополнения к соглашению между Национальной Медицинской Палатой и Минздравом России.
Ассоциация торакальных хирургов направила предложение о внесении в профессиональный стандарт торакального хирурга оказание медицинской помощи при опухолях легких. Ю.В. Каракулова отметила, что это очень узкий вопрос для внесения в Решения Съезда. Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили сообщил, что этот вопрос обсужден совместно им и главным внештатным специалистом по торакальной хирургии Минздрава России П.К. Яблонским с представителями Минздрава, которые высказали понимание ситуации и предложили внести изменения в приказ Минздрава по постдипломному образованию. Каких-либо поправок в профессиональный стандарт вносить не требуется.
В.А. Мельников (Тульская область) предложил внести изменения в приказ Минздрава России об организации периодической аккредитации в отношении обязательности подписания отзыва, составляющего часть портфолио, не только главным врачом медицинской организации, но и представителем профессиональной организации в лице главного внештатного специалиста по соответствующему профилю. С.Б. Дорофеев отметил, что после подписи представителя профессиональной организации визировать отчет должен и представитель территориальной организации НМП. Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова сообщила, что 31.10.2023 г. в отчете Центральной аккредитационной комиссии прозвучало, что с 20.09.2023 г. через ЦАК прошло 16 397 пакетов документов, поданных на периодическую аккредитацию, вызывает сомнение объективность рассмотрения документов при таком объеме. Портфолио должно рассматриваться в территориальной организации НМП, ЦАК должен получать уже визированные документы. Главный внештатный специалист Минздрава России по скорой медицинской помощи А.А. Бойков заметил, что в крупных городах главному внештатному специалисту будет не по силам рассматривать большое количество отчетов, такая процедура приведет к созданию еще одного дополнительного бюрократического барьера для аккредитуемого. Проведено электронное голосование по данному предложению, «за» высказалось 32 проголосовавших, «против» 13 при 8 воздержавшихся.
В чате аппаратного совещания поступило предложение от О.А. Самошина пересмотреть договор с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, поскольку с приходом в ФФОМС нового руководства взаимодействие с ним значительно затруднилось. Л.А. Айдарова пояснила, что договор с ФФОМС действует, работает совместная группа, которую со стороны НМП возглавляет Вице-президент Союза НМП, руководитель аппарата НПМ В.Ю. Семенов, на данный момент необходимости пересмотра договора с ФФОМС нет.
На этом аппаратное совещание завершило работу.
Материалы для скачивания
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.