Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 10 июля 2024 года

10.07.2024 г. состоялась очередная конференция аппарата Национальной Медицинской Палаты. Вела конференцию Вице-президент Российской ассоциации эндокринологов Г.А. Мельниченко.

Первым вопросом повестки дня стал дайджест средств массовой информации за предыдущую неделю. С наиболее интересными публикациями участников конференции ознакомила руководитель информационной службы Союза НМП Н.Г. Золотовицкая.

Владимир Путин поручил усилить ответственность чиновников за организацию медпомощи населению. Речь идет об ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и губернаторов за выполнение решений главы государства, связанных с организацией оказания медицинской помощи. Мониторингом исполнения поручений будет заниматься «Народный фронт» (ОНФ). Первый доклад Путин ожидает к 25 мая 2025 года. Кроме того, правительство должно разработать порядок участия Национальной медицинской палаты в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, включая предварительное обсуждение проектов правительства и Минздрава. Предполагается, что площадкой для взаимодействия снова станет ОНФ. Также правительство должно проработать вопросы наделения Нацмедпалаты «дополнительными полномочиями в сфере здравоохранения» и развития «института саморегулирования в сфере медицинской и фармацевтической деятельности». Минздраву совместно с правительством Москвы поручено рассмотреть вопрос о привлечении Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии к осуществлению координации оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате военных действий, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, в том числе аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам развития здравоохранения. Там содержится семь пунктов, касающихся, например, развития института саморегулирования в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, работы Национальной медицинской палаты (НМП), совершенствования системы непрерывного мед- и фармобразования (НМО), ответственности чиновников разного уровня за организацию оказания медпомощи. Большинство поручений адресовано Правительству РФ, исполнителями также станут Минздрав и движение «Народный фронт «За Россию». Выполнить поручения необходимо в период с августа 2024 по май 2025 года. Правительству РФ поручено рассмотреть вопрос и представить предложения о развитии института саморегулирования в сфере медицинской и фармацевтической деятельности. Отчет об исполнении этого поручения необходимо предоставить до 15 августа 2024 года. Тема саморегулирования в здравоохранении обсуждается с разной активностью уже минимум 15 лет. Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопросы по формированию порядка участия Национальной медицинской палаты в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, включая механизм предварительного обсуждения проектов актов правительства и Минздрава России по вопросам организации оказания медпомощи на площадке движения «Народный фронт «За Россию», а также о возможности наделения НМП дополнительными полномочиями в сфере здравоохранения. Срок исполнения этих поручений – 15 августа 2024 года. Еще одно поручение правительству – рассмотреть вопросы и представить предложения «об усилении ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за выполнение решений Президента Российской Федерации, связанных с организацией оказания медицинской помощи». Исполнить его нужно до 15 августа 2024 года. Также правительству поручено рассмотреть вопрос по совершенствованию системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Срок исполнения поручения – 15 августа 2024 года. По поручению Владимира Путина Минздраву совместно с правительством Москвы до 1 августа 2024 года необходимо представить доклад о привлечении НИИ неотложной детской хирургии и травматологии к осуществлению координации оказания медпомощи детям, пострадавшим в результате военных действий, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, в том числе аварий, катастроф и стихийных бедствий. Кроме того, до 25 мая 2025 года, а затем ежегодно движению «Народный фронт «За Россию» рекомендуется с учетом ранее данных поручений продолжить осуществление мониторинга выполнения решений президента, связанных c организацией оказания медпомощи, в том числе представлять ежегодный доклад по его результатам.

Председатель СФ Валентина Матвиенко призвала сенаторов поинтересоваться, как идёт финансирование по линии обязательного медицинского страхования больниц и других лечебных учреждений в регионах, так как есть целый ряд случаев большого недофинансирования в рамках системы ОМС. Спикер высказалась на 571-м пленарном заседании верхней палаты в ответ на выступление главы Комитета СФ по соцполитике Елены Перминовой, которая привела данные Минздрава России на 1 апреля 2023 года, согласно которым объём кредиторской задолженности по всем регионам составил 20 млрд рублей, а на 1 апреля текущего года — 17 млрд рублей. Снижение, безусловно, наблюдается, но незначительное. В преддверии формирования бюджетов нам необходимо выработать решение, позволяющее обеспечить региональную систему здравоохранения необходимым объёмом финансирования. У нас уже есть комплекс мер и предложения по изменению. Например, учёт о численности, что предлагает город Севастополь и другие субъекты Федерации, Елена Перминова, глава Комитета СФ по социальной политике. Сенатор также сообщила, что на 5 июля запланировано проведение совещания с представителями федеральных министерств и регионов, а также экспертного сообщества, где планируется выработать меры по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.

Комитет Госдумы по охране здоровья собирает экспертные данные, чтобы выступить с инициативой о введении страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Тема обсуждалась 1 июля на заседании с участием более 20 представителей различных ведомств и служб, в том числе Минздрава, Росздравнадзора, Фонда ОМС и страховых компаний. Сообщение о встрече распространил один из профильных telegram-каналов, на официальных страницах комитета упоминания о ней нет. Пока нет однозначного понимания будет ли такая страховка рассматриваться как обязательная. В комментарии говорится, что целью встречи был обмен мнениями и обозначение позиций всех сторон. При этом все эксперты уверены, что страхование врачей необходимо, вопрос только, в какой именно форме. Есть мнение, что нужна единая медицинская палата, где будут застрахованы все российские врачи. В этом случае один из чувствительных моментов — средства, за счет которых это может быть сделано. Одни эксперты уверены, что вопросы страхования, в том числе финансовые, должна решать медицинская организация, поскольку лицензия принадлежит ей. Другие считают, что нужно предоставить врачу статус самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, а юридическую помощь ему будет оказывать профессиональная ассоциация, членом которой он является. Будут изучаться и различные региональные практики. Идей достаточно. Теперь мы ждем конкретных предложений. В частности, интересны предложения страховщиков о возможных схемах и алгоритмах, — рассказал глава Комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев. В любом случае решить проблему надо так, чтобы врачи могли выполнять свою работу, не опасаясь необоснованного уголовного преследования за профессиональные риски и, чтобы пациенты понимали, что профессиональный риск — неизбежная составляющая работы врача, подчеркнул депутат.

По данным Минздрава РФ, в первые пять месяцев 2024 года в 53 регионах доля выявления онкозаболеваний на 0–2 стадиях оказалась ниже среднероссийской, в 57 регионах зафиксирован недостаточный темп выявления ЗНО на любых стадиях. В ведомстве, кроме прочего, фиксируют проблемы с работой первичного звена. Так, 102 из 540 центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) укомплектованы онкологами менее чем на 50%. Частота первичного выявления в России в январе – мае 2024 года, по сравнению с тем же отрезком 2019 года, увеличилась с 89,3 до 97,1 случая на 100 тысяч населения, в основном за счет регионов из Северо-Западного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Значимое снижение зафиксировано в Южном ФО (-36,2%), Центральном ФО (-15,7%), в целом 57 регионов выявляли онкозаболевания со значением ниже среднероссийского. В приближении до доли выявления ЗНО на ранних стадиях картина оказалась схожей. Хотя показатель по РФ вырос с 62,6% до 72,4% в 2019–2024 годах, в 53 регионах он оказался ниже среднего по РФ. За шесть лет реализации федпроекта «Борьба с онкозаболеваниями» ситуация в первичном звене заметно улучшилась: появилась сеть ЦАОП из 540 организаций, где, например, в I квартале 2024 года выявили 56 890 ЗНО и провели 197,5 тысячи госпитализаций для проведения лекарственной терапии. Тем не менее в каждом пятом центре укомплектованность врачами составила менее 50%, в 75-ти не оказалось дневного стационара, в 176-ти не хватает диагностического оборудования, 111 ЦАОП оказались недозагружены: посещаемость там менее восьми пациентов в день на одного онколога. Тем не менее в целом по РФ удалось преодолеть острую кадровую нехватку врачей в онкослужбе. В 2018–2023 годах в отрасли стало на 2 582 врача-онколога больше, а коэффициент совместительства в 2023 году снизился до 1,2.

По состоянию на 1 апреля общий объем просроченной кредиторской задолженности медучреждений сократился с 20 млрд до 17 млрд руб. Больше других задолжали три региона: Магаданская и Нижегородская области и Республика Карачаево-Черкесия. По данным Минздрава, в Нижегородской области просроченная кредиторская задолженность сложилась в первую очередь по медикаментам, а не по фонду оплаты труда. Ведомство совместно с правительством Нижегородской области и территориальным фондом ОМС занимаются уточнением порядка закупки и расходования медикаментов. Минздрав оценивает ситуацию с задолженностью медучреждений как стабильную, с отстающими регионами ведется системная работа. По состоянию на 1 мая на счетах медучреждений находился почти 241 млрд руб. Это примерно 1/12 годового объема расходов, то есть месячный запас средств, что говорит об общей устойчивости системы ОМС. Кредиторская задолженность медицинских организаций Магаданской области превысила 2,5 млрд руб. В отношении областной больницы возбуждено исполнительное производство о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере свыше 1 млрд руб.

С 2017 года Всемирная организация здравоохранения рассчитывает индекс всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ). Это делается на основе 14 индикаторов, поделенных на четыре группы: репродуктивное здоровье и здоровье матерей и детей, инфекционные заболевания, неинфекционные заболевания, возможности доступа к медицинским услугам. ВОЗ пересматривает индекс охвата услугами здравоохранения раз в два-три года. В последний раз ВОУЗ рассчитывался в 2021 году. Самый высокий показатель – 100. Такого нет ни у одной страны. На первом месте оказалась Канада с результатом 92. На последнем – Сомали, ее показатель 27. Россия заняла 54-е место с индексом 79. В 2021 году в Канаде текущие расходы на медицину на душу населения составили 6,6 тыс. международных долларов. По сравнению с 2019 годом они выросли на 19%. В России расходы росли еще быстрее – на 48%. Бразилия сумела нарастить затраты на 11%. Обе страны заметно отстают от Канады по этому показателю. Во всех странах за три года снизилась доля расходов населения на медуслуги. В России она уменьшилась с 37% в 2019 году до 27% в 2021 году. У Канады и Бразилии менее заметное снижение. У России самый высокий коэффициент обеспеченности больничными койками. Этот показатель во всех трех странах был стабильным в течение трех лет и практически не изменился. Также наша страна обгоняет Канаду и Бразилию по обеспеченности врачами в расчете на 10 тыс. населения. Но в России за три года показатель снизился на 9%, также он уменьшился в Бразилии. Канада улучшила его на 2%. Кроме того, Канада немного повысила обеспеченность сестринско-акушерским персоналом – на 1%. В России этот показатель снизился на 30%, в Бразилии – на 26%. Если сложить показатели численности медработников и разделить их на коэффициент обеспеченности койками, в Бразилии на одну койку приходится в среднем три медработника, а в России – один. По расчетам, в Канаде на койку приходится пять медработников. Как известно, сердечно-сосудистые заболевания – основная причина смертности в мире. В России наиболее высокий показатель фактора риска – распространенности повышенного артериального давления, который составляет 37,1% среди населения в возрасте от 30 до 79 лет. Данные Канады значительно лучше – всего 8,8%. Смертность от неинфекционных заболеваний (НИЗ) также выше в России. Стандартизированный по возрасту коэффициент составил 619,5. Это почти в два раза больше по сравнению с Канадой. Наименьший уровень коэффициента смертности от НИЗ в Сингапуре и Японии – 234,8 и 235,4 соответственно. Самый высокий – в Кирибати, расположенной в Океании, там он составляет 1281. Россия лидирует по риску смерти от основных НИЗ, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак, хронические болезни органов дыхания. В нашей стране вероятность умереть от этих болезней в возрасте 30–70 лет составляет 24,2%. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ) Россия отстает от Бразилии на 2,7 года, а от Канады на 9 лет (по данным 2019 года). Разрыв по показателям продолжительности здоровой жизни меньше. Россия отстает от Канады на 7,1 года, Бразилия – на 5,9 года. Самая высокая продолжительность жизни в Японии – 84,26 года, в Швейцарии она составляет 83,45 года. Самая низкая – в африканских странах Лесото и Центрально-Африканской Республике — 50,75 и 53,1 года соответственно. Россия по ОПЖ находится на 96-м месте, Бразилия – на 67-м, Канада – на 15-м.

Более подробные материалы дайджеста были разосланы участникам аппаратного совещания накануне.

Президент Союза НМП Л.М. Рошаль в ходе обсуждения материалов дайджеста отметил, что Национальная Медицинская Палата вплотную подошла к созданию собственного акционерного страхового общества для решения вопросов о страховании профессиональной ответственности. Планируется проведение обсуждение этого вопроса в первую очередь с руководителями профильных профессиональных организаций специальностей высокого риска (акушерство и гинекологи, педиатрия, анестезиология и реаниматология, хирургия и т.д.).

Г.А. Мельниченко обратила внимание на то, что рост показателей смертности при сахарном диабете во многом связан с не вполне корректным кодированием причин смерти, что также отмечают и патологоанатомы.

Вторым вопросом повестки дня стала информация о деятельности профессиональной организации «Российское общество дерматовенерологов и косметологов» (РОДВК). Докладывал Президент организации, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор ФГБУ «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России А.А. Кубанов. Во время доклада демонстрировалась презентация.

А.А. Кубанов отметил, что РОДВК является старейшей общероссийской общественной организацией, объединяющей дерматовенерологов и косметологов Российской Федерации. Среди всех зарегистрированный дерматовенерологических обществ РОДВК является первым в мире получившим официальную государственную регистрацию под названием «Российское сифилидологическое и дерматологическое общество» в 1885 г., идеологом и создателем которого стал профессор В.М. Тарновский. В последующие годы название неоднократно менялось, в ноябре 2019 года организация получила современное название РОДВК. Задачами общества в настоящее время являются пропаганда достижений медицинской науки в области дерматологии и венерологии среди медицинской общественности и населения Российской Федерации; повышение квалификации членов организации, расширение и углубление их специальных знаний и практических навыков; оказание консультативной помощи и методической поддержки членам РОДВК; участие в порядке, установленном законодательством, в аккредитации, лицензировании и аттестации медицинских работников и организаций; участие в осуществлении общественного контроля за качеством и организацией медицинской помощи населению.

Численный состав общества увеличился за 10 лет с 3385 человек и 63 региональных отделений в 2014 году до 4649 человек и 75 региональных отделений в 2024 году. Членами РОДВК являются специалисты, работающие в медицинских организациях дерматовенерологического профиля и косметологии: 69 кожно-венерологических диспансерах, 9 центрах специализированных видов медицинской помощи и 54 кафедрах дерматовенерологии государственных медицинских вузов. Региональные отделения имеются в 78 субъектах Российской Федерации, при этом Алтайское, Архангельское и Санкт-Петербургское отделения объединяют по 2 субъекта, индивидуальное членство имеется в Азербайджане, Карачаево-Черкесской Республике и Донецкой Народной Республике.

Основными направлениями работы общества являются организационно-аналитическая работа (ведение Общероссийского регистра пациентов с хроническими заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, ежегодное проведение школы молодых специалистов на базе ФГБУ «ГНЦДК» Минздрава России, организация и проведение Всероссийских съездов дерматовенерологов и косметологов, научно-практических конференций в субъектах Российской Федерации); методическая работа (разработка и актуализация клинических рекомендаций по профилям «дерматовенерология» и «косметология», разработка и актуализация стандартов профессиональной деятельности врача-дерматовенеролога и врача-косметолога); издательско-редакционная деятельность (издание научного рецензируемого журнала «Вестник дерматологии и венерологии», выпуск информационного бюллетеня «Новости РОДВК»); и публичная информационная деятельность (ведение автоматизированной информационной базы учета членов РОДВК, ведение интернет-сайта РОДВК, ведение социальных сетей РОДВК (Телеграм-канал).

Обществом разработаны 67 клинических рекомендаций по дерматовенерологии и 12 по косметологии, из них одобрены и утверждены Научно-практическим советом Минздрава России соответственно 22 и 2, 10 из них пересмотрены в установленные сроки, в процессе экспертизы в ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России находятся 55 новых клинических рекомендаций и 4 пересмотренных. Профессиональный стандарт врача-дерматовенеролога утвержден приказом Минтруда России № 142н от 14.03.2018 г., профессиональный стандарт врача-косметолога – приказом № 2н от 13.01.2021 г.

С 2018 года в рамках межрегионального сотрудничества РОДВК и региональных медицинских профильных организаций ведется Федеральный регистр пациентов с хроническими заболеваниями кожи и подкожной клетчатки. Регистр включает по состоянию на июль 2024 года 11405 пациентов по следующим нозологиям: 9292 больных с псориазом, 443 – с врожденным буллезным эпидермолизом, 1085 – с атопическим дерматитом, 257 – с пузырчаткой, 192 – с хронической крапивницей, 136 – с Т-клеточными лимфомами кожи. В ведении регистра участвуют 64 медицинские организации и 4 профильных кафедры медицинских вузов из 60 субъектов Российской Федерации. Журнал «Вестник дерматологии и венерологии» выходит с 1924 года на регулярной основе – 6 раз в год. Сайт журнала в 2019 году был переведен на новую платформу, с 2020 года начат выпуск смарт-версии журнала – адаптированная электронная версия. В 2022 году журнал включен в международную базу цитирования Scopus. По результатам проведенного анализа наукометрических показателей журнал распределен в категорию К1 Перечня рецензируемых научных изданий ВАК. В 2022 году двухлетний импакт-фактор РИНЦ составил 0,725; двухлетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования – 0,578; двухлетний импакт-фактор по ядру РИНЦ без самоцитирования – 0,324; журнал занимал 97-е место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2022 год по тематике «Медицина и здравоохранение». Информационно-публицистический бюллетень «Новости РОДВК» также выходит регулярно.

Сайт общества http://www.rodv.ru позволяет осуществлять поиск членов общества, публиковать новости и анонсы, календарь мероприятий, проводить регистрацию на мероприятия РОДВК, знакомиться с клиническими рекомендациями, картах региональных отделений, пользоваться личным кабинетом, знакомиться с новостями. В 2021-2023 гг. проведено 35 научно-практических мероприятий РОДВК, в 1 полугодии 2024 года - 6 мероприятий. Ежегодно в этих мероприятиях принимает участие более 5500 врачей-специалистов. Каждое мероприятие аккредитовано в системе непрерывного медицинского образования. Ежегодно для молодых дерматовенерологов – ординаторов второго года обучения и молодых врачей организуется «Школа молодого специалиста». В 2023 году участниками двухдневной программы стали 26 врачей из Брянска, Владимира, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Чебоксар. Впервые в Школе молодого специалиста прошли обучение из Бишкека (Кыргызстан) и Ташкента (Узбекистан).

Большой проблемой является снижение численности врачей-дерматовенерологов в Российской Федерации с 10142 в 2010 году до 7361 в 2023 году. Около 80% врачей, получивших специальность дерматовенеролога либо уходят в косметологию, либо совмещают профессии дерматовенеролога и косметолога. С мая 2023 года по настоящее время Федеральный аккредитационный центр направил в адрес РОДВК для рассмотрения 85 личных дел специалистов, из них 69 (81,2%) по специальности «косметология» и 16 (18,8%) по специальности «дерматовенерология». При этом соответствовали аккредитационным требованиям 51 (73,9%) специалист по косметологии и 12 (75,0%) по дерматовенерологии. Причинами отрицательных заключений явилось несоответствие программ повышения квалификации за отчетный период аккредитуемой специальности либо отсутствие документов, подтверждающих наличие стажа медицинской деятельности по аккредитуемой специальности за отчетный период. В некоторых случаях отчет о профессиональной деятельности за отчетный период содержал некорректную информацию, вызывающую сомнение в ее достоверности (описание выполняемой трудовой деятельности не соответствовало критериям профессионального стандарта по специальности и виду услуг, оказываемых в медицинской организации согласно полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности либо объем оказанной специализированной медицинской помощи пациентам за отчетный период значительно превышал рекомендованную норму нагрузки).

В ходе обсуждения доклада Л.М. Рошаль задал вопрос о том, чем может помочь РОДВК центральный офис НМП. А.А. Кубанов заметил, что у общества налажен постоянный контакт с НМП, все возникающие вопросы оперативно решаются.

Г.А. Мельниченко попросила более подробно рассказать о сложившемся перекосе в сторону косметологии и возможности решения проблемы. А.А. Кубанов напомнил, что в 2009 году появилась отдельная специальность врача «косметология». Рынок косметических услуг постоянно растет, что подогревается рекламой в средствах массовой информации. Кроме того, существует серая зона в сфере услуг (например, трудно разделить медицинский и оздоровительный массаж). Требуется усиление института клинической ординатуры, как допуска к профессии, четкое разделение оказания медицинской помощи и косметических услуг.

Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев отметил, что с учетом проведения аккредитации необходимо учитывать возможность трудоустройства по косметологии. В настоящее время процветает множество фирм, оказывающих чисто косметические услуги, например, педикюр, при этом пытаются выполнять функции подолога. А.А. Кубанов согласился с тем, что трудоустройство на полставки косметолога и полставки дерматовенеролога не решает проблему, необходимо выбирать одну специальность, учитывая при этом положения индивидуального трудового договора со специалистом, оформляемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Г.А. Мельниченко напомнила, что предложения по выделению специальности подолога могут внести и эндокринологи, заинтересованные в обеспечении лечения диабетической стопы.

Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова обратила внимание на различную степень активности региональных отделений РОДВК и рекомендовала наладить взаимодействие региональных отделений с территориальными организациями НМП.

Эксперт Союза НМП А.Ю. Чупрова предложила организацию юридических секций на конференциях РОДВК. А.А. Кубанов сообщил, что такие секции можно организовать на ежегодных съездах общества, проходящих, как правило, в сентябре.

Проведено электронное голосование. Из 55 проголосовавших 40 оценило работу РОДВК на «отлично», 15 – «хорошо». Г.А. Мельниченко поздравила А.А. Кубанова с высокой оценкой деятельности возглавляемой им организации и пожелала дальнейших успехов в работе.

Следующим вопросом повестки дня стала информация о деятельности территориальной организации «Ассоциация работников здравоохранения Воронежской области». Докладывал Президент организации М.В. Иванов. Во время доклада демонстрировалась презентация, а также видеоролик о деятельности ассоциации. М.В. Иванов напомнил, что ассоциация работает с 2001 года, в 2002 г. создана исполнительная дирекция, с 2012 года ассоциация является членом Национальной Медицинской Палаты. В ассоциацию входит 123 медицинские организации, объединяющие почти 26 000 медицинских работников, в том числе около 8000 врачей. Членство в организации определяется с учетом оплаты членских взносов, составляющих 600 рублей в год. Руководящим органом ассоциации является конференция, вне конференции работает Совет, в состав которого входят наиболее авторитетные врачи и организаторы здравоохранения, в том числе сотрудники Департамента здравоохранения области и Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко. Совет собирается не реже 1 раза в квартал. Офис исполнительной дирекции расположен в помещении площадью 135 кв. м на условиях безвозмездной аренды сроком на 5 лет с последующей пролонгацией. В офисе имеется небольшой конференц-зал для проведения совещаний. В штате исполнительной дирекции – 6 штатных единиц: председатель Совета, руководитель исполнительной дирекции, начальник отдела делопроизводства и кадровой работы, юрисконсульт, главный бухгалтер и ведущий специалист. В настоящее время имеются технические проблемы с сайтом ассоциации, которые оперативно решаются.

Подписаны и действуют соглашения ассоциации с Департаментом здравоохранения Воронежской области, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, Воронежской областной организацией профсоюза работников здравоохранения. Недавно подписано и соглашение с епархией, дающее возможность проводить конкурс православных врачей, церемонию освящения белых халатов. Члены Совета ассоциации принимают активное участие в Общественном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, правлении территориального фонда ОМС Воронежской области в ранге заместителя председателя, комиссии по разработке Территориальной программы ОМС, коллегии Министерства здравоохранения Воронежской области, аттестационной комиссии Минздрава Воронежской области, Ученого совета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Координационного совета при правительстве Воронежской области, регионального политсовета партии «Единая Россия».

На 1 января 2024 года в состав ассоциации входят 8746 врачей, в том числе 27 сотрудников Министерства здравоохранения Воронежской области, 19 специалистов Территориального фонда обязательного медицинского страхования, 202 сотрудника ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, 191 врач, работающий в системе ФМБА России, 87 сотрудников ФКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области», 85 сотрудников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Воронежской области», 348 врачей из 5 частных организаций, включая 209 сотрудников ЧУЗ КБ «РЖД Медицина». По сравнению с 2021 годом число членов ассоциации выросло на 664 человека. В планах ассоциации – более активное привлечение к членству в организации сотрудников частных медицинских организаций. Взносы ассоциации в НМП составляют 10% от общей суммы членских взносов, уплачиваются до 1 апреля календарного года, в 2024 году в центральный офис НМП направлено 436 300 рублей.

Совместно с Министерством здравоохранения Воронежской области ассоциация проводит областной этап Всероссийского конкурса врачей «Лучший врач года» среди сотрудников медицинских организаций Воронежской области. Ассоциация ежегодно рассматривает порядка 150 работ на соответствие требованиям положения о конкурсе в 31 номинации. Торжественное награждение победителей областного этапа конкурса проходит в сентябре в Областном театре драмы им. Кольцова в канун Международного дня врача. Ежегодно 6-8 врачей Воронежской области становятся победителями Всероссийского конкурса. Учреждена премия ассоциации за вклад медицинских работников и средств массовой информации в развитие воронежского здравоохранения по нескольким номинациям: для медицинских работников – «Карьера», «Мой наставник», «Молодежный совет»; для студентов медицинских образовательных учреждений – «Почему я выбрал медицинскую профессию»; для представителей средств массовой информации – «Профессия – врач», «Врач под защитой»; для научно-практических обществ – «Наш маяк»; для сотрудников медицинских организаций, ведущих работу с общественностью – «Лучший по связям с общественностью»; для IT-специалистов медицинских организаций – «Лучший IT-специалист». Заявки на участие в конкурсе в соответствии с положением о нем принимаются рабочей группой ассоциации в срок до 1 сентября текущего года. На конкурс подается 35-50 работ, победители получают вознаграждение в размере 30 000 рублей.

Ежегодно проводятся 4 обязательных для ассоциации торжественных мероприятия – в день медицинской сестры, день медицинского работника, международный день врача и в день посвящения в профессию. В 2023 году состоялось первое торжественное мероприятие «Посвящение в профессию» для врачей и средних медицинских работников, в котором приняло участие более 400 человек. Молодых специалистов приветствовали Министр здравоохранения Воронежской области И.Н. Бачин, Председатель Совета СМС «Ассоциация работников здравоохранения Воронежской области М.В. Иванов, а также наставники – лауреаты премии ассоциации в номинации «Мой наставник». Издательская деятельность ассоциации также во многом посвящена повышению престижности медицинской профессии, в настоящее время закончена работа над очередным томом «Медицинские династии Воронежской области».

Благодаря работе юридической службы ассоциации за трехлетний период удовлетворены исковые требования, вынесены судебные решения по делам о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью 37 врачам, возвращены недополученные пенсии в размере более 11 миллионов рублей. Всего составлено 165 правовых документов (60% из них – это письменные возражения, ходатайства, разъяснения, уточненные исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы и т.п., 40% - исковые заявления). В рамках реализации социально значимого проекта «Школа правовой грамотности для медицинских работников» состоялась обучающая конференция «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения». В рамках восточноевропейского образовательного медицинского кластера для студентов, ординаторов и врачей ежегодно проводится Всероссийская клиническая образовательная конференция «Правовое регулирование медицинской деятельности». Всего с 2012 года юридическая служба провела работу по более чем 13000 обращений медработников.

Ассоциация ведет активную работу по страхованию профессиональной ответственности врачей совместно со СПАО «Ингосстрах». В 2020-2024 гг. застраховано 3458 врачей. Лимит ответственности по всем страховым случаям составил 12000000 рублей, по одному случаю – 800000 рублей.

В рамках работы по непрерывному медицинскому образованию совместно с руководителями научно-практических обществ и главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Воронежской области ежегодно формируется план совместных образовательных мероприятий на год, включающий 70-80 научно-практических конференций, своевременную аккредитацию и исполнение которых отслеживает ассоциация. Для реализации системы аккредитации специалистов создано 79 аккредитационных подкомиссий, 4 подкомиссии по новым медицинским специальностям находятся в стадии утверждения. В них задействовано 634 врача. В период 2021-2023 гг. первичная аккредитация проведена у 2355 выпускников вуза, не прошел процедуру 61 человек, первичная специализированная – у 545 специалистов, не прошло 22, периодическая аккредитация – у 299, не прошло ее 5 специалистов. Следует отметить, что работа по периодической аккредитации проводится исключительно в стенах ассоциации, что позволяет исключить предвзятость по отношению к аккредитующимся. Для проведения аккредитации в штат ассоциации была введена ставка ведущего сотрудника. Оплата членам аккредитационной комиссии и подкомиссий осуществляется ежегодно в виде выплат медицинскими организациями для членов подкомиссий в размере 1500 рублей в день, секретарей и заместителей председателей подкомиссий – 3000 рублей, председателям комиссий – 5000 рублей при условии работы в течение полного рабочего дня. Всего на оплату работающим в подкомиссиях потрачено около 3 миллионов рублей.

За отчетный период ассоциация активно участвовала в обсуждении проектов нормативных актов, поступающих из центрального офиса Национальной Медицинской Палаты и Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, и направила свои замечания и предложения по 27 проектам, многие из которых вошли в окончательный вариант документов.

Приоритетным направлением деятельности в настоящее время ассоциация считает координацию помощи участникам специальной военной операции. С января 2024 года совместными сипами сотрудников медицинских организаций Воронежской области была собрана и отправлена помощь по запросам общественных организаций и волонтеров в адрес участников СВО на сумму более 4,5 миллионов рублей, в том числе для Белгородского госпиталя, гаубично-артиллерийского дивизиона им. Жукова, тактической группы радиоэлектронной борьбы, санитарного поезда, пилотов летного и вертолетного полков, пограничников Воронежской области, отряда «Невский», Херсонской области. Оформлены документы по передаче медицинского оборудования для медицинской роты, по просьбе участника СВО, сотрудника БУЗ ВО «ВОПАБ» собраны средства для покупки автомобиля УАЗ-3962. Налажена обратная связь с участниками СВО.

В ходе обсуждения доклада С.Б. Дорофеев задал вопрос об источнике финансирования по оплате труда членов аккредитационных подкомиссий и дополнительных членских взносах от медицинских организаций. М.В. Иванов сообщил, что оплата труда членов аккредитационных подкомиссий проводится из средств медицинских организаций по письму за подписью Министра здравоохранения Воронежской области, эти письма готовит ассоциация. Каких-либо дополнительных членских взносов от медицинских организаций не взимается. В настоящее время планируется постепенное ежегодное повышение суммы членских взносов.

Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила большое впечатление от уровня работы Ассоциации работников здравоохранения Воронежской области, в том числе по повышению юридической грамотности медицинских работников.

Н.Л. Аксенова в качестве руководителя Координационного совета Центрального федерального округа выразила М.В. Иванову благодарность за активную работу, в частности, за создание активно работающего чата руководителей территориальных организаций округа. Ассоциация является одной из лучших территориальных организаций НМП. Особенно впечатляет активная работа Совета ассоциации, наличие штатных единиц в офисе ассоциации. М.В. Иванов в свою очередь поблагодарил Н.Л. Аксенову за сотрудничество и помощь в повседневной деятельности.

В.А. Земцов (Ставропольский край) поддержал высокую оценку деятельности Ассоциации работников здравоохранения Воронежской области и Председателя ее Совета.

Л.М. Рошаль отметил яркую личность Председателя Совета ассоциации и предложил подумать над созданием Школы передового опыта Национальной Медицинской Палаты.

Проведено электронное голосование. Из 55 проголосовавших 51 оценил работу Ассоциации работников здравоохранения Воронежской области на «отлично», 4 – «хорошо». Г.А. Мельниченко поздравила М.В. Иванова с высокой оценкой деятельности возглавляемой им организации и пожелала дальнейших успехов в работе.

Следующим вопросом повестки дня стала информация о законодательных инициативах по совершенствованию качества медицинского образования. Докладывал Советник Президента Союза НМП, директор Института подготовки специалистов медицинского образования РМАНПО Минздрава России, генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования З.З. Балкизов. Во время доклада демонстрировалась презентация. З.З. Балкизов сообщил, что группа депутатов Государственной Думы Российской Федерации внесла новый законопроект по совершенствованию качества медицинского образования. Законопроект обсуждает вопросы качества медицинского образования и его регулирования, в подготовке законопроекта участвовала Национальная Медицинская Палата. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что вопросы качества оказания медицинской помощи напрямую связаны с применением новых знаний и инноваций, использованием высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, что требует высокого уровня квалификации медицинских работников, достигаемого посредством получения высшего образования и совершенствования ими своих знаний и навыков на протяжении всей жизни и постоянного повышения медицинскими работниками своего профессионального уровня и квалификации. Качество подготовки медицинских кадров является одним из важнейших конституционных приоритетов обеспечения национальной безопасности.

Обучение по программам профессиональной переподготовки позволяет специалисту получить новую квалификацию (специальность), такую же, как и после обучения в клинической ординатуре (продолжительность обучения от 2 до 5 лет). Однако требования, предъявляемые к лицензированию дополнительного последипломного образования (ДПО), слишком либеральны и не обеспечивают качественной подготовки специалистов. При проверке 16 организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность по программам ДПО выявлены нарушения федерального законодательства и ненадлежащее качество оказания услуг (эта информация зафиксирована в аудиозаписях, договорах, других подтверждающих документах, чек-листах). Проверяемые организации зачастую некачественно оказывают образовательные услуги либо совсем их не оказывают. В нарушение п. 17 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выдаются док лицам, не прошедшим итоговую аттестацию, в том числе дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации (специальности); договоры на оказание платных образовательных услуг заключаются после окончания обучения с выдачей документов «вчерашним числом»; организации получают от врачей логины и пароли от личного кабинета на портале НМФиО для регистрации на «удобные циклы», при проведении интервью обучающиеся и представители образовательных организаций не скрывают, что обучаться не нужно, достаточно любым путем набрать необходимое количество баллов НМО. Только 2 из 16 организаций соответствовали требованиям, предъявляемым к программам ординатуры, но осуществляли профессиональную переподготовку. Остальные организации, реализующие ДПО, не смогли предоставить информацию о материально-техническом обеспечении программ, о педагогических работниках, о базах практической подготовки, перечне образовательных программ и утвержденной стоимости обучения. Организации не скрывают, что у них в штате нет преподавателей и нет соответствующего оснащения. Имеются и примеры организаций, лицензированных по иному основному виду деятельности (например, лесозаготовки), но реализующих при этом программы ДПО. Отсутствует в нормативной базе и корректный глоссарий, определяющий основные применяемые термины.

Решением проблемы может стать отдельное лицензирование ДПО по каждой специальности, что позволит сохранить конкуренцию на рынке образовательных услуг и повысить качество подготовки специалистов. При этом при наличии ординатуры по конкретной специальности лицензия на ДПО выдается в упрощенном порядке. Для реализации этого решения требуется внести изменения в ст. 91 (Лицензирование образовательной деятельности) 273-ФЗ: часть 1 – образовательная деятельность подлежит лицензированию – для дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования в соответствии с перечнем специальностей высшего образования; часть 4 – запись в реестр лицензий по соответствующей специальности программ ДПО вносится либо на основании записей в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по основным программам медицинского и фармацевтического образования, либо по итогам лицензионной экспертизы. В законопроекте часть 1 следует дополнить словами «по областям и видам профессиональной деятельности, в отношении которых утверждены примерные дополнительные профессиональные или типовые дополнительные профессиональные программы (для дополнительного профессионального образования)». В части 4 после слов «о подвидах дополнительного образования» дополнить словами «об областях и видах профессиональной деятельности, по которым осуществляется реализация дополнительных профессиональных программ, в отношении которых утверждены примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы».

Вторым решением проблемы станет установление порядка разработки дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования. В настоящий момент Минздрав России может разрабатывать только примерные программы, которые не являются обязательными к исполнению. Замена примерных программ на типовые позволит определить единые требования к реализации программ ДПО и проводить проверку соответствия при лицензировании. Для реализации этого решения требуется внести изменения в 273-ФЗ: ст. 2 дополнить определением типовой программы; в части 3 ст. 82 слово «примерные» заменить словом «типовые»; часть 7 ст. 76 (типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются) дополнить пунктом 10 следующего содержания: «10) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по по выработке и реализации государственно политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья, в области медицинского образования и в области фармацевтического образования». Термин «типовые дополнительные профессиональные программы» имеется в ст. 85 273-ФЗ в отношении подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, в ст. 85.1 в отношении подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в то же время в ст. 82 в отношении медицинского и фармацевтического образования упоминаются исключительно примерные дополнительные профессиональные программы.

Для законодательного решения этой проблемы требуется внести изменения в ст. 76 273-ФЗ: часть 7 дополнить пунктом 11 следующего содержания: «11) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения – в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи». Дополнить ст. 76 частью 7.1 следующего содержания: «7.1 – организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в отношении которых установлены типовые дополнительные профессиональные программы, разрабатывают и реализуют соответствующие образовательные программы в соответствии с утвержденными типовыми дополнительными профессиональными программами». В части 10 (Переподготовка) после слов «и (или) высшего образования» дополнить словами «к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям». Часть 13 (Формы и сроки обучения в ДПО) дополнить словами: «если иное не предусмотрено примерными дополнительными профессиональными программами или типовыми дополнительными профессиональными программами».

Третьим решением проблемы станет разработка механизмов аккредитационной экспертизы в отношении дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования. Необходим контроль качества образования лицензионным требованиям с лишением образовательной организации лицензии при невыполнении условий реализации программ ДПО, указанных в типовых программах. Для этого требуется внести изменения в ст. 92 273-ФЗ, применяемую при аккредитационной экспертизе – включить механизмы аккредитационной экспертизы в отношении программ ДПО по аналогии с высшим образованием (ординатурой). Следует уточнить п. 15 ст. 91 273-ФЗ (Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности), должны учитывать особенности: «5.1 требований к кадровому обеспечению, материально-технической базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, типовыми дополнительными профессиональными программами, соблюдение которых подтверждается заключением, выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья. Форма заключения, порядок и условия его выдачи, а также критерии соответствия организации устанавливаются Минздравом». Ст. 82 273-ФЗ требуется дополнить частью 2.1 следующего содержания: «2.1 При реализации основных образовательных программ среднего медицинского образования и среднего фармацевтического образования, основных образовательных программ высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся, не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». В части 3 слова «медицинского образования и» следует исключить.

Законопроектом предусмотрено, что закон вступает в силу 01.05.2025 года, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, обязаны получить заключение до 01.09.2025 года, внесение изменений в реестр лицензий должно завершиться к 01.03.2026 года. Для выполнения этих сроков можно предложить ст. 2 федерального закона 273-ФЗ дополнить определением типовой программы, продумать сроки вступления в силу закона – оценить риски, связанные с массовым получением заключений в короткий срок, добавить механизмы лишения или приостановки лицензии, регулярность проверки и обновления данных в реестре (в нынешней редакции установлены конечные сроки). При этом обновление типовых программ потребует получения нового заключения. Потребуется расширение перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка. необходимо разработать форму заключения, порядок и условия его выдачи, а также критерии соответствия образовательной организации новым требованиям.

С целью регулирования непрерывного медицинского образования следует п. 3 части 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Обязанности медицинских работников) изложить в редакции «совершенствовать профессиональные знания и навыки в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти» (исключить слова «путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях»); в п. 2 части 3 ст. 72 (Права медицинских работников) слова «повышение квалификации» заменить словами «совершенствование профессиональных знаний и навыков»; п. 8 части 1 ст. 79 (Обязанности медицинских организаций) изложить в следующей редакции: «обеспечивать профессиональную переподготовку и повышение квалификации медицинских работников, возможность реализации непрерывного профессионального развития в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также контроль за формированием программы непрерывного профессионального развития».

Требуется также определить полномочия некоммерческих организаций: определить критерии Всероссийских некоммерческих организаций (ст. 76 323-ФЗ, в настоящее время имеются только критерии территориальных организаций), уточнить их полномочия по клиническим рекомендациям, а также расширить перечень функций некоммерческих организаций, включив участие в регулировании непрерывного медицинского образования.

При развитии системы этапной ординатуры следует предусмотреть возможность разделения программы клинической ординатуры с учетом требования профессиональных стандартов. Например, после 1-го года обучения в клинической ординатуре по онкологии обучающийся сможет работать онкологом в Центра амбулаторной онкологической помощи, а после продолжения обучения в течение еще 2 лет сможет получить специальность онколога-хирурга или онколога-химиотерапевта.

При проведении аккредитации специалистов следует разработать систему мотивации членов аккредитационных комиссий и подкомиссий, оплаты их труда, ввести государственную услугу с изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации, ввести компетентностную аккредитацию с возможностью выполнения дополнительных трудовых функций без получения дополнительной специальности. В качестве антидемпинговых мер следует внести изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ в отношении особенностей государственных закупок образовательных услуг с включением качественных показателей.

Из дополнительных предложений следует указать включение сессий, посвященных образованию и аккредитации по специальности в профильные конгрессы всероссийских профессиональных некоммерческих организаций и участие профессиональных некоммерческих организаций по специальностям и региональных отделений, входящих в НМП, в профильных мероприятиях по медицинскому образованию. В заключение доклада З.З. Балкизов пригласил участников аппаратной конференции к участию в III Международном конгрессе «Росмедобр», который состоится 16-18 октября 2024 года на площадке технологического кластера «Ломоносов» в Москве.

В ходе обсуждения доклада Л.М. Рошаль поинтересовался легитимностью термина «компетентностная аккредитация». З.З. Балкизов напомнил, что возможность аккредитации после получения дополнительных навыков без получения дополнительной специальности обсуждался на этапе подготовки к введению процедуры аккредитации, но затем такая возможность не была предусмотрена. В то же время, если такие дополнительные навыки входят в профессиональный стандарт по специальности и отражены в должностной инструкции (функциональных обязанностях) по месту работы специалиста, такую аккредитацию необходимо ввести. Чаще всего речь идет о дополнительных навыках инструментальных исследований (например, абдоминальный хирург проводит и оценивает УЗИ органов брюшной полости, но ему не требуется для работы получать вторую специальность по ультразвуковой диагностике с обучением эхокардиографии, допплерографии магистральных артерий, хирургу-онкологу не требуется получать дополнительную специальность колопроктолога и т.п.). Такая возможность обсуждалась совместно с кардиологами, онкологами, офтальмологами, возражений не было.

Эксперт Союза НМП А.Ю. Чупрова предложила сократить терминологические инновации, поскольку, например, термин «компетентностная аккредитация» - богатое поле для работы следственных органов, как и термин «некоммерческая организация». З.З. Балкизов напомнил, что компетентностная аккредитация была еще в первом проекте по процедуре аккредитации специалистов в здравоохранении. Некоммерческие профессиональные организации упомянуты в ст. 76 федерального закона 323-ФЗ, к ним относится и Национальная Медицинская Палата, и ее члены – территориальные и профессиональные организации.

Т.Н. Ищук (НМИЦ им. В.А. Алмазова Минздрава России, Санкт-Петербург) задала вопрос, проводили ли в 16 проверяемых организациях обучение в рамках клинической ординатуры. З.З. Балкизов ответил, что не осуществляли. Т.Н. Ищук отметила, что если термин «компетенция» или «компетентность» мы будем переносить из сферы охраны здоровья в сферу труда, то возникнет путаница в терминах и понятиях. Фактически речь идет об аккредитации по трудовой функции (функциональной). Например, функция оказания неотложной помощи входит в профессиональные стандарты практически по всем специальностям, отдельной специальности нет. Т.Н. Ищук предложила выдавать лицензии на проведение профессиональной переподготовки только тем образовательным организациям, которые имеют лицензию на обучение в клинической ординатуре. Профессиональная переподготовка будет отличаться только несколько меньшим количеством учебных часов.

Т.Н. Ищук также напомнила, что в НМП уже давно создана комиссия по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, однако заявок на такую аккредитацию очень мало. Следует ввести такой механизм допуска образовательных организаций к образовательной деятельности в законопроект.

З.З. Балкизов согласился с тем, что терминологию необходимо уточнять. Вместе с тем, следует учесть опыт некоторых регионов (Хабаровский край, Липецкая область), где хорошо работают организации, осуществляющие ДПО, а обучение в клинической ординатуре не проводится.

О.В. Шевченко (организация гигиенистов в стоматологии) задал вопрос о возможности аннулирования результатов первичной аккредитации, привел пример трудоустройства специалиста с нелегитимными документами об образовании. З.З. Балкизов ответил, что процедура аннулирования в нормативных актах не предусмотрена, решить вопрос можно только путем судебного разбирательства, хотя это очень сложная процедура.

Г.А. Мельниченко отметила, что доклад и презентация – предмет для глубокого анализа и комплексного решения проблемы. Во многом низкое качество ДПО связано с позицией врача – «нет времени на образование» и «главный врач не отпускает на учебу», с этим же связано и большое количество нелегитимных образовательных организаций и выдаваемых ими документов. Терминология требует уточнения, даже термины «компетенция» и «компетентность» очень сильно отличаются друг от друга. Неурегулированные в нормативном законодательстве вопросы следует разрешать через суд.

Советник Президента Союза НМП В.А. Плякин напомнил, что до введения процедуры аккредитация была сертификация специалистов. И переход к процедуре аккредитации косвенно должен был повысить качество образования и уровень подготовки выпускников в образовательных организациях. Установив более высокие критерии для процедуры аккредитации, можно проводить «отсев» выпускников, в том числе «недобропорядочных» организаций. В настоящее время примерные дополнительные программы профессионального образования утверждаются Минздравом России, то есть нормативным правовым актом, но в то же время Минздрав не контролирует их применение. Таким образом, следует усилить позиции процедуру аккредитации, которая в 323-ФЗ упоминается лишь в одной части 69 статьи. В настоящее время результаты аккредитации примерно одинаковы у окончивших обучение лиц по образовательным программам организаций, подведомственных Минздраву и организаций неподведомственных Минздраву. Следует внимательнее подумать о передаче функций контроля за ДПО из Рособрнадзора в Росздравнадзор.

Также следует обратить внимание на внесение изменений в статьи 72, 73 и 79 323-ФЗ в части приведения их в соответствие требованиям Трудового кодекса, а именно на закрепление гарантий, компенсаций и права медицинских работников на прохождение независимой оценки квалификации, а также права и обязанности работодателя по направлению медицинских работников на независимую оценку квалификации.

С 2014 года существует Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Зачем вводить новые понятия и определения такие как компетентностная аккредитация, когда уже есть устоявшиеся и законодательно закрепленные термины и понятия, такие как квалификация и профстандарт? Сегодня все отраслевые оценочные процедуры интегрируются в национальную систему квалификаций, а в сфере здравоохранения предлагается выделение отдельной законодательной ветки. Что касается этапной ординатуры, то она предусмотрена в профессиональных стандартах, однако в нормативном законодательстве не указан источник финансирования 2 и 3 этапов этапной ординатуры. В приказе № 206н Минздрава России о квалификационных требованиях этапная ординатура вообще не упоминается. Соответственно сейчас мы совместно с Минтрудом России вносим технические правки в требованиях к образованию и обучению, изложенных в профессиональных стандартах с учетом положений приказа 206н.

Вместе с тем Минздрав настаивает на обязательном прохождении интерактивных образовательных модулей разработанных для обучения клиническим рекомендациям, несмотря на то, что понятие интерактивный образовательный модуль отсутствует в законодательной базе. В ст. 96 273-ФЗ предусматривается профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, логичным выглядит применять ее, а не введение в законодательство дополнительного отдельного контроля.

З.З. Балкизов пояснил, что у Рособрнадзора нет территориальных органов, у Росздравнадзора они есть, но у Минздрава нет полномочий проверять или контролировать выполнение программ ДПО. Крайне важно любым легитимным способом узаконить получение дополнительных компетенций при обучении.

Л.М. Рошаль напомнил, что любая образовательная программа должна соответствовать профессиональному стандарту и предложил обсудить проблему на площадке Национальной Медицинской Палаты более узким кругом.

На этом аппаратная конференция завершила свою работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

13 ноября 2024 года

Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.

6 ноября 2024 года

Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.

30 октября 2024 года

О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.

16 октября 2024 года

Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».

9 октября 2024 года

С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.

2 октября 2024 года

Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.

11 сентября 2024 года

В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.

7 августа 2024 года

В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.

24 июля 2024 года

Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.

17 июля 2024 года

Е.В. Шляхто отметил большое внимание к вопросам организации скорой медицинской помощи, что стало поводом к проведению круглого стола. При этом дефицит кадров в службе скорой помощи и вопросы ее финансирования, расходования полученных средств в регионах требуют дальнейшего более подробного анализа, так же, как и вопросы диспропорции в работе некоторых федеральных медицинских учреждений по договорам с федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Наши партнеры

Медицинский вестник