Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Информация об аппаратном совещании от 3 июля 2024 года

03.07.2024 г. состоялась очередная конференция аппарата Национальной Медицинской Палаты. Вел конференцию Вице-президент Союза НМП В.И. Стародубов.

Перед началом конференции Президент Союза НМП Л.М. Рошаль ознакомил ее участников с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина в сфере охраны здоровья граждан с предложением в адрес Правительства России рассмотреть перечень и выработать предложения по его реализации. Наиболее важными поручениями являются: предоставить Национальной Медицинской Палате возможность участия в разработке нормативных документов в сфере здравоохранения с предварительным их обсуждением совместно с Общероссийским народным фронтом; усилить ответственность федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации за организацию оказания медицинской помощи населению; предоставить возможность наделения Национальной Медицинской Палаты дополнительными полномочиями; осуществлять развитие саморегулирования в медицинской и фармацевтической деятельности; совершенствовать систему непрерывного медицинского образования, в том числе дистанционным методом.

Правительству Российской Федерации совместно с органами власти субъектов Российской Федерации поручено обобщить опыт работы по организации медицинской помощи в военное время, улучшить обучение населения по оказанию первой помощи. Минздраву России совместно с Правительством Москвы поручено рассмотреть вопрос о привлечении Института детской травматологии к координации действий по оказанию медицинской помощи детям. Общероссийскому народному фронту поручено продолжить мониторинг исполнения поручений Президента России, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам, в том числе с предоставлением ежегодного доклада по результатам мониторинга.

Л.М. Рошаль отметил, что в перечне поручений Президента России нашли отражение много вопросов, поставленных и проработанных Нацмедпалатой. Очень продуктивным стилем работы является тесное взаимодействие между НМП и ОНФ, следует обратить внимание на возможность более активного привлечения к работе активистов ОНФ территориальных организаций НМП. Он также отметил, что на многочисленные обращения НМП в Минздрав России, в том числе с конструктивными предложениями, ни одного ответа не поступило.

В.И. Стародубов подчеркнул, что наиболее сложным поручением является переход отрасли здравоохранения к принципам саморегулирования.

Следующим вопросом повестки дня стал дайджест средств массовой информации за предыдущую неделю. С наиболее интересными публикациями участников конференции ознакомила руководитель информационной службы Союза НМП Н.Г. Золотовицкая.

Новый кадровый нацпроект стартует с 1 января 2025 года, его паспорт сформируют до 1 сентября. Также до конца этого года появится обновленный прогноз потребности экономики в кадрах, рассчитанный не только по видам экономической деятельности, но и по профессионально-квалификационным группам. Это позволит более точно установить контрольные цифры приема (КЦП) в системе среднего специального и высшего образования, а также реальные кадровые запросы экономики, в том числе региональной, отметила Голикова. Планируется, что один из федеральных проектов будет направлен на эффективное трудоустройство выпускников. Предусматриваются развитие целевого обучения и производственных практик, синхронизация классификаторов в сферах труда и образования, формирование более гибкой системы профессиональных стандартов. Второй федпроект трансформирует подходы к профессиональному развитию работающих граждан и направлен на помощь желающим поменять работу или получить дополнительные навыки, пройти переподготовку и повышение квалификации. Третий – обеспечит снижение продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте, уменьшение производственного травматизма за счет внедрения эффективных систем охраны труда. Четвертый федеральный проект предусматривает вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, создание условий для развития предпринимательских компетенций и инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства. Кроме того, составной частью нацпроекта «Кадры» будет прогноз кадровой потребности экономики на пятилетнюю перспективу с ежегодной актуализацией. Создаются перспективная структура замещающей потребности в кадрах и основа формирования задач для системы образования страны. Разрабатываются механизмы синхронизации прогноза с классификаторами сферы образования. Вице-премьер Правительства России Т.А. Голикова поручила Минтруду и Минпромторгу провести анализ целесообразности перезагрузки и модернизации системы переобучения и ее координации, используя опыт центров переподготовки на предприятиях. Минтруду также поручено организовать маршрутизацию будущих выпускников на портале «Работа России». На решение проблемы врачебного кадрового дефицита в здравоохранении требуется не менее 5—6 лет, ликвидация кадрового дефицита в отношении среднего медперсонала может занять 4—5 лет.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила Правительству РФ актуализировать государственную политику в сфере трудоустройства выпускников медицинских вузов и в том числе ввести для них обязательную трехлетнюю отработку в медучреждениях после окончания обучения. Как считает Матвиенко, это позволит сократить нехватку медиков. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, отвечая на инициативу, отметил, что в стране уже есть спектр эффективных мер, направленных на сокращение кадрового дефицита в здравоохранении. Свое предложение Матвиенко озвучила в ходе ежегодной встречи членов Совета палаты с премьер-министром 24 июня. По ее мнению, правительство должно разработать единую методологию учета и статистики подготовки кадров в отрасли, ввести отработки для выпускников профильных вузов и расширить полномочия Минздрава по регулированию работы образовательных учреждений. Важно, считает она, «поднимать ответственность» вузов не только за качество образования, но и за воспитание, формирование подлинного призвания врача.

Глава Минздрава Михаил Мурашко представил депутатам отчет о нарушениях в финансировании «скорой помощи». В частности, средства, предназначенные на оказание медицинской помощи, направлялись на аренду автотранспорта. Проверка использования субъектами РФ предназначенного на оказание скорой медицинской помощи (СМП) финансирования выявила нарушения в 65 регионах. По словам министра, на территории разосланы жесткие предписания направить запланированные средства в соответствии с целевыми расходами на заработную плату сотрудников. На заседании депутатам были представлены доклады об исполнении бюджетов госфондов, в том числе Федерального фонда ОМС (ФОМС) за 2023 год. «9,5 млрд рублей отвлечено на другие цели. Еще 16 млрд рублей субъекты должны были дофинансировать в соответствии с территориальным планированием на оказание скорой медицинской помощи. Плюс выявлено превышение расходов на горюче-смазочные материалы от средних нормативов. В ряде субъектов средства, которые должны были быть направлены на оказание медицинской помощи, были отвлечены на аренду автотранспорта. Этого не должно было быть, потому что в счетах на медицинскую помощь это не предусматривается», — пояснил Мурашко.

Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект о введении лицензирования сферы дополнительного профессионального медицинского образования (ДПО), а также праве Минздрава разрабатывать и утверждать типовые программы ДПО. Изменения в Федеральный закон «Об образовании» направлены на повышение качества медобразования. В соответствии с поправками реализовывать программы ДПО смогут только организации с лицензией. Устанавливать требования к реализации таких программ будет Минздрав, а выдавать организациям заключения о соответствии — Росздравнадзор. В случае принятия поправок получить соответствующие заключения в Росздравнадзоре организации должны будут до 1 сентября 2025 года. При отказе в выдаче лицензии учащиеся будут переведены в другие учебные заведения. Основная мотивация — закрыть доступ на рынок для недобросовестных поставщиков и пресечь «торговлю» удостоверениями о повышении квалификации и профессиональной переподготовке. В России 163 вуза готовят медицинские кадры, 46 из них находятся в ведении Минздрава, а 117 открыты сравнительно недавно как медицинские факультеты, они подведомственны Минобрнауки. Часто новые медицинские факультеты не имеют ни научной школы, ни опытного профессорско-преподавательского состава, ни специализированно оснащенных анатомических залов, ни собственной клинической базы, что может негативно сказаться на подготовке будущих врачей. По мнению спикера Госдумы В.В. Володина, было бы правильно, чтобы именно Минздрав устанавливал стандарты и конкретные требования к обучению медицинских кадров.

Счетная палата (СП) РФ составила отчет об освоении Минздравом РФ федерального бюджета на здравоохранение в 2023 году. Аудиторы оценили достижение регионами показателей госпрограммы «Развитие здравоохранения» и нацпроекта «Здравоохранение», за которые отвечает ведомство. Из 61 показателя, входящих в состав нацпроекта федеральных проектов не было достигнуто пять (8,2%), четыре из них касаются федпроекта «Медицинские кадры России» и один – «Развитие системы оказания первичной медико санитарной помощи». Из невыполненных задач по развитию кадрового потенциала – уровень обеспеченности населения врачами, оказывающими специализированную медпомощь, на 10 тысяч населения (15,4 вместо 16 человек), медработниками скорой помощи на то же количество населения (7,6 вместо 7,9 человек), медиков в государственных клиниках (88,2 вместо 92,3), а также доля специалистов, допущенных к работе через процедуру аккредитации, от общего количества работников (план – 64,1%, факт – 49,2%). В сегменте первичной медпомощи не достигнута доля граждан, для которых результаты диспансеризации были доступны на портале госуслуг (план – 70%, факт – 58,1%). Наиболее низкий уровень исполнения бюджета отмечен по федпроекту «Цифровой контур здравоохранения» (83,5%, 9,7 млрд рублей). Это обусловлено низким уровнем исполнения расходов на создание национальной цифровой платформы «Здоровье» (44,4%) и внедрение современных информационных систем в здравоохранение (63,9%). Всего на нацпроект ушло 320 млрд рублей. Также не выполнены показатели по укомплектованности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачами (план – 92%, факт – 89,3%) и укомплектованности медорганизаций средним медперсоналом (план – 94%, факт – 89,6%). Также проверкой выявлены недостатки в планировании значений показателей федеральных проектов как на уровне РФ, так и отдельными регионами. Так, выполнение показателя «Количество посещений при выездах мобильных медицинских бригад, оснащенных мобильными медицинскими комплексами» составило 129% (план – 3,1 тысячи посещений, факт – 4 тысячи посещений). Не достигли планового значения данного показателя 25 регионов. Наименьшее выполнение – Чукотский автономный округ (24%), Еврейская автономная область (25,9%), Республика Тыва (46%), Иркутская область (54,5%). Ведомством не соблюдались установленные сроки доведения до регионов лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий (нарушение сроков составило от 3 до 6 дней) и нарушение сроков заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда правительства (нарушение сроков составило от 4 до 53 календарных дней). Министерство допускало нарушения и в условиях предоставления субсидий регионам, как выявили в СП. Ведомством, как следует из отчета, неэффективно использовались средства резервного фонда правительства в размере 2,2 млрд рублей на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда отдельных категорий работников, допускались нарушения сроков заключения соглашений о получении средств резервного фонда, нарушения условий предоставления субсидий. Итоговая оценка качества управления государственными финансами в Минздраве России составила 36,5 балла из 60 возможных (в 2022 году – 38,5 балла).

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава № 289н от 04.06.2024 о существенном расширении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности. Новым приказом Минздрав вводит сразу 20 дополнительных индикаторов риска:

1. Рост больничной летальности в медорганизации от заболеваний дыхательной системы более чем на 2% за квартал.

2. Рост больничной летальности в медорганизации от заболеваний пищеварительной системы более чем на 2% за квартал.

3. Увеличение числа умерших беременных, рожениц и родильниц в медорганизации более чем на 1% за год.

4. Увеличение числа умерших детей в возрасте до 1 года в медорганизации более чем на 1% за год.

5. Поступление в лицензирующий орган в течение одного года заявления о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности или о внесении изменений в реестр лицензий от соискателя лицензии (лицензиата), которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, медизделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), имеющие идентифицирующие признаки (наименование, марка, модификация, заводской (серийный) номер, производитель), также принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, иному лицензиату (лицензиатам), находящемуся в ином субъекте РФ.

6. Поступление в лицензирующий орган в течение одного года заявления о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности или о внесении изменений в реестр лицензий от соискателя лицензии (лицензиата), которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, зданий, строений, сооружений и (или) помещений, используемых для осуществления медицинской деятельности, также принадлежащие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, иному лицензиату, при условии отсутствия в лицензирующем органе направленного таким лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий в случае осуществления медицинской деятельности по адресу места ее осуществления, не предусмотренному в реестре лицензий, либо заявления о прекращении медицинской деятельности.

7. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, деятельность которого непосредственно связана с осуществлением медицинской деятельности, также заключившего в течение календарного года трудовой договор с иным лицензиатом (лицензиатами), расположенным в ином субъекте РФ, не имеющим общих административных границ с субъектом, в котором осуществляет медицинскую деятельность указанный соискатель лицензии (лицензиат).

8. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, осуществляющего техническое обслуживание медизделий, также заключившего в течение календарного года трудовой договор с иным лицензиатом (лицензиатами), расположенным в ином субъекте РФ, не имеющим общих административных границ с субъектом, в котором осуществляет деятельность по техническому обслуживанию медизделий указанный соискатель лицензии (лицензиат).

9. Увеличение числа новорожденных, умерших в первые 168 часов жизни более чем на 1% за год.

10. Осуществление вывода мифепристона в медорганизации по данным ФГИС МДЛП при отсутствии у медорганизации лицензии на аборты.

11. Осуществление закупки медорганизацией мифепристона по данным ФГИС МДЛП при отсутствии у медорганизации лицензии на аборты.

12. Увеличение количества возвратов документации в медорганизацию из федеральных учреждений медико-социальной экспертизы по причине предоставления неполного комплекта документов, недостаточности проведенных исследований либо из-за технических ошибок более чем на 5% за отчетный период.

13. Рост досуточной летальности в медорганизации более чем на 10% в год.

14. Наличие информации на сайте медорганизации об оформлении листков временной нетрудоспособности при одновременном отсутствии информации о наличии лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

15. Увеличение в одной медорганизации более чем на 10% за полугодие случаев смерти по причине «Старость» по сравнению с предыдущим полугодием.

16. Увеличение количества отказов от проведения маммографии при прохождении 1-го этапа диспансеризации взрослого населения на 5% за квартал.

17. Увеличение количества отказов от сдачи анализа кала на скрытую кровь при прохождении 1-го этапа диспансеризации взрослого населения на 5% за квартал.

18. Увеличение за год более чем на 10% доли пациентов, умерших от злокачественного новообразования до 1 года с момента установления диагноза, от числа пациентов с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования, взятых под диспансерное наблюдение в отчетном году.

19. Увеличение за год более чем на 10% доли умерших от болезней системы кровообращения от числа лиц с болезнями системы кровообращения, состоявших под диспансерным наблюдением.

20. Превышение по итогам года общего коэффициента смертности прикрепленного к медорганизации населения (на 1000 населения) по сравнению с общим коэффициентом смертности по субъекту РФ (на 1000 населения).

Новые индикаторы риска начнут применяться уже с 1 июля 2024 года. Их выявление будет служить основанием для принятия решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица.

Минздрав обновил Порядок оказания медпомощи пациентам по профилю «гериатрия». Снижается рекомендованное число коек в расчете на одного врача. Изменения внесены с целью снижения нагрузки на одного врача-гериатра. Согласно действующей версии Приказа Минздрава РФ № 38н от 29.01.2016 в рекомендуемом штатном нормативе гериатрического отделения предусмотрен один врач-гериатр на 20 коек. Предполагается снизить эту норму для специалиста до 13 коек. Кроме того, в Порядке появился новый пункт, согласно которому при оказании специализированной медицинской помощи взрослому населению в стационарных условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение, необходимо предусмотреть в структуре медицинской организации с мощностью коечного фонда от 400 коек и более гериатрический кабинет. Планируется, что в нем будет работать один врач-гериатр на 400 коек и одна медсестра на одного врача-специалиста. Документ также утверждает стандарт оснащения гериатрического кабинета медорганизации, оказывающей помощь в стационарных условиях.

Всероссийский союз страховщиков должен до 1 июля подготовить чек-листы для проведения экспертных мероприятий по оценке медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями. Ранее Минздрав направил в регионы письмо о необходимости готовить медицинских работников к переходу на работу по национальным гайдлайнам. Минздрав поручил Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) и страховым компаниям, работающим в системе ОМС, разработать до 1 июля чек-листы для проведения экспертизы, оказанной в соответствии с клиническими рекомендациями (КР) медицинской помощи. Поручение дано по итогам совещания министра здравоохранения Михаила Мурашко с участниками страхового рынка 3 июня. Страховщики также должны были в срок до 17 июня направить в Минздрав кандидатуры для включения в рабочую группу по разработке и пересмотру клинических рекомендаций. Ее задача — глубокая оценка КР в качестве документов, используемых при проведении экспертиз. Кроме этого, страховые медицинские организации (СМО) должны представить предложения по изменению Приказа Минздрава России № 231н от 19.03.2021. Речь идет о внедрении риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-экспертных мероприятий в части оценки показателей, влияющих на предотвращение смертельных случаев. Страховщиков также попросили обеспечить защиту прав застрахованных по ОМС в строгом соответствии с нормами, установленными законодательством, и представить в Федеральный фонд ОМС (ФОМС) предложения по проведению контрольно-экспертных мероприятий, направленных на контроль достоверности сведений при проведении диспансеризаций и профилактических осмотров россиян. Срок исполнения — 1 июля 2024 года. Соответствующие тематические интерактивно-образовательные модули будут размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО), подавляющее большинство специалистов должны будут ознакомиться с ними в срок до 1 января 2025 года.

Более подробные материалы дайджеста были разосланы участникам аппаратного совещания накануне.

Советник Президента Союза НМП З.З. Балкизов прокомментировал тему развития непрерывного медицинского образования, озвученную в дайджесте. Он отметил важность соблюдения лицензионных требований для образовательных организаций отдельно по специальностям здравоохранения, утверждения типовых образовательных программ и запрет на применение исключительно электронной методики образования в случаях, когда необходимо получение обучающимися практических навыков. Он также отметил другие вопросы, необходимые для решения вопросов образования и подготовки кадров для здравоохранения: подготовку дополнений к ст. 76 323-ФЗ по критериям признания общественной организации всероссийской; развитие системы этапной ординатуры; совершенствование системы непрерывного медицинского образования; практическая работа с пациентами стажеров, обучающихся на втором году клинической ординатуры.

Вторым вопросом повестки дня стала информация о деятельности профессиональной организации «Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации». Докладывала Президент организации, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике, заслуженный врач Российской Федерации О.М. Драпкина. Она напомнила, что ассоциация создана академиком И.Н. Денисовым в 2000 году, учредительный съезд прошел в Самаре. В работе ассоциации активное участие принимает профессор О.Ю. Кузнецова. В настоящее время проходит процедура перерегистрации организации в Минюсте с целью установления ее общероссийского статуса. Всего в России врачей общей практики 8895, ассоциация имеет 47 региональных отделений. Основной задачей в настоящее время ассоциация считает формализацию функций врачей общей практики и участковых врачей. Ассоциация работает по 6 основным направлениям деятельности: организационному, образовательному, научному, методическому, международному и экспертному.

Организационная работа предусматривает развитие структуры системы врачей общей практики на основе триады Донабедиана. Особое внимание уделяется удаленным регионам Российской Федерации и развитию в них амбулаторной медицинской помощи. Ассоциацией созданы методические рекомендации, стандартные операционные процедуры, они имеются у всех руководителей медицинских организаций, особое внимание уделяется вопросам диспансеризации населения, периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению. Образовательные мероприятия ассоциация проводит ежеквартально. Создание единой образовательной среды позволяет обеспечить работой при проведении диспансеризации специалиста сразу после выпуска. К образовательной деятельности широко привлекаются вузовские кафедры медицины общей практики, при этом научным советом ассоциации утверждается состав кафедр и аккредитационных комиссий, проводится экспертиза образовательных стандартов и оценочных средств, анализ реализации клинических рекомендаций. Выпущен ряд методических изданий, в 2023 году вышло руководство «Пожилой больной в семейной врачебной практике», выпускается журнал, который в 2024 г. включен в перечень, рекомендуемый ВАК. Научное направление деятельности посвящена установлению приоритетности компетенций в медицине общей практики. Поддерживается международная деятельность, ассоциация сохраняет свое членство во Всемирной и Европейской ассоциации семейных врачей. Одним из достижений экспертной деятельности ассоциации является создание профессионального стандарта врача общей практики, который в настоящее время с последними поправками находится на утверждении в Минздраве России.

В перспективе работы ассоциации – преобразование ее во всероссийскую организацию, совершенствование непрерывного медицинского образования по специальности, создание новых программ преподавания, межведомственная работа, в том числе с институтом главных внештатных специалистов федерального и регионального уровня, в декабре 2024 г. планируется проведение съезда с участием представителей зарубежных государств.

В ходе обсуждения доклада В.И. Стародубов задал вопрос о возможности работы специалиста по семейной медицине сразу после первичной аккредитации. О.М. Драпкина ответила, что до настоящего времени возможно трудоустройство только после завершения обучения в клинической ординатуре. Определенная проблема при этом есть в постепенном сокращении числа кафедр медицины общей практики и семейной медицины в вузах.

Л.М. Рошаль задал несколько вопросов – о потребности во врачах общей практики и шагах по обеспечению этой потребности, о длительности нахождения профстандарта в Минздраве, о возможности лечения детей врачами общей практики и о помощи, которую может оказать ассоциации центральный офис НМП. О.М. Драпкина сообщила, что потребность во врачах общей практики по данным расчетов примерно на 30% выше имеющегося числа, то есть требуется около 12 000 семейных врачей. Для этого в первую очередь проводится анализ ситуации, расчеты, привлекаются для работы кафедры. Необходимо повышение престижа профессии семейного врача, особенно в регионах, для этого организуются олимпиады, проводятся конкурсы, встречи, чествование ветеранов профессии. Улучшаются возможности оказания медицинской помощи в том числе за счет мобильных форм, что актуально для регионов особенно при проведении диспансеризации и профосмотров. Профессиональный стандарт врача общей практики передан в Минздрав 1,5 месяца назад. Врач общей практики может лечить несложную патологию и у детей, перечень таких состояний может быть утвержден, с педиатрами в этом отношении достигнут консенсус. Центральный офис НМП мог бы помочь в продвижении профстандарта, популяризации и повышении престижа профессии, поощрении ветеранов профессии, например, грамотами Национальной Медицинской Палаты.

Вице-президент Союза НМП А.Ш. Ревишвили поблагодарил О.М. Драпкину за содержательный доклад и поздравил ее с недавним юбилеем, а также задал вопрос о подготовке к обеспечению обязательности применения с 2025 года клинических рекомендаций. О.М. Драпкина ответила, что по каждой клинической рекомендации, имеющей отношение к семейной медицине, ассоциация разработало алгоритм действий врача, он разослан главным врачам медицинских организаций.

Вице-президент Союза НМП С.Б. Дорофеев задал вопрос о необходимости системы общей практики в крупных городах. О.М. Драпкина ответила, что семейная медицина наиболее актуальна в сельской местности, где практически нет узких специалистов. Поэтому большое внимание уделяется увеличению числа фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в регионах, привлечение молодых специалистов, обеспечению транспортом, мерам социальной поддержки медработников.

М.Г. Панов (Брянская область) задал вопрос об отношении к ситуации, когда диспансеризация объявлена добровольной, но в то же время имеется план по диспансеризации, на ее проведение отвлекаются средства подушевого финансирования. О.М. Драпкина ответила, что за счет отвлекаемых средств оплачивается труд медработников, проводящих диспансеризацию. Возможно использование для учета диспансеризации возможностей производственной медицины, мобильной диспансеризации, профосмотров организованных групп населения, учет данных, полученных при госпитализации пациентов в соответствии с приказом Минздрава № 404н, коррекции территориальных программ бесплатного оказания медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования.

Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова поблагодарила О.М. Драпкину за активную работу ассоциации в Смоленской области, отметила, что в области при проведении конкурса «За счастье жить благодарю» имеется номинация для лучшего врача общей практики, в 2024 г. награждена врач с многолетним стажем семейного врача.

Л.М. Рошаль поблагодарил О.М. Драпкину за активную работу ассоциации. Он напомнил, что в крупных городах врач с дополнительной подготовкой по общей практике может не направлять пациентов к узким специалистам амбулаторной службы. В сельской местности врач общей практики работает в отделении сельской или муниципальной больницы, поэтому служба врачей общей практики в регионах с сельским населением более актуальна.

В.И. Стародубов отметил, что нельзя анализировать отдельно службу врачей общей практики от участковых врачей. Он также отметил, что в России устранена служба подростковой медицины, которая в советские годы готовила юношей к армейской службе, а девушек к будущему материнству, по возрасту это дети, но с ними раньше работали не педиатры, а терапевты. Запрещать службу врачей общей практики в крупных городах не следует, возможны разные варианты организации амбулаторной помощи. К тому же число посещений врача в год сократилось с 12 в советской время до 8, функция врачебной должности снизилась 30-40%. В то же время в последние годы число врачей общей практики практически не увеличивается, остается на уровне 8000 – 9000 человек. Необходимо планировать работу целых врачебных участков, где есть возможность, например, укрупнения участков с использованием двух врачей или нескольких медсестер, решение здесь за региональным здравоохранением с учетом того, что врачи общей практики являются более универсальными специалистами, чем участковые врачи.

Проведено электронное голосование. Из 51 проголосовавшего 37 оценило работу ассоциации на «отлично», 14 – «хорошо». В.И. Стародубов поздравил О.М. Драпкину с высокой оценкой работы возглавляемой ею организации и отметил, что в ноябре 2024 года планируется проведение съезда терапевтов, где будут проходить выборы нового президента Всероссийского общества терапевтов. РАН и Минздрав поддерживают кандидатуру О.М. Драпкиной на этот пост, при положительном решении съезда это позволит решить проблему членства профессиональной организации терапевтов в Национальной Медицинской Палате.

Следующим вопросом повестки дня стала информация о деятельности территориальной организации Вологодская областная общественная организация «Ассоциация врачей». Докладывал Президент организации С.А. Румянцев. Он напомнил, что Вологодская область имеет площадь более 144 000 кв. км, население более 1 121 000 человек, смертность в регионе превышает рождаемость. В городах, преимущественно в Вологде и Череповце, сосредоточено 74% населения. Для области характерны большие расстояния от административного центра – до 400-500 км по различным направлениям, плотность населения составляет 7,7 человек на 1 кв. км. По данным на 01.01.2024 г. в Вологодской области работает в государственных медицинских организациях 3344 врача, всего врачей – 4067. Укомплектованность врачебными кадрами в области составляет 85,5%, коэффициент совместительства – 1,66%.

Ассоциация врачей Вологодской области создана в 1994 году, работает в соответствии с Уставом, является членом Национальной Медицинской Палаты. Организация объединяет 1124 врача, что составляет 36,0% от числа врачей, работающих в государственном здравоохранении и 25,1% от общего числа врачей области. Последняя отчетно-выборная конференция ассоциации прошла в 2022 году, очередная планируется в 4 квартале 2024 года. Президент ассоциации – главный врач областного кожно-венерологического диспансера, главный внештатный специалист по дерматовенерологии Департамента здравоохранения Вологодской области, член регионального штаба Общероссийского народного фронта. В составе Правления ассоциации – 15 человек, большинство из них – главные врачи медицинских организаций области. Правление собирается не реже 1 раза в месяц, имеются действующий чат для оперативной связи и активный сайт ассоциации. Должность исполнительного директора не предусмотрена, бухгалтер и юрист в штат ассоциации не входят. Членство в ассоциации заявительное, ведется учет членов. Планируется создание отделений ассоциации в медицинских организациях. Членские взносы составляют 500 рублей в год, отдельного вступительного взноса нет. Собственного офиса у ассоциации нет, помещение предоставлено одной из поликлиник г. Вологды.

Члены Правления ассоциации входят в состав комиссий Департамента здравоохранения Вологодской области, Общественный совет при нем. Проводятся конкурсы «Лучший врач», «Лучший наставник», посвящение в молодые врачи. Представители ассоциации работают в аттестационной комиссии, в комиссии по выработке территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования. С участием ассоциации проводятся такие мероприятия, как медицинский форум «Ворота Севера» (в 2024 году прошел 10-й юбилейный форум), кардиологическая конференция «Сердце Севера», конференция дерматовенерологов и косметологов Северо-Западного федерального округа. Проведена встреча с представителями следственного комитета, в 4 квартале 2024 года планируется совместная конференция с участием Департамента здравоохранения и территориального комитета профсоюза работников здравоохранения Вологодской области. В области работает новый врио губернатора, при подтверждении его кандидатуры на пост губернатора по результатам выборов в сентябре 2024 г. планируется встреча с ним.

По вопросам защиты медработников проводится разбор жалоб, процедура медиации для досудебного решения по спорам, консультации адвоката. Во многом благодаря работе ассоциации было прекращено уголовное дело и снят обвинительный приговор в отношении анестезиолога-реаниматолога детской областной клинической больницы. В настоящее время несколько дел в отношении медработников ведутся совместно с адвокатами. Активно ведется совместная работа с профсоюзом работников здравоохранения, главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения, с клиническими рекомендациями.

Ассоциация имеет несколько предложений в адрес Национальной Медицинской Палаты, главные из которых – получение членами территориальной организации процессуального права выступать в качестве экспертов в судах различного уровня как по уголовным, так и по гражданским делам, в том числе в арбитражном суде; поддержка позиции Национальной Медицинской Палаты в вопросе о необязательности выполнения клинических рекомендаций и разработке протоколов ведения больных; внесение дополнений в ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в отношении усиления ответственности граждан за состояние собственного здоровья.

В ходе обсуждения доклада В.И. Стародубов задал вопрос о возможностях увеличения членства в ассоциации. С.А. Румянцев сообщил, что в настоящее время проводится работа с многочисленными негосударственными медицинскими организациями, которых достаточно много в Вологодской области.

В.А. Мельников (Тульская область) задал вопросы о возможности законодательного закрепления процессуальных полномочий и об опыте выступления независимых экспертов в судебных разбирательствах. С.А. Румянцев ответил, что для придания процессуальных полномочий требуется внесение изменений в законодательство об экспертизе – только профессиональное сообщество может предоставлять своего представителя в качестве независимого эксперта, в настоящее время суды не принимают результаты независимой экспертизы и не поручают ее проведение профессиональному сообществу.

О.Г. Краснова (руководитель Координационного совета Северо-Западного федерального округа) отметила, что ассоциация врачей Вологодской области ведет активную работу по всем основным направлениям своей деятельности, ее представители входят в состав всех профильных комиссий на уровне области. Заслуживает внимание опыт организации по повышению престижа профессии медицинского работника, правовой защите врачей. Наиболее проблемным вопросом является низкое членство в организации, однако в последнее время наметилась небольшая положительная динамика.

Л.М. Рошаль поблагодарил С.А. Румянцева за содержательный доклад и отметил, что существенным положительным моментом деятельности ассоциации является ее тесное взаимодействие с Общероссийским народным фронтом, а наиболее проблемным вопросом следует считать низкое членство.

В.И. Стародубов отметил, что вопрос об ответственности граждан Российской Федерации за состояние собственного здоровья, вероятно, следует решать методами убеждения и пропаганды здорового образа жизни, развития производственной медицины. Во всяком случае, в последнее время отмечено снижение числа курящих и увеличение числа занимающихся спортом, особенно среди молодежи. Создать действующую систему независимой медицинской экспертизы в стране до настоящего времени не удалось, хотя работа в этом отношении ведется более 10 лет. Он также отметил проблему членства в ассоциации и порекомендовал провести встречу общественности с врио губернатора еще до его выборов.

Проведено электронное голосование. Из 46 проголосовавших 20 оценили работу Ассоциации врачей Вологодской области на «отлично», 26 – «хорошо». В И Стародубов поздравил С.А. Румянцева с хорошей оценкой деятельности возглавляемой им организации и пожелал дальнейших успехов в работе.

В разделе «Разное» Л.М. Рошаль предложил более подробно обсудить перечень новых индикаторов риска снижения качества медицинской помощи во взаимодействии с Минздравом России. Руководитель Департамента Минздрава России А.Н. Наркевич отметил, что он в настоящее время входит в курс проблем, совместная работа будет проводиться.

На этом аппаратная конференция завершила работу.

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

26 марта 2025 года

Проект нового приказа Минздрава России, который должен заменить приказ № 203н от 2017 года «Об утверждении критериев качества оказания медицинской помощи» не будет касаться медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, этому разделу будет посвящён отдельный приказ. Кроме того, раздел критериев качества медицинской помощи имеется в клинических рекомендациях. В итоге, медицинские работники могут столкнуться с ситуацией, когда по одному случаю оказания медицинской помощи могут быть применены три разных группы критериев, по каждой из которых предусмотрены штрафные санкции.

5 марта 2025 года

В защите специалистов представители РОРР участвуют редко, поскольку иски к рентгенологам и радиологам возникают редко. С учётом того, что основным предметом исков являются заключения специалистов, был проведён вебинар по методике оформления заключений.

5 февраля 2025 года

Л.М. Рошаль отметил, что выпускник вуза может трудоустроиться только по специальностям участкового терапевта или участкового педиатра. Большое количество выпускников медицинских вузов поступает в ординатуру, чтобы после её окончания получить более профильную специальность и иметь возможность трудоустроиться в частную медицинскую организацию. Нецелевики-бюджетники, о которых в основном ведётся речь, в настоящее время составляют 10-15% всех выпускников.

29 января 2025 года

Руководитель юридической службы НМП Л.А. Айдарова отметила, что Бурятия явилась уникальным регионом в отношении большого количества уголовных дел по привлечению к ответственности медработников по статье 238 УК РФ. В обоснованиях необходимости декриминализации здравоохранения Национальная Медицинская палата приводила эту информацию. Опыт, полученный МПРБ, дал толчок к изменениям в законодательстве. Это свидетельство хорошей работы юристов Медпалаты.

22 января 2025 года

В.И. Стародубов поинтересовался, как организуется оплата труда членов аккредитационных комиссий в Москве. Ш.М. Гайнуллин (РОО СОВ, Москва) пояснил, что в течение последних лет он, как руководитель территориальной организации НМП Москвы направлял письма-представления в Департамент здравоохранения Москвы, который в свою очередь направлял распоряжения в адрес главных врачей медицинских организаций о материальном стимулировании членов аккредитационных комиссий по месту основной работы. В последнее время письма-представления подготавливаются председателями аккредитационных комиссий.

15 января 2025 года

По данным главных внештатных специалистов Минздрава, имеется несоответствие в критериях качества оказания медицинской помощи, сформулированных в отдельных клинических рекомендациях и в приказе Минздрава № 203н. Сейчас ведется работа по устранению этих противоречий. Трудности связаны и с тем, что клинические рекомендации разрабатываются по нозологическим формам и практически не учитывают коморбидность.

18 декабря 2024 года

Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.

4 декабря 2024 года

Совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов.

13 ноября 2024 года

Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.

6 ноября 2024 года

Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.

Наши партнеры

Медицинский вестник