Информация об аппаратном совещании от 4 декабря 2024 года
Материалы для скачивания
04.12.2024 г. состоялась очередная конференция аппарата Национальной Медицинской Палаты. Вела конференцию Вице-президент Союза НМП Н.Л. Аксенова.
Вопросом повестки дня стала информация о совещании по вопросу применения клинических рекомендаций в российской здравоохранении. Докладывал Первый Вице-президент Союза НМП А.Г. Румянцев. Он сообщил, что за последнюю неделю состоялись два совещания, посвященных вопросу применения клинических рекомендаций. Первое совещание проводилось совместно Минздравом России и Национальной Медицинской Палатой, в этом совещании приняли участие 7 Вице-президентов НМП. От имени НМП было внесено предложение ввести в текст Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ дефиниции с определением клинических рекомендаций как именно рекомендательных документов, в качестве обязательных для исполнения документов ввести протоколы оказания помощи больным или стандартные операционные процедуры (СОПы), разрабатываемые с учетом штатного расписания, оборудования, применяемых технологий, материально-технической базы каждой отдельной медицинской организации. При этом Порядки оказания медицинской помощи, прописанные в ст. 37 323-ФЗ являются при их нарушении поводом к административной или уголовной ответственности медицинских организаций и медработников, клинические рекомендации применяются исключительно медицинским сообществом.
Второе совещание было проведено на площадке партии Единая Россия с более широким кругом участников, представителями Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, в нем участвовали 4 Вице-президента Союза НМП. На этом совещании был предложен проект нового приказа Минздрава России, в котором звучат следующие позиции:
- клинические рекомендации являются основой для разработки стандарта медицинской помощи при конкретных нозологических формах;
- клинические рекомендации не являются предметом части 2 ст. 87 323-ФЗ;
- исполнение клинических рекомендаций не является обязательным требованием при проведении государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения;
- критерии качества медицинской помощи утверждаются органом исполнительной власти Российской Федерации;
- по предложению судебно-медицинских экспертов в приказ отдельно должен быть внесён и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы, которая сейчас базируется на исполнении критериев качества медицинской помощи, имеющихся в клинических рекомендациях.
Второе совещание длилось более 3 часов, было заслушано более 30 выступлений. Отмечалось, что фонды ОМС вводят свои собственные чек-листы при проверке медицинских организаций, при этом в них не содержится положений клинических рекомендаций, а медицинским организациям навязываются иные медицинские технологии, нарушения чек-листов влекут за собой штрафные санкции. Фактически это является попыткой подменить чек-листами протоколы оказания медицинской помощи, которые должны согласовываться с Фондом ОМС. Из других мнений при подготовке нового приказа Минздрава прозвучали следующие вопросы:
- в настоящее время научно-практическим советом Минздрава России одобрено к применению более 400 клинических рекомендаций, как новых, так и актуализированных в соответствии со сроками их действия, в то же время нозологических форм существует более 2000, таким образом, готовность клинических рекомендаций к 2025 году очень сомнительна;
- клинические рекомендации не охватывают критических состояний, оказания экстренной, ургентной помощи в том числе в отделениях реанимации, по этому направлению нужен отдельный состав клинических рекомендаций и протоколов;
- не предусмотрена смена клинического диагноза в процессе одного случая оказания медицинской помощи;
- не предусмотрено финансирование при оказании медицинской помощи при коморбидной патологии, в то время как с такой патологией оказывается медицинская помощь более 60% всех пациентов;
- в сложных клинических ситуациях, когда требуется отход от клинических рекомендаций, нормативно не закреплено мнение консилиума или лечащего врача.
Таким образом, главное в готовящемся новом приказе Минздрава России – это введение дефиниций. При подготовке к исполнению приказа следует учесть необходимость введения в медицинскую информационную систему протоколов ведения больных, СОПов, разработанных на основе клинических рекомендаций, с исключениями для отделений реанимации, экстренных ситуаций, коморбидности, решений консилиума, личных решений лечащего врача. А.Г. Румянцев выразил особую благодарность Вице-президентам Союза НМП Н.Л. Аксеновой, С.Б. Дорофееву и Е.В. Шляхто за конструктивные выступления во время проведения совещаний.
В ходе обсуждения Вице-президент Союза НМП С.В. Готье задал вопрос о ситуации с введением обязательности исполнения клинических рекомендация с 1 января 2025 г. А.Г. румянцев отметил, что есть две возможности: вновь перенести эту дату на более поздний срок постановлением Правительства Российской Федерации, что не внесет окончательной ясности и приведет только к отсрочке, и подготовить приказ до 1 января 2025 года, причем введение дефиниций в Федеральный закон можно принять первым чтением в Государственной Думе до 18.12.2024 г. Протокол совещания до конца недели будет предоставлен в Национальную Медицинскую Палату и в Единую Россию, после чего НМП должна поставить вопрос под свой контроль. Проект приказа также имеется, он может быть разослан Вице-президентам Союза НМП.
А.А. Халиков (Тверская область) отметил, что при проведении судебно-медицинских экспертиз уже имелись случаи, когда решением Верховного Суда Российской Федерации положения клинических рекомендаций стали основанием для принятия решения. А.Г. Румянцев пояснил, что для вынесения решений нужно постановление Пленума Верховного Суда, а не отдельные итоги рассматриваемых дел. Требуется обновить Порядок проведения судебно-медицинских экспертиз, что можно сделать в виде отдельного раздела нового приказа Минздрава России.
Президент Союза НМП Л.М. Рошаль сообщил, что по данному вопросу подготовлено письмо в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина. В этом письме отмечено, что с 2022 года значительно выросло количество судебных исков в адрес медицинских работников, при этом медики хуже лечить больных не стали. Здесь играет роль и применение положений клинических рекомендаций Верховным Судом Российской Федерации, хотя они законодательно еще не стали обязательными для исполнения. Таким образом, еще более актуальной становится подготовка протоколов ведения больных, разработанных на основе клинических рекомендаций с учетом особенностей каждой отдельной медицинской организации. Создается впечатление, что растет число ошибочных трактовок законодательных нормативных документов представителями Минздрава России. Неграмотную позицию Минздрава характеризует проект приказа о возможности замены аккредитации специалиста процедурой аттестации (по информации Н.Л. Аксеновой, за подготовку документа со стороны Минздрава России отвечал заместитель руководителя кадрового департамента А.В. Ан). Аккредитация – это обязательная процедура допуска специалиста к профессии, аттестация же – это добровольная процедура оценки квалификации медработника с присвоением ему квалификационной категории, к тому же неясно, какой именно вид аккредитации Минздрав хочет заменить аттестацией, Национальная Медицинская Палата направит свое аргументированное мнение в Минздрав. НМП борется за права профессионального медицинского сообщества, результатом должна стать отмена обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года. Планируется и встреча с руководством Фонда ОМС по применению чек-листов, ответственным сотрудникам аппарата НМП за взаимодействие с Фондом ОМС следует активизировать свою работу. В целом обсуждение ситуации с исполнением требований клинических рекомендаций продемонстрировало единство врачебного сообщества России.
Третьим вопросом повестки дня стала информация о деятельности территориальной организации «Краснодарская краевая общественная организация медицинских работников» - ККООМР (Председатель – Д.А. Любченко). Докладывала заместитель руководителя организации Г.Ю. Юсифова-Антонова. Во время доклада демонстрировалась презентация.
В настоящее время ККООМР объединяет 43% врачей Краснодарского края. В 2023 году собрано средств от уплаты членских взносов и иных поступлений на сумму 1623000 рублей, в 2024 году – 900000 рублей. Задолженности по перечислению средств в центральный офис НМП нет.
Одним из направлений деятельности организации является оказание правовой помощи медработникам Краснодарского края. Так, в 2023-2024 гг. было заведено 7 уголовных дел в связи с нападением пациентов или их родственников на медработников во время выполнения ими своих профессиональных обязанностей. 3 фигуранта таких дел осуждены по ст. 115 и ст. 119 УК РФ, 2 выплатили компенсации за нанесенный вред в общем размере 330 000 рублей, 2 дела пока не завершены. При содействии юристов ККООМР 4 уголовных дела, возбужденных по ст. 109 УК РФ в отношении медицинских работников, прекращены на стадии предварительного расследования, еще по одному продолжается работа по защите прав медработника. Одной из районных больниц оказана юридическая помощь по делу о компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей. Успехи ККООМР в оказании правовой поддержки медработникам широко освещаются в средствах массовой информации, что приводит к увеличению количества обращений медицинских работников и позволяет оказать им своевременную квалифицированную юридическую помощь. В качестве положительной тенденции можно отметить обращение медработников в ККООМР за защитой своих интересов в кратчайшие сроки после возникновения конфликтных ситуаций.
Первичную аккредитацию в 2022 году прошли 894 из 912 специалистов (98,0%), в 2023 г. – 942 из 983 (95,8%), в 2024 г. – 931 из 971 (95,9%). Первичную специализированную аккредитацию в 2022 году прошли 1278 из 1385 аккредитуемых (92,3%), в 2023 году – 1205 из 1340 (89,9%), в 2024 году – 1516 из 1706 (88,9%). Периодическую аккредитацию в 2022 году успешно завершили 127 из 128 специалистов (99,2%), в 2023 году – все 357 аккредитуемых (100%), в 2024 году – все 798 специалистов (100%). В 2022 году было сформировано 69 аккредитационных подкомиссий, в 2023 году – 73, в 2024 году – 79. В 2024 году созданы новые аккредитационные комиссии по специальностям: биология, эргореабилитация, кинезиотерапия. Ежегодно подаются списки активных участников аккредитационных комиссий в Минздрав Краснодарского края, по его письмам осуществляется материальное стимулирование специалистов, а также объявляются благодарности.
Членами организации осуществляется поддержка участников специальной военной операции в виде сбора средств и гуманитарных грузов, закупки необходимого оборудования, лекарственных препаратов и расходных материалов, организована их регулярная транспортировка в зону СВО. ККООМР участвует в совместной акции Национальной Медицинской Палаты и Российского Красного Креста по поддержке детей медработников, эвакуированных из прифронтовых районов. Также организация активно участвует в акции «Добрый волшебник» по поддержке детей Краснодарского края с онкологической патологией. Издаются ставшие очень популярными среди медработников календари с медицинской символикой.
В ходе обсуждения доклада Л.М. Рошаль задал вопросы о проблемах в работе организации, членстве и способах сбора членских взносов. Г.Ю. Юсифова-Антонова отметила, что основная существовавшая проблема решена, получена возможность материального и морального стимулирования активных участников аккредитационных комиссий на уровне Минздрава Краснодарского края, через главных врачей медицинских организаций. Членство постепенно растет, увеличилось за год с 39% до 43%. Членские взносы уплачиваются по-разному – как лично членами организации, так и через перечисления бухгалтериями медицинских организаций. Л.М. Рошаль также отметил хорошее взаимодействие ККООМР с центральным офисом Национальной Медицинской Палаты.
Н.Л. Аксенова отметила особенность Краснодарского края в виде наличия большого количества санаторно-курортных медицинских организаций, находящихся в подчинении Минздрава России, их число, особенно в районе Сочи, составляет более 20%, достаточно большая часть медработников привлекается для работы в основной курортный сезон. С целью объединения медработников и повышения членства в ККООМР за счет медработников федеральных учреждений Н.Л. Аксенова порекомендовала обратиться с официальным письмом в Минздрав России. Она также отметила отличную организацию конкурсов медработников с привлечением хоровых коллективов, издание календарей, дала высокую оценку работы организации.
В.И. Ковалев (Республика Адыгея) отметил, что ККООМР, как ближайший сосед территориальной организации Республики Адыгея, с 2014 г. помогает практически по всем организационным, методическим и рабочим вопросам, дал высокую оценку работы организации.
Л.Э. Мусаева (Республика Крым) отметила двустороннее взаимовыгодное сотрудничество территориальных организаций Республики Крым и Краснодарского края. Например, ККООМР оказала помощь в обучении более 70 врачей Крыма на цикле по физической реабилитации на бюджетной основе. В свою очередь, в 2023 году Крымская территориальная организация помогла провести аккредитацию биологов Краснодарского края, пока в крае не было создано аккредитационной комиссии по этой специальности. Очень большую помощь оказала ККООМР в подготовке бюджетных мест в общежитиях на 2025 год для обучающихся врачей из Крыма. Н.Л. Аксенова прокомментировала, что это является примером реальной помощи практическому здравоохранению.
Проведено электронное голосование. Из 50 проголосовавших 30 оценили работу ККООМР на «отлично», 19 – «хорошо», 1 – «посредственно». Н.Л. Аксенова поздравила организацию с высокой оценкой ее работы и пожелала дальнейших успехов в повседневной деятельности.
В разделе «Разное» Л.М. Рошаль проинформировал участников конференции о том, что по его поручению М.В. Иванов (Воронежская область) до конца недели должен обновить Положение о работе территориальных организаций Национальной Медицинской Палаты, текст обновленного документа будет направлен на обсуждение.
На этом аппаратная конференция завершила работу.
Материалы для скачивания
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Новости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты
Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект о декриминализации медицинской деятельности, согласно которому медицинские работники не будут привлекаться к ответственности по ст. 238 УК РФ (проведение работ и оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности). Это большое достижение Национальной Медицинской Палаты, которая на протяжении нескольких лет настаивала на декриминализации медицинской деятельности.
Л.М. Рошаль отметил, что приравнивание процедур аккредитации и аттестации предлагается без участия в обсуждении Национальной Медицинской Палаты. Эти процедуры нельзя огульно приравнивать. Вероятно, речь идет о периодической аккредитации, которая и так стала во многом формальностью. Но аккредитация – это допуск специалиста к профессии, а аттестация – это присвоение квалификационной категории, что показывает уровень конкретного специалиста.
Представитель юридической службы НМП А.Ю. Чупрова отметила противоречивость выступления на Конгрессе В.В. Омельяновского, который в начале своего выступления охарактеризовал клинические рекомендации, как горизонт, к которому следует стремиться, а в конце заявил, что они являются критериями оценки качества оказания медицинской помощи. Толкование законов является прерогативой Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, следует готовиться к обязательности применения клинических рекомендаций с 1 января 2025 года.
О.А. Самошин (Тверская область) отметил большие ожидания от Конгресса, приуроченного к 150-летию со дня рождения Н.А. Семашко, однако принципиально новых предложений на Конгрессе не прозвучало. Из отрицательных моментов следует отметить отсутствие контакта докладчиков с залом, невозможность задать вопросы. Хотелось послушать ответы на вопросы представителей Минздрава России, Федерального Фонда ОМС, в том числе по поводу противоречивых мнений об обязательном использовании клинических рекомендаций с 2025 года, но ясности внесено не было.
Л.М. Рошаль отметил, что представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации не захотели включать в состав делегаций на Конгресс представителей территориальных организаций НМП. Также, судя по повестке дня Конгресса, Минздрав России отстраняется от обсуждения кадровой проблемы в здравоохранении. Таким образом, предстоящий Конгресс может превратиться в очередное мероприятие «для галочки».
С.Б. Дорофеев сообщил, что поступила информация о подготовке Минздравом России 3-го Съезда врачей России. Н.Л. Аксенова отметила, что программа съезда получена в регионах, передана Президенту Союза НМП Л.М. Рошалю. Регистрация участников съезда проводится по субъектам Российской Федерации, следовательно, в делегации субъектов должны войти представители территориальных организаций НМП.
Большим разделом работы РОУ является разработка и актуализация клинических рекомендаций как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими профессиональными организациями. В 2024 году пересмотрено 5 клинических рекомендаций, которые уже опубликованы в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России, 4 клинических рекомендаций находится на этапе утверждения, 2 – на этапе экспертизы в ЦЭККМП, по 2 клиническим рекомендациям готовится пересмотр.
В ходе обсуждения доклада А.Г. Румянцев задал вопрос об организации работы РКО по рандомизированным клиническим исследованиям, их регистрации, формам публикации Российского кардиологического журнала. Е.В. Шляхто пояснил, что большое исследование по хронической сердечной недостаточности с более чем 20000 пациентов проводилось совместно с одной из фармакологических фирм, но в настоящее время такое привлечение неосуществимо.
В.А. Мельников (Тульская область) задал вопрос о возможности объективной оценки аккредитуемых специалистов при проведении периодической аккредитации. Л.В. Адамян ответила, что для объективной оценки аккредитуемого следует в первую очередь использовать отчет о работе учреждения, в котором он работает, динамики его развития, на втором месте идет тестирование специалиста. В любом случае остаются трудности в оценке, связанные в первую очередь с невозможностью оценить хирургические навыки аккредитуемых.
Л.М. Рошаль сообщил, что 23.07.2024 г. состоялось заседание на площадке Государственной Думы Российской Федерации по вопросу обязательности применения клинических рекомендаций. Профильный комитет Государственной Думы поддержал мнение Национальной Медицинской Палаты в том, что обязательными для исполнения должны стать протоколы ведения больных в каждой конкретной медицинской организации, разработанные на основе клинических рекомендаций с учетом уровня оказания медицинской помощи.