Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяЭкспертный клубВопросы страхования медицинской деятельности Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами»: анализ существующих подходов с позиции интересов государства и гражданина

Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами»: анализ существующих подходов с позиции интересов государства и гражданина

Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор

Алексей Старченко

Статьи эксперта

Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи

Оценка приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи

Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе

Комментарии к письму ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/

Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи

Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: шило на обмылок!

Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?

Из недавней истории. Первый вице-премьер Д.А. Медведев считает, что создавать систему страхования профессиональной ответственности просто необходимо: в России назрела ситуация создания юридического механизма для разрешения конфликтов пациентов и докторов. Но создавать этот правовой механизм должно не государство, а профессиональная ассоциация. Сегодня многие люди в России задают вопросы о юридической ответственности врачей. И к этому надо быть готовыми. В частности, врачи должны нести ответственность за диагноз, который они ставят. И в этой ситуации система страхования профессионального риска незаменима. Хотя возникающие конфликты между врачами и их пациентами помогают решать профсоюзы, важно создать институт страхования профессиональной ответственности считает первый вице-премьер Д.А. Медведев. Это улучшит работу врачей, и в конечном итоге выиграют и пациенты, и российские доктора.

Проблема страхования профессиональной ответственности медицинских работников постоянно актуализируется числом дефектов оказания медицинской помощи [1-3; 5].

По данным официального отчета ФОМС: в 2009 году в целом по Российской Федерации проведено 2,6 млн. экспертиз качества медицинской помощи. Основным нарушением условий договоров об оказании медицинской помощи (медицинских услуг) при проведении экспертизы качества медицинской помощи является оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, что в структуре нарушений составляет 49,3 %. В 2009 году по досудебной защите удовлетворено 38,3 тыс. случаев (в 2008 году 47,3 тыс. случаев), из них 9,8 тыс. случаев с материальным возмещением (3,5 тыс. рублей на 1 случай), по судебной защите 176 случаев (в 2008 году 322 случая) с материальным возмещением в 86,8 тыс. рублей на 1 иск. По результатам нарушений, выявленных при проведении экспертиз, не принято к оплате и удержано с медицинских организаций средств в сумме 12,6 млрд. рублей.

В 2007 году Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре было принято решение № 2/зр от 12.03.07 г. «О рисках обязательного страхования профессиональной ответственности врачей», в котором были сформулированы основные требования к введению в РФ обязательного страхования профессиональной ответственности врачей [6, 7]. Эти положения актуальны и при рассмотрении нового проекта закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами».

Принимая решение «О рисках обязательного страхования профессиональной ответственности врачей», Общественный Совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре руководствовался следующими аргументами. Необходимость введения системы обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников (ОСПОМР) обсуждается с начала девяностых годов прошлого века. Под ОСПОМР, очевидно, следует понимать возможность возмещения (компенсации) вреда здоровью (жизни) и убытков, причиненного пациенту вследствие дефектов медицинской помощи за счет страхования профессиональной ответственности медицинского работника, допустившего дефекты.

Желание врачебного сообщества быть защищенным имущественно в конфликтах с пациентами понятно. Внешне это выглядит вполне позитивно, и, безусловно, сыграет свою положительную роль в снятии эмоционального напряжения, имеющегося в обществе по поводу низкого качества медицинских услуг и безответственности системы здравоохранения за дефекты помощи.

Однако более глубокий анализ проблемы показывает, что введение подобного страхования может стать «прокрустовым ложем» здравоохранения.

В соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ иски к врачам, как работникам, сегодня не предъявляются.

В соответствии с номой статьи 1068 ГК РФ: «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей». В то время как Трудовой кодекс РФ в статье 241 «Пределы материальной ответственности работника» делает бессмысленным заинтересованность медицинского работника в приобретении страховки своей профессиональной деятельности: «За причиненный ущерб работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка». Таким образом, сам медицинский работник материально защищен.  

При возникновении конфликта материальные претензии предъявляются к юридическому лицу - медицинской организации, что обусловлено, как правовыми, так и историческими предпосылками. Общее число исков к медицинским организациям в России не сопоставимо с количеством медицинских вмешательств, врачей и медицинских организаций. В этом смысле введение ОСПОМР не диктуется явной необходимостью.

В то же время стимулирование исков системой ОСПОМР вызовет волну судебных обращений, к которой не готовы ни суды, ни медицинские организации, ни пациенты (необоснованные иски). При этом, совсем необязательно, что иски будут предъявлены к застрахованным врачам - они могут быть предъявлены и к ЛПУ, и к врачу, несмотря на наличие страховки.

Существующее количество исков в очень малой степени отражает количество конфликтов, имеющихся в реальности, которые не реализуются, в частности, потому, что не существует адекватной судебной и досудебной практики по возмещению пациентам вреда и привлечению врачей к ответственности.

Основной проблемой при подаче иска к учреждению здравоохранения является отсутствие в РФ системы сбора доказательств наличия дефектов независимой экспертизы качества медицинской помощи.

В связи со стимуляцией количества исков возникают обоснованные сомнения в том, что ОСПОМР улучшит ситуацию в здравоохранении, а не ухудшит ей в значительной степени.

Это мнение обосновано так же тем, что в России врач исторически - сотрудник ЛПУ. Он - не субъект гражданского права, и не может нести гражданско-правовую ответственность за исполнителя услуг, коим является ЛПУ. Нельзя обуславливать трудовые отношения наличием гражданско-правовой ответственности сотрудника, поскольку такая ответственность требует и гражданско-правовой правоспособности сторон вплоть до права врача заключать договор с пациентом. Иначе получается, что в договорные отношения вступает одно лицо - ЛПУ, а отвечает по нему иное - врач. В любом случае, такая схема дает врачу право отказаться от заключения соответствующего договора с медицинской организацией и оспорить его в суде, если он станет условием допуска к работе.

Сама попытка в одночасье поставить врача в центр системы здравоохранения, сделав его исполнителем вместо ЛПУ, повлечет за собой ломку административно-командной системы здравоохранения, как бы плоха она не была. Делать одномоментно этого нельзя, и нет необходимости делать это с помощью ОСПОМР.

То, что врач - главное лицо, - обосновано опытом западных стран, но страховая система за рубежом складывалась в тот период, когда врач был самостоятелен. В СССР и РФ было иначе. Сегодня, когда медицина - сложный, технологический процесс, в котором задействовано множество не только врачей, но и медицинских организаций, - ОСПОМР не так актуально, как страхование ответственности исполнителя медицинских услуг, т.е. медицинской организации или, как обязательное страхование пациентов при причинении вреда жизни и здоровью при получении медицинской помощи.

Та же зарубежная практика показала, что взаимосвязь стоимости страховки, медицинских услуг и исков в системе ОСПОМР - прямая. Стимулирование исков самой системой ОСПОМР неизбежно приводит к их увеличению по суммам и по количеству, что влечет за собой увеличение стоимости услуг и стоимости страховок, а это снова влечет за собой увеличение количества и сумм исков. Итогом этой спирали стала остановка работы ряда клиник в США, поскольку в такой системе рано или поздно исчезает само понятие риска (вероятность выплат по страховке очень высока), а страховые выплаты исчислялись миллионами долларов. Страховщики США отказываются от ОСПОМР, что делает невозможным получить лицензию для врачей. Это привело к необходимости на государственном уровне ограничить величину исков, что вызвало недовольство в обществе и социальное напряжение.

Одновременно следует отметить, что в ситуации конфликта, возникшего между пациентом и исполнителем медицинских услуг, страховая компания будет принимать ту сторону, на которой больше ее экономическая выгода, что в системе ОСПОМР недопустимо.

При таких условиях и аргументах Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РЕШИЛ:

  • признать постановку проблемы актуальной, а выявленные риски требующими внимания государства и общественности;
  • признать целесообразным создание эффективной системы досудебного и судебного разрешения споров прежде создания системы обязательного страхования ответственности исполнителя медицинских услуг;
  • признать целесообразным рассматривать вопрос о страховании ответственности исполнителя медицинских услуг, а не врача, работающего по трудовому договору;
  • признать целесообразным обсуждение выявленных рисков широкой общественностью с привлечением специалистов Минздравсоцразвития РФ, Всероссийского союза страховщиков, представителей медицинских ассоциаций.

Ф.А. Кураков (2009) представил перечень сформулированных различными экспертами решений по проблеме страхования профессиональной ответственности медицинских работников:

  • активизация работ по созданию и повсеместному внедрению стандартов диагностики и лечения заболеваний;
  • установление принципа страхования «выплата без установления вины», с единственным ограничением, если не будет доказано, что повреждение здоровью возникло из-за действий самого пациента. В последующем именно страховая компания инициирует проверку в медицинском учреждении. Если будет установлена вина медперсонала, то страховщики могут воспользоваться правом на регрессный иск и взыскать деньги с конкретного врача;
  • создание эффективных досудебных механизмов разрешения споров: третейские суды, конфликтные комиссии;
  • создание здравоохранной прокуратуры;
  • вместо не имеющего нормативного определения «врачебная ошибка» использовать такие понятия, как «недостаток услуги» и «существенный недостаток услуги», четко определенные в законе о правах потребителей [4].

В начале февраля 2007 года Министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю.Зурабов объявил о том, что в Государственную Думу РФ весен соответствующий законопроект об обязательном страховании профессиональной ответственности врачей. Но текст этого документа не был представлен. В феврале 2009 года такое же заявление было сделано Министром здравоохранения и социального развития Т.А.Голиковой, и до сведения общественности был доведен проект Закона РФ - «Об обязательном страховании пациентов».

Основная идея законопроекта «Об обязательном страховании пациентов» введение нового вида обязательного страхования пациентов на случай причинения вреда их жизни и здоровью вследствие профессиональной ошибки медицинских работников при оказании медицинской помощи в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Цель законопроекта «Об обязательном страховании пациентов» обеспечение законных интересов пациентов на возмещение вреда их жизни и здоровью, причиненного вследствие профессиональной ошибки медицинских работников при оказании медицинской помощи, путем установления страховых выплат, включая определение их размеров, условий и порядка предоставления, а также установления обязанности медицинских организаций страховать ответственность медицинских работников на случай причинения указанного вреда. Предмет правового регулирования - отношения, возникающие между пациентом, медицинской организацией и медицинскими работниками, а также страховой организацией в случае причинения вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи.

Главным идеологическим содержанием законопроекта «Об обязательном страховании пациентов» явился абсолютно новаторский подход страховать в обязательном порядке не медицинского работника от дефектов оказания им помощи пациенту, а страховать самого пациента. При таком подходе пациент быстро бы получал возмещение, а врач избегал бы длительных процедур расследования и занимался, т.к. система «врач-пациент» замещалась бы на систему «пациент-наличие вреда здоровью и жизни- страховая компания». В этой новой системе необходимо исключительно выявление страхового случая, т.е. наличия вреда. Но эта система требует от государств, т.к. законопроект содержит слово «обязательное», определение источника финансирования страхования. При подходе обязательного страхования пациента источником финансирования может быть только государство или сам потенциальный пациент. Учреждение здравоохранения выпадает из источников финансирования. Это очень важный и принципиальный момент: государство равно заботиться и о пациентах и о врачах той системы здравоохранения, которую это государство создало по факту (нищие врачи и нищие пациенты) ! Поэтому оно страхует пациента, заботясь о нем и его интересах, но и одновременно заботиться о медицинских работниках, сознавая, что они не могут нести полную финансовую ответственность за то состояние здравоохранения, в котором они трудятся.

Именно в силу того, что государство не хочет брать на себя ответственность за состояние навязанного гражданам (пациентам и медицинским работникам) здравоохранения, этот законопроект был похоронен!

А на арену общественной жизни был выставлен новый законопроект - «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». В нем главным идейным содержанием является возложение финансовой ответственности на учреждения здравоохранения, таким образом, государство (РФ, субъекты федерации, муниципальные образования) не участвует финансово в таком страховании, т.к. не определяет себя источником финансирования страхования. Государство ограничивается исключительно созданием правил страхования. Каковы же эти предлагаемые правила?

1. Уже в первой статье обращает на себя внимание полное отсутствие конкретности в ряде важнейших определений, с которыми будут связаны главные проблемы применения данного закона на практике. Так, приводится определение дефекта оказания медицинской помощи: «дефект оказания медицинской помощи - допущенное медицинской организацией нарушение качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, а равно иной ее недостаток, независимо от вины такой медицинской организации и ее работников».

Из такого определения дефекта оказания медицинской помощи у врача, пациента и страховщика возникает больше вопросов, чем ответов:

  • что такое «нарушение качества»;
  • что такое «нарушение безопасности»;
  • что такое «иной недостаток»?

Таким образом, приводимое в законопроекте ключевое определение дефекта медицинской помощи не отвечает цели закона и превращает законопроект в беспредметный. Ни пациент, ни медицинский работник, ни эксперт не смогут сформулировать обоснованное суждение или заключение, не понимая выше приведенных составляющих термина «дефект». Разработчик закона, руководствуясь принципом «масло масляное», сообщил обществу, что дефект- это нарушение. Но медицинское учреждение (врача) интересует, в чем выражается таковое нарушение, чтобы его или предупредить или застраховать. Пациента интересует: в чем выражается таковое нарушение, чтобы потребовать компенсацию. Эксперта волнует: в чем должно заключаться нарушение, чтобы вынести обоснованное заключение. Суд должен понимать составляющие нарушения, что соотнести каждое из них с требованиями многочисленных законов и внести справедливое, законное, правосудное решение.

Определение дефекта оказания медицинской помощи должно быть сформулировано простым и ясным русским языком, юридически соответствующим уже действующим и примененным на практике нормам, прозрачным и понятным всем гражданам. Полагаю, что такое определение должно, в первую очередь опираться на преамбулу Закона РФ «О защите прав потребителей» в части определения недостатка услуги и ее безопасности. Федеральным фондом ОМС после долгих консультаций и апробации на практике в самой широкомасштабной системе оценки качества медицинской помощи системе ОМС было принято определение, которое отвечает на большинство необходимых врачу, пациенту, эксперту и суду вопросов. Предлагаем использовать это определение.

Дефект оказания медицинской помощи - действия (бездействие) медицинских работников, являющиеся:

  • несоответствием медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям закона или условиям договора;
  • нарушением требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения;
  • нарушением обычаев делового оборота, обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения;
  • нарушением требований безопасности медицинской услуги (необоснованный риск медицинского вмешательства, нарушение правил техники безопасности при оказании медицинской помощи, несоответствие требования безопасности по условиям лицензирования, по месту оказания помощи, по квалификации специалиста; создание условий повышения риска для прогрессирования имеющегося заболевания и риска возникновения нового патологического процесса и др.);
  • несоответствием медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (медицинская услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью застрахованных (пациентов);
  • нарушением прав застрахованных;
  • неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, затрудняющая стабилизацию имеющегося у пациента заболевания; нерациональное использование ресурсов медицинского учреждения);
  • нарушением правил оформления медицинской документации.

2. С точки зрения формирования системы защиты пациента неконкретными являются требования, изложенные в статье 4 законопроекта. С одной стороны, указано: «На территории Российской Федерации запрещается оказание медицинских услуг медицинскими организациями, которые не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности». Вроде все понятно: запрещается оказывать медицинскую помощь, не имея страховки. С другой стороны, отсутствуют конкретные санкции за отсутствие таковой страховки, а имеется обычная профанационная ссылка на гипотетическое законодательство: «Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» Какое это законодательство не указано нигде, хотя полагаю, что именно в этом законе должна быть указана существенная цифра штрафных санкций за неисполнение требования о наличии страховки.

3. Статья 6 законопроекта показывает, что его цель недостижима. В настоящее время 95 % исков пациентов в суд связано с компенсацией морального вреда, так как имущественного вреда, как правило, не возникает, лишь на покупку лекарств, консультаций и т.д. Это связано с тем, что пациенты реально не могут уехать «перелечиваться» после нанесения им вреда в швейцарские или французские клиники, а получают помощь в таких же «бесплатных» (с неформальными платежами «в карман») больницах. Поэтому у пациента не возникает имущественного вреда. Особо необходимо отметить случаи летальных исходов, при которых из имущественных потерь возникают только расходы на погребение, но опять-таки не у самого пациента (его больше нет), а у его родственников. А вот родственники несут моральный ущерб. Но в законопроекте указано: «Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности медицинской организации по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью потерпевших по причине дефекта оказания медицинской помощи при получении ими медицинской помощи на территории Российской Федерации. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды».

Следовательно, родители, потерявшие в учреждении здравоохранения своего ребенка, как понесшие моральный ущерб, ничего не получат

Пациент, «провалявшийся» на больничной койке после нанесения его здоровью вреда, не получит компенсацию за невыполненную им работу или недостающую сумму по больничному листу, который, как известно, имеет лимит по выплате.

Из этого следует, что все эти пациенты и родственники умерших пациентов вынуждены будут идти в суд, смогут только там получить компенсацию с ЛПУ. Возникает вопрос: зачем тогда учреждению здравоохранения покупать такую «абортивную» страховку за собственные финансы? Было бы понятно, если бы государство заплатило за такую страховку, а не учреждение здравоохранения.

4. Статья 12 законопроекта вводит заведомо абсолютно неработающую процедуру:

4.1. Для расследования и установления факта страхового случая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения создается и действует на общественных началах Комиссия по расследованию страховых случаев при оказании медицинской помощи (далее - Комиссия по расследованию) в составе не менее семи и не более одиннадцати человек.

4.2. В состав Комиссии по расследованию включаются на постоянной основе:

  • в качестве председателя Комиссии по расследованию - представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;
  • не менее одного представителя федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
  • не менее одного представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения;
  • не менее одного представителя организации по защите прав потребителей (пациентов);
  • не менее одного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления;
  • не менее одного представителя общероссийского объединения профессиональных союзов медицинских работников или иного общероссийского объединения медицинских работников или профессиональной медицинской ассоциации.

Из этого следует, что комиссия в таком расширенном составе (от 7 до 11 человек) никогда реально не соберется, т.к. при вступлении закона в силу количество обращений возрастет как снежны ком, комиссии должны будут работать круглосуточно.

Во-вторых, в комиссии отсутствует паритетность один представитель пациента против 6-10 чиновников от здравоохранения. Каким будет решение?

Следовательно, решение о выплате принимается не страховщиком; оно может быть ему навязано.

4.3. Совсем не понятно, как будет реализовано требование: «В состав Комиссии по расследованию включается на временной основе врач, осуществляющий свою профессиональную деятельность за пределами территории, на которой для расследования страховых случаев создана Комиссия по расследованию», если комиссия работает на общественных началах, кто осуществит затраты на ознакомление этого врача с документацией, транспортные расходы, проживание в гостинице, суточные расходы и т.д.?

Комиссии, работающие на общественных не имеют статуса юридического лица, их решения являются совещательными, обжалование из крайне затруднено. Конструкция с такой комиссией введение в заблуждение и страхователя и застрахованного лица. Опыт показывает, что создание таких комиссий в системе ОМС явная бюрократическая уловка чиновников от здравоохранения «заболтать» проблему пациента и убедить его в том, что он сам виноват в сложившейся ситуации. Аналог арбитражная комиссия в системе ОМС г. Москвы: в нее входят, в основном, главные врачи московских учреждений здравоохранения, она не имеет юридического статуса и принадлежности ни к Комитету здравоохранения Москвы, ни к Московскому городскому фонду ОМС. Такие решения она и принимает!

4.4. Неприемлимой, неэтичной и лишенной принципа справедливости выглядит норма: «В случае отказа Комиссии по расследованию в установлении факта наличия страхового случая, стоимость проведенной независимой экспертизы (оценки) дефектов медицинской помощи может быть взыскана страховщиком с потерпевшего».

Пациент или родственник умершего пациента, не обладает специальными знаниями, поэтому обращается в комиссию, которая на него и взваливает бремя расходов на экспертизу. Зачем гражданину такая вероятность предстоящих немаленьких расходов?

Переводя эту норму на русский язык, следует признать: граждане, незачем вам обращаться в комиссию, т.к. после ее решения вы лишитесь последнего: денег и веры в справедливость. Вот так страхование зачем оно вводится в качестве обязательно, если даже экспертиза в нем проводится за деньги пациента.

Следующий шаг ввести плату за экспертизу качества медицинской помощи в системе ОМС. Аналогия полная.

4.5. В статьях законопроекта, касающихся работы комиссии не указано главное: каким образом принимается решение комиссии о выплате?

Особое значение это имеет для страховщика он лишен самостоятельности при принятии решения о выплате.

5. Статья 14 показывает нам, что законопроект не решает своей цели и не нужен учреждению здравоохранения, т.к.: «Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившей вред медицинской организации в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если: вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие виновного деяния указанной медицинской организации, при этом она признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для недопущения дефекта оказания медицинской помощи, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению всех необходимых норм, связанных с качеством и безопасностью такой медицинской помощи».  

Любое причинение вреда может быть признано связанным с имеющейся возможностью предотвратить вред и недопущение дефекта оказания медицинской помощи, но при этом не были приняты все зависящие меры по соблюдению всех необходимых норм, связанных с качеством и безопасностью медицинской помощи.

Именно поэтому и нужна страховка, она поэтому и покупается учреждением здравоохранения.

А законопроект говорит обратное: «Купи страховку и заплати регрессное требование!»

Дух Остапа Бендера, видимо, принимал участие в столоверчении при разработке данного законопроекта.

Возникает вопрос, зачем тогда в самой первой статье, при введении термина «дефект медицинской помощи» употреблялась конструкция: «нарушение, допущенное независимо от вины такой медицинской организации и ее работников».

В этой связи циничным выглядит продолжение статьи 14: «При этом страховщик также вправе требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страховогослучая».

Видимо, разработчики законопроекта оказались «продвинутее» г-на Бендера: не только купи страховку, заплати регресс, но и оплати страховой компании ее деятельность по данному случаю!

Таким образом, следует сделать заключение, что представленный общественности законопроект не отвечает своим заявленным целям не защищает интересы и права ни пациента, ни учреждения здравоохранения, ни страховщика, выставляя его в двусмысленном свете: неприглядность финансового монстра и незащищенность прав при навязывании решения о выплате.

Литература:

1. Григорьев Д.Е., Анучин П.М. О развитии обязательного страхования гражданской ответственности в здравоохранении // Ремедиум.- 2009. - N 12.- С. 9-11.

2. Каплунов О.А. К вопросу о страховании врачебной профессиональной ответственности Менеджер здравоохранения.- 2009.- № 9.- С.12-13.

3. Капранова С.З. Нормативно-правовая база страхования профессиональной ответственности медицинских работников в современных условиях // Медицинское право.- 2006.- N 3.- С. 24-26.

4. Кураков Ф.А. Страхование ответственности врачей как Система противоречий и конфликтов интересов // Менеджер здравоохранения. - 2009. - N 6. - С. 54-57.

5. Русецкая Э.А., Аксененко Е.В. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников в России и за рубежом //Страховое дело.- 2010.- № 3.- С.3-11.

6. Саверский А.В. Старченко А.А. О рисках страхования профессиональной ответственности врачей //Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития.- 2007.- № 2.- С. 40-42. 

7. Хальфин Р.А., Кузнецов П.П., Старченко А.А. Юрьев Д.А. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2008.- 160 с.

Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор

Алексей Старченко

Статьи эксперта

Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи

Оценка приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи

Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе

Комментарии к письму ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/

Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи

Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: шило на обмылок!

Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?

Наши партнеры

Медицинский вестник