Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяДеятельностьЗаконодательство в сфере здравоохраненияАрхив обсужденийО ходе принятия Закона «Об основах здоровья граждан РФ»

О ходе принятия Закона «Об основах здоровья граждан РФ»

Президент НП «Национальная Медицинская Палата», директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук, профессор

Леонид Рошаль

Статьи эксперта

Что такое саморегулирование профессиональной деятельности в здравоохранении?

За прошедшие три месяца (с момента приостановки принятия Закона об основах охраны здоровья) при участии Национальной медицинской палаты проводилась активная работа по его корректировке.

Так, НМП разослала проект закона по почти по 2 тысячам адресов врачей, опубликовала его для обсуждения на сайте НМП, инициировала обсуждение Закона в интернет-сообществе (ЖЖ, Твиттер и др.). По нашей инициативе в Совете Федерации РФ было проведено 4 круглых стола с участием представителей исполнительной и законодательной власти, медицинского сообщества, общественных деятелей. По сути, на этих круглых столах впервые была дана возможность открыто высказать свое мнение всем, кто неравнодушен к судьбе отечественного здравоохранения. Кроме того, с участием НМП обсуждение законопроекта прошло на медактивах в нескольких регионах РФ.  Замечания к Закону  были обобщены и заняли более 400 страниц! Впервые к обсуждению законопроекта были привлечены медики со всей страны. Все поправки были переданы в ГД РФ.

С участием Национальной Медицинской Палаты и благодаря Народному Фронту были проведены обсуждения с депутатами Госдумы, представителями Минздравсоцразвития, правительства РФ и др. Да, эти обсуждения были тяжелыми, а порой и болезненными. Но! В результате в законе учтено около 100 наших поправок, значительно улучшающих суть закона и защищающих как пациентов, так и медиков. В самое ближайшее время НМП опубликует отчет того, что нам удалось добиться. Знаменательно, что несколько поправок внес Минздрав, признав тем самым, что мы заняли правильную позицию,

Конечно, даже после этого обсуждения и принятия ряда поправок, Закон все равно не идеален, и его еще можно было бы дорабатывать очень долго. Нам понятно и то, что этот закон не решит вопроса о нашей зарплате, т.к. вопрос заработной платы относится к закону "О бюджете", в обсуждении которого участие медицинского сообщества минимально (хотя и здесь мы кое-что сумели сделать).

Важно другое что на нашем примере, показана роль врачебного сообщества в законодательной деятельности. Мы впервые не дали без участия врачей принять закон. В этой работе основную нагрузку взяла на себя Национальная медицинская Палата. И без поддержки Народного Фронта и лично В.В. Путина мы бы ничего не смогли сделать.

Так как шла "черновая" работа, мы решили ее широко не освещать. Вероятно, поэтому создалось впечатление, что "затихли разговоры о законе".

Хотя и в действительности в процессе работы мы увидели определенную апатию и неверие медицинского сообщества в то, что что-то можно изменить, что-то можно отстоять. Оказалось, что большинство врачей этот проект закона даже не читали, как будто он их не касается. Касается и очень касается!  

Мы также понимаем, откуда берется апатия и к различным медицинским ассоциациям и обществам. Ни одна из прежде существовавших подобных организаций ничего конкретного для медицинских работников не сделала. Некоторые вообще молчали, ничего не предлагали, другие критиковали, но критика повисала в воздухе не было решено ни одного конкретного вопроса. Как ничего не сделает и вновь реанимированное сверху Российское медицинское общество, так как в его руководстве сплошные соглашатели или демагоги.

Национальная Медицинская Палата реально добилась и создала условия для участия медицинского сообщества в обсуждении проекта закона и реально его изменяла. Нам совершенно ясно, что этот Закон не решит все наши профессиональные и социальные вопросы. Но уж точно не ухудшит, что могло бы случиться, если бы закон был принят в том виде, в котором нам его предлагало министерство.

Конечно, нас раньше неоднократно обманывали, напринимали без обсуждения много разных законов, без четкого понимания того, какое здравоохранение мы строим, без Концепции развития здравоохранения. Пусть это останется на совести министерства, если она есть.

Но сегодня мы стоим перед фактом реально мы должны пересмотреть почти все продавленные и принятые законы, которые касаются здравоохранения.

Сейчас мы начали понимать министерскую политику: не решая принципиально кадровый вопрос в муниципальном и государственном здравоохранении, вынуждать медицинских работников переходить в частный сектор и, таким образом, увеличивать платность медицины. Кто ответит на вопрос, что делать, если в городе, например, один невропатолог, который в связи с отсутствием нормальных условий работы и оплаты, перешел в частный сектор? Что делать больным с неврологической патологией? Лечиться только за деньги.

Таким образом, государство будет экономить на дважды недофинансируемом здравоохранении, а народ заставят платить за него больше. А денег у народа для оплаты услуг частной медицины нет. Что сделает народ? Выйдет на улицу.

По кадровому вопросу в здравоохранении мы стоим буквально на краю пропасти. Без решения социальных проблем медиков и распределения с этого года выпускников вузов, обучающихся за госсчет, мы кадровую проблему не решим. Ясно, что при этом мы должны создать для них благоприятные социальные условия. Миллион, предложенный В.В. Путиным, это очень хорошо, но это не все.

Никто не говорит, что государство ничего не делает для здравоохранения. Есть и бесплатная детская медицина (в том числе и хирургия), отпущены сейчас большие деньги на укрепление и модернизацию здравоохранения (которые, кстати, в некоторых регионах плохо используются).

Но раз выделяются такие деньги, нам необходимо это контролировать, нужен "народный контроль", но где он? 

За последующие два года мы, конечно, подлатаем здравоохранение, но всех вопросов не решим. Нам для реализации гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не хватает еще около 500 миллиардов. То, что мы из ямы можем в ближайшее время вылезти только при условии увеличения доли здравоохранения в ВВП, ни у кого не вызывает сомнения. Наряду с этим необходимо пересмотреть систему последипломной подготовки, которая должна быть персонифицирована и бесплатна для медицинских сотрудников.

Да и еще остается масса проблем с качеством и доступностью медицинской помощи. Кажется, что мы только сейчас начинаем приводить в порядок наше здравоохранение. Поэтому мы вновь призывам к единению медицинского сообщества для решения наших задач. Проснитесь, пожалуйста!

Президент НП «Национальная Медицинская Палата», директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук, профессор

Леонид Рошаль

Статьи эксперта

Что такое саморегулирование профессиональной деятельности в здравоохранении?

Наши партнеры

Медицинский вестник