Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Обязательное страхование гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами: «за» и «против»

29.02.2012

Законопроект, закрепляющий обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи комментирует депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по охране здоровья, доктор медицинских наук С.Ш. Мурзабаева.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законом закреплена обязанность медицинских организаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи. (п.10.статьи 79). Вместе с тем, реализация данной нормы возможна только на основании соответствующего Федерального закона. Такой законопроект разработан Минздравсоцразвития России и вызывает в настоящее время повышенный интерес со стороны широкой общественности, медицинского и юридического сообщества. Это новаторский для России нормативный правовой акт, аналога которому в отечественной истории ещё не было. Основная цель – создание эффективного, доступного для населения механизма возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи в любой медицинской организации, независимо от её организационно-правовой формы и формы собственности.

Актуальность страхования профессиональной ответственности медицинских организаций обусловлена тем, что в настоящее время во всех регионах нашей страны наблюдается бурный рост числа судебных разбирательств, которые все чаще завершаются в пользу пациентов и решением о выплате медицинским учреждением пациенту значительных материальных компенсаций.

Более того, многие случаи ненадлежащего оказания медицинских услуг становятся темами публикаций в средствах массовой информации, получают значительный общественный резонанс, что создает ситуацию негативного отношения населения к медицинским работникам и провоцирует всплеск необоснованных претензий пациентов. В связи с этим, возникла острая необходимость в создании эффективного механизма правовой и социальной защиты, как пациентов, так и медицинского сообщества.

Изучение опыта европейских государств позволяет сделать вывод о том, что цивилизованное решение проблем в случае причинения вреда пациенту вследствие неумышленных действий медицинских работников решается путем страхования профессиональной ответственности.

Страхование с одной стороны, гарантирует право граждан на получение денежной компенсации за действия медицинских работников, с другой — защищает имущественные интересы медицинских организаций в случае причинения вреда пациентам.

Данный вид страхования позволяет переложить расходы на страховщика по возмещению ущерба жизни или здоровью, а также является эффективным инструментом разрешения конфликтных ситуаций в досудебном порядке, не затронув профессиональную репутацию врача и медицинской организации.

Таким образом, разработка и дальнейшее принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» является обоснованным и своевременным шагом в развитии всей системы здравоохранения в Российской Федерации.

Законопроект подготовлен на основе изучения наиболее удачных моделей подобного страхования, выработанных в зарубежной практике, и определяет важнейшие правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами.

Законопроект впервые вводит в правовой оборот понятие дефекта оказания медицинской помощи и устанавливает виды допущенных медицинской организацией нарушений качества или безопасности оказываемой медицинской услуги, иных ее недостатков, независимо от вины такой медицинской организации и ее работников.

Основным достоинством норм законопроекта является закрепление концепции ответственности без вины, т.е. необходимости возмещения вреда пострадавшему пациенту независимо от вины медицинской организации и ее работников. В настоящее время наиболее удачными и перспективными представляются системы компенсации понесенного пациентом ущерба, не требующие поиска конкретных виновников и доказательства их вины.

Впервые такая система была введена в Новой Зеландии и действует она как разновидность социального страхования. В Европе концепцию ответственности без вины при компенсации ущерба, понесенного пациентом, первой стала применять на практике Швеция, Финляндия, Норвегия и др. Благодаря действию данного принципа количество судебных процессов, связанных с компенсацией ущерба, нанесенного пациенту при медицинском вмешательстве в данных странах крайне незначительно.

Вместе с тем, практическая реализация норм законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» может вызвать ряд сложностей, и поэтому требует детального рассмотрения. Так, законопроектом закрепляется норма о выплате страховых сумм только в случае смерти потерпевшего, а также в случае ухудшения здоровья потерпевшего, повлекшего установление инвалидности I, II, III групп. Следовательно, если причинение вреда здоровью не повлекло за собой наступление последствий в виде наступления инвалидности, пациент не будет иметь оснований для получения страховой выплаты. Данное условие противоречит цели, которая закреплена в проекте – защита «прав пациентов на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью при получении медицинской помощи». Безусловно, данная норма подлежит пересмотру, в противном случае теряется смысл в принятии данного закона.

Крайне важным является также формирование состава Комиссии по расследованию страховых случаев при оказании медицинской помощи, на которую возлагается обязанность по выяснению обстоятельств наступления страхового случая, достоверного установления наличия страхового случая, в том числе наличия причинно-следственной связи между наступившим событием и процессом получения медицинской помощи. Необходимо четко осознавать, что от объективности вынесенных комиссией решений будет зависеть развитие института страхования гражданской ответственности медицинских организаций в целом.

Опираясь на международный опыт, ради увеличения объективности при проведении расследования по страховому случаю, целесообразным было бы закрепить право саморегулирующей организации врачей и узкоспециализированных медицинских общественных объединений осуществлять независимую медицинскую экспертизу, предоставлять соответствующие экспертные выводы и принимать участие экспертам этих организаций в разбирательствах дел по оценке дефекта медицинской помощи.

Более того, основной проблемой при введении данного вида страхования будет являться определение размеров страхового взноса, так как в настоящее время крайне сложно определить степень страхового риска, который зависит, в частности, от конкретной врачебной специальности. Так, в медицинской профессиональной деятельности существует ряд специальностей, для которых характерен повышенный риск неблагоприятного исхода лечения: хирурги, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи, реаниматологи, стоматологи и т.д. Отсутствие системы анализа данных о количестве поступивших жалоб и судебной практики по делам, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи еще долго не позволит выработать объективные условия страхования и тарифную политику.

Также существует необходимость предусмотреть решение вопроса о конфликте интересов страховых компаний, возникающего, когда одна и та же страховая компания страхует и пациента по ОМС (или ДМС), и профессиональную ответственность медицинской организации. Это крайне важно, поскольку в ситуации конфликта, возникшего между пациентом и исполнителем услуг, страховая компания будет исходить из соображений экономической выгоды, что недопустимо. Представляется, что одна и та же страховая компания не может заниматься и страхованием по ОМС (ДМС), и страхованием ответственности медицинской организации.

В законопроекте представляется обоснованным определить четкую систему применения метода взаимного страхования при реализации обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций. При переходе на одноканальную систему финансирования и предоставления потребителю медицинской услуги возможности выбора организации-исполнителя, у медицинских организаций многократно возрастут репутационные риски. Досудебное решение спорных вопросов в пользу пострадавшего при определении страхового события членами общества взаимного страхования, позволит не тратить средства сообщества на судебные издержки, сохранить статус ответственных участников рынка медицинских услуг. Применение государством метода взаимного страхования в рамках системы обязательного страхования ответственности повысит эффективность деятельности медицинских организаций, обеспечит дополнительные гарантии прав пациентов на качественную и безопасную медицинскую услугу.

Таким образом, при соответствующей доработке норм Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» и последующее принятие данного закона позволит реализовать финансовую ответственность в здравоохранении, что в свою очередь будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.

В настоящее время проект федерального закона размещен на официальном сайте Минздравсоцразвитиия России для широкого обсуждения и предварительного «теститрования» заинтересованными гражданами, коллективами учреждений, организаций, профессиональными и общественными объединениями. Поступившие предложения и конструктивная критика позволят подготовить и принять действенный федеральный закон, обеспечивающий дополнительные гарантии прав граждан России на качественную и безопасную медицинскую помощь.

Источник: АМИ-ТАСС

Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты

С аккредитационными экзаменами в 2021 году не справились 8,7% специалистов

07.04.2022

Минздрав представил официальную статистику об итогах аккредитации специалистов в 2021 году. С заданиями не справились 8,7% сдававших экзамены медицинских и фармацевтических работников.

Арбитражный суд подтвердил незаконность выплат зарплаты неаккредитованным специалистам

18.03.2022

ФОМС вправе не компенсировать медучреждению затраты на оплату труда неаккредитованного специалиста. Такое решение вынес Арбитражный суд Северо-Западного округа 24 января 2022 года. Обеспокоенность судебным прецедентом выразило руководство Национальной медицинской палаты (НМП).

Мурашко предложил поощрять медиков за участие в проведении аккредитации

23.12.2021

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отправил в регионы письмо с просьбой поощрять «материально и нематериально» специалистов, которые участвуют в оценке медиков при проведении аккредитации. Он подчеркнул, что в составе аккредитационных комиссий – практикующие медработники, и для «эффективной работы» в процессе аккредитации их необходимо мотивировать.

Кадромиопатия: почему в России не удается справиться с дефицитом врачей

08.08.2021

Закрытое профессиональное сообщество «Врачи РФ» провело опрос среди медицинских работников, по итогам которого 87% респондентов заявили о дефиците кадров в своих медучреждениях. Специалисты отрасли в целом подтверждают выводы исследования, замечая, что пандемия лишь усилила кадровый голод в учреждениях здравоохранения.

Мурашко назвал приоритетные задачи Минздрава на 2021 год

16.04.2021

Обеспечение устойчивости системы здравоохранения России к инфекционным вызовам, а также разработка программы по модернизации системы оказания медпомощи пациентам с инфекционными болезнями являются приоритетными задачами Минздрава РФ на 2021 год, заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.

Глава СК заявил, что у следователей нет цели привлекать врачей к уголовной ответственности

16.04.2021

Следственный комитет не ставит перед собой цель во что бы то ни стало привлечь врачей к уголовной ответственности, заявил пятницу председатель СК Александр Бастрыкин на совещании с представителями медицинских учреждений.

Госдума приняла закон о полномочиях Минздрава утверждать кандидатуры региональных министров

14.04.2021

Госдума приняла сегодня в третьем, окончательном чтении законопроект, обязывающий губернаторов назначать региональных министров здравоохранения по согласованию с федеральным Минздравом. Порядок такого согласования установит правительство. Об этом сообщили в Госдуме.

Правительство одобрило декриминализацию утраты наркотических препаратов медработниками

25.02.2021

Врачам, фармацевтам, другим сотрудникам медицинских учреждений не будет грозить уголовная ответственность в случае утери сильнодействующего обезболивающего препарата по недосмотру или неосторожности – если это не принесло вреда людям и потеря зафиксирована специальной комиссией. Об этом сообщил сегодня на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин.

ОНФ проанализирует уроки пандемии для системы здравоохранения

20.01.2021

Эксперты тематической площадки ОНФ «Здравоохранение» на рабочем совещании решили провести в первом квартале этого года круглый стол, посвященный урокам пандемии, а также рассмотреть практическую реализацию конституционных изменений, касающихся вопросов здоровья.

Департамент здравоохранения Правительства РФ возглавил Игорь Каграманян

15.01.2021

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил директором Департамента здравоохранения аппарата правительства Игоря Каграманяна. До этого он занимал должность первого заместителя министра здравоохранения РФ. Об этом говорится на сайте Правительства РФ. Департамент появился в результате реформы госуправления. Ранее здравоохранение находилось в одном блоке с социальной сферой, которым руководил Сергей Вельмяйкин.

Наши партнеры

Медицинский вестник