Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Леонид РОШАЛЬ: судить врачей должны профессионалы

25.02.2011

Леонид Михайлович, в СМИ периодически вспыхивает настоящая истерия по поводу «убийц в белых халатах». Вас как представителя врачебного сообщества это конечно же не может не задевать. Как, по вашему мнению, представители медицинских общественных организаций должны реагировать на такие случаи?

Сегодня не проходит и дня, чтобы не публиковались и не обнародовались материалы, обвиняющие врачей. Особенно это касается педиатров.

Да, медицина несовершенна. Несовершенна во всем мире. Во всем мире умирают пациенты, и дети тоже.

Конечно, в медицине не должно быть непрофессионализма, халатности, грубости, хамства. Для этого и была создана в России Национальная медицинская палата, главная задача которой защитить пациентов от врачебных ошибок и некачественного лечения, а врачей от несправедливых обвинений. За последнее время нам пришлось участвовать в ряде судебных дел, защищая представителей врачебного сообщества и пациентов при разборе многочисленных жалоб. Это и выступления врачей в Архангельске, куда я лично летал, чтобы принять участие в митинге и доказать, что их претензии обоснованны, и случай в Астраханской области там врача уже осудили, но мы боремся за него, потому что уверены в его правоте...

Но встречаются ситуации, когда обвинения, выдвигаемые против врачей, обоснованны

Да, такие случаи есть, и они должны освещаться в СМИ. Но только после того, как будет проведено профессиональное расследование этого дела. Сегодня же на примере одного случая мы встречаемся с огульным охаиванием медицинского сообщества в целом. Последний пример: мать госпитализированного на лечение в Российскую детскую клиническую больницу ребенка Елена Колосова написала Дмитрию Медведеву очень эмоциональное письмо, которое взорвало всю российскую блогосферу. И если бы я был президентом и прочитал это письмо, то тут же сказал бы, что в этой больнице надо немедленно всех уволить. Но я лично участвовал в расследовании этой жалобы и пришел к противоположному выводу: нужно благодарить врачей больницы за спасение ребенка от смерти.

Ярослав Колосов поступил в РДКБ крайне истощенным, в критическом состоянии с легочно-кишечной формой муковисцидоза (до этого три раза ребенка оперировали в Ростове-на-Дону). В клинике полностью справились с дыхательной недостаточностью, ребенок почти в два раза прибавил в весе. Да, у него остался небольшой кишечный свищ, наложенный еще в Ростове-на-Дону, но все вопросы по муковисцидозу были сняты. Тем не менее мать мальчика осталась недовольна оказанной ему помощью и потребовала отправить своего сына на лечение в Германию. Понимая, что никаких медицинских показаний для направления ребенка в Германию нет, она решила написать это письмо, очернившее весь коллектив РДКБ.

Со всей ответственностью могу вам заявить: Российская детская клиническая больница одно из лучших российских медицинских учреждений для детей. Ежегодно через нее проходят 20 тысяч пациентов. Для многих это последняя инстанция.

Для разбора данного случая была образована комиссия с участием представителей Минздравсоцразвития РФ и Национальной медицинской палаты, которая доказала, что врачи РДКБ провели курс лечения правильно и никаких оснований для отправки ребенка в Германию нет.

Другой случай. Я сам видел по центральному телеканалу совершенно жуткий сюжет. Журналист утверждал, что при транспортировке ребенка из Академического городка в Новосибирск в машине «скорой» не было никаких средств для оказания медицинской помощи. Как выяснилось, это было неправдой: на вызов к ребенку прибыла специализированная бригада. Врач оказалась настоящим профессионалом, провела интубацию, начала реанимационные мероприятия и живым привезла ребенка в Новосибирск она была героиней, а ее оболгали на всю страну. Журналиста за клевету к ответственности никто не привлек, и мы, вероятно, будем думать, как это сделать. Мы благодарны Новосибирской медицинской ассоциации, которая является одним из учредителей НМП, за твердую позицию в отстаивании правды в данном эпизоде.

Вот еще примеры. Недавно тоже по одному из центральных телеканалов был показан шокирующий фильм о гибели ребенка в Московской больнице №7. На всю страну объявлены фамилии врачей, хотя ни один суд, ни гражданский, ни мировой, не признал их виновными. Конечно, я не отрицаю, что и врачи в таких случаях должны были вести себя иначе. Оперирующий хирург просто обязан был встретиться с матерью ребенка. Надо было объяснить ей причину смерти. Ведь вопросы деонтологии никто не снимает. В этой же передаче был другой сюжет, когда у ребенка развилась известная нам редкая форма молниеносного сепсиса, причиной которого стал бессимптомный остеомиелит. И опять слезы матери, фотография могилы ребенка, цветы у фотографии, видеозарисовки здорового ребенка. Сердце у обывателя разрывается. Прямо врачи убийцы. Мы это уже проходили в 1953 году.

Какие усилия сейчас предпринимает ваша организация, чтобы как-то повлиять на ситуацию?

Сейчас мы в Национальной медицинской палате создаем комиссию по врачебным ошибкам. Для эффективной работы, кроме врачей и юристов, к участию в ней будут привлечены представители общественных организаций, занимающихся защитой прав пациентов. Создается и специальный отдел адвокатов защитников медицинского сообщества. Это необходимо, потому что у наших врачей защитников сегодня нет. Мы добиваемся того, чтобы каждый медицинский работник знал, что, если он все сделал правильно, Национальная медицинская палата предоставит ему поддержку и защиту. По сути, уже сегодня мы начали создавать в России институт независимой медицинской экспертизы. Не отдельных ее элементов, которые уже существуют, а всей структуры независимой медицинской экспертизы, включая третейские суды.

Очень важно создание профессиональных комиссий по медицинским и врачебным ошибкам. До 80% жалоб на Западе разбирается и регулируется именно на этом уровне.

А вы не считаете, что необходимо внести какие-то коррективы в саму систему организации медицинской помощи?

Конечно, чтобы меньше было ошибок, нужно повысить качество оказания помощи. Но качество лечения прежде всего зависит от уровня знаний врачей. Тот уровень знаний, который есть сегодня, не устраивает ни население, ни самих врачей. Необходимо менять структуру непрерывного последипломного образования, создавая его заново в совершенно иной форме, с включением дистанционных методов обучения, компьютерных программ и телемедицины. Это должно быть обучение принципиально другого уровня. Зачатки его по отдельным дисциплинам, таким как нейрохирургия, хирургия, педиатрия, терапия, уже есть.

Система последипломного медицинского образования должна быть единой для всей страны. Нужны медицинские протоколы, регулярно обновляемые, методические рекомендации, основанные на методах доказательной медицины и разработанные не одним коллективом, а появившиеся в результате совместной работы всего профессионального сообщества. Необходимо, чтобы медико-экономические стандарты были реальными и подтвержденными материально-техническими и кадровыми ресурсами. Несомненно, важно повысить и уровень тех, кто обучает.

Кроме того, мы ставим вопрос о том, чтобы последипломное медицинское образование было бесплатным. Сегодня врачам крайне сложно получать последипломное образование порой это слишком дорого. А если даже курсы бесплатные, то у доктора подчас нет средств, чтобы добраться до места обучения и оплатить гостиницу.

Все это сдерживает рост квалификации медицинских кадров. Эти вопросы мы сейчас прорабатываем совместно с Минздравсоцразвития России.

В настоящее время российские регионы готовят программы модернизации здравоохранения, на реализацию которых выделены огромные суммы, строятся перинатальные центры То есть имеются шансы, что с технической стороны в ближайшие годы врачи будут обеспечены намного лучше

Вместе с тем надо понимать, что одним строительством перинатальных центров проблему той же младенческой смертности не решить. Недавно в Новосибирске, в Академгородке, из-за нерентабельности было ликви-дировано детское отделение местной больницы. Но такого слова «нерентабельно» вообще не должно быть в нашем здравоохранении. Это вообще нерентабельная структура. С другой стороны, здравоохранение на каждый вложенный в него рубль дает 8 рублей прибыли в будущем. Нельзя жить только сегодняшним днем и закрывать ФАПы и сельские больницы только потому, что они «нерентабельны».

Россия не Германия, у нас между населенными пунктами, особенно в Сибири, по 200300 километров. А нужно, чтобы каждый человек имел возможность быстро получить медицинскую помощь, где бы он ни жил.

Какие основные задачи стоят перед Национальной медицинской палатой в ближайшее время?

В частности, мы обсуждаем вопросы введения саморегулирования профессиональной деятельности. Но саморегулирование в медицине, на введении которого мы настаиваем, отличается от саморегулирования в строительной сфере. В отличие от строительства мы говорим о введении саморегуляции только профессиональной деятельности, то есть только той сферы, к которой относятся вопросы диагностики, лечения, профессионального совершенствования и так далее. Как показывает международный опыт, процент граждан, удовлетворенных системой здравоохранения, выше в тех странах, где вопросами аттестации и сертификации занимаются профессиональные организации.

Вопрос страхования профессиональной деятельности оказался для нас очень сложным. Мы можем пойти по пути, который уже применяется в некоторых регионах, например в Южном федеральном округе, и перенять этот опыт. Но мы также прорабатываем и другую схему страхования по принципу формирования касс взаимопомощи. В этом случае деньги останутся в руках профессиональных медицинских ассоциаций, а сам страховой взнос будет меньше. Мы создали отдельную группу, лучшие специалисты в этой области занимаются сейчас этим вопросом.

Как бы вы прокомментировали законопроект о страховании гражданской ответственности медицинских организаций, который предлагает Минздравсоцразвития РФ?

В таком виде он неприемлем, так как речь в нем идет только об ответственности медицинских организаций и только в случае смерти пациента. Но такие случаи составляют 1015% всех жалоб. А что делать с остальными?

Вы все время подчеркиваете, что в возглавляемом вами институте всех детей лечат бесплатно. Но очевидно, что во многих других люди вынуждены платить. Есть ли у Национальной медицинской палаты какая-то стратегия борьбы с теневой медициной?

В Конституции записано, что медицинская помощь в государственных учреждениях у нас оказывается бесплатно. Платные услуги допустимы, но в нерабочее время врача и при условии, что в рабочее время у него полная загрузка. Я не говорю о личных договоренностях с пациентами, о дополнительной оплате, которая идет «в карман». За это врачей судят. С другой стороны, нужно бороться и с нищетой медиков. Тогда, может быть, уйдут незаконные платные услуги. Но и за рубежом многие хирурги, получая приличную заработную плату, с удовольствием принимают конверты от пациентов. Правда, это форма благодарности, а не поборы. Нужно различать. Когда благодарят от души, я не считаю это преступлением, я расцениваю это как милостыню нашему бедному сословию. Одни ее принимают, а другие нет.

Другие новостиАппаратные совещанияНовости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

Эксперты: Врачи защищают жизни, а не оказывают услуги. Их труд не равен стрижке

21.03.2024

"Врачи стоят на защите наших жизней и здоровья, но никак не оказывают услуги. Их труд не должен приравниваться, например, к стрижке в парикмахерской или маникюру. Без этих услуг человек может обойтись, а вот без медицинской помощи в тяжелой ситуации - нет", - поясняет один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Юлия Дрожжина. Но из-за таких вот словесных противоречий врачи нередко попадают под возбуждение уголовных дел.

Врач, защити себя сам

15.03.2024

Президент Путин поручил СК РФ рассмотреть вопрос о привлечении Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел против медработников. Профессиональная организация могла бы дать экспертное заключение в делах о так называемых врачебных ошибках. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль говорит, что они с коллегами давно продвигают идею независимой экспертизы, и считает поручение президента важным шагом в этом направлении. Однако эксперты-юристы сомневаются, что такую инициативу сейчас удастся реализовать.

Нацмедпалата заявила о возможности привлекать любых специалистов к медицинским экспертизам

12.03.2024

Союз медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" способен привлекать любых экспертов к работе, связанной с медицинскими делами. На протяжении десяти лет в организации работает центр независимой медицинской экспертизы, сообщил ТАСС президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль.

Рошаль призвал исключить понятие "медицинская услуга"

12.03.2024

Президент Национальной медицинской палаты отметил, что эти изменения никак не ухудшают положения пациентов. Такой термин, как "медицинская услуга", необходимо исключить полностью, врачи в России оказывают медицинскую помощь. Такое мнение ТАСС высказал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Путин поручил рассмотреть привлечение Нацмедпалаты к расследованию дел о врачебных ошибках

11.03.2024

Срок исполнения установлен до 1 июня 2024 года. Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть целесообразность привлечения Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел в отношении медиков, совершивших ошибки, сообщается на сайте Кремля.

Медики получили методичку о том, как реагировать на хамское поведение пациентов

05.02.2024

Хамское отношение пациентов к медикам в России — весьма распространенное явление. Вместо благодарности за помощь врачи и медсестры часто получают от болезных богатые порции оскорблений, нередко выраженных в нецензурной форме.

Не то чтобы терпению людей в белых халатах настал предел, но юристы твердо решили рекомендовать им не спускать ситуацию на тормозах и не давать себя в обиду. Совместно с филологами юристы крупнейшего в стране объединения медиков — Национальной медицинской палаты — проанализировали судебную практику и составили подробную методичку на тему, как действовать, если кто-то обзывается.

Роль и значение Союза «Нацмедпалата» в российском здравоохранении

02.02.2024

Выступление Президента Союза «Национальная медицинская Палата», сопредседателя Центрального штаба ОНФ Л.М.Рошаля на «Дне здоровья» на ВДНХ 2 февраля 2024 г.

Врач не обслуга. Рошаль рассказал, зачем нужно объединить всех медиков РФ

20.10.2023

Целевиков, которые не вышли на работу в то место, которое оплатило их обучение, нужно штрафовать. Медицину следует прекратить воспринимать как услугу. А врачам следует объединиться в одно сообщество. Так считает Леонид Рошаль и эксперты, принявшие участие в съезде Национальной Медицинской палаты.

IX Съезд Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата»

19.10.2023

Его основная тема - участие профессиональных и территориальных некоммерческих медицинских организации в решении проблем российского здравоохранения. В первый день его работы представители медицинского сообщества обсудят широкий круг тем: организация работы по аккредитации врачей, разработка клинических рекомендаций и деятельность Научно-практического совета, создание и актуализация профессиональных стандартов, а также аккредитация образовательных мероприятий. Также будет проведен анализ положительных практик в деятельности членов союза «НМП».

Леонид Рошаль: Необходимо повышать юридическую грамотность врачей

19.10.2023

Основная задача Национальной медицинской палаты - поднять квалификацию всего врачебного сообщества. Чтобы каждый гражданин, который обращается к врачу, ушел удовлетворенным. Да, это не просто. Тут немало проблем. Но прежде всего нужно совершить глобальные перемены в медицинском образовании. И мы этим занимаемся.

Наши партнеры

Медицинский вестник