В Госдуме прошел круглый стол «Организация государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения»
28.03.2012
22 марта в 15-00, в Государственной Думе Комитет ГД по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «Организация государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения». Выступая на мероприятии, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева подчеркнула:
В настоящее время государством осуществляются беспрецедентные по объему инвестиции в систему здравоохранения, прежде всего в рамках Программы модернизации здравоохранения, национального проекта «Здоровье» и ряда других социальных проектов. Этот факт сам по себе отражает ясное понимание властью значимости решения вопросов развития ресурсной базы для оказания качественной и доступной медицинской помощи населению, повышения уровня и продолжительности жизни. На наших глазах строятся современные центры высокотехнологичной медицинской помощи по наиболее социально значимым направлениям, ремонтируются и оснащаются современным оборудованием больницы, повышается эффективность работы службы скорой помощи, обеспечивается доступность медицинской помощи (в том числе и дорогостоящей). Однако, на мой взгляд, это не повод для «самоуспокоения».
Для реализации столь амбициозных планов, с моей точки зрения, требуется изменение подходов государства к взаимодействию с частным бизнесом – как минимум внедрение практики долгосрочного госзаказа, но, по сути, здесь должна идти речь уже о полноценном частно-государственном партнерстве (ЧГП).
В принципе, российское законодательство регулирует такую форму отношений. Есть федеральные законы «О концессионных соглашениях», «Об инвестиционных фондах», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Многие субъекты Федерации уже приняли региональные законодательные акты о государственно-частном партнерстве. Некоторые условия и особенности государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения установлены недавно принятыми законами. Статьей 14 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» впервые установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья. Закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» установил, что осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования имеют право медицинские организации любой предусмотренной законодательством организационно-правовой формы (в том числе организации частной системы здравоохранения) и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. В свете развития государственно-частного партнерства это становится актуальным, так как в соответствии с этим же законом с 1 января 2013 года тариф на оплату медицинской помощи должен будет финансироваться в полном объеме, что должно способствовать привлечению частных клиник в систему оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Однако, как показывает жизненный опыт, существующих стимулов для активного развития частно-государственного симбиоза недостаточно. Пришло время перестать мыслить и действовать моделями «одного-двух шагов», необходимо перейти к новым технологиям управления. Под управленческой технологией, которая может принести неоспоримые выгоды обществу, бизнесу и государству я имею в виду частно-государственное партнерство в самом широком смысле: сфера его применения должна охватывать не только процессы производства и ресурсного обеспечения, оказания медицинских услуг, но и всю систему в целом.
К сожалению, практика демонстрирует, что,государство неспособно на платформе исключительно бюджетного здравоохранения выполнять в полном объёме гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Поэтому на современном этапе российское здравоохранение нуждается в том, чтобы в него пришел частный инвестор. Это обосновывается в первую очередь тем, что ни одно, даже самое богатое государство мира не в состоянии содержать за счет бюджетных средств всю систему охраны здоровья. Ведь если в стране существует только государственная система здравоохранения, затраты на ее содержание являются одним из ведущих факторов увеличения социальных расходов.
Однако прочной связки «государство-частник» сейчас не получается из-за целого комплекса проблем: несовершенство системы медицинского страхования, высокие инвестиционные барьеры для входа в отрасль на фоне значительных рисков и недостаточно высокой рентабельности (средний период возврата составляет 6-7 лет), дефицит кадров и прочее.
По сути, в отрасли отсутствует на сегодняшний день прозрачная стратегия инвестирования, ясность источников получения прибыли, структуры рисков и логики работы. Несмотря на все вышеуказанные проблемы, рынок медицинских услуг в России активно растёт, хотя и в значительной степени в деформированной форме. Эксперты рынка считают, что текущий объём рынка медицинских услуг колеблется в диапазоне от 350-390 млрд. рублей до 460 млрд. рублей. Наиболее распространенные оценки темпов роста – от 25 до 30%, т.е. рынок растет высокими темпами. Наша задача найти компромисс для повышения взаимодействия государства и бизнеса.
Для государства основной причиной к учреждению частно-государственного партнерства является все возрастающая потребность в первую очередь в услугах, за поставку которых несет ответственность государство. Среди них – медицинские, образовательные, коммунальные услуги, услуги транспорта и т.д. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17 % экономии для бюджета страны.
Сошлюсь на зарубежный опыт: «обкатанные» во многих странах подходы уже позволили государствам, отдельным регионам и даже самостоятельным больницам привлечь интеллектуальные и финансовые ресурсы партнеров-частников, оставив за собой право регулировать и контролировать их деятельность. Именно здравоохранение стоит на 1-м месте в странах «Большой семерки» по уровню привлечения частных инвесторов. И это вполне объяснимо: частно-государственное партнерство является проверенным инструментом повышения эффективности социальной политики государства, обеспечивает качество и доступность медицинского обслуживания населения и формирует конкурентную среду в здравоохранении.Однако ни одно ЧГП не может работать без заинтересованности государства, которая принципиально важна для обеспечения общего руководства и предоставления ресурсов.
Источник: АМИ-ТАСС
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты
26.04.2024
На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Обзор последних новостей аккредитации
06.03.2024
Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.
Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат
01.03.2024
Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.
Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС
26.01.2024
Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.
Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий
26.01.2024
Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.
Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра
18.01.2024
Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.
Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации
17.01.2024
Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.
Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий
27.12.2023
Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.
Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении
14.12.2023
Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.
Госсовет определил меры по развитию рынка труда
21.09.2023
21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.