Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Роль гражданского общества в решении проблем охраны здоровья. Доклад М. Н. Мищенко

Материалы для скачивания

Роль гражданского общества в решении проблем охраны здоровья. Доклад М. Н. Мищенко. Стенограмма выступления
Скачать (45 Кб)

Первичное звено – это самое слабое место в нашей системе здравоохранения. Я это, действительно, увидел. Я объехал тогда 40 регионов. Везде картинка примерно одна и та же. Есть субъект, есть губернатор, есть несколько крупных клиник, которые ждут приезда министра, президента, премьера. Там все идеально. Заходишь: они полны оборудованием. Но зачастую я видел, что там просто нет пациентов. Когда спрашивал, где больные, то мне отвечали, что вчера их всех выписали.  Когда тебе сказали один раз, второй раз, то уже на третий раз начинаешь задумываться.

Уважаемый президиум, уважаемые коллеги.

Когда мы готовили этот форум и обсуждали с Леонидом Михайловичем и Нелли Борисовной, в каком ключе выступить мне. Поскольку я не врач по образованию, а инженер, то мне сказали, что будешь говорить как пациент. Сегодня утром я проснулся и померил температуру – 38. Поэтому, уважаемые врачи, перед вами стоит идеальный пациент. Я прошу благосклонно относиться к тому, что я сейчас скажу.

Находясь в Государственной Думе Пятого созыва, когда я был депутатом, мне поручили контроль качества жизни. Для меня это было удивительно, поскольку я не врач. Но партия сказала «Надо», - комсомол ответил «Есть». Я стал изучать медицину. Поехал по регионам. В каждом регионе я старался увидеть ситуацию изнутри. Знаете, когда сегодня прозвучало из уст Дорофеева слово «ФАП», то у меня немножко ёкнуло сердце, потому что именно я бегал по Государственной Думе и по администрации Белого дома, повторял как заклинание: «ФАПы, амбулатории, центральные районные больницы».

Первичное звено – это самое слабое место в нашей системе здравоохранения. Я это, действительно, увидел. Я объехал тогда 40 регионов. Везде картинка примерно одна и та же. Есть субъект, есть губернатор, есть несколько крупных клиник, которые ждут приезда министра, президента, премьера. Там все идеально. Заходишь: они полны оборудованием. Но зачастую я видел, что там просто нет пациентов. Когда спрашивал, где больные, то мне отвечали, что вчера их всех выписали.  Когда тебе сказали один раз, второй раз, то уже на третий раз начинаешь задумываться.

Я стал менять маршрут, который мне прокладывали региональные власти, уходить с него, - хотя это вызвало с их стороны жуткое негодование. Я сказал им, что нет. Давайте просто поедем наугад. Например, вот в эту больницу. На самом деле, мы через Интернет анализировали сложности какие-то. Приезжал туда. Там была уже совершенно другая картинка. Там потолок, который падает на голову пациентам, безумное количество людей, койки стоят в коридорах, и т.д.

Эти 460 миллиардов, которые здесь упоминали, - их выделяли для качества жизни и здоровья. Когда начали регионы писать программы модернизации, то знаете, у меня волосы встали дыбом. Потому что на первичное звено всего выделяли 2-3%. Все остальные деньги, большинство из них, ушли в 2-3 крупные клиники, которые находились в этом регионе.

Я стал анализировать, что же происходит, почему так? Знакомые губернатора – не дай Бог, если губернатор болеет, - это самое страшное для здравоохранения. Потому что все деньги пойдут на ту клинику, где работает его знакомый врач, который лечит.

Все равно я скажу то, что думаю и что видел, что ощутил. Я ощутил, что очень сильна спецификация в здравоохранении. Если врач, допустим, уролог становится министром здравоохранения, то он начинает развивать прежде всего свою отрасль, а другие остаются просто без финансирования.

Что мы начали делать? Первым делом в Государственной Думе собрали экспертный совет и начали думать: где здоровье? Ведь это – цель проекта, а на что мы тратим деньги? Чтобы повысить продолжительность жизни с 69 лет до 71 года. Таковы были исходные задачи. Где находится здоровье? В высокотехнологичных клиниках, где делают какие-то очень сложные операции, либо внизу, на уровне первичного звена?

Знаете, когда я ездил по деревням и смотрел эти ФАПы, то у меня просто слезы на глаза наворачивались. Потому что люди живут в таких условиях. Там вместо туалетов выгребные ямы. Лежат люди в деревянных палатах. Естественно, я начал говорить, что 2-3% - это мало. Мы говорим о демографии. Все уезжают из села и приезжают в большие города. Как вы думаете, сколько можно нарожать детей в Москве в двухкомнатной квартире? Мы говорим о том, что Россия должна подниматься с колен, и о том, чем более равномерно народ распределен по территории, тем сильнее нация. Если мы все оставим землю, то через несколько лет страны не будет. Я в этом лично сам глубоко убежден.

Когда мы увозим из сельской местности медицину и концентрируем ее в центре, забывая про все остальное, то мы просто-напросто льем воду на эту мельницу. Я хотел сказать, что у каждой медали есть и обратная сторона. Нельзя обо всем говорить однозначно.

На чем мы тогда сконцентрировались? 20% надо было опустить на землю. Именно задержка программы модернизации произошла примерно на месяц, потому что нам удалось убедить руководство нашей страны в том, что эти деньги нужно опустить вниз. Министры здравоохранения  бегали между губернатором и министерством, пытаясь согласовать свои программы. Они приезжают, а губернатор им говорит, что вот на эти клиники мы деньги дадим. Они приезжают в министерство и говорят, что слушайте. Мы уже сюда давали деньги столько подряд, зачем еще лить воду в это ведро? Оно уже переполнено, вода льется через край. Давайте посмотрим на первичное звено. В итоге нам удалось продавить и приблизиться к тому показателю.

Второй, самый важный момент – зарплата врача. То, что не удалось сделать. 30% мы планировали повысить. Реально не получилось это сделать. Почему? Эти 460 миллиардов – если взять 136 из них, которые пойдут на стандарты, - если на каждый рубль, который дает федерация, губернатор даст 50 копеек, и разделить на всех врачей и медицинских работников, то  на 30% должна зарплата подняться у всех. Что произошло во многих регионах? Я был в одном регионе, где 300 медиков в одном маленьком городке вышли на акцию протеста. Им не выдали зарплату в декабре, и она у них понизилась реально. Я начал разбираться. Увидев огромные федеральные деньги, губернатор решил: давайте мы эти деньги вложим в высокотехнологичную помощь. Эти деньги ушли в частную клинику друга губернатора. Потом, когда в системе денег стало мало, то начали думать, что же делать? Давайте мы понизим тарифы, и цена болезни снизилась на 20%. Как может подняться зарплата врача в такой ситуации? Естественно, она будет в итоге падать.

Придумывают разные схемы. Вот, у вас заболеваемость понизилась. Вы нам нарисовали эти цифры. Это не так. Все прекрасно понимают: если из системы вытащить деньги, то до людей они не дойдут.

По медицинскому оборудованию – на самом деле, было многое сделано. Мы собрали производителей в Государственной Думе и сказали: «Ребята, почему томограф, который стоит 25 миллионов в Европе, если мы его там покупаем, в регионе  продается за 75 миллионов? У нас, что, такая особенная страна?» Реально нам удалось – я не знаю, кто уже здесь поработал, - одного из высокопоставленных сотрудников администрации задержали со взяткой на Старой площади. После этого цена на томографы упала. Потому что все поняли: за этим проектом стоит фигура нашего национального лидера В.В. Путина. Здесь лучше не баловаться с этими схемами.

С лекарствами – то же самое. Мы начали разбираться и собрали экспертный совет. Две крупные фирмы, приближенные к губернатору, продают лекарства государству в регионе. Они укрупняют лот, внедряют туда т.н. лопастную линейку, - очень дорогие и редкие лекарства, которых и нет. Таблетка, которая стоит рубль на заводе, в итоге продается государству за 3 рубля. Когда мы начали эти схемы анализировать, то поняли, что можно эти деньги изъять.

Интерны и ординаторы – тоже одно из наших достижений. После введения законодательства они упали до 2700. Нам удалось убедить руководство страны   и поднять эту стипендию до 6300.

Это – основные моменты, над которыми мы работали. Самое важное, что я хочу сказать: знаете, на предыдущем форуме, где я тоже присутствовал, прозвучал тогда вопрос «Где деньги?» Леонид Михайлович сказал, что деньги в тумбочке. Давайте внимательно посмотрим на тумбочку, которая у нас есть. Тумбочка эта очень простая -  бюджет Российской Федерации. 10 триллионов. 10 рублей у нас есть в кармане, а рубль надо отдать на армию, рубль на ФСБ, милицию, 70 копеек – на образование. У кого взять? Во всем мире – надо понять, откуда берутся болезни.  Я ездил по регионам и спрашивал, почему у нас из 10 рожденных детей у 8 есть какие-то отклонения? Врачи один в один отвечают, что табак, алкоголь, неправильный образ жизни. Почему у нас самый низкий акциз?

Скажу так: нам не хватает триллиона. Мы болеем на три триллиона, а в кармане у нас есть и частные деньги, и деньги государства. Весь мир этот триллион давно уже берет с продаж алкоголя и табака путем повышения цен. Человек вдыхает этот дым и оплачивает свое будущее лечение. У нас же действуют лоббистские схемы, в том числе в Государственной Думе. Они не дают повысить акцизы. Во всем мире действует принцип: нагадил – убери за собой. 300 взял на лечение – положи 300 в бюджет. Это, как я считаю, самое важное.

Также я считаю, что нужно менять в нашей стране подход к здравоохранению. Если мы говорим, что здоровье – это ценность. Алмаз, который нужно охранять. Тут комплексная задача. Медицина – это уже лечение последствий того, когда уже этот алмаз украли, когда здоровье уже украли. Я вам скажу, что табачная компания с каждого трупа кладет себе в карман миллион рублей. Наша задача, в  том числе общества и врачебного сообщества, - открыть глаза и посмотреть правде в глаза. Сделать так, чтобы эти люди платили деньги. Этот триллион они должны отдать, как это делают в Европе, в Соединенных Штатах Америки.

Материалы для скачивания

Роль гражданского общества в решении проблем охраны здоровья. Доклад М. Н. Мищенко. Стенограмма выступления
Скачать (45 Кб)

Первичное звено – это самое слабое место в нашей системе здравоохранения. Я это, действительно, увидел. Я объехал тогда 40 регионов. Везде картинка примерно одна и та же. Есть субъект, есть губернатор, есть несколько крупных клиник, которые ждут приезда министра, президента, премьера. Там все идеально. Заходишь: они полны оборудованием. Но зачастую я видел, что там просто нет пациентов. Когда спрашивал, где больные, то мне отвечали, что вчера их всех выписали.  Когда тебе сказали один раз, второй раз, то уже на третий раз начинаешь задумываться.

Наши партнеры

Медицинский вестник