Национальная предпринимательская инициатива – новое в здравоохранении через инвестиции, технологии и образование. Доклад Н. В. Ушаковой
Материалы для скачивания
Доклад Н. В. Ушаковой. Стенограмма выступления
Вчера много и долго обсуждали самые разнообразные проблемы отрасли. По результатам предварительного анализа поступивших из зала записок оказалось, что сегодня больше всего медицинское сообщество волнуют проблемы своих социальных гарантий, вопросы пенсионного обеспечения, нормирования труда, обеспеченность кадрами и меньше всего мы говорили о тех преимуществах и эффектах от информатизации практического здравоохранения и внедрении в свою ежедневную работу инноваций. Или их нет, или их еще не оценили. Инновации – это стержень конкуренции нового типа. Без понимания логики их возникновения, развития, механизмов создания национальной инновационной системы мы останемся на пути механического увеличения потребности во все большем и большем количестве денег, необходимых для функционирования наших больниц и поликлиник. Путь - тупиковый.
Уважаемые участники форума и делегаты Съезда!
Глубокоуважаемый Председатель Президиума, Президиум!
Возможно, тема моего выступления, анонсированного вчера глубокоуважаемым Президентом Национальной медицинской палаты Л.М. Рошалем для части участников Форума покажется несколько необычной, а возможно неуместной. Куда более привычно, когда на мероприятиях медицинского сообщества такого масштаба обсуждаются проблемы частной системы здравоохранения. Возникает вопрос, если речь пойдет не о частной системе здравоохранения то, что нового может предложить российское предпринимательское сообщество для решения пула проблем, накопившихся в государственной системе здравоохранения? Медицинское сообщество и бизнес с помощью совместных усилий, должны найти практическое применение новейшим идеям и технологиям, превращая науку в заботу о людях.
Популярный сегодня в обществе вопрос, что ожидает Россию через 6 лет - развитие или спад экономики, на прямую связан с социальной способностью России как государства на протяжении этих 6 лет обеспечить выполнение ранее взятых на себя социальных обязательств. Источником финансирования социальных систем являются налоговые отчисления от результатов финансовой деятельности предпринимательского сообщества. Готово ли предпринимательское сообщество за счет дальнейшего увеличения фискальной нагрузки продолжать наращивать финансовые вливания в неэффективную сегодня систему охраны здоровья? Мы хвалим социальную систему Германии, Великобритании, США и многих других. Общеизвестно, что на пути преобразований эти страны достигли определенных успехов. Но какова цена этих побед? США в 1980 году на нужды здравоохранения тратили 253 млрд. долларов, а в 2008 году уже 2,3 трлн. долларов. К середине 21 века по прогнозу экспертов общеевропейские расходы на здравоохранения вырастут на 350%, тогда как рост экономики континента составит всего лишь 180%. Иными словами, денег в действующих моделях здравоохранения нужно будет значительно больше, чем государствам удастся собрать с помощью налогов и страховых программ. Сегодня развитые страны в сфере здравоохранения столкнулись с рядом известных проблем, во многом аналогичным сегодняшним нашим. Поиск решения этих проблем на протяжении нескольких месяцев и стали предметом упорной работы группы предпринимателей, врачей, организаторов здравоохранения, чиновников, экспертов ОПОРА РОССИИ, АНХ, АСИ по продвижению новых проектов, которые основываясь на результатах собственного Форсайт проекта Здравоохранение 2030 разработали «Дорожную карту» формирования современной медико-технологической отрасли как части национальной инновационной системы России. Простой перенос или компиляция историй успеха зарубежных стран в области здравоохранения для России не приемлем. За исключением одного института – института инноваций. Мы должны ясно понимать, что новое необходимо строить по-новому!
«Через 8 лет Россия должна занимать 20-е место в рейтинге DoingBusiness. Это хороший ориентир, который может мобилизовать и правительство, и регионы и бизнес. Мы считаем, что только вместе мы сможем добиться таких результатов, поодиночке с этой задачей мы не справимся. К 2018 году нам необходимо обеспечить уровень удовлетворенности современной системой здравоохранения не менее 80% населения России» (В.В. Путин, Расширенная коллегия МЗ РФ, 2012 год).
Вчера много и долго обсуждали самые разнообразные проблемы отрасли. По результатам предварительного анализа поступивших из зала записок оказалось, что сегодня больше всего медицинское сообщество волнуют проблемы своих социальных гарантий, вопросы пенсионного обеспечения, нормирования труда, обеспеченность кадрами и меньше всего мы говорили о тех преимуществах и эффектах от информатизации практического здравоохранения и внедрении в свою ежедневную работу инноваций. Или их нет, или их еще не оценили. Инновации – это стержень конкуренции нового типа. Без понимания логики их возникновения, развития, механизмов создания национальной инновационной системы мы останемся на пути механического увеличения потребности во все большем и большем количестве денег, необходимых для функционирования наших больниц и поликлиник. Путь - тупиковый.
Считается, что уровень и динамизм развития инновационной деятельности в разных странах определяют границу между богатыми и бедными народами, границу между теми, кто зарабатывает сверхприбыль на технологиях, и теми, кто довольствуется капризной рентой с доставшихся стране естественных природных ресурсов или климата. Россия обладает слишком большой и богатой территорией, чтобы удержать ее без современных технологий. В России слишком большое население, чтобы обеспечить его работой только по добыче и транспортировке сырья. В России умный и творческий народ, чтобы заставлять его быть только потребителем продуктов чужого квалифицированного труда . Мы обладаем выдающейся инновационной историей , оценки хода которой пока далеки от окончательных! Сегодня в этом зале никого не нужно убеждать, что нам необходимо формировать собственную национальную инновационную систему. Давайте сделаем это!
Основные направления национальной предпринимательской инициативы «Социальная инноватика»:
Регулирование (развитие саморегулирования в социальной сфере и здравоохранении, улучшение предпринимательского климата, трансфер технологий в практическое здравоохранение и социальную инфраструктуру, снижение барьеров и коррупции, стандартизация социальных услуг, контроль за исполнением полномочий органов власти);
Инвестиции (развитие механизмов ГЧП в социальной сфере, поддержка и продвижение государственно-частных проектов);
Инфраструктура (разработка модульных проектов в медико-социальной сфере, отвечающих требованиям комфортности, дизайна, энергоэффективности, надежности и доступности в соответствие с уровнем развития технологий);
Технологии (обеспечение трансфера новых технологий в практическое здравоохранение, внедрение и разработка системы непрерывной актуализации стандартов, содействие локализации современных производств в сфере здравоохранения);
Образование (внедрение новых образовательных технологий, продвижение уникальных образовательных проектов, формирование национального кадрового резерва молодых врачей и ученых).
Финансовые и социальные институты России сегодня претерпевают изменения. Близкая перспектива с длинным горизонтом устойчивого и эффективного развития нашей отрасли видится в мягкой смене существующей командно-административной системы организации медицинской помощи на гибкую, легкоадаптирующуюся к вызовам времени современную в основе своей систему регулирования, включающую новые принципы взаимоотношений как непосредственно внутри медицинского сообщества на основе саморегулирования, так и в системе взаимоотношений пациент-врач, реализующей новые экономические механизмы взаимоотношений государства и предпринимательского сообщества. Преимущества новой системы регулирования – конкурентоспособность, скоростной трансфертный лифт в практическую медицину без административного прессинга на инновационный бизнес и коррупции во всех ее проявлениях, оптимизация бюджетных расходов на здравоохранение, улучшение демографических показателей, социальная стабильность. В ближайшее время нам, коллеги, придется пересмотреть устаревшие методы и методики, подходы и порядки, применяющиеся со времен первого наркома здравоохранения тов. Семашко в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и запустить швейцарский по своей точности механизм допуска новых методик и технологий в практическую деятельность российского врача. Мир накрыла очередная технологическая волна! Современный мир состоит из перемен! Давайте меняться к лучшему!
Мы хорошо знаем, что строительство светлого будущего в России – это процесс, а не результат. Традиционно лучший закон скорее получается не врагом хорошего, а собратом по судьбе невостребованной декларации. Мы не выполняем законы! Ключевая проблема сегодня – это отсутствие сцепления, приводных механизмов между теорией и практикой, законами и жизнью. Вокруг субьектов социальной политики и надо создавать здоровую рыночную среду социальной экономики. Необходимо запустить те механизмы или проекты, в рамках которых уже принятые законы будут работать как немецкий хронометр, а не как песочные часы, требующие непрерывного ручного встряхивания. В этом и состоит идея объединения современного предпринимательского и медицинского сообщества в целях создания НИС России.
Сегодня в соответствии со ст. 76 ФЗ-323 «Об основах здоровья граждан РФ» законодатели и органы исполнительной власти объективно предоставили нашему сообществу право на участие в формировании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, тарификации, разработки профессиональных стандартов и образовательных программ, подготовки экспертных заключений по оценке регулирующего воздействия новых и уже действующих НПА на бизнес. По инициативе Президента РФ разрабатываются законопроекты «Об общественном контроле» и «Об общественной экспертизе». Мяч на нашей стороне, мы должны быть активнее. Думаю нам по силам к концу 2012 года создать в 70 % территорий России некоммерческие профессиональные медицинские организации под эгидой НПМ с реорганизацией в национальную саморегулирующуюся организацию медицинского сообщества России.
Позвольте остановиться на механизмах государственно-частного партнерства, образовании и инфраструктуре.
Государственно-частного партнерства – это любые официальные отношения между государственными и частными партнерами в рамках которой обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и со-инвестируют ресурсы для достижения конкретных целей. ГЧП – это неарифметическое сложение ресурсов. Государство выступает в роли гаранта общественно значимых интересов и заинтересовано в коммерческом эффекте. Сейчас без уверенности в стабильности правил игры от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия. Необходимо законодательное распределение полномочий между государством и бизнесом. И здесь неоценимая роль национальной медицинской палаты. ГЧП не должно являться нагрузкой для бизнеса. ГЧП – это привлечение ресурсов с обоюдной выгодой.
ОБРАЗОВАНИЕ. Внедрение непрерывного медицинского образования с учетом современных технологий. В части подготовки кадров пока не будут утверждены новые программы, целесообразно сократить на 1-2 года прием в высшие медицинские учебные заведения. Нельзя сегодня формировать (закладывать) отсроченную безработицу.
ТЕХНОЛОГИИ. Развивая единую медицинскую информационную систему, необходимо предусмотреть новый формат системы учета и оплаты медицинских услуг, фонды ОМС, объединяющую страховые компании, лечебные организации, аптеки; дифференциацию по источникам финансирования ОМС, ДМС и др.
Автоматизируя контроль выписки счетов за оказанные услуги и выданные медикаменты, можно объективизировать бюджетные расходы организаций. Обеспечить контроль выполнения стандартов и порядков оказания медицинской помощи в рамках программы Государственных гарантий.
Современная фармацевтика неудержимо развивается в сторону персонифицированной терапии, уровень и возможности современных медицинских изделий позволяют переходить не только на ответственное самолечение, но и на ответственную самодиагностику. А это уже проблемы не только отечественного здравоохранения – это мировые тренды. Какую роль мы будем играть через 10 лет на глобальном рынке медицинских услуг, насколько будет обеспечена наше экономическое благополучие, зависит сегодня от нас.
Решение всех обсуждаемых сегодня проблем видится в равноправном партнерском и взаимодействии четырех сегментов медико-технологической области – НМП, Союз Фарма, Союз Мед техника, Союз Биотех
Заключение
Предпринимательское сообщество сегодня готово формировать долгосрочные отношения с государством в процессе построения устойчивой, адаптивной и современной национальной социальной системы, нацеленной на приумножение и развитие человеческого капитала России.
Достижение заявленной цели значительного увеличения продолжительности жизни за столь сжатый срок, а так же построение национальной инновационной системы в сфере здравоохранения невозможно без установления современных, прозрачных порядков взаимодействия предпринимательского, профессионального сообщества и государства. Только продолжив совершенствование законодательства в социальной сфере, включив в перечень первоочередных законопроектов законы о саморегулировании и государственно-частном партнерстве, сформировав новую систему тарифов, изменив подходы в оказании медицинской помощи, мы создадим условия для развития здравоохранения.
Предпринимательское сообщество считает, что указанные преобразования позволят создать систему формирования спроса, определения потребностей в инновационных решениях, а так же соответствующей актуализации стандартов образования и оказания медицинской помощи, что позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат и повысить привлекательность отрасли для технологического предпринимательства и трансфера технологий в практическое здравоохранение.
Важным результатом станет трансформация сферы здравоохранения из дотационной в современную глобально-конкурентную медико-технологическую отрасль, создающую добавочную стоимость и способную сгенерировать 12,5 миллионов качественно новых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве. Заработная плата в отрасли может вырасти более чем в 2 раза без увеличения бюджетных расходов. При этом уровень удовлетворенности системой здравоохранения гражданами России достигнет 80%.
Материалы для скачивания
Доклад Н. В. Ушаковой. Стенограмма выступления
Вчера много и долго обсуждали самые разнообразные проблемы отрасли. По результатам предварительного анализа поступивших из зала записок оказалось, что сегодня больше всего медицинское сообщество волнуют проблемы своих социальных гарантий, вопросы пенсионного обеспечения, нормирования труда, обеспеченность кадрами и меньше всего мы говорили о тех преимуществах и эффектах от информатизации практического здравоохранения и внедрении в свою ежедневную работу инноваций. Или их нет, или их еще не оценили. Инновации – это стержень конкуренции нового типа. Без понимания логики их возникновения, развития, механизмов создания национальной инновационной системы мы останемся на пути механического увеличения потребности во все большем и большем количестве денег, необходимых для функционирования наших больниц и поликлиник. Путь - тупиковый.