Путь камикадзе
10.09.2012
Дмитрий Медведев на минувшей неделе назвал бюджет «предкризисным» и заявил о сокращении расходов. Дмитрий Медведев пытается уверить общественность, что у правительства достаточно денег на предвыборные обещания Владимира Путина, но при этом Минфин сокращает расходы и верстает «предкризисный» бюджет.
До 15 сентября в правительство должен быть внесен проект федерального бюджета на 2013—2015 годы. А 1 октября главный финансовый документ страны поступит в Государственную думу. График остается неизменным, подтвердили «Профилю» в Министерстве финансов. Премьер-министр Дмитрий Медведев на минувшей неделе назвал бюджет «предкризисным» и заявил о сокращении расходов. Пока «под нож» не пойдет оборонка и нацбезопасность, а всем остальным Минфин говорит: «Денег нет!» При этом Медведев уверен, что у правительства есть деньги на выполнение предвыборных обещаний Владимира Путина по повышению зарплат учителям и врачам. На деле же Минфин готов выделить лишь ограниченную сумму, а остальное «нагрузят» на профильные ведомства и регионы или перенесут обещанное повышение на период после 2015 года. «Обещания были даны, и у людей большие ожидания, которые могут не оправдаться, что может вылиться в социальные волнения», — говорит сотрудник одного из министерств. Премьер-министр загоняет себя в ловушку, когда он вынужден выполнять требования президента, но при этом сокращать расходы. Очевидно, что это тупик, выход из которого только один — отставка.
Премьер-министр Дмитрий Медведев на минувшей неделе во время визита в Саратов заявил, что в России принимается предкризисный бюджет, в котором максимально урезаны расходы. Тем не менее он пообещал, что средства на здравоохранение сокращаться не будут. «Даже в нашем бюджете, которым мы сейчас занимаемся (это сложный бюджет, я по-честному скажу — это, по сути, предкризисный бюджет, очень жесткий, где все обрезано, что называется, в самых разных местах), — и даже в этом бюджете на здравоохранение выделяются весьма и весьма значительные средства», — сказал он. «Мне иногда удивительно слышать, как некоторые мои коллеги говорят, что этот бюджет не предполагает для здравоохранения никакого развития. Это неправда, это не так. И для здравоохранения, и для образования там есть возможности для развития, как, собственно, и для модернизации здравоохранения», — подчеркнул глава правительства.
Поддержать Дмитрия Медведева его коллеги по правительству могут, но лишь по долгу службы. Уже сейчас Минфин потребовал от министерств и ведомств разделить свои расходы на приоритетные и второстепенные, которые, вероятнее всего, пойдут под нож. Не тронут только оборонку и нацбезопасность. Расходы на здравоохранение и образование в проекте бюджета, подготовленном Минфином и презентованном Медведеву в конце июля этого года, в ближайшие три года будут падать. На образование в 2012 году будет потрачено 614,8 млрд рублей, в 2013-м — 597,4 млрд рублей, в 2014-м — 544,3 млрд рублей, и только в 2015-м эти расходы вырастут до 573 млрд рублей. Со здравоохранением ситуация еще жестче: расходы упадут с 554,7 млрд рублей в текущем году до 387,3 млрд рублей в 2015-м. «Минфин «погрузит» выпадающую часть расходов в тариф по обязательному медицинскому страхованию, — пояснил источник «Профиля» в правительстве. — И его не очень волнует, хватит ли в этом тарифе средств на все новые расходы».
Кроме того, в правительстве так и не пришли к согласию по поводу того, сколько денег потребуется на исполнение предвыборных обещаний Владимира Путина, который обязался к концу своего президентского срока (к 2018 году) довести размер зарплат учителей и врачей до 200% от средней по экономике соответствующего региона страны. По данным «Профиля», ведомство Антона Силуанова готово выделить регионам дополнительно на ближайшие три года немногим более 107 млрд рублей, тогда как, по другим расчетам, на это нужно не менее 200 млрд. Еще один вариант — это передвинуть исполнение обещаний президента на вторую половину его срока, на 2016—2018 годы, а в ближайшую трехлетку, из-за угрозы глобальной рецессии, обойтись какими-нибудь индексациями.
«То, что сейчас закладывается в бюджет, по нашей оценке, означает, что в реальном выражении в ближайшие три года роста зарплат бюджетников не будет», — заявил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач во вторник в Общественной палате во время обсуждения прогноза социально-экономического развития России на 2013—2015 годы. Замминистра подчеркнул, что при этом мы можем получить «не увеличение, а снижение в отношении к ВВП расходов на образование и науку, а в здравоохранении, скорее всего, произойдет стагнация госрасходов». «Цена вопроса здесь значительно больше, и не только с точки зрения денег. Есть определенные социальные ожидания, есть необходимость вкладывать больший масштаб средств в эти сферы», — сказал он.
Стоит напомнить, что впервые бюджет верстается с соблюдением так называемого бюджетного правила: цена нефти, закладываемая в бюджет, в 2013 году будет определена не прогнозом экономистов, а как средняя за пять лет. Для 2014 и 2015 годов будет взята средняя цена за шесть и семь лет соответственно, с ежегодным увеличением периода на один год до достижения десяти лет. В результате базовая цена должна составить $92, $93 и $94 за баррель соответственно, что на $7—10 ниже прогнозных котировок. Анонсируя «бюджетное правило», Минфин не скрывал, что основная цель новаций — жесткая экономия. По расчетам правительства, новации позволят снизить расходы федерального бюджета с 21% ВВП в 2012 году до 17,8% ВВП в 2020-м.
Эксперты отмечают, что в целом курс на сокращение расходов в нынешней макроэкономической ситуации верный, но вопрос в том, что резать. «Речь идет о попытке сбалансировать бюджет. Очевидно, что в условиях замедления темпов экономики за счет повышения налогов эту проблему не решить. Так что подход адекватен. И без сокращения расходов не обойтись. Другое дело, что правительству предстоит делать выбор, какие расходы сокращать: расходы на здравоохранение и образование либо амбициозные проекты в оборонном секторе», — считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
Руководитель проекта «Национальное развитие» Андрей Черепанов отмечает, что в первую очередь необходимо сокращать аппетиты тех, кто приближен к бюджетным деньгам и кормится за их счет. «Если бы правительство действительно хотело навести порядок с бюджетом, то борьба с воровством и разбазариванием государственных средств была бы самым простым и эффективным решением. В этом случае можно было бы обойтись без социальных потрясений. Вот если бы эти меры не принесли желаемого результата, тогда можно было бы говорить о политике затягивания поясов», — считает Андрей Черепанов.
Ситуацию с бюджетом могло бы изменить прохождение его через парламент. Во власти депутатов отредактировать главный финансовый документ страны в соответствии со своими представлениями о благе страны. И «Единая Россия» еще весной заявила, что хочет активно участвовать в бюджетном процессе. По ее инициативе при комитете по бюджету и налогам Госдумы был создан Экспертный совет, основной задачей которого должно стать совершенствование бюджетного законодательства. «Состав Экспертного совета продолжает расширяться. Все ждут внесения бюджета, после чего можно будет приступать к работе. Должны будут пройти парламентские слушания и другие обсуждения. Наша позиция остается неизменной: роль парламента при принятии бюджета должна усилиться. Иначе для чего создавался Экспертный совет?» — заявил «Профилю» глава совета, член бюджетного комитета Вячеслав Никонов.
Но оппозиция и эксперты считают, что ничего из этой затеи не получится и слушать депутатов никто не станет, а правительство может при принятии бюджета, как обычно, отдать им на «растерзание» какую-то часть госденег. По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, у правительства есть заранее определенный набор предложений, по которым оно может уступить: «Это было всегда, даже если у Думы есть конституционное большинство. Всегда есть некий элемент торга. Первоначально правительство всегда высказывает более радикальные варианты. А потом дальше, в каких-то вопросах, где правительство готово уступить, оно может и пойти навстречу депутатам».
В «золотое время», лет десять—пятнадцать назад, члены бюджетного комитета и ходили, и держались как-то по-особенному. Споры о том, какой отрасли и предприятию могут пойти бюджетные деньги, в бюджетном комитете шли допоздна. Страсти кипели нешуточные. И наблюдать за ними было интересно и познавательно. Всегда было понятно, кто из депутатов чьи интересы отстаивает: кто — интересы авиационной промышленности, кто — нужды птицефабрик. По словам первого заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксаны Дмитриевой, в свое время парламентарии перераспределяли 20—30% бюджетных средств. А сейчас речь идет менее чем о проценте, говорит депутат. Она также скептически относится к желанию единороссов плотнее работать с бюджетом. «Для того чтобы что-то противопоставить правительству, необходима осознанная иная позиция.
У «Справедливой
России» такая позиция есть. А вот у «Единой России» только позиция отдельного
лоббизма отличается от позиции правительства. Но главное, что для того, чтобы
противопоставить что-то правительству, нужна совокупность содержательных идей
плюс политическая воля. Ничего этого у «Единой России» нет», — уверена Оксана
Дмитриева.
Эксперты отмечают, что сегодня в России роль парламента в целом остается крайне
незавидной, и это касается не только бюджета. Директор Института экономики РАН
Руслан Гринберг полагает, что усиливать роль парламента надо, но сделать это
нереально. Слишком сильно доминирование исполнительной власти, и равенства сил
пока нет. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев
согласен с этим мнением. «Парламент остается нужным, чтобы проштамповать
готовое решение, а определение ключевых решений остается за администрацией
президента», — уверен он.
Сколько дадут единороссам откусить от бюджетного пирога, мы узнаем уже скоро.
Некоторые из них настроены решительно и пойдут в атаку на Минфин, как это
сделал весной глава бюджетного комитета Андрей Макаров. Но Минфин пока
пользуется безоговорочным доверием Путина и Медведева, которые поддержали и
«бюджетное правило», и оценки ведомства в потребности в допфинансировании. Как
социальные министерства и регионы будут выкручиваться, если в итоге 15 сентября
правительство утвердит минфиновский сценарий, никто сказать не может. Видимо,
будет процветать «очковтирательство» и дезинформация. Очевидно, что выполнение
предвыборных обещаний Владимира Путина, возложенное на Дмитрия Медведева, в
нынешних условиях становится крайне проблематичным. Отвечать же за срыв
президентской воли ему придется. Так что с принятием бюджета премьер-министр ступит
на путь не самурая, а камикадзе.
Источник: «Профиль»
Другие новостиНовости НП «Национальная Медицинская Палата»Аппаратные совещанияНовости членов Национальной Медицинской Палаты
26.04.2024
На заседании тематической площадки Народного фронта Здравоохранение Центрального штаба Народного фронта председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И.И. Мохначук заявил: Активистами Народного фронта постоянно выявляются недостатки при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и кадровом обеспечении фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Обзор последних новостей аккредитации
06.03.2024
Вышел Проект нового Постановления Правительства о целевом обучении. Утверждена целевая квота на 2024 год, в том числе по программам ординатуры. Вышло Письмо МЗ РФ о том, что медикам не требуется оформление медкнижек и они не подлежат оформлению санминимума. Вышли февральские протоколы Центральной аккредитационной комиссии. Зарегистрирован профстандарт «Врач по спортивной медицине». В России приостановлена реализация плана мероприятий по внедрению МКБ-11.
Мощное повышение зарплат медикам: кому, когда и на сколько увеличат
01.03.2024
Весной 2024 года доходы российских медицинских работников должны увеличиться. Изменения вступят в силу 1 марта и коснутся медиков, трудящихся в малых городах, селах и районных центрах. А с 1 апреля врачи и медсестры по всей стране начнут получать повышенную окладную часть, при этом все дополнительные выплаты сохранятся.
Минздрав снизит частоту отчетности медучреждений перед Фондом ОМС
26.01.2024
Минздрав меняет форму договора об оказании медпомощи по ОМС. Ведомство решило сократить частоту отчетности медучреждений — вместо ежемесячных разрешается сверять расчеты с территориальными фондами только раз в квартал.
Общественники попросили Мишустина ускорить включение клинрекомендаций в программу госгарантий
26.01.2024
Общественная организация «Кожные и аллергические болезни» в письме к премьер-министру России Михаилу Мишустину обратила внимание на потенциальную задержку с включением современных форм лекарственной терапии в систему финансирования медпомощи.
Минздрав утвердил норму времени приема у врача-гериатра
18.01.2024
Минздрав утвердил норму времени амбулаторного приема у врачей-гериатров. На одно посещение пациентом в случае заболевания предусмотрено 45 минут, на профилактическое посещение — полчаса. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.
Минздрав представил новые правила поэтапного перехода на клинические рекомендации
17.01.2024
Минздрав России разработал проект поправок в постановление Правительства РФ о поэтапном переходе системы здравоохранения на работу по клиническим рекомендациям (КР). Уточнения гласят, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода до 2025 года, все равно обязательны для выполнения.
Правительство ограничит право главврачей лишать работников стимулирующих и премий
27.12.2023
Законодатели подготовили пакет поправок в ст.135 Трудового кодекса РФ, запрещающих работодателям произвольно лишать работников стимулирующей выплаты в связи с совершением дисциплинарного проступка. Документ опубликован в системе Госдумы, его внес сенатор Айрат Гибатдинов.
Путин ответил на вопросы граждан о здравоохранении
14.12.2023
Президент России Владимир Путин 14 декабря подвел итоги года и ответил на вопросы журналистов и жителей страны. Спрашивали главу государства о многих проблемах, в том числе из сферы здравоохранения. Путин успел ответить на вопросы о нехватке медкадров в новых регионах, дефиците некоторых вакцин, развитии первичного звена здравоохранения, своем отношении к абортам и процессу введения запрета таких процедур в частных клиниках. Затронул президент и другие вопросы отрасли.
Госсовет определил меры по развитию рынка труда
21.09.2023
21 сентября в Великом Новгороде Президент России провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации». В мероприятии принял участие Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин.