Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяМероприятияСъезды и конференцииПервый съезд врачей РФСтенограмма выступления Михаила Кузьменко

Стенограмма выступления Председателя Профсоюзов работников здравоохранения РФ Михаила Кузьменко

- Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Повестка сегодняшнего дня актуально и злободневна. Практически впервые, как сегодня было уже сказано, на обсуждение такого высокого собрания поставлены столь серьезные вопросы. Добиться позитивных результатов в вопросах совершенствования системы оказания медицинской помощи можно только при поддержке государства, общества и, безусловно, если в этом будут заинтересованы сами медицинские работники. Если социальное и пенсионное их обеспечение будет достойно тому вкладу, который они вносят в охрану здоровья населения. Пожалуй, дополнительный комментарий острота проблемы в этой сфере не требует, - о необходимости ее решения признано на самом высоком уровне. Об этом свидетельствуют указ президента от 7 мая 2012 г. и ряд других законодательных актов, которые вы все знаете прекрасно. В первую очередь речь идет о перспективе повышения заработной платы.

Предусмотренный и разработанный проект федерального бюджета, финансовые средства, в том числе в помощь и субъектам Российской Федерации, позволит, по расчетам Минфина, поднять зарплату врачей уже к 2015 году до 50 тысяч рублей. Но мне бы хотелось сегодня остановиться на несколько ином аспекте проблемы – на механизме формирования самой заработной платы. Неслучайно разработка программы поэтапного совершенствования по повышению оплаты труда работникам здравоохранения обозначена президентом страны. Здесь у профсоюза медицинских работников возникает множество вопросов, которые не может пока решить вариант программы, разработанной Минтруда Российской Федерации.

Основный список вопросов, представляемый актуальными и первоочередными. На мой взгляд, надо в первую очередь определиться с организацией труда и с системой оценки труда медицинских работников. Сегодня фактически нет единой системы оплаты труда. Она строится в большей степени в зависимости от финансов, носит распределительный характер, а меры по ее совершенствованию не имеют системную и отточенную направленность. Отсюда и вытекает наше предложение, связанное с решением таких вопросов, как формирование системы гарантий, которыми должны быть обеспечены работники. Первоочередной мерой по совершенствованию оплаты труда должна стать разработка базовой системы оплаты профессиональным группам. Этот вопрос необходимо поднять и решить в 2013 году.

Более того, очевидна необходимость утверждения базового оклада по первой квалификационной группе не ниже МРОТ, и на это должны быть изысканы финансовые средства, иначе нам сегодня не разрубить тот узел, о котором сегодня говорили, когда начинающий врач и медицинская сестра получают одинаковую заработную плату. К сожалению, эти вопросы в проекте программы, подготовленной Минтрудом, никак не отражены.

Еще одна проблема, реально имеющая место в системе оплаты труда, которая также не обозначена в этом проекте, - это установление выплат компенсационного характера. Сегодня тоже останавливались выступающие на этом вопросе. Наверное, сегодня условия труда в ряде случаев улучшены, но надо понимать, что нельзя сегодня после аттестации практически полностью отменять те оклады, нельзя уменьшать отпуск. Потому что это, как правило, делается из-за экономии финансовых средств, а не из-за того, что сотрудники стали работать в лучших условиях. Остается множество вопросов по оптимизации условий труда и заработной плате, конкретно – по соотношению постоянных и переменных начислений. Их обязательно придется решать при переходе на официальный контракт. Представляется недостаточной философия механизма решения этих проблем в предложенном Минтрудом проекте программы – совершенствование оплаты труда требует совершенно кардинального пересмотра его концептуальных основ.

Нельзя не остановиться еще на одном очень важном вопросе, который касается реализации эффективного контракта в условиях дефицита врачебных кадров, - это нагрузка работников, о которой сегодня мы тоже очень и очень много говорили. В чисто практическом виде это увеличение объемов дополнительной работы как за пределами, так и в пределах установленной нормы рабочего времени. Острота этих проблем приобретает в последнее время все более очевидный характер. Какое качество и инициативность можно требовать от врачей, если подавляющее большинство из них трудится за себя и  за того парня? Есть официально озвученные потрясающие цифры. Неудовлетворенность населения медицинской помощью в значительной степени обусловлено именно тем, что сегодня утрачена обычная человеческая связь между пациентом и врачом, который в условиях дефицита времени не способен уделить должного внимания больному.

Нельзя в этой связи не учитывать и другую сторону компенсации труда врача, которая приходит с годами: физиологическая изнашиваемость человека. Наверное, неслучайно по уровню профессиональной бедности и заболеваемости наша отрасль опережает даже химическую. Сегодня, когда проводятся кардинальные реформы в отрасли, хочется предостеречь организаторов здравоохранения от соблазнов решать накопившиеся проблемы только за счет внутренних ресурсов учреждений, т.е. сокращать кадры и увеличивать нагрузки на оставшихся. Это – тупиковый путь. Альтернатива – разработка научно обоснованной базы расчетов кадровых ресурсов. Сегодня необходимо позаботиться о том, чтобы  на следующий год эта нагрузка была научно обоснованна и реально соответствовала той работе, которую выполняет врач.

Безусловно, мы видим сегодня, что на государственном уровне предпринимается некоторое решение социальных проблем медицинских работников. С целью привлечения кадров на село в 2012 году реализуется проект «Земский доктор». Но, как показывает практика, привлечь молодого специалиста на село не так-то просто, даже предоставив ему миллион рублей и решение жилищной проблемы. Это еще раз подтверждает тезис о том, что  кадровую проблему надо решать в комплексе. В первоочередном порядке необходимо создавать условия для реализации специалистами профессиональных знаний и возможность достойно оплачивать их труд. Решить жилищные проблемы. Это – важнейшее условие привлечения и закрепления специалистов, повышение престижности профессии.

Но нельзя забывать и сбрасывать со счетов другие факторы, которые в каждодневной жизни становятся не менее значимыми: это возможность оздоровления, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, получение дорогостоящей медицинской помощи, льготные условия предоставления детям работников мест в детских садах, льготного ипотечного кредитования и др. Врач должен быть уверен и в сегодняшнем, и в завтрашнем дне, а не искать  источники, чтобы прокормить себя и свою семью.

Поэтому считаем, что разработка проекта стратегии должна быть связана с системой, который сегодня вынесен на обсуждение, - чтобы в ней была учтена специфика работы медицинских работников.

Вместе с тем, у профсоюза к этой системе есть очень большие претензии. Она заставляет работать уже нас и для получения пенсии. Если принять это на построение, то нужно проработать 40 лет, чтобы получить при такой системе пенсию. Посчитайте, когда мы должны с вами тогда уйти на пенсию?

Представляется, что основой для комплексного решения всех этих жизненно важных вопросов должна явиться государственная программа развития здравоохранения, разработка которой также обусловлена указом Президента. Недавно на состоявшейся коллегии Минздрава она была очень подробно рассмотрена. Разумеется, работы предстоит много. Более того, разрешение всех накопившихся проблем требует серьезного финансового обеспечения. Ведь уровнем экономического развития страны определяются и задачи здравоохранения. От условий и объемов его финансирования зависят возможность и необходимость медиков влиять на здоровье населения.

Участвуя в формировании федерального бюджета на предстоящий трехлетний период, мы понимаем всю сложность этого процесса. К сожалению, если оценивать в целом бюджетную политику в отношении здравоохранения, то я должен отметить, что все расходы нашей бюджетной системы в целом на сферу здравоохранения в процентном соотношении от ВВП будут сокращаться. Вряд ли в этих условиях можно рассчитывать на кардинальное повышение качества оказания медицинской помощи. Ведь ВОЗ рассматривает в качестве низшего предела показателя этого качества – 5,5-6%. Сколько у нас? Вы знаете.

Думаю, что в рамках основного обсуждения бюджета в Государственной Думе объединенное медицинское сообщество, которое на сегодняшний день готово заявить о своем участии с управлении процессом реформирования отрасли, должно влиять на решение и этого вопроса.

Завершая свое выступление, я хочу еще раз подчеркнуть, что консолидация усилий всей медицинской общественности, совместная работа с отраслевым министерством именно сегодня может стать основой успешного реформирования отрасли в привязке к реальным рыночным условиям, - но исходя при этом из понимания необходимости развития лучших традиций отечественного здравоохранения и обеспечения принципиального статуса медицинского работника. Тем более, что работа с министерством здравоохранения показала, что руководство министерства полностью разделяет нашу озабоченность судьбой здравоохранения и незавидным положением медицинских работников. Наверное, прошло время выведения и обозначения проблем, а пришло время их практического разрешения. Спасибо.

Наши партнеры

Медицинский вестник