Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Стенограмма выступления Президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля

- Дорогая Вероника Игоревна, дорогой Игорь Петрович, дорогие друзья. Кроме президента, я еще нормальный доктор (аплодисменты, смех). Только что прошел форум, где 2000 человек собралось со всей страны, на котором тогда выступила прекрасная Вероника Игоревна за день до ее назначения министром. Я считаю, что это был подвиг с ее стороны. Затем, когда  ее послушали п, то поняли, что это, наверное, нужно сделать.  И молодая Национальная медицинская палата подставила плечо еще молодому министерству. Сегодня этот съезд, его программа и решения, кодексы и так далее – были созданы в полном содружестве, подчеркиваю, министерства с Национальной палатой. Это очень оправданно. Мы все считаем, что хватит нам бодаться и критиковать, а работать надо вместе.

Мы должны сказать, что живем сейчас в несколько другой эре. Не забывайте, что мы за многое долго боролись и достигли успехов. Сегодня нет министерства социального и медицинского развития. Сегодня министерством здравоохранения руководит профессионал, и ее сегодняшний доклад подтверждает это. Мы услышали внятную, правильную и очень критичную речь. Я благодарю Веронику Игоревну за такой доклад, с ее призывом к жесткой и непримиримой борьбе с прошлыми кривыми идеями. Это после эпохи страха и гонения на свою жизнь и эпохи волюнтаристских решений, как я думаю.

Какие у нас проблемы? Первое – это, конечно, кадровые. С кадрами у нас катастрофа. Если мы эту проблему не решим, то здравоохранение у нас рухнет просто. Мы говорим о целевой подготовке, другой подготовке. Раньше говорили о том, что мы должны платить за обучение: колхоз там, совхоз, предприятие. Это не помогает все равно, потому что потом приходят, дают деньги и говорят «до свидания». Я не знаю, как целевой контракт подготовлен, насколько это все юридически, чтобы потом деньги не возвращали обратно, - я упрямо стою на необходимости распределения. Так, чтобы студенты учились за государственный счет, а потом не отдавали то, что должны отдать. Вот эта формы – мне было приятно сейчас, когда во время интерактивного голосования 90% врачей проголосовало за необходимость государственного распределения выпускников. Это – принципиальный вопрос. Если для этого в Конституции надо что-то менять, то надо менять Конституцию. Потому что иногда мы ее за одну секунду меняем, за одну неделю. Это – важный вопрос. Я за распределение.

Социальные льготы для медиков, низкая заработная плата нас приведут к краху государственной системы здравоохранения, к увеличению частного здравоохранения и к неизбежному повышению платности здравоохранения и недовольства народа. А следующие выборы будут недалеко. Они будут через четыре года, а время летит как стрела. Я поездил по России, посетил больше 60 регионов, - поэтому я знаю, что происходит в стране. Такой дисбаланс не может быть в одной стране, в одном государстве, когда в одном регионе за одну и ту же работу врач получает 14 тысяч, а в другом – 60 тысяч. Когда в одном регионе подушевой норматив составляет 5 тысяч, а в другом – 35. Что это страна? Это отдельные княжества, что ли, или как? (Аплодисменты). Отмечу, что это было сказано мной не только здесь, но и было прямо сказано в глаза руководству страны.

Я не согласен с тем, что сегодня не прозвучало ничего о концепции. Программа – это программа, а концепция – это концепция. Мы много говорили о концепции, нас обводили вокруг пальца. Концепции не было, а законы один за другим принимали. Я понимаю так: сначала должна быть концепция, а потом уже законы по этой концепции, а не наоборот. Я думаю, что все-таки время наступит, и мы должны сделать концепцию. Правовые отношения, организационные формы. Вы посмотрите, куда мы идем. Это все должно быть обсуждено и не должно быть сделано кулуарно, а сделано должно быть вместе с нами. И отсутствие смычки – гражданского общества. В результате мы ставим вопрос о правомерности правоприменении уже изданных законов и подзаконных актов, которых сегодня практически нет еще по отношению к последнему закону. В чем было не не нынешнее министерство.

Напомню: стандарты в порядке. Они ведь отправлены на доработку в министерство. Остается до конца года, сколько? С 1 января успеем ли мы это сделать или нет? Так, чтобы спешки тоже не было. Надо поговорить с регионами, чтобы они адаптировали это все к себе. Это очень важно.        

Я скажу, что сейчас новому министерству досталась тяжелая ноша. Им сложно будет работать, поэтому мы все им должны просто помочь.

Были и характерные волюнтаристские решения, организационные пробелы. В отсутствие четких и продуманных проектов, доказывающих необходимость этих реформ, - это просто поражало. Сразу всю страну через коленку – давайте делать будем так. Делайте нормально, а так: посмотрите, что получается. Нет, всю страну. Все торопимся, все дешевле. И – неудовлетворенность народа. 30% населения только довольно нами, а мы – ими. Это – к вопросу ответственности граждан за свое здоровье. То, что сегодня звучало, и звучало еще на форуме, звучало при обсуждении закона «Об охране здоровья», когда Национальная медицинская палата в этом обсуждении участие. Мы говорили об ответственности. Где это? Мы сказали об ответственности, а какая это ответственность? Как это надо сделать? Это – проблема, которую надо решать.

Главный вопрос – недофинансирование здравоохранения. Друзья, 3-4% от внутреннего валового продукта у нас в стране. В два раза ниже, чем в рядом находящихся, в цивилизованных странах, где это составляет 7-8-9%, даже 10%. Я недавно Владимиру Владимировичу показал такую картинку: страна, ВВП, показатели смертности и продолжительности жизни. Прямая зависимость. Если вы хотите увеличить продолжительность жизни, то давайте. Я не говорю, что у нас есть деньги, есть расходы, но говорю о принципиальном вопросе.

Я бы сегодня осудил Минфин и Минэкономики, которые предлагают в перспективе не увеличить расходы, а дойти до 2,8%. Это же преступление. Я такого не понимаю: как так можно при наших проблемах уменьшать еще финансирование здравоохранения? Потом, слушайте: мы же это все проходили. Когда Минфин вводил ОМС, когда деньги пошли по нему, то бюджет он снял. Сейчас 2% прибавили, по нему мы получили деньги, и снимается с бюджета. Совесть есть? Мы остаемся при том же. Я думаю: если они победят, то все решения Путина останутся на бумаге.

Говорю вам: модернизация необходима, но не надо из нас делать загнанных лошадей, да еще с законодательными препонами 94-го ФЗ. (Аплодисменты).  Модернизация должна быть продолжена неспешно. Неиспользованные деньги – нужно дать возможность перенести их на следующий год. (Аплодисменты). Должна быть спокойная работа. Необходимо, чтобы расходы по гарантии оказания медицинской помощи были восполнены полностью, по назначению.  Не восполнены – есть гарантия оказания медицинской помощи, да тут еще и модернизация.

Я здесь поговорил с народом, и общее мнение такое: сегодня заработная плата на одну ставку у врача должна быть 50-60 тысяч. (Аплодисменты). В цивилизованных странах министерства здравоохранения не занимаются профессиональной деятельностью. Они в течение многих лет создавали профессиональные организации и передавали им функции своей профессиональной деятельности. Это показало свою эффективность. Нам нужно их путь пройти, но за более короткий срок. У нас времени нет. Сейчас у нас заложено уже и в законе последнем, и в представлении правительству Медведева четкие юридические критерии построения гражданского медицинского общества, начиная с территории и заканчивая общероссийской организацией. Здесь болтовня уже уходит, уже работает закон. Но мы еще сегодня не готовы взять на себя эти функции, которые прописаны в законе.

Препятствия для создания единой медицинской организации были огромные, создавались иные, придуманные по принципу «разделяй и властвуй». Надеюсь, что точку невозврата в этом с вами прошли, и другого пути у нас нет. Мы сегодня заложили только фундамент, делаем первый шаг, организуемся. Затем нужно будет сделать второй шаг – введение регионального саморегулирования, самоуправления профессиональной деятельностью. Подчеркиваю, не всего здравоохранения, не назначения главных врачей больниц, а то, что входит в знание и умение доктора. От этого и качество оказания медицинской помощи, и престиж нашей профессии только повысятся.

Мы должны поблагодарить Саркисяна, Российскую медицинскую ассоциацию, за их многолетнюю работу. Они пытались что-то сделать и вместе с министерством, и без министерства, и прочее. Но мы по их пути не пойдем. Если вы посмотрите их решения, то ни один пункт прекрасных решений не был выполнен. Это – к вопросу по поводу выпускания пара.

Мы были у Дмитрия Анатольевича, и он написал распоряжение о необходимости создания комплексного плана для реализации резолюции форума, который мы прошли, и программы Народного фронта «Здоровье нации». Кстати, хорошая программа. Посмотрите ее. Это, действительно, не политическая программа. Кстати, когда сегодня говорили о дежурстве  на дому, мы тоже подставили свое плечо для того, чтобы дежурство на дому было. Мы поднимали этот вопрос. Также – в отношении заработной платы ординаторам и аспирантам, чтобы она была увеличена в два раза.

Мы, вообще, с вами беззащитные, и кто-то нас должен защищать. Это, прежде всего, должна быть профессиональная организация. В нашу задачу и входит как раз защита своих членов. Яркий пример – история с профессором Тахчиди – директором института глазных болезней. Какое огромное давление было оказано на суд.  Я благодарю прокуратуру страны, которая в этом вопросе заняла принципиальную позицию. Давайте мы вместо Бокерия поставим заведующим институтом кардиологии проктолога, вместо акушера-гинеколога – кого-то там еще, и тогда у нас все будет с вами нормально. Да, я думаю, что выражу общее мнение медицинского сообщества, что мы на вашей стороне. Согласны? (Аплодисменты). Потому что так нельзя с нами обращаться.

Мы выступили в защиту академика Чучалина. Мы будем судиться. Мы специально создаем такой орган, чтобы судиться со СМИ, которые несут всякую грязь и унижает достоинство. (Аплодисменты). Мы это сделаем с вами.

Мы работаем над проектом непрерывной профессиональной подготовки. От слов мы перешли к делу в самой болезненной точке – это участковые врачи, педиатры и терапевты. Самая многочисленная группа, от которой очень многое зависит. Мы сейчас начали разрабатывать методику непрерывной персонифицированной бесплатной дистанционной подготовки участковых педиатров и участковых терапевтов. Мы это сделаем в самое ближайшее время.

Мы работаем над независимой персональной экспертизой – внедрением третейских судов, страхования профессиональной деятельности. Огромная работа. Мы много лет проводим эту работу с удовольствием и не остановимся.

Я хочу сказать, что следующий совместный съезд мы надеемся, что проведем его опять вместе с министерством. Я предлагаю министерству на следующий съезд спокойно поработать, а все вопросы организации съезда врачебного должна взять на себя профессиональная медицинская организация. (Аплодисменты). Благодарю вас за внимание, здоровья всем.

Наши партнеры

Медицинский вестник