Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяМероприятияСъезды и конференцииПервый съезд врачей РФСтенограмма выступления Александра Чучалина

Стенограмма выступления директора НИИ пульмонологии, академика Александра Чучалина

- Добрый вечер, уважаемый президиум, уважаемые коллеги. Конечно, для меня высокая честь – выступить сегодня на съезде врачей России и коснуться такой предельно чувствительной темы, касающейся этики, морали и онтологии современного врачебного общества.

Мы должны нести самые лучшие традиции гуманной медицины, но этика является той экономичной отраслью, как и роботехника, для которой мы не можем написать какой-то кодекс как догму, по которому мы жили бы долгое время во многих местах. Тем не менее, сегодняшний наш съезд говорит о том, что у нас очень серьезная проблема именно в этике.

Каждый из вас, участников съезда, получил кодекс профессиональной этики врача России. Там представлена структура. Теперь я хочу вернуться к предыдущему докладу. Она подняла вопрос – врач и общество. Вы обратите внимание, какой высокий уровень Россия продемонстрировала в той трагедии, которая разыгралась в Краснодарском крае. Особенно чувствительна была та часть кодекса, которая касается отношений врач и пациент. Вы обратите внимание на то, как работали врачи различных учреждений – федеральных, местных, республиканских и, собственно говоря, из многих других мест. Доклад существенно предвосхитил то, о чем я собираюсь говорить.

Раньше и его коллектив, и наш активно работающий профессор Пушкарев показывает, что значит на сегодняшний день научно-исследовательская работа. Но есть и холодный душ в этой теме. В феврале этого года отобраны наши молодые врачи. Они сдавали экзамен по стандартам,  который разработан в Западной Европе. Есть раздел в этой программе, который касается современной этики медицины. Оказалось, что для нашей молодежи это было просто провальной темой. Они вступить и ответить на те вопросы, которые формирует Запад, были не в состоянии.

Три года назад вместе с Леонидом Михайловичем мы участвовали в телемосте по инициативе президентов России и Франции по проблемам, в частности, этики. Знаете, мы с ним с большим трудом вытягивали эту тему. Иначе говоря, у нас большой разрыв в том, как мы живем и как мы оформлены, и то, как сегодня формируется эта медицина на Западе.

Конечно, я не ставлю перед собой цели рассказать о структуре этого документа, рассказать о статьях. Это было бы, все-таки, с моей стороны не интеллигентно, если бы я сейчас занялся этой работой. Я свою задачу вижу в другом: вот тот съезд, который мы сегодня проводим в Москве, в Кремлевском дворце съездов, - это связь времен. Потому что врачебное сообщество в отличие от многих других имело и имеет очень большое значение именно в формировании истории этики. Мы благодарны тому, что именно медицина имеет такого Бога медицины и врачевания, как Асклепий, как его две замечательные дочери Гигиея – богиня красоты и гигиены и как его другая дочь Панацея, которая принесла нам великие традиции, связанные с лекарственными препаратами. Именно у Асклепия формировался тот период, когда появился такой замечательный врач, который до наших времен принес нам клятву Гиппократа.

Вот, где эта разница между этикой и той клятвой, которую мы сегодня вам представляем? Собственно говоря, на этот вопрос ответили этих два великих философа: Платон – учитель и его ученик Аристотель.  Обратите внимание: об этом пишут исследователи. Платон, который поднял ладонь вверх, и Аристотель, который протягивает руку за горизонт, - речь идет об истине. Аристотель на прогулке с Платоном утверждает эту концепцию – концепцию этики. Первый ученый – сын врача, который создал учение об этике.

Вы знаете, цивилизация прошла очень сложный путь. Здесь есть хорошие слова: Амикус суб Плата амикос веритас (на латыни, перевод: Платон мне друг, но истина дороже). Изначально эти слова принадлежали Платону, а в последующем сказались все-таки этические принципы. Они гораздо выше того, что есть.

Путь, который мы сегодня с вами обсуждаем, действительно очень сложный для того, чтобы воспринять, но без него мы дальше двигаться не можем. Вот те кричащие истории, свидетелями которых мы являемся, - одна из причин, побуждающих общество вести себя так, связана с тем, что у российских врачей нет именно этого этического кодекса. Не выстроены вот те взаимоотношения, которые я представил вам выше. Хотя я должен сказать, что российские ученые внесли очень большой вклад. После окончания Второй Мировой войны, когда цивилизация переживала драму, связанную с нацизмом, первый ученый, который написал обобщающую книгу и побудил, собственно говоря предвосхитил решения Всемирной медицинской ассоциации врачей, - это был онколог Петров Николай Николаевич. Анатолий Петрович Зильбер – энциклопедического склада человек, который касается именно того раздела, - он был в ординатуре у Петрова и помнил, как Николай Николаевич писал этот раздел. 

Прошли годы, и потом академия медицинских наук провела замечательную конференцию по инициативе Николая Николаевича Блохина – тогдашнего президента академии медицинских наук Советского Союза. Она была посвящена тоже вопросам этики. Его поддержал Борис Васильевич Петровский и целый ряд других. Иначе говоря, у нас, у российских врачей, - и я хотел бы особенно сделать акцент на то, что у нас есть связь времен, и нам этого потерять нельзя.

Когда медицинская национальная  палата теперь уже более двух с половиной лет назад инициировала этот проект, она хотела, конечно, объединить ученых разных уровней для того, чтобы появился этот кодекс, который мы сегодня имеем.

Уважаемые коллеги, я хочу сделать особый акцент на философе Ильине Иване Александровиче. Он живет уже в Женеве. Его тянуло на Родину. Когда он вспоминал Родину, то на первое место в образе этого человека всплывал московский врач. Переступая какие-то свои пороги, он пишет это замечательное эссе о призвании врача. Он мучился и не знал, дойдет ли это его письмо до Москвы, дойдет ли оно до адресата – московского врача. Но в этом письме он пишет, что лечил своих пациентов иначе, чем иностранные доктора, лучше и зорче, глубже, ласковей и с большим эффектом, чем они. Ильин спрашивает: я спрашиваю себя, чем отличается лечение, которое он применяет? Прошло время, и доктор московский спустя значительный период времени ответил Ильину. В этом письме московский врач (обратите внимание) пишет: «Во всяком случае этот способ лечения соответствует прочной и сознательной русской медицинской традиции».

Какая же это традиция? Она очень простая. Она сегодня звучит во многих докладах. Об этом говорил Дмитрий Анатольевич, об этом говорила Вероника Игоревна, Евгений Иванович Чазов и т.д. Она проста по своей сущности. Согласно этой традиции деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода. Дело служения. Знаете, они, находясь в этой переписке, - он подчеркивает большое влияние философии православия как любви к человеку. Конечно, олицетворением именно этой вершины является замечательный наш соотечественник архиепископ Лука, именем которого названо наше общество православных врачей России. Но это был человек, который оставил уникальнейшие работы, - не только те, которые касаются самой православной церкви. Если вы помните его путь: путь московский, путь ярославский, путь, когда он работал в Самарской области, и, наконец, начинается его длительный путь – Ташкент, Красноярск, Архангельск, опять Красноярск, Енисейск и так далее. Что он сделал в своей жизни? Когда читаете его очерки про гнойную хирургию, то вы, конечно, поражаетесь любви врача к больному человеку.

Собственно говоря, мы, российские врачи, должны совершенно по-другому реализоваться на сегодняшний день. Есть еще одна сторона, о которой сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он много внимания уделял и несколько раз возвращался к этому понятию, которое ввел в наш быт Бобрыкин: что такое интеллигенция. И вот для того кодекса, который мы получили, - он в высшей степени отвечает тем высоким требованиям интеллигенции. Это – умение войти в положение каждого и при этом не быть навязчивым человеком.

Когда мы работали над этим документом, то как раз хотели, чтобы первый съезд врачей России вошел бы в историю как замечательный день российского здравоохранения. Я думаю, что это – хорошая страница в нашей истории.  Она оставит очень много замечательных докладов, выступлений. Эта история оставит и тот документ, который вы сегодня, каждый из вас получили. Я хотел бы вас заверить в том, что та группа, которая работает под эгидой национальной медицинской палаты, - мы будем рады, если вы с нами вступите в творческий союз и, как я уже показал и показали два последних доклада, - это не догма. Этика и кодекс профессиональной этики врача – это не надолго, он должен обязательно меняться, обязательно должен совершенствоваться. Потому что пришла биоэтика, пришли геномика. Об этом сегодня было много сказано, как резко меняется лицо современной медицины.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы выделить самое главное. Здесь очень много говорили о педагогике, ей оказывается большое внимание. Хочется выделить особенно то, что должно остаться в памяти: какой должна быть миссия врача России? Она состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинстве человека и его жизни. Благодарю вас за внимание, с которым выслушали мой доклад.

Наши партнеры

Медицинский вестник