Комментарии к письму ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/
Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор
Алексей Старченко
Статьи эксперта
Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи
Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи
Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе
Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи
Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?
Письмом ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230» объявлен и фактически вводится в действие «Перечень обязательств медицинской организации и последствия их неисполнения, влекущие возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи».
В соответствии нормой ч. 8 ст. 39 «Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: «За неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором».
В соответствии нормой ч. 2 ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ: «Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым правилами обязательного медицинского страхования».
В соответствии с нормой ст. 41 Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи»: «Суммы, не подлежащие оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи».
Таким образом, в настоящее время законодательно установлена возможность применения экономических и штрафных санкций к медицинской организации со стороны СМО в соответствии с заключаемыми между ними договорами, при этом отсутствует прямая норма о праве СМО применять санкции за ненадлежащее качество оказанной учреждением здравоохранения медицинской помощи в конкретном размере.
Типовая форма Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденная приказом МЗ и СР РФ от 24.12.2010 N 1184н, не содержит конкретный размер санкций, применяемых к медицинской организации со стороны СМО и ТФОМС за ненадлежащие объем и качество оказанной медицинской помощи по перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, утвержденному приказом ФОМС от 01.12.10 г. № 230.
В соответствии с п.11 ст. 39 «Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Федерального Закона от 29.111.10 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» «11. Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности».
Приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 N 1184н по согласованию с Росстрахнадзором (рег. Минюст России № 19714 от 04.02.11 г.) утверждена типовая форма договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, которой не предусмотрены какие-либо штрафные санкции со стороны страховых компаний к учреждениям здравоохранения.
Реализация на практике предложений, изложенных в письме ФОМС от 15.03.2011 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 г. № 230», который не является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ № 326-ФЗ не праве устанавливать ни форму типового договора, ни ограничительные требования к нему в форме каких-либо штрафных санкций, крайне затруднительна, кроме того затрагивает права и законные интересы субъектов и участников системы ОМС: учреждений здравоохранения, СМО, ТФОМС (в силу возможного обвинения в превышении, либо в злоупотреблении должностными полномочиями в части самостоятельного внесения изменений в типовой договор, не имея законом установленных полномочий), медицинских работников (подлежащих материальным взысканиям при предъявлении штрафа учреждению здравоохранения за оказание помощи ненадлежащего качества медицинским работником) и застрахованных лиц - граждан РФ, которые в силу п.1 ст. 16 «Права и обязанности застрахованных лиц» имеют право на: 6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи; 8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Таким образом, полагаю, что изданием ФОМС письма от 15.03.11 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 №230»:
- нарушается порядок вступления в юридическую силу актов, затрагивающих права и законные интересы граждан РФ;
- нарушается порядок утверждения и регистрации нормативных актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан РФ;
- создается не соответствующий законодательству РФ порядок ограничения прав и законных интересов граждан-пациентов и граждан-медицинских работников в обход существующего законного порядка, т.е. неуполномоченным законом органом, не являющимся федеральным органом исполнительной власти и в форме ненормативного документа (письмо).
Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор
Алексей Старченко
Статьи эксперта
Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи
Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи
Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе
Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи
Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?